Эргономика труда секретаря

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:00, реферат

Краткое описание

Основанием для начала исследования послужили некоторые фотографии рабочих мест секретарей, выложенные в сети Интернет: темные, маленькие, заваленные бумагами комнатки. На занятиях в МОУ МУК г.Пензы по курсу дополнительного образования «Информационные технологии в делопроизводстве» автор изучил правила организации рабочего места секретаря директора, технические средства используемые в его работе. Увиденное на снимках полностью противоречило этим требованиям. Поэтому возникло стремление выяснить, а как же обстоит дело с организацией рабочего места секретаря директора в отдельно взятых школах Октябрьского района г.Пензы. Соответствуют ли они современным представлениям об эргономичной организации рабочего пространства.

Оглавление

Введение
1. Технология грамотной организации рабочего места секретаря
1.1. Понятие эргономики труда секретаря директора
1.2. Требования, предъявляемые к офисной мебели
1.3. Роль вентиляции в правильной организации рабочего места секретаря
1.4. Влияние освещения на работоспособность секретаря
1.5. Цветовое решение рабочего пространства
1.6. Организация рабочего пространства секретаря
1.7. Техническое оснащение рабочего места секретаря
2. Исследование соответствия организации рабочего места секретаря муниципальных общеобразовательных учреждений требованиям эргономики
2.1. Выбор объектов для проведения исследования
2.2. Разработка программы исследования
2.3. Проведение исследования
2.4. Обобщение результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Ergonomika_truda_seketarya.doc

— 397.50 Кб (Скачать)

Управление образования администрации  города Пензы

 

Тринадцатая городская научно-практическая конференция школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭРГОНОМИКА ТРУДА СЕКРЕТАРЯ

(на примере приемной  директора МОУ СОШ)

 

 

 

 

Выполнил: Гришин Дмитрий Сергеевич

Ученик 11 «А» класса группы В-57

 

Научный руководитель: Грачева Оксана Владимировна, мастер п/о первой квалификационной категории МОУ МУК                                          

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Пенза

2008 г.

 

 

Содержание

 

Введение

3

1.

Технология грамотной  организации рабочего места секретаря

5

 

1.1.

Понятие эргономики труда секретаря директора

5

 

1.2.

Требования, предъявляемые к офисной мебели

5

 

1.3.

Роль вентиляции в правильной организации  рабочего места секретаря

7

 

1.4.

Влияние освещения на работоспособность секретаря

7

 

1.5.

Цветовое решение рабочего пространства

8

 

1.6.

Организация рабочего пространства секретаря

8

 

1.7.

Техническое оснащение рабочего места секретаря

9

2.

Исследование соответствия организации рабочего места секретаря муниципальных общеобразовательных учреждений требованиям эргономики

12

 

2.1.

Выбор объектов для проведения исследования

12

 

2.2.

Разработка программы исследования

12

 

2.3.

Проведение исследования

12

 

2.4.

Обобщение результатов исследования

12

Заключение

16

Список использованных источников

17

Приложения

18


 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Сегодня обустройство рабочего места — это популярное, престижное и модное искусство. Рабочее пространство чаще всего располагается в офисе. Конечно, в деловых учреждениях мы не всегда можем выбрать размер и цвет стола, место его расположения и форму стула. Но интерьер стола возможно и необходимо создать с учетом законов организации бизнес-пространства и в соответствии с собственными вкусами и пристрастиями.

Общеизвестно, что состояние нашего здоровья также напрямую зависит  от грамотного обустройства рабочего места. Если человек в течение  рабочего дня не успевает выполнить  все намеченное, это не всегда означает, что он плохой работник: причиной тому может стать неудобное рабочее место, которое вызывает у него быстрое утомление, а также вынуждает тратить время и энергию на лишние действия.

Основанием для начала исследования послужили некоторые фотографии рабочих мест секретарей, выложенные в сети Интернет: темные, маленькие, заваленные бумагами комнатки. На занятиях в МОУ МУК г.Пензы по курсу дополнительного образования «Информационные технологии в делопроизводстве» авторы изучили правила организации рабочего места секретаря директора, технические средства используемые в его работе. Увиденное на  снимках полностью противоречило этим требованиям. Поэтому возникло стремление выяснить, а как же обстоит дело с организацией рабочего места секретаря директора в отдельно взятых школах  Октябрьского района г.Пензы. Соответствуют ли они современным представлениям об эргономичной организации рабочего пространства.

Цель исследования: собрать информацию и раскрыть сущность понятия «Эргономика труда секретаря», дать его аналитическую характеристику, в практической части работы проанализировать полученные знания и сравнить их с реальным положением дел в школах Октябрьского района.

Объектом исследования стала эргономика рабочего места секретаря.

Предметом исследования являются условия работы секретаря директора школы

Задачи:

  • Приобрести умения и навыки исследовательской работы с печатными источниками, а так же правильной организации запросов при использовании поиска по сети Интернет.
  • Сформировать знания об эргономике, т.е. правильной организации компьютерного рабочего места (обоснованность его пространственных параметров, с учетом эргономических законов и норм, применяемых к труду секретаря).
  • Сформировать умения и навыки анализа и сравнения полученной информации в графическом исполнении.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что продуктивность труда секретаря напрямую зависит от знания и использования эргономичных принципов построения рабочего пространства.

Для решения  поставленных задач и  проверки  гипотезы использовалась совокупность следующих методов исследования: поиск, изучение и анализ электронных и печатных источников, сравнение полученной информации с реальной организацией труда секретаря.

Исследовательской базой данного исследования стали библиотеки города Пензы и всемирной сети Интернет, а также приемные секретарей директоров школ № 64, 31, 67, 68.

Организация исследования включает три этапа:

  1. поисково-теоретический – анализ ситуации, изучение и анализ литературы, определение объекта исследования, предмета исследования, определение цели, постановка задач, подбор методов исследования;
  2. опытно-экспериментальный – сбор и обработка фактического материала;
  3. обобщающий – анализ, систематизация и обобщение результатов исследования.

Научная новизна и практическая значимость исследования заключаются в том, что полученные сведения могут быть использованы на занятиях в МОУ МУК г.Пензы по курсу дополнительного образования «Информационные технологии в делопроизводстве», а также могут быть полезны тем, кто работает по данной специальности или организует свой бизнес. С полной уверенностью можно утверждать, что в образовательных учреждениях, на базе которых проводилось исследование, ранее не выяснялось соответствие организации рабочего места секретаря директора требованиям эргономики труда.

Структура работы определяется логикой исследования и поставленными задачами и включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованных источников информации, приложения.

1. Технология грамотной организации рабочего места секретаря

1.1. Понятие эргономики труда секретаря директора

Качество  работы приемной напрямую связано с  грамотной организацией внутрифирменного пространства в целом и пространства приемной в частности. От того, где  расположена приемная, как она  оснащена, каков дизайн ее интерьеров зависит и скорость решения вопросов, и общее впечатление от школы у ее посетителей.

Приемная  любой организации, в том числе  и школы — это центр работы школы, ее сердце. Самый талантливый  и умный руководитель не сможет справиться с работой, если плохо организована работа приемной. Главное же лицо в приемной — это секретарь.

Тесный, темный, плохо оборудованный «предбанник» перед кабинетом директора сразу  представит школу в невыгодном свете  перед посетителями.

Кроме того, в приемной чисто физически  должно быть место для размещения соответствующего оборудования рабочего места секретаря, для документов текущего делопроизводства, справочно-информационной литературы, рекламных изданий, для необходимой конторской техники и, конечно, для посетителей фирмы.

Думаю, ни у кого не возникнет вопроса, почему так важно заботиться об удобстве приемной секретаря. Начнем с того, что это удобство приемной, да и всей офисной обстановки оказывает решающее влияние на работоспособность любого коллектива.

Проблемы со зрением, головные боли, нарушения опорно-двигательной системы, болезни сосудов и многое другое - нет ни одной системы организма, которая не страдала бы от неудобной мебели или неправильного ее расположения.

А между тем, чтобы не чувствовать  себя каждый день усталыми и беззащитными перед наступающими недомоганиями, достаточно лишь знать главные принципы организации эргономичного рабочего места.

Эргономика (от греч. ergon - работа и nomos - закон) - это наука, комплексно изучающая деятельность человека, орудия и средства его деятельности, окружающую среду в процессе их взаимодействия1.

Главная цель эргономики, в основу которой легли многие дисциплины, - обеспечение эффективности, безопасности и комфортности рабочего процесса. То есть создание таких условий работы, которые способствуют снижению утомляемости человека и сохранению его здоровья2.

Эргономика – модное слово. В  российских ВУЗах есть целые кафедры, изучающие, как сделать условия  работы рабочего или служащего комфортными. Одним из важнейших составляющих эргономики труда секретаря является микроклимат офиса.

Организация рабочего места секретаря  включает в себя следующие критерии:

  • Эргономичная  мебель
  • Вентиляция,  правильное освещение и цвета.
  • Организация  рабочего пространства.

1.2. Требования, предъявляемые к офисной мебели

Не секрет, что работоспособность  человека зависит от многих факторов: здоровье, настроение, удобство расположения предметов, интенсивность шумового фона, личностные характеристики, но немаловажное значение для успеха современных  компаний имеет и офисная  мебель, поскольку именно этот фактор порой является определяющим для многих других. Посудите сами, долго ли сможет работать человек даже с высоким уровнем трудоспособности, если ему приходится ютиться на неудобном стуле за маленьким столом, размещая папки на небольшой приставке? Поэтому преимущественное большинство компаний сегодня старается оборудовать свой офис качественной и комфортной офисной мебелью.

При этом главными принципами, которыми следует  руководствоваться компаниям, это  насколько функциональной будет офисная мебель именно для данной конкретной компании, и насколько будущая офисная мебель впишется в общий стиль компании и будет отвечать ее имиджу. К счастью, мебельные компании сегодня могут спроектировать и произвести мебель по индивидуальному заказу.

А теперь поговорим более конкретно  о самых главных предметах  мебели: столе, кресле и шкафах.

Выбор стола, как основного предмета обстановки, также ответственная  задача. С каждым днем увеличивается  количество операций, которые приходится выполнять секретарю на рабочем месте. Помимо привычной работы с компьютером и оформления бумажных документов большинство секретарей  много общаются как по телефону, так и с посетителями. Естественно, требуется просторная рабочая поверхность. Это главное условие, так как если вам едва хватает места для размещения монитора, то ни о какой эргономике не может быть и речи.

При этом стол для ПК лучше размещать  таким образом, чтобы экран дисплея  был развернут в противоположную  от посетителей сторону. Это позволит защитить конфиденциальную информацию, которая может находится на экране дисплея в момент прихода неожиданного посетителя.

Первое, на что мы обращаем внимание, — это форма стола. Долгое время криволинейные угловые  столы (Г-образные модели) считались  примером истинно эргономичного подхода к форме. Действительно, они очень удобны при работе с обычным громоздким монитором, который можно отодвинуть в угол на безопасное для глаз расстояние (оно должно составлять не менее 50 см). Однако, как показала последняя Кельнская мебельная выставка, где свои новинки презентовали крупнейшие производители и самые известные дизайнеры мира, криволинейность форм перестала быть догмой. Учеными было просчитано, что при работе за плоским монитором человеку совершенно не нужны дополнительные изгибы столешницы. Для этого достаточно правильного «прямоугольного» стола. Они-то и возвращаются в офисную моду.

Высота  эргономичного стола, какой бы формы  он ни был, колеблется в пределах 68—80 см. При прямой посадке стол должен доходить примерно до пояса человека, который за ним сидит. Этого вполне достаточно для поддержания правильной осанки и предотвращения травм позвоночника. Следует обратить внимание на то, чтобы столы по возможности были регулируемы по высоте. Это упростит подбор остальных частей рабочего места, таких как кресло, монитор, подставка для ног. Для маленькой хрупкой женщины не придется покупать подставку для ног, если стол можно настроить достаточно низко по высоте. А высокий парень не будет упираться коленками в слишком низкий стол, если его можно поднять на необходимую высоту. Таким образом, мебель с большим диапазоном настройки является более универсальной, ее можно будет использовать дольше, и сотрудники будут чувствовать себя более комфортно, эта инвестиция окупится.

Плоскость стола мысленно делят на два поля. В левом кроме текущей работы и связанных с ней документов располагают телефонное оборудование, настольную лампу, канцелярский прибор, лоток с входящими документами. На правом поле стола размещают лоток с исполненными документами и письменные принадлежности. Здесь же ставят лоток с документами, которые надо подшить в дело.

Информация о работе Эргономика труда секретаря