Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:33, реферат
По мере оптимизации условий труда возрастает роль охраны труда и человека как субъекта труда и управления. Человек несет ответственность за эффективную работу всей технической системы и допущенная им ошибка может привести в некоторых случаях к очень тяжелым последствиям.
Эргономика, условия производства и охрана труда.
По мере оптимизации условий труда возрастает роль охраны труда и человека как субъекта труда и управления. Человек несет ответственность за эффективную работу всей технической системы и допущенная им ошибка может привести в некоторых случаях к очень тяжелым последствиям.
Изучение и проектирование
таких систем создали необходимые
предпосылки для объединения
технических дисциплин и наук
о человеке и его трудовой деятельности,
обусловили появление новых
Ее предметом является трудовая деятельность и охрана труда, а объектом исследования - системы "человек - орудие труда - предмет труда - производственная среда".
Эргономика относится к тем наукам, которые можно различать по предмету и специфическому сочетанию методов, применяемых в них. Она в значительной мере использует методы исследований, сложившиеся в психологии, физиологии и гигиене труда. Проблема состоит в координации различных методических приемов при решении той или иной эргономической задачи, в последующем обобщении и синтезировании полученных с их помощью результатов. В ряде случаев этот процесс приводит к созданию новых методов исследований в эргономике, отличных от методов тех дисциплин, на которые она возникла.
Термин "эргономика" (греч. ergon - работа + nomus - закон) был принят в Англии в 1949г., когда группа английских ученых положили начало организации Эргономического исследовательского общества. В СССР в 20-е годы предлагался термин "эргология", а в настоящее время принят английский термин. В некоторых странах эта научная дисциплина имеет иные названия:
в США - "исследование человеческих факторов", в ФРГ - "антропотехника" и др.
Эргономика так или иначе связана с охраной труда и со всеми науками, предметом исследования которых является человек как субъект труда, познания и общения. Ближайшей для неё отраслью психологии является инженерная психология, задачей которой является изучение и проектирование внешних средств и внутренних способов трудовой деятельности операторов. Эргономика не может абстрагироваться от проблем взаимосвязи личности с условиями, процессом и орудиями труда, которые являются предметом изучения психологии труда. Она тесно связана с физиологией труда, которая является специальным разделом физиологии, посвященным изучению изменений функционального состояния организма человека под влиянием его рабочей деятельности и физиологическому обоснованию научной организации его трудового процесса, способствующей длительному поддержанию работоспособности человека на высоком уровне. Эргономика использует данные гигиены и охраны труда, которая является разделом гигиены, изучающей влияние производственной среды и трудовой деятельности на организм человека и разрабатывающей санитарно-гигиенические мероприятия по созданию здоровых условий труда. Эргономика по природе своей занимается профилактикой охраны труда, под которой подразумевается комплекс правовых, организационных, технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности труда и сохранение здоровья работающих.
Эргономический подход к
изучению трудовой деятельности не дублирует
исследований охраны труда, проводимых
в сфере психологии, физиологии и
гигиены труда, но опирается на них
и дополняет их. Комплексный подход,
характерный для эргономики, позволяет
получить всестороннее представление
о трудовом процессе и охране труда
тем самым открывает широкие
возможности его
Эргономика решает также
ряд проблем охраны труда, поставленных
в системотехнике: оценка надежности,
точности и стабильности работы оператора,
исследование влияния психологической
напряженности, утомления, эмоциональных
факторов и особенностей нервно-психической
организации оператора на эффективность
его деятельности в системе "человек-машина",
изучение приспособительных и творческих
возможностей человека. В практическом
отношении проблема взаимоотношения
эргономики и системотехники - это
проблема организации всестороннего
и профессионального учета
Эргономика не может эффективно
решать стоящие перед ней задачи
вне тесных связей с промышленной
социологией и социальной психологией
и другими общественными
Внедрение результатов эргономических
исследований в практику дает ощутимый
социально-экономический
Охрана труда и структура трудовой деятельности.
С позиций охраны труда и эргономики трудовая деятельность рассматривается как процесс преобразования информации и энергии, происходящей в системе "человек - орудие труда - предмет труда - окружающая среда". Следовательно, эргономические исследования рекомендации должны основываться на выяснении закономерностей психических и физиологический процессов, лежащих в основе определенных видов трудовой деятельности, с предметом труда и окружающей физико-химической и психологической средой. Много новых идей возникло с связи с рассмотрением трудовой деятельности и охраны труда как процесса взаимодействия человека с машиной или более сложными системами управления. Некоторые из этих идей конструктивны в смысле перехода от качественных к структурно-количественным представлениям в разработке теории деятельности . Значительный вклад в понимание психофизиологического содержания трудовой деятельности внесли исследования по физиологии труда и охране труда.
Трудовая деятельность - это
реализация личностных свойств человека.
Эти свойства имеют также определенную
структуру, рассматриваемую в теориях
личности. Окружающая среда и сама
деятельность могут приводить к
изменению состояния человека. Процесс
длительности регулируется не только
внутренними, но и внешними факторами,
к которым относятся
В формальном виде трудовую деятельность можно представить как динамическую структуру, осуществляющую преобразование информации и энергии.
Работающий человек имеет
трудовую цель, т.е. субъективную модель
состояния предмета труда, в которое
необходимо перевести этот предмет
из исходного состояния
Воспринимаемая и извлекаемая из памяти информация преобразуется по одному из тех типов переработка информации человеком: прямого замыкания (прямая, закрепленная ассоциативная связь, автоматизированное действие), репродуктивного мышления (принятие решения путем пошагового преобразования информации по известным правилам), Продуктивного (или творческого) мышления. С помощью этих преобразований формируется прогнозируемый результат трудового воздействия и программа (план, стратегия) действий для его достижения.
Существенное влияние на характер протекания процессов, восприятия, мышления, воспроизведения сведений (энграмм) в памяти оказывают активационные воздействия, обусловленные уровнем бодрствования, эмоциональным и волевым напряжениям, функцией внимания. В основе информационных и энергетических преобразований, представляющих собой суть трудового воздействия на предмет труда, лежат физико-логические процессы. В целом вся описанная функциональная структура представляет собой систему "человек - орудие труда - среда".
Предметом труда не обязательно может быть объект внешнего мира. Человек способен осуществлять преобразования информации, имеющие смысл трудового воздействия, целиком в сфере субъективного отражения, создавая "духовный продукт". Деятельность, направленную на объекты внешнего мира, называют предметной, или экстериозированной, а направленную на преобразование и формирование собственных энграмм (т.е. представлений, образов, понятий, планов) - интериозированной. В чистом виде эти типы деятельности практически не встречаются. Речь может идти только лишь о существенном преобладании одного из них.
Специфика взаимоотношений человека с предметом труда через промежуточное устройство определяется главным образом тем, какие свои функции как преобразователя информации и энергии человек передал этому устройству. Различают два типа систем "человек - орудие труда - среда": с промежуточными устройствами в виде простых орудий труда; в виде машин.
При работе с простыми орудиями труда весь поток информации, необходимый для управления воздействием на предмет труда, преобразует человек и он, таким образом, во всех отношениях и в любой момент осуществляет и контролирует процесс воздействия. Машина в интересующем нас аспекте является преобразователем информации, а не только энергии, т.е. она частично без участия человека формирует командные сигналы и регулирует воздействие. В результате принципиальная особенность работы человека с машиной заключается в неполном контроле с его стороны за протекающим процессом воздействия на предмет труда.
Первый тип систем, которые можно называть системами "человек - инструмент", делится на четыре класса в зависимости от того, какую функцию человека реализует орудие труда.
1. С Эффективными орудиями
(инструментами). Психофизиологическая
особенность этого класса
2. С афферентными орудиями.
С помощью таких орудий
3. С орудиями памяти (например,
чертеж, фотография, запись). В этом
случае используется
4. С орудиями преобразования
информации (счеты, логарифмическая
линейка). В результате использования
таких орудий происходит
Второй тип систем, или систем "человек - машина", делится на три класса:
1. С простой машиной,
в которой совершается
2. С репродуктивно - преобразующей
машиной (обычные ЭВМ). В этом
классе характерным является
существенное, почти полное отчуждение
человека от предмета труда
и его преобразования. Если человеку
понадобится включиться в
3. С продуктивно - преобразующей
машиной (самоорганизующиеся