Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:10, реферат
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления. через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130). При определении понятия местного самоуправления в Федеральном законе № 131 – ФЗ акцент делается на деятельности населения и (или) органов местного самоуправления, решающих вопросы местного значения. Отсюда следует два вывода.
1. Понятие «Орган местного самоуправления»
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления. через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130). При определении понятия местного самоуправления в Федеральном законе № 131 – ФЗ акцент делается на деятельности населения и (или) органов местного самоуправления, решающих вопросы местного значения. Отсюда следует два вывода.
Во – первых, органы местного самоуправления наряду с отдельными гражданами, населением всего муниципального образования или его частим являются основными субъектами в системе местного самоуправления. При этом в силу того. Что органы местного самоуправления формируются на основе волеизъявления населения, граждане считаются первичными субъектами местного самоуправления, а органы – вторичными.
Во – вторых,
поскольку местное
Именно эти
две возможности формирования органов
местного самоуправления – непосредственно
на выборах или путем образования
представительным органом – отражены
теперь в Федеральном законе «Об
общих принципах местного самоуправления
в Российской Федерации» № 131- ФЗ. В
статье 2 этого закона органами местного
самоуправления называются избираемые
непосредственно населением и (или)
образуемые представительным органом
муниципального образования, наделенные
собственными полномочиями по решению
вопросов местного значения. Как видим,
в этом определении указан еще
один важный признак – самостоятельность
органа в виде наличия у него собственных
полномочий по решению вопросов местного
значения. В процитированной статье
2 ничего не сказано о том, каким
образом должно происходить наделение
собственными полномочиями, но в статье
34 об органах местного самоуправления
содержится ключевое положение о
том, что все органы (обязательные,
необязательные и иные) должны быть
предусмотрены уставом
Если обратиться
к положениям статьи 44 об уставе муниципального
образования, то увидим, что в уставе
обязательно следует
· наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления,
· структуру и порядок их формирования.
· срок полномочий,
· основания и порядок прекращения полномочий,
· виды ответственности,
· подотчетность и подконтрольность.
Следовательно, чтобы структурная единица в поселении получила статус органа местного самоуправления. В уставе поселения для неё должны быть установлены все названные выше параметры.
Исключение составляют
вновь созданные муниципальные
образования. Правовой статус органов
местного самоуправления в них может
быть установлен не в уставе, а в
ином нормативно-правовом акте, например
в решении местного референдума.
Важно, что бы перед формированием
каждого органа (перед выборами или
наделением полномочий иным способом)
этот статус был ясен для голосующих
жителей или депутатов
Еще одним признаком
органом местного самоуправления является
их организационная обособленность
из системы органов
Таким образом, можно выделить следующие критерии отнесения структурной единицы, входящей в систему муниципального управления поселения, к органу местного самоуправления этого поселения:
· Орган сформирован путем избрания населением поселения на муниципальных выборах. Либо избрания депутатами из своего состава (для главы муниципального образования) либо образован представительным органом поселения;
· орган указан в уставе как входящий в структуру органов местного самоуправления;
· в уставе поселения определены наименование органа, порядок его формирования, собственная компетенция, подотчетность. Подконтрольность и другие вопросы организации и деятельности органа, позволяющие ему принимать самостоятельные решения в рамках своей компетенции и участвовать тем самым в решении вопросов местного значения поселения;
· орган наделен собственными полномочиями по решению вопросов;
· не предусмотрено, что формирование органа, назначение его должностных лиц происходит органами и (или) должностными лицами органов государственной власти (подконтрольность может быть предусмотрена только по исполнению отдельных переданных государственных полномочий).
Таким образом, не любые структурные единицы или должностные лица. Участвующие в решении вопросов местного значения, можно считать органами местного самоуправления. Например, депутатская комиссия, отраслевой департамент, бюджетное учреждение, управление, межведомственные рабочие группы и тому подобные структуры, как правило, не имеют правового статуса местного самоуправления. Эти структуры не обладают самостоятельными полномочиями по решению вопросов местного значения, их полномочия производны от полномочий иных органов, в состав которых данные структуры входят. Полномочия данных структур установлены не уставом муниципального образования, а иными нормативными актами, например положениями об органах, в состав которых эти структуры входят, и положениями о данных структурах.
В практической
деятельности муниципалитетов бывали
случаи, когда документы и решения,
подписанные руководителем
Важно, чтобы статус органа местного самоуправления получили те организационные структуры в системе местного самоуправления данного поселения, которые созданы для принятия самостоятельных решений, касающихся непосредственно граждан, общественных объединений, субъектов хозяйственной деятельности, а также органов публичной власти, то есть любых физических или юридических лиц, находящихся на территории этого поселения.
Для малых поселений
может быть достаточно, чтобы статус
органа имели глава поселения, местная
администрация и
Для более крупных поселений, а также муниципальных районов и городских округов статус органа местного самоуправления могут получить также финансовый орган, комитет по управлению имуществом, территориальные подразделения местной администрации, созданные в отдельных населенных пунктах данного поселения или района и другие органы. Такие органы будут относиться к категории иных в структуре органов метисного самоуправления данного муниципального образования. Компетенция каждого из них должна быть зафиксирован в уставе, тогда они будут в праве сами принимать и подписывать решения в рамках своей компетенции.
2. Понятие «Структура органов местного самоуправления»
Это понятие
введено в юридическую практику
статьёй 131 Конституции РФ в таком
контексте: «Структура органов местного
самоуправления определяется населением
самостоятельно». Участие населения
в определении структуры
Реализация права
граждан на самостоятельное определение
структуры органов местного самоуправления
может происходить с
· Прямое волеизъявление на местном референдуме (муниципальном образовании с численностью населения 100 человек – на сходе граждан);
· Опосредованное волеизъявление через выборных лиц (депутатов представительного органа), которые разрабатывают структуру органов, фиксируют её в проекте устава муниципальных образований, хотя изменение структуры органов местного самоуправления может потребоваться и в процессе муниципального управления при изменении внутренних или внешних условий функционирования данного муниципального образования.
При использовании термина «структура органов местного самоуправления» важно не сужать его содержания до простого перечня органов. К сожалению, в Федеральном законе № 131-ФЗ термин «структура органов местного самоуправления» четко не определен, а в некоторых положениях употребляется как перечень органов. Например, согласно положению ч.6 статьи 34 Федерального закона №131-ФЗ в решении о структуре органов местного самоуправления, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:
1. структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
2. порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.
На самом деле структура органов в поселении считается определенной, если в уставе поселения установлено:
· перечень действующих в этом поселении органов (как коллегиальных, так и единоличных);
· способ их формирования (избрания или иной способ наделения полномочиями);
· компетенция каждого из этих органов;
общим положением о структуре органов местного самоуправления посвящены нормы статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ. Изменения структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования (пункт 7 названной статьи).
Согласно положению части 2 этой же стать 34, в структуру органов местного самоуправления входят:
· представительный орган муниципального образования,
· глава муниципального образования,
· местная администрация
(исполнительно-
· иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. (Исключением является избирательная комиссия муниципального образования, которая в соответствии с избирательным законодательством и действующей редакцией Федерального закона № 131-ФЗ имеет статус муниципального органа, не входящего в структуру органов местного самоуправления )
Возможность предусмотреть в уставе поселения какие-то иные (кроме перечисленных) органы местного самоуправления в принципе расширяют свободу выбора организационной схемы муниципального управления. Разнообразие организационной структуры достигается также выбором различных способов перераспределения полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления, созданными в одном поселении, а также различными способами перераспределения полномочий между структурными единицами внутри одного орган. Все это в принципе позволяет учесть особенности (политические, территориальные, экономические, социокультурные и т. п.) конкретного муниципалитета, чтобы отразить их в структуре органов.
Например, наличие
в структуре органов наемного
профессионального менеджера (управленца)
в качестве главы местной администрации
может позволить уравновесить расклад
сил в поселении. К эффективности
муниципального управления может привести
избрание или назначение лица (органа),
ответственного за местное развитие,
за инвестиционную привлекательность
или за общественную безопасность в
поселении.
3. Основные модели организации местного самоуправления
Федеральный закон № 131 – ФЗ устанавливает ряд ограничений на структуру органов местного самоуправления. В частности он вводит обязательность наличия органов местного самоуправления трех видов:
· Представительного органа
· Главы муниципального образования
· Местной администрации
При этом в поселениях
с численностью жителей. Обладающих
избирательным правом, мене 100 человек
представительный орган не формируется,
а его функцию выполняет сход
граждан (часть 3 статьи 35 Федерального
закона № 131-ФЗ). Глава такого малого
поселения и исполнительно-