Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 21:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджетирования как средства координации деятельности всех структурных подразделений предприятия.
Задачи курсовой работы: раскрыть структуру бюджета предприятия, рассмотреть основные этапы составления бюджета, а также рассмотреть управление процессом бюджетирования предприятия.
Введение…………………………………………………………………..3
I. Теоретическая часть……………………………………………………4
1. Понятие и функции системы бюджетирования организации…...4
2. Классификация бюджетов…………………………………………7
3. Статические и гибкие бюджеты…………………………………..10
4. Основные этапы составления бюджета предприятия…………...13
5. Управление процессом бюджетирования предприятия………...16
II. Практическая часть…………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………..23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»
на тему: Бюджетирование как средство координации деятельности всех структурных подразделений организации.
Исполнитель: Пожарская А.Г.
специальность БУ, А и А
группа 5 курс/вечер
№ зачетной книжки 06УБД14071
Руководитель: Новлянская Н.Л.
Владимир – 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Теоретическая часть……………………………………………………4
1. Понятие и функции системы бюджетирования организации…...4
2. Классификация бюджетов…………………………………………7
3. Статические и гибкие бюджеты…………………………………..10
4. Основные этапы составления бюджета предприятия…………...13
5. Управление процессом бюджетирования предприятия………...16
II. Практическая часть…………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..23
Введение
Стремление работать с максимальной экономической отдачей заставляет сегодня многие компании реформировать как свою внутреннюю организационную структуру, так и методы управления бизнесом, одним из которых является бюджетирование. Под бюджетированием в бухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования.
Бюджетирование позволяет согласовать деятельность подразделений внутри компании и подчинить её общей стратегической цели. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчетные (фактические) данные. В процессе бюджетирования обеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по достижению запланированных финансовых показателей в результате образования, распределения и использования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, а также в результате формирования и изменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов компании.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджетирования как средства координации деятельности всех структурных подразделений предприятия.
Задачи курсовой работы: раскрыть структуру бюджета предприятия, рассмотреть основные этапы составления бюджета, а также рассмотреть управление процессом бюджетирования предприятия.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Понятие и функции системы бюджетирования организации
Среди главных задач, стоящих перед финансовыми службами организации – формирование и контроль за исполнением бюджета, который является одним из основных финансовых документов организации, позволяющим планировать её денежные потоки.
Бюджет – это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.[8,c.230]
По мнению некоторых экономистов, текущее финансовое планирование (бюджетирование) является основной частью перспективного финансового плана и представляет собой конкретизацию его показателей.
Бюджетирование – это непрерывный циклический процесс формирования бюджетов, направленный на приведение в соответствие возможностей организации условиям рынка, и контроля за их выполнением. Внедрение бюджетирования дает возможность создать целостную и эффективную систему управления. При этом правильно сформированная система бюджетирования должна помогать не только решать задачи оперативного управления, но и достигать стратегических целей, которые ставят руководство организации.
С помощью бюджетирования решают важные управленческие задачи:
планирование операций, обеспечивающих достижение целей предприятий;
координирование различных видов хозяйственной деятельности и структурных подразделений;
оперативное отслеживание отклонений фактических результатов деятельности предприятия и ее структурных подразделений от поставленных целей, выявление и анализ причин этих отклонений, своевременное и аргументированное принятие решений о проведении регулирующих мероприятий;
эффективный контроль за расходованием финансовых и материальных ресурсов, обеспечение плановой дисциплины;
оценку выполнения плана центрами финансовой ответственности и их руководителей;
стимулирование менеджеров центров финансовой ответственности к достижению целей своих подразделений;
согласование интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию.
Структура бюджета – это бюджетный классификатор, позволяющий задать желаемую иерархию бюджетных статей доходной и расходной части бюджета и сгруппировать по этим статьям бюджетные элементы. Структура бюджета зависит от структуры и системы управления организацией, специфики организации, принятой в организации учетной политики, пожеланий руководства по удобной для анализа степени детализации статей и т.д.
Основными функциями системы бюджетирования являются:
1. Планирование будущих хозяйственных операций, при котором руководство более тщательно разрабатывает планы развития предприятия, принимает во внимание возможные изменения условий деятельности и заранее разрабатывает меры, позволяющие объективно реагировать ни предстоящие изменения условий.
2. Координация. Качественно составленный бюджет позволяет координировать и согласовывать работу всех подразделений в пользу предприятия в целом.
3. Информационное обеспечение каждого структурного подразделения, что позволит обеспечить ответственность определенных лиц за его реализацию бюджета и координировать их деятельность в соответствии с ним.
4. Мотивация составления бюджета является мощным средством стмулирования руководителей всех подразделений предприятия, если каждое подразделение принимает активное участие в разработке бюджета и знает, что ожидают от него для осуществления бюджета исходя из интересов предприятия в целом.
5. Управление – в процессе реализации бюджета сравниваются фактические результаты со сметными значениями, что позволяет установить, какие расходы не соответствуют нормативным, и провести анализ отклонений. Такой анализ помогает своевременно определить, какие виды затрат необходимо рассмотреть в первую очередь, наметить новые мероприятия для исправления создавшейся ситуации.
6. Контроль осуществляется для оценки качества бюджета. Он основан на определении размера отклонений фактических достигнутых результатов с запланированными.
7. Оценка – бюджет позволяет руководству организации объективно оценить деятельность каждого работника подразделения по реализации поставленных задач в зависимости от его способности достичь целей, намеченных в статическом (жестком) бюджете, продвигать его по службе в некоторой зависимости от исполнения этого бюджета.
Информация, представленная в бюджете, должна быть доступной и ясной для пользователя, объем информации должен служить пользователю для получения обоснованных решений.
Информация, отраженная в бюджете, может быть представлена как в стоимостном выражении, так и в натуральном (количество единиц продукции, услуг,. время,.. необходимое для выполнения определенного вида деятельности и т.п.).
2. Классификация бюджетов
В зависимости от поставленных задач бюджеты классифицируются по следующим признакам:
По срокам:
текущий бюджет – год;
оперативный бюджет – квартал, месяц;
скользящий бюджет – по окончании отчетного периода к исполненному бюджету добавляется следующий при необходимости скорректированный по фактическим результатам деятельности организации (скользящее бюджетирование);
прогнозный бюджет – более года.
По назначению:
операционный бюджет;
финансовый бюджет.
По уровню детализации:
основный бюджет (генеральный или общий бюджет) – по организации в целом;
частные бюджеты – по центрам финансовой ответственности, по проектам, по бизнес-процессам.
По уровням анализа:
статичный (жесткий) бюджет (нулевой и первый уровни анализа);
гибкий бюджет (второй уровень анализа);
бюджет, детализирующий отклонения (третий уровень анализа).
В основе бюджетирования лежит основной бюджет (генеральный или общий) – это скоординированный по всем подразделениям или функциям деятельности план работы предприятия, состоящий из плана прибылей и убытков, прогноз денежных потоков, бюджетного бухгалтерского баланса. [8, с.231] Он объединяет частные бюджеты подразделений организации.
Частный бюджет – это план деятельности конкретного направления деятельности (подразделения) организации. Учитывая многогранность деятельности организации и взаимосвязь между определенными видами деятельности, частные бюджеты тесно связаны между собой.
Операционные бюджеты связаны с основными функциями организации, выполнение которых необходимо для успешной коммерческой деятельности (например: бюджет продаж, бюджет прямых затрат на производство, бюджет управленческих расходов).
Разработка основного бюджета начинается с формирования программы сбыта (бюджета продаж), поскольку объем и ассортимент продаж будут определять уровень производства предприятия и всю производственную программу. При составлении операционных бюджетов согласовываются процессы снабжения, производства и сбыта.
Финансовые бюджеты включают в себя бюджеты, характеризующие либо финансовое положение организации, либо финансовые результаты ее деятельности. Они составляются на основе информации операционных бюджетов, обобщая или представляя ее в требуемом разрезе. Первый финансовый бюджет, который формируется после получения всей совокупности операционных бюджетов и представляет следующий логических этап обработки информации, - это аналог отчета о прибылях и убытках, в котором определяется планируемая прибыль от продажи продукции. Далее составляются бюджет денежных средств и проект баланса.
Чаще всего бюджеты разрабатываются на год (текущий бюджет) с разбивкой на более короткие периоды (оперативный бюджет): квартал, месяц и т.д. однако периодичность разработки бюджетов определяется объемом планируемых данных и потребностями конкретной организации. Цель оперативного бюджета – разработка плана прибылей и убытков.
Бюджетирование на базе бюджетов предшествующих периодов позволяет использовать алгоритм скользящего бюджетирования в течение года. Составление скользящих бюджетов, превращающее бюджетирование из единовременного, происходящего один раз в год события в непрерывный процесс, заставляет менеджеров постоянно смотреть вперед и видеть проблемы до того, как они возникнут.
Скользящее бюджетирование позволяет осуществлять действенный контроль процесса реализации бизнес-проектов, своевременно выявлять отклонения от бюджетных данных и устанавливать их причины, принимать решения по устранению отрицательных факторов или корректировке бюджетов, что в целом будет способствовать достижению поставленных целей организации и ее устойчивому функционированию на рынке.
3. Статичные и гибкие бюджеты
По признаку «уровень анализа» в управленческом учете бюджеты, как правило, делятся на статичный (жесткий), что соответствует нулевому и первому уровням анализа, гибкий – второй уровень анализа и бюджет, детализирующий отклонения, - третий уровень анализа.
Статичный (жесткий) бюджет – это бюджет, планирующий конкретные суммы доходов и расходов для каждой бюджетной статьи. Показатели жесткого бюджета остаются неизменными даже при изменении уровня деловой активности организации.
Все частные бюджеты, входящие в состав общего (генерального) бюджета, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня реализации. В статическом бюджете затраты организации (подразделения) планируются. Статический бюджет включает доходы и затраты, исходя из запланированного объема реализации.