Бюджетирование как средство координации деятельности всех структурных подразделений организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – анализ бюджетирования как средства координации деятельности всех структурных подразделений организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решения ряда задач:
- Раскрыть сущность, понятия «бюджетирования»;
- Определить особенности составления бюджетов;
- Рассмотреть организацию системы бюджетирования на предприятии.
- Охарактеризовать центры финансовой ответственности, как способ координации деятельности структурных подразделений организации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
1.Теоретическая часть
Основные понятия, цели и задачи бюджетирования……………….….. 5
1.2. Структура и виды бюджетирования……………………………………….10
1.3 Использование бюджетирования в целях координации деятельности всех структурных подразделений организации ……………………………… 23
2. Практическая часть……………………………………………………… ......34
Заключение……………………………………………………………………… 39
Список литературы…………………………………………………………..…. 41

Файлы: 1 файл

курсовая работа по БУУ 1.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ  ПРАВИТЕЛЬСТВЕ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

по дисциплине Бухгалтерский управленческий учет

 

 

 

Тема «Бюджетирование как средство координации деятельности всех структурных подразделений организации»

 

 

                                                               

 

Выполнил:

 
 

Факультет:

УС

 

Специальность:

БУАиА

 

Курс:

5

 

Форма обучения:

День

 

Зачетная книжка:

 

Проверил:

   

 

 

 

 

 

 

Ярославль – 2012 г.

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………….. 3

1.Теоретическая часть

    1. Основные понятия, цели и задачи  бюджетирования……………….….. 5 

1.2. Структура и виды  бюджетирования……………………………………….10

1.3   Использование бюджетирования в целях   координации деятельности  всех структурных подразделений организации ……………………………… 23

2. Практическая часть………………………………………………………  ......34

Заключение……………………………………………………………………… 39

Список литературы…………………………………………………………..…. 41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Во всем мире для нормальной работы предприятия существует три  вида учета: финансовый, налоговый и  управленческий. Каждый из них служит своим целям. Финансовый существует для представления понятной отчетности внешним пользователям: акционерам, инвесторам, кредиторам. Налоговый интересует исключительно налоговые органы, а управленческий предприятия ведут для себя.

Управленческий  учет – вид хозяйственного учета, обеспечивающий выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для планирования, управления и контроля за деятельностью организации.

Предмет управленческого  учета – совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством.

Обращение к теме бюджетирование как средство координации деятельности всех структурных подразделений  организации актуально и правомерно потому, что экономические реформы  в России создали условия для  повышения деловой активности экономических субъектов страны. В этих условиях на первый план выдвигаются проблемы финансового управления предприятием. Управление предприятием невозможно без финансового планирования работы предприятия, а также контроля над выполнением разработанных финансовых планов.

В основе планирования и контроля лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация, необходимая для планирования, собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета.

Поэтому планирование и  контроль результата деятельности предприятия стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления и служащего для обеспечения достоверной информацией. В нём отражаются результаты планирования и контроля в виде определённых финансовых данных. С его помощью разрабатывается стратегия эффективного развития предприятия в условиях конкуренции, а также неопределённости в условиях рыночной экономики и он служит важным инструментом достижения его целей.

Бюджетированием в бухгалтерском  управленческом учете называется процесс планирования, следовательно, бюджет (или смета) – это план.1 Планирование, нормирование и контроль являются важнейшими элементами метода управленческого учета. Именно их применение создает эффект оперативности, благодаря которому управленческий учет выгодно отличается от финансового учета в процессе подготовки и принятия управленческих решений.  Любое предприятие, достигшее среднего размера и, как следствие, имеющее такую организационную структуру, при которой службы предприятия обладают определенным уровнем самостоятельности, нуждается в планировании и контроле.

Цель курсовой работы – анализ бюджетирования как средства координации деятельности всех структурных подразделений организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решения ряда задач:

- Раскрыть сущность, понятия «бюджетирования»;

- Определить особенности составления бюджетов;

  - Рассмотреть организацию  системы бюджетирования на предприятии.

- Охарактеризовать центры  финансовой ответственности, как  способ координации деятельности структурных подразделений организации.

В ходе выполнения работы использовалась научная литература отечественных авторов Вахрушиной М.А., Егоровой Л.И., Керимова Б.А., Пилипенко В.И., Курсовая выполнена на 42 страницах, содержащих введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы.

 

 

 

Теоретическая часть

    1. Основные понятия, цели и задачи бюджетирования

Одним из проверенных   мировой практикой эффективных  способов управления предприятием в  рыночных условиях является бюджетный метод управления. Этот метод в различных вариантах применяется практически всеми крупными и средними предприятиями (фирмами), а в последнее время стал популярен и в малом бизнесе.

Бюджетирование представляет собой единую систему планирования, контроля и анализа денежных потоков, а также финансовых результатов. Важнейшим элементом бюджетирования является финансовое планирование — управление процессом создания, распределения и использования финансовых ресурсов предприятия. А бюджет — это финансовый план, другими словами, план деятельности предприятия на определенный период, выраженный в денежной форме, в котором отражаются такие показатели деятельности, как:

  • планируемая величина дохода, которая должна быть достигнута в результате деятельности;
  • расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода;
  • капитал, который необходимо привлечь для достижения цели деятельности и т.п 2

По мнению некоторых  экономистов, текущее финансовое планирование (бюджетирование) является основной частью перспективного финансового плана  и представляет собой конкретизацию его показателей.

Бюджет обычно показывает планируемую величину дохода, который должен быть достигнут и величину расхода в связи с получением дохода.

       Цель  бюджетирования – повысить эффективность  деятельности организации путем усилий всех сегментов.

Преимущества бюджетирования проявляются в принудительном краткосрочном  и долгосрочном планировании ресурсов предприятия, поведения конкурентов  и особенно текущего и проектируемого рыночного спроса продукции. По этим стратегическим аспектам разрабатываются планы и формируются бюджеты всех уровней и разной периодичности.

Такое количество бюджетирования как системность означает, что  в бюджетном процессе совокупность бюджетов отдельных центров ответственности  в обязательном порядке формирует сводный бюджет предприятия в целом.

Центр ответственности – это руководитель звена, бригады, цеха, подразделения и т.д. Работа центров ответственности оценивается по отчетам о выполнении бюджета, что мотивирует ответственность менеджеров. При этом невыполнение плана указывает на то, что на данные центры ответственности следует обратить внимание. 3 Качество показателей бюджетов становится выше, если в основу их расчета положены не приблизительные данные,  а нормативные расчеты. Выявленные отклонения по факторам в системе аналитических счетов является информационной базой анализа исполнения бюджетов.

 Объектом бюджетирования служит хозяйственная деятельность предприятия как единое целое, и бюджетные показатели для отдельных подразделений и по отдельным сегментам хозяйственной деятельности устанавливаются исходя из критерия максимилизации конечных финансовых результатов предприятия в целом, а не повышения эффективности данного отдельного сегмента.

Бюджетирование в управленческом бухгалтерском учете включает в себя следующие задачи:

  • прогнозировать финансовое состояние, потребность в финансовых ресурсах, финансовые итоги, т.е. разработка бюджета (включая согласование и утверждение);
  • контроль за расходованием, финансовых и материальных ресурсов, обеспечение плановой дисциплины (соответствие плана и факта);
  • сравнивать запланированные и фактически полученные результаты;
  • оценивать и анализировать причины выявленных отклонений фактических данных от плановых, чтобы своевременно реагировать на них.
  • согласование интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию и т.п.

  Бюджетирование позволяет руководству организации осуществлять

 ряд функций:

- Функция планирования. Бюджетирование способствует правильному и четкому определению цели на предприятии, разработке стратегии бизнеса. Планирование будущих хозяйственных операций, при котором руководство более тщательно разрабатывает планы развития предприятия, принимает во внимание возможные изменения условий деятельности и заранее разрабатывает меры, позволяющие объективно реагировать на предстоящие изменения условий.

- Функция учета. Система учета должна представлять точные факты по подразделениям, видам продукции, районам торговли или комбинации этих показателей. Благодаря бюджетированию на предприятии появляется возможность получать точную информацию, сравнивать намеченные цели с действительными результатами деятельности предприятия.

  • Аналитическая функция (переосмысление бизнес-идеи, коррекция стратегии, постановка дополнительных целей, анализ операционных альтернатив);
  • Функция финансового планирования (вынуждает планировать и тем самым обдумывать будущее);
  • Функция финансового учета (вынуждает учитывать и обдумывать совершенные действия в прошлом и тем самым помогает принимать правильные решения в будущем);

- Функция координация. Качественно составленный бюджет позволяет координировать и согласовывать работу всех подразделений в пользу предприятия в целом;

- Функция управления – в процессе реализации бюджета сравниваются фактические результаты со сметными значениями, что позволяет установить, какие расходы не соответствуют нормативным, и провести анализ отклонений. Такой анализ помогает своевременно определить, какие виды затрат необходимо рассмотреть в первую очередь, наметить новые мероприятия для исправления создавшейся ситуации.

  • Функция финансового контроля (позволяет сравнивать поставленные задачи и полученные результаты, выявляет слабые и сильные стороны). Если, например, фактические затраты больше планируемых, то имеют место отрицательные отклонения. Необходимо определить причины, их вызвавшие, и разработать мероприятия, направленные на их уменьшение. В процессе контроля составляются отчеты о выполнении бюджетов. При составлении отчетов должны учитываться следующие принципы:
  • своевременность – поступление информации об отклонениях как можно быстрее после завершения отчетного периода;
  • точность – информация должна быть достаточно точной, неточная информация приведет к принятию нерациональных решений;
  • соответствие информации уровню компетенции пользователя;
  • информация в отчетах для каждого уровня должна освещать в большей степени контролируемые этим уровнем статьи доходов и расходов;
  • адресность, т.е. информация должна предоставляться менеджерам, имеющим полномочия на ее получение.

- Функция оценки – бюджет позволяет руководству организации объективно оценить деятельность каждого работника подразделения по реализации поставленных задач в зависимости от его способности достичь целей, намеченных в статическом (жестком) бюджете, продвигать его по службе в некоторой зависимости от исполнения этого бюджета.

- Мотивационная функция. Симулирования руководителей всех подразделений предприятия, если каждое подразделение принимает активное участие в разработке бюджета и знает, что ожидают от него для осуществления бюджета исходя из интересов предприятия в целом;

  • Коммуникационная функция (согласование планов подразделений компании, нахождение компромиссов, закрепление ответственности исполнителей).4

Для выполнения этих функций  необходимо иметь данные бюджета и исполнительских отчетов. Отчет исполнителя — это изменение фактического состояния объекта. Он, как правило, состоит из сравнения бюджетных и фактических результатов. Расхождения бюджетных и фактических данных называются отклонениями. Отчет помогает управлять по отклонениям, что позволяет менеджерам на практике концентрировать усилия на процессах, заслуживающих внимания, а не на тех, которые исполняются без отклонений.

Информация о работе Бюджетирование как средство координации деятельности всех структурных подразделений организации