Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 07:07, курсовая работа
Государство, выражая интересы общества в различных сферах
жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику –
экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. При
этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного
регулирования социально-экономических процессов используются финансово-
кредитный и ценовой механизмы.
Еще в XVIII столетии А. Смит определил основные функции правительств,
которые, по его мнению, должны сводиться к следующему:
- обеспечение национальной обороны;
- отправление правосудия;
- организация общественных работ, невыгодных для частного
предпринимательства, но необходимых гражданам;
- образование юношества;
- сбор налогов для оплаты нужд государства.
|Введение |4 |
|Глава 1. Научно-теоретические основы взаимоотношений предприятий с |6 |
|бюджетом | |
| |1.1. Принципы налогообложения. Классификации. Ключевые понятия|6 |
| |1.2. Действующая налоговая система |14 |
| |1.3. Бюджетное финансирование и контроль финансовых органов |19 |
|Глава 2. Критический анализ действующей практики |26 |
| |2.1. Основные налоги, уплачиваемые коммерческими структурами |26 |
| |2.2. Прочие налоги и налоговые платежи |51 |
| |2.3. Изменение срока уплаты налогов; инвестиционный налоговый |62 |
| |кредит | |
|Глава 3. Пути совершенствования взаимоотношений с бюджетом и |68 |
|ответственность | |
|за нарушения | |
| |3.1. Организация налогового планирования |68 |
| |3.2. Ответственность за налоговые правонарушения |71 |
| |3.3. Анализ взаимоотношений предприятия с бюджетом; проблемы |77 |
| |оптимизации | |
|Заключение |82 |
|Список литературы |85 |
правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и
непреодолимых обстоятельств. Другое обстоятельство, исключающее вину лица в
совершении налогового правонарушения, - это выполнение налогоплательщиком
или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения
законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим
уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в
пределах их компетенции.
В качестве
меры ответственности за
кодекс РФ называет налоговую санкцию, которая устанавливается и применяется
только в форме штрафа. Указанный штраф представляет собой денежное
взыскание в доход государства, назначаемое в пределах, предусмотренных
Кодексом. Размеры штрафа определяются в статьях НК РФ либо в твердой сумме
(например, в ст. 126 НК РФ – 50 руб., в ст. 116 НК РФ – 5000 руб.), либо в
процентах от определенной величины (в ст. 122 НК РФ – от неуплаченной суммы
налога, в ст. 117 НК РФ – от доходов, полученных за время уклонения
налогоплательщика от постановки на налоговый учет). Меры ответственности,
предусмотренные Налоговым кодексом, выходят за рамки налогового
обязательства как такового. Суммы штрафов уплачиваются правонарушителем
помимо перечисления в бюджет суммы недоимки, а также пеней за просрочку
исполнения обязанностей по уплате налога.
При совершении одним лицом двух и более правонарушений, налоговые
санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения
менее строгой санкции более строгой. За совершение одного и того же
правонарушения согласно статьи 108 НК РФ нельзя привлекать к
ответственности повторно. В случае, когда действия или бездействие субъекта
хотя и попадают под действие разных правовых норм, но одна из них
охватывает правонарушение полностью, а все другие – лишь отдельные его
части, к лицу может быть применена только одна мера ответственности.
Размер штрафа определяется с учетом обстоятельств, смягчающих или
отягчающих ответственность, если таковые будут установлены судом. Право на
признание обстоятельств смягчающими или отягчающими ответственность за
совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 112 НК РФ
предоставлено суду. Отягчающим ответственность обстоятельством является
совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к
ответственности за аналогичное правонарушение. Повторность можно считать
установленной, когда одновременно выполняются следующие условия:
- Деяние, за которое лицо привлекается в данный момент к ответственности,
должно быть аналогично ранее совершенному правонарушению. Так, не могут
считаться аналогичными непредставление организацией налоговой
декларации (ст. 119
НК РФ) и систематическое
счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций (ст. 120 НК РФ); не
будет повторности в ситуации, когда организация, привлекаемая к
ответственности за неуплату налога (ст. 122 НК РФ), ранее была
подвергнута штрафу за неперечисление сумм налога в качестве налогового
агента.
- На правонарушителя возлагалась ответственность за допущенное ранее
налоговое правонарушение.
Если такое правонарушение
производство по делу не велось или был пропущен срок привлечения к
ответственности, или во взыскании санкций было отказано, последующее
налоговое правонарушение не может считаться повторным.
- Новое правонарушение должно быть совершено в течение 12 месяцев с
момента вступления в силу решения суда или налогового органа о
применении налоговой санкции за аналогичное нарушение, т.к. по
истечении этого срока лицо считается ранее не подвергавшимся
ответственности за налоговое правонарушение.
При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность
правонарушителя, суд увеличивает размер штрафа, предусмотренного
соответствующей статьей Налогового кодекса РФ, в два раза.[23]
Если судом будет установлено хотя бы одно смягчающее ответственность
обстоятельство, размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза
по сравнению с размером, установленным законом за совершение данного
налогового правонарушения.[24] Статья 112 НК РФ прямо называет два вида
обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового
правонарушения. Это совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых
личных или семейных обстоятельств и совершение налогового правонарушения
под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или
иной зависимости. При этом перечень обстоятельств, смягчающих
ответственность за совершение налогового правонарушения, законом не
ограничен. Как следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ,
смягчающими суд может признать и другие обстоятельства, которые
непосредственно относятся к совершенному правонарушению.
Но даже при установлении в действиях или бездействии лица всех
признаков состава налогового правонарушения оно не может быть подвергнуто
мерам ответственности, если истек установленный статьей 113 НК РФ срок
давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение. Этот
срок равен 3 годам, которые исчисляются либо со дня совершения
правонарушения, либо со дня, следующего после окончания налогового периода,
в течение которого было совершено правонарушение (применительно к налоговым
правонарушениям, предусмотренным статьями 120 «Грубое нарушение правил
учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и 122 «Неуплата или
неполная уплата сумм налога» НК РФ).
Выявленные налоговым органом факты налоговых правонарушений должны
подтверждаться документально. В зависимости от совершенного правонарушения
таким подтверждением могут быть копии документов налогоплательщика,
декларации или объяснения налогоплательщиков, документы других лиц
(например, извещения банков об открытии счета), протоколы опроса
свидетелей, заключения экспертов и т.д. В определенных случаях факт
нарушения законодательства о налогах и сборах должен быть обязательно
зафиксирован в акте, подписанном уполномоченными должностными лицами
налогового органа. Акты и другие документы, подтверждающие факты нарушения
законодательства о налогах и сборах, представляются для рассмотрения
руководителю налогового органа. По результатам рассмотрения этих материалов
может выноситься решение:
- о проведении дополнительных
мероприятий налогового
- об отказе в привлечении лица к ответственности за совершение налогового
правонарушения;
- о привлечении лица к ответственности за совершение налогового
правонарушения.
Решение
о привлечении лица к
правонарушения состоит из 3-х частей: вводной; описательной, где
указываются обстоятельства совершенного налогового правонарушения,
подтверждающие их документы, дается оценка представленных привлекаемым к
ответственности лицом объяснений и доказательств; и резолютивной,
содержащей выводы относительно рассмотренного дела, влекущие за собой
соответствующие правовые последствия, с указанием статей Налогового
кодекса, предусматривающих данные нарушения и применяемые меры
ответственности.
Действующее налоговое законодательство устанавливает, что налоговые
санкции могут быть взысканы с налогоплательщиков только в судебном порядке.
При этом должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования спора о
применении мер ответственности за налоговое правонарушение – после
вынесения решения о привлечении лица к ответственности за совершение
налогового правонарушения налоговый орган обязан предложить ему добровольно
уплатить соответствующую сумму налоговой санкции (таким предложением можно
считать решение о привлечении к ответственности). В том случае, если
привлекаемое к
налоговой санкции или пропустило 10-дневный срок уплаты, указанный в
требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о
взыскании с данного лица налоговой санкции.
Налоговый кодекс РФ в статье 115 устанавливает срок давности взыскания
налоговых санкций, т.е. срок, в течение которого налоговый орган может
обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции. Этот срок не должен
превышать 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и
составления соответствующего акта, иначе суд откажет в удовлетворении
требований о взыскании санкций.
Обязанность доказательства обстоятельств, свидетельствующих о факте
налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается
на налоговые органы.
За несвоевременную уплату начисленных налогов и других обязательных
платежей начисляется пеня в установленном законодательством размере
(процентная ставка пени равна одной трехсотой действующей в это время
ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,1% в день) за
каждый календарный день просрочки платежа, начиная со следующего за
установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или
сбора. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к
уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер
обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер
ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня на
суммы неуплаченной пени и финансовых санкций не начисляется. При взыскании
недоимки по суду начисление пени прекращается со дня вынесения судом
решения об обращении взыскания сумм неуплаченных налогов на доходы
налогоплательщика. Также не начисляются пени на сумму недоимки, которую
налогоплательщик не мог погасить из-за того, что по решению налогового
органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или
наложен арест на имущество налогоплательщика. Подача заявления о
предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного
налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога,
подлежащую уплате. Принудительное взыскание пеней с организаций
производится в бесспорном порядке.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после
уплаты таких сумм в полном объеме. Суммы финансовых санкций перечисляются
на специальные счета. Федеральным законом от 27.12.2000 № 150-ФЗ
установлено, что в 2001 году суммы штрафов, применяемых в качестве
налоговых санкций, предусмотренных статьями 116, 117, 118, 124, 125, 126,
128, 129, 129.1, 132, 134 и 135.1, а также пунктами 1 и 2 статьи 120 части
первой НК РФ, зачисляются в федеральный бюджет, бюджеты соответствующих
субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в следующем объеме:
федеральный бюджет – 50%, бюджеты соответствующих субъектов Российской
Федерации и местные бюджеты – 50%.
3. АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ С БЮДЖЕТОМ, ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ
Характеристика предприятия:
Полное название: Закрытое
Акционерное Общество «
ИНН 7703021543
Юридический адрес: 123100, г. Москва, ул. Анатолия Живова, д. 10, стр. 2.
Государственная регистрация 21 декабря 1994г.
Начало финансово-
Аффилированные лица: ООО «Логос-Центр» – 50%, ЗАО «Московская правда»
– 34,3% Уставного капитала.
Среднесписочная численность работающих составляет 303 человека.
Фирма ЗАО «Центропечать» занимается распространением печатной
продукции. Являясь одной из самых крупных розничных сетей, имеет 154
торговых точки (киоска) во всех административных округах г. Москвы.
Земельных участков в собственности у организации нет. Земельные
участки по г. Москве под установку киосков используются в соответствии с
Декларациями и Договорами краткосрочной аренды, выданными Московским
земельным комитетом.
Видами деятельности организации является оптовая и розничная продажа