Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 07:07, курсовая работа
Государство, выражая интересы общества в различных сферах
жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику –
экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. При
этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного
регулирования социально-экономических процессов используются финансово-
кредитный и ценовой механизмы.
Еще в XVIII столетии А. Смит определил основные функции правительств,
которые, по его мнению, должны сводиться к следующему:
- обеспечение национальной обороны;
- отправление правосудия;
- организация общественных работ, невыгодных для частного
предпринимательства, но необходимых гражданам;
- образование юношества;
- сбор налогов для оплаты нужд государства.
|Введение |4 |
|Глава 1. Научно-теоретические основы взаимоотношений предприятий с |6 |
|бюджетом | |
| |1.1. Принципы налогообложения. Классификации. Ключевые понятия|6 |
| |1.2. Действующая налоговая система |14 |
| |1.3. Бюджетное финансирование и контроль финансовых органов |19 |
|Глава 2. Критический анализ действующей практики |26 |
| |2.1. Основные налоги, уплачиваемые коммерческими структурами |26 |
| |2.2. Прочие налоги и налоговые платежи |51 |
| |2.3. Изменение срока уплаты налогов; инвестиционный налоговый |62 |
| |кредит | |
|Глава 3. Пути совершенствования взаимоотношений с бюджетом и |68 |
|ответственность | |
|за нарушения | |
| |3.1. Организация налогового планирования |68 |
| |3.2. Ответственность за налоговые правонарушения |71 |
| |3.3. Анализ взаимоотношений предприятия с бюджетом; проблемы |77 |
| |оптимизации | |
|Заключение |82 |
|Список литературы |85 |
планирование не может служить основанием для штрафных санкций или
административных наказаний
со стороны государственных
Следует
различать налоговое
налогов. Последнее происходит в результате незаконного использования
компанией или лицом налоговых льгот, предоставления налоговым органам
неправильной отчетности, злостной неуплаты налогов, незарегистрированной
хозяйственной деятельности, т.е. во всех случаях, когда хозяйственный
субъект запрещенным законом образом уменьшает свои налоговые обязательства,
нарушает сроки уплаты налогов или вообще не выплачивает их.
Выделяют
следующие направления
Первое направление - это выбор оптимальной организационно-правовой
формы юридического лица с точки зрения налогообложения. Во всем мире
компании, несущие неограниченную ответственность по своим обязательствам,
платят меньше налогов, чем фирмы с ограниченной ответственностью. По
российскому законодательству компания, зарегистрированная в форме общества
с ограниченной ответственностью, акционерного общества или товарищества на
вере, несет ограниченную ответственность и попадает под мощный налоговый
пресс. Регистрация фирмы в виде полного товарищества избавляет от двойного
налогообложения прибыли и дает ряд льгот по местным налогам, налогу на
имущество и НДС.
В ряде стран налоговые льготы предоставляются на дивиденды,
получаемые фирмой от ее участия в капитале других компаний; это стимулирует
формальное разукрупнение фирм и образование финансовых групп.
В нашей
стране есть возможности
статусом малых и средних предприятий, недавно созданных компаний,
предприятий по производству, переработке и реализации сельскохозяйственных
продуктов. В ряде случаев целесообразно оформить предпринимательскую
деятельность не на юридическое лицо, а на гражданина, т.к. ставка налога на
доходы физического лица меньше, чем на прибыль компании.
Второе направление
- это выбор места для
фирмы с точки зрения уровня налогообложения. Во многих странах в отдельных
провинциях, штатах, областях существуют значительные постоянные налоговые
льготы. Такие льготы являются широко распространенным средством
государственного
хозяйственных диспропорций. Все большее развитие во всем мире получают
различного рода свободные экономические зоны - территории, где
обусловленная статусом зоны деятельность иностранных и отечественных фирм
пользуется значительными налоговыми льготами. Такие зоны создаются и в
России.
Логическим
развитием свободных
являются оффшорные центры. Это территории или целые государства,
заинтересованные в
гарантирующие особенно низкие налоговые ставки и отсутствие жесткого
валютного контроля за иностранными капиталами. Иностранные компании в
оффшорных центрах или налоговых гаванях называют оффшорными компаниями.
Оффшорная компания может быть создана только иностранным резидентом и
не имеет права осуществлять какую-либо производственную деятельность на
территории той страны, где она зарегистрирована. Льготный режим
предоставляется только для операций с иностранными резидентами и в
иностранной валюте.
Экономический смысл создания такой компании независимо от сферы ее
деятельности в том, чтобы включить ее в цепь операций между материнской
фирмой (фирмами) и иностранными партнерами и установить в расчетах цены,
тарифы на услуги, проценты на кредиты так, чтобы максимум необходимых
затрат и минимум прибыли приходился на компании, находящиеся в странах с
высоким уровнем налогообложения, а основная прибыль оставалась у оффшорных
компаний.
Преимущества создания компаний в оффшорных зонах доступны и
используются, в первую очередь, финансовыми группами, активно участвующими
в торговле, транспорте, движении капитала в мировом масштабе.
Третье направление - тщательное исследование и использование
действующих налоговых льгот, связанных не с юридической формой или местом
регистрации компании, а с ее производственной, коммерческой и финансовой
деятельностью. Финансисты компаний должны блестяще знать и постоянно
следить за изменениями государственной системы налоговых стимулов.
Существует сложная система правил ускоренного амортизационного
списания основного капитала; нормы разрешенного списания часто изменяются,
также изменяются правила реализации скрытых резервов, премии за
использование новых технологий и др. Если фирма использует новейшие
технологии, готовит кадры, подпадает под разрешенные льготы по
амортизационным списаниям, то надо полностью и максимально воспользоваться
предоставленными
Особые возможности экономии на налогах имеются у фирм, занимающихся
внешнеэкономической деятельностью. Государства предоставляют своим
экспортерам различные налоговые льготы, например по НДС, стимулируют
участие в международных торгах, выставках, ярмарках.
В России также существуют возможности использования льгот по
уменьшению базы налогообложения и налоговых ставок. Сюда относятся льготы
по ускоренной амортизации основного капитала, за внедрение новой техники и
за включение в штат работников представителей некоторых категорий
населения.
Четвертое направление - это оптимальное использование прибыли и
свободного капитала, выбор инвестиционной политики, которая может
обеспечить дополнительные налоговые льготы и даже возврат части уплаченных
ранее налогов.
В
государственной
инвестиционные премии, дотации, льготы на финансирование НИОКР, повышение
квалификации, социальных, экологических мероприятий. В основном эти льготы
предоставляются в рамках государственных отраслевых, региональных,
чрезвычайных и среднесрочных общенациональных программ. Если инвестиционная
политика компании соответствует целям и условиям государственных программ,
то фирма может рассчитывать на снижение налогов (вплоть до освобождения) с
инвестируемых средств, отсрочку уплаты налогов, льготные государственные
кредиты, субсидии, поручительства.
По российским
законам при
перевооружение, реконструкцию производства, научные исследования доходы
предприятий освобождаются от налогов. Иногда им выгоднее вкладывать
свободные средства в другие
предприятия с целью
в виде как долевого участия, так и предоставления краткосрочного кредита.
Государство всегда приветствует вложения в свои ценные бумаги, доход от
которых освобождается от налогов. Государственное стимулирование целевого
использования прибыли открывает широкий простор для деятельности налоговых
советников и специалистов по вопросам инвестирования.
2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Ответственность за налоговые правонарушения – разновидность
юридической ответственности. И она подчиняется тем же требованиям, которые
предъявляются в праве ко всем другим видам ответственности, в частности
уголовной, гражданской, дисциплинарной. При этом ответственность в сфере
налогообложения не исчерпывается только статьями Налогового кодекса РФ.
Нарушения нормативных правовых актов о налогах и сборах при определенных
условиях влекут применение мер ответственности, предусмотренных уголовным
или административным законодательством. Поэтому понимание сущности
юридической ответственности, знание ее основных принципов позволяет
налогоплательщикам избирать единственно правомерный вариант поведения,
успешно разрешать проблемы применения актов законодательства, разрешать
сложные конфликтные ситуации и избегать неоправданных финансовых потерь.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное
противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние
(действие или бездействие, совершенное умышленно либо по неосторожности),
налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым
кодексом установлена ответственность.[22]
Все составы
налоговых правонарушений
РФ, никто не может быть
привлечен к налоговой
указанные в НК РФ как налоговые правонарушения.
Налоговым
кодексом РФ установлен
к ответственности за налоговое правонарушение, включающий определение видов
налоговых правонарушений, мер ответственности, сроков давности привлечения
к ответственности и взыскания санкций, порядок производства по делам о
налоговых и административных правонарушениях.
Условно, в зависимости от объекта посягательства, налоговые
правонарушения можно разделить на две группы:
- правонарушения в сфере
осуществления налогового
119, 124 - 129.1 НК РФ);
- правонарушения против порядка исчисления и уплаты налогов (статьи 120 -
123 НК РФ).
Налоговые правонарушения могут совершаться как путем активных
противоправных действий (например, неправильное отражение на счетах
бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций), так и путем
бездействия – неисполнения предписываемых законом обязанностей (в
частности, несвоевременное отражение операций по счетам бухгалтерского
учета).
Субъектами налоговых правоотношений признаются российские и
иностранные организации, созданные на территории Российской Федерации,
независимо от их организационно-правовых форм. Филиалы, представительства,
другие обособленные подразделения российских организаций не выступают в
качестве самостоятельных субъектов налогового правонарушения, поскольку
согласно Налоговому кодексу РФ не являются организациями. Налоговый кодекс
РФ не называет среди субъектов налогового правонарушения должностных лиц
организации, в т.ч. руководителя и главного бухгалтера. Однако при наличии
в действиях (бездействии) должностных лиц признаков административного
правонарушения или преступления они подлежат соответствующей
ответственности независимо от привлечения организации к ответственности за
совершение налогового правонарушения.
Вина субъекта является обязательным элементом состава любого
правонарушения, в т.ч. и налогового. Налоговый кодекс РФ выделяет две формы
вины правонарушителя – умысел и неосторожность.
Налоговое
правонарушение признается
его совершившее, осознавало противоправный характер своего деяния и желало
либо сознательно допускало наступление вредных последствий такого деяния
(п. 2 ст. 110 НК РФ). Осознание противоправности означает осведомленность
лица о том, что деяния, которые оно совершает, нарушают налоговое
законодательство и запрещены им под страхом ответственности.
Правонарушитель, действующий умышленно, может активно желать наступления
вредных последствий, а может игнорировать их, сознательно предполагая при
этом их наступление. И налоговое правонарушение признается совершенным по
неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного
характера своего деяния либо вредного характера наступивших последствий,
хотя должно было и могло это осознавать (п. 3 ст. 110 НК РФ). Таким
образом, незнание установленных законом обязанностей, небрежное к ним
отношение, отсутствие должной предусмотрительности не может служить
оправданием неправомерных действий (бездействия).
В НК РФ прямо указано, что при определенных обстоятельствах лицо
является невиновным в совершении противоречащих закону действий или
бездействия. Обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового
правонарушения, является совершение деяния, содержащего признаки налогового