Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:00, реферат
Основанием для начала исследования послужили некоторые фотографии рабочих мест секретарей, выложенные в сети Интернет: темные, маленькие, заваленные бумагами комнатки. На занятиях в МОУ МУК г.Пензы по курсу дополнительного образования «Информационные технологии в делопроизводстве» автор изучил правила организации рабочего места секретаря директора, технические средства используемые в его работе. Увиденное на снимках полностью противоречило этим требованиям. Поэтому возникло стремление выяснить, а как же обстоит дело с организацией рабочего места секретаря директора в отдельно взятых школах Октябрьского района г.Пензы. Соответствуют ли они современным представлениям об эргономичной организации рабочего пространства.
Введение
1. Технология грамотной организации рабочего места секретаря
1.1. Понятие эргономики труда секретаря директора
1.2. Требования, предъявляемые к офисной мебели
1.3. Роль вентиляции в правильной организации рабочего места секретаря
1.4. Влияние освещения на работоспособность секретаря
1.5. Цветовое решение рабочего пространства
1.6. Организация рабочего пространства секретаря
1.7. Техническое оснащение рабочего места секретаря
2. Исследование соответствия организации рабочего места секретаря муниципальных общеобразовательных учреждений требованиям эргономики
2.1. Выбор объектов для проведения исследования
2.2. Разработка программы исследования
2.3. Проведение исследования
2.4. Обобщение результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Таблица 4. Соответствие эргономики труда секретаря нормативам по школам в целом
МОУ СОШ № |
Общее количество баллов по школам |
Максимально возможное количество баллов |
Соответствие требованиям эргономики (в процентах) |
31 |
53 |
82 |
64,6 |
64 |
49 |
82 |
59,7 |
67 |
43 |
82 |
52,4 |
68 |
44 |
82 |
53,6 |
Из данных Таблицы 4 видно, что в большей степени эргономике организации рабочего места секретаря соответствует приемная директора МОУ СОШ № 31 – 64,6%. На втором месте приемная директора МОУ СОШ № 64 – 59,7%. На третьем месте приемная директора МОУ СОШ № 68 – 53,6%. На четвертом месте приемная директора МОУ СОШ № 67 – 52,4%.
Данное исследование продемонстрировало принципиальную возможность выделения обобщенных показателей, характеризующих особенности субъективных представлений о эргономике труда секретаря и его работе на компьютере. Как показали результаты нашего исследования, наиболее существенными в этом плане оказываются характеристики, связанные, прежде всего со спецификой мотивационно-целевой направленности деятельности, причинами и способами борьбы с утомлением, типом реагирования на возникающие в процессе работы сбои и затруднения.
Оснащенность офисной мебелью в приемных директоров школ оставляет желать лучшего (она несовременная и достаточно давно используется). Из 18 возможных баллов наибольшее количество выявлено в СОШ № 31. Кстати, после проведенного исследования в СОШ № 31 поменяли практически всю мебель в приемной директора.
По блокам соответствующих показателей выявлены похожие результаты, которые говорят о том, что эргономика приемной осталась на уровне советских времен, с небольшими исключениями. Что в принципе не есть плохо.
Несмотря на поисковый характер проведенного нами исследования, его результаты позволяют сделать некоторые общие рекомендации по оптимизации условий работы и форм репрезентации компьютеризованных задач, которые могли бы облегчить деятельность секретаря.
Прежде всего, с точки зрения формирования адекватной мотивационно-целевой направленности деятельности, следует стремиться к более полному осознанию секретарем того, что сама приемная и персональный компьютер есть не только средство, но и объект его деятельности. Иными словами, секретарь с самого начала должен отчетливо понимать, что как приемная, так и компьютер могут быть изменены и настроены в соответствии с его потребностями и кругом решаемых задач.
Думая о дальнейших перспективах исследований в данном направлении, можно пойти по пути конкретизации требований к программному обеспечению. Для этого необходимо более полное и разностороннее изучение специализированных программ и их субъективной оценки секретарями с учетом профессиональных и индивидуально-психологических различий, механизмов и способов преодоления негативных последствий массовой компьютеризации труда.
Критерии оценки |
Количество баллов |
1. Мебель | |
1.1.Удобное расположение мебели в приемной |
|
1.2.Просторная рабочая поверхность стола |
|
1.3.Высота стола до пояса |
|
1.4.Наличие шкафа для верхней одежды |
|
1.6.Отдельный стол для ПК |
|
1.7.Поворотно-регулируемое кресло |
|
1.8.Наличие шкафов для
документов с регулируемыми |
|
1.9.Наличие сейфа в приемной |
|
2. Вентиляция | |
2.1. Наличие системы вентиляции |
|
3. Освещение | |
3.1. Естественное освещение |
|
3.2. Шторы/жалюзи |
|
3.3. Галогенные/люминесцентные лампы |
|
3.4. Настольная лампа |
|
3.5. Свет из окна падает слева от монитора |
|
4. Цветовое решение рабочего пространства | |
4.1. Спокойные, неяркие цвета |
|
4.2. Потолок светлее, чем стены |
|
4.3. Стены светлее, чем пол |
|
5. Организация рабочего пространства | |
5.1. Наличие специального переговорного устройства |
|
5.2. Соблюдение закона «свободного стола» |
|
5.4. Наличие лотков для документов |
|
5.6. Оборудование зоны для посетителей |
|
5.8. Наличие элементов декоративного оформления |
|
5.9.Наличие живых цветов |
|
6. Техническое оснащение кабинета секретаря | |
6.1. Наличие спец. программ делопроизводства |
|
6.2. Наличие пакета MS Office |
|
6.3. Правильное расположение системного блока |
|
6.4. Наличие плоского монитора |
|
6.5. Наличие оптической или лазерной мыши |
|
6.6. Соответствие мыши размеру руки |
|
6.7. Возможность регулировки наклона клавиатуры |
|
6.8. Матовый бежевый или серый цвет клавиш |
|
6.9. Четкая маркировка клавиш |
|
6.10. Функциональные клавиши другого цвета |
|
6.11. Наличие принтера |
|
6.12. Наличие сканера |
|
6.13. Наличие факса |
|
6.14. Наличие радиотелефона |
|
ИТОГО: |
ИНТЕРВЬЮ
с секретарем директора МОУ СОШ № 31 г.Пензы
Барабанщиковой Галиной Дмитриевной
Вопрос 1: Устраивает ли Вас организация вашего рабочего места?
Ответ: По большому счету организация моего рабочего места меня устраивает. Есть все необходимое оборудование, мебель, компьютер, которое находится всегда под рукой.
Вопрос 2: Что бы Вы хотели изменить или усовершенствовать?
Ответ: Наша школа существует уже очень много лет. Конечно, за это время многое может устареть и износиться. Поэтому я бы хотела сделать приемную секретаря директора более современной именно за счет ремонта и замены мебели.
Дата 10.11.2008 г.
Подпись секретаря Г.Д.
ИНТЕРВЬЮ
с секретарем директора МОУ СОШ № 64 г.Пензы
Зубковой Мариной Львовной
Вопрос 1: Устраивает ли Вас организация вашего рабочего места?
Ответ: Да, меня устраивает организация моего рабочего места. Приемная была оформлена с некоторым учетом требований эргономики.
Вопрос 2: Что бы Вы хотели изменить или усовершенствовать?
Ответ: Я бы хотела иметь специализированное программное обеспечение для ведения делопроизводства. И чтобы туда входил блок по кадровым вопросам.
Дата 14.11.2008 г.
Подпись секретаря М.Л.Зубкова
ИНТЕРВЬЮ
с секретарем директора МОУ СОШ № 67 г.Пензы
Воронковой Еленой Николаевной
Вопрос 1: Устраивает ли Вас организация вашего рабочего места?
Ответ: В принципе устраивает. Но устаю от постоянной ходьбы по большому кабинету.
Вопрос 2: Что бы Вы хотели изменить или усовершенствовать?
Ответ: Хотелось бы грамотно оформить зону для посетителей и сделать замки на шкафах.
Дата 20.11.2008 г.
Подпись секретаря Е.Н.
ИНТЕРВЬЮ
с секретарем директора МОУ СОШ № 68 г.Пензы
Стульниковой Надеждой Владимировной
Вопрос 1: Устраивает ли Вас организация вашего рабочего места?
Ответ: Да, в основном устраивает. Недавно был сделан ремонт, установлено новое оборудование. Помещение приемной сразу стало большим и светлым. В скором времени установят шкафы для документов и другую офисную мебель.
Вопрос 2: Что бы Вы хотели изменить или усовершенствовать?
Ответ: Хотелось бы конечно украсить приемную с помощью каких-то деталей интерьера, картин, цветов. А так же мне просто необходимо установить хорошее регулируемое офисное кресло.
Дата 26.11.2008 г.
Подпись секретаря Н.В.
1 Киселев Л.Н. Как организовать современный офис. - М., 2002 г., стр. 27-34.
2 Эргономика: наука, образование, производство, профессиональное здоровье. Е.А.Вигура, С.А. Багрецов, В.М. Львов // Журнал "Проблемы психологии и эргономики" №2 2008.стр.9-11.
3 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. – СПб.: ДЕАН, 2003. – 11 с. – (Здравоохранение России).
4 Островский М.А., Федорович И.Б. Механизмы повреждающего действия света на фоторецепторы сетчатки глаза. - Физиология человека, 1982, т. 8, N 4, - 572-577с.
5 Аппак М. А. Автоматизированные рабочие места на основе персональных ЭВМ. М.2003 г. стр. 167-178.
6 ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", стр. 56-57.
7 Аксюта А.А. Обзор ресурсов Интернет: демо-версии систем автоматизации делопроизводства и документооборота// Делопроизводство и документооборот предприятии 2004 г №7, стр. 18-21.
8 Акимова Г.П., Богданов А.С. и др. Применение новых информационных технологий в делопроизводстве. // Сборник трудов ИСА РАН «Развитие безбумажной технологии в организационных системах» / Под редакцией Арлазарова В.Л. и Емельянова Н.Е.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 17-27.