Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 07:07, курсовая работа
Государство, выражая интересы общества в различных сферах
жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику –
экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. При
этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного
регулирования социально-экономических процессов используются финансово-
кредитный и ценовой механизмы.
Еще в XVIII столетии А. Смит определил основные функции правительств,
которые, по его мнению, должны сводиться к следующему:
- обеспечение национальной обороны;
- отправление правосудия;
- организация общественных работ, невыгодных для частного
предпринимательства, но необходимых гражданам;
- образование юношества;
- сбор налогов для оплаты нужд государства.
|Введение |4 |
|Глава 1. Научно-теоретические основы взаимоотношений предприятий с |6 |
|бюджетом | |
| |1.1. Принципы налогообложения. Классификации. Ключевые понятия|6 |
| |1.2. Действующая налоговая система |14 |
| |1.3. Бюджетное финансирование и контроль финансовых органов |19 |
|Глава 2. Критический анализ действующей практики |26 |
| |2.1. Основные налоги, уплачиваемые коммерческими структурами |26 |
| |2.2. Прочие налоги и налоговые платежи |51 |
| |2.3. Изменение срока уплаты налогов; инвестиционный налоговый |62 |
| |кредит | |
|Глава 3. Пути совершенствования взаимоотношений с бюджетом и |68 |
|ответственность | |
|за нарушения | |
| |3.1. Организация налогового планирования |68 |
| |3.2. Ответственность за налоговые правонарушения |71 |
| |3.3. Анализ взаимоотношений предприятия с бюджетом; проблемы |77 |
| |оптимизации | |
|Заключение |82 |
|Список литературы |85 |
производственными мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических,
психоневрологических учреждениях и учреждениях социальной защиты и
реабилитации населения; реализации билетов на спортивно-зрелищные
мероприятия и услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для
проведения указанных мероприятий; продукции сельскохозяйственных
предприятий, реализуемой в счет натуральной оплаты труда; изделий народных
художественных промыслов; некоторых финансовых и банковских операций;
выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
финансируемых из бюджета; работ по тушению лесных пожаров; реализации
путевок в санаторно-курортные, оздоровительные и учреждения отдыха,
расположенные на территории РФ; страховых услуг.
Также освобождена от обложения НДС реализация монет из драгоценных
металлов (за исключением коллекционных), являющихся валютой РФ или валютой
иностранных государств; товаров, помещенных под таможенный режим магазина
беспошлинной торговли; долей в уставном (складочном) капитале организаций,
паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных
бумаг и инструментов срочных сделок; некоторые виды товаров, ввозимых на
территорию Российской Федерации; реализация услуг по сдаче в аренду
служебных или жилых помещений иностранным гражданам и организациям,
аккредитованным в РФ.
Статьей 149 НК РФ введен ряд новых льгот, например теперь не
подлежит налогообложению реализация услуг по обслуживанию воздушных и
морских судов, судов внутреннего плавания, услуг, оказываемых
непосредственно в аэропортах РФ; внутрисистемная реализация организациями и
учреждениями уголовно-
не облагаются НДС операции организаций, обеспечивающих информационное и
технологическое взаимодействие между участниками расчетов; отдельные
банковские операции, не требующие получения лицензии ЦБР; передача товаров
или услуг, кроме подакцизных, безвозмездно в рамках благотворительной
деятельности. Но в то же время часть льгот, действовавших до 01.01.2001г.,
была отменена. Действие некоторых льгот продлено до 1 января 2002г.
Причем, часть этих льгот: работы по строительству жилых домов,
осуществляемые не менее чем на 50% за счет бюджетных средств; отдельные
виды товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации; - перестанет
предоставляться окончательно. У других, в частности: обороты по реализации
продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с
образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская и
полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с
образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции, -
изменится порядок предоставления.
В случае
если налогоплательщиком
налогообложению, и операции, освобождаемые от налогообложения,
налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.[15] Сумма
НДС по приобретенным товарам и услугам, которые используются при
производстве (реализации) как облагаемых, так и необлагаемых товаров и
услуг, в соответствие с п. 4 ст. 170 НК РФ подлежит распределению
пропорционально стоимости этих товаров (услуг) в общем объеме выручки от
реализации.
Одним из
важнейших нововведений
организации и индивидуальные предприниматели могут получить освобождение от
исполнения обязанностей плательщика НДС, которое предоставляется, если за
три предшествующих ему последовательных календарных месяца сумма выручки от
реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не
превысила в совокупности 1000000 руб.
Созданы равные условия для предпринимательской деятельности
отечественных и иностранных предприятий. На российского налогоплательщика
возложена ответственность по уплате НДС за иностранное предприятие, не
зарегистрированное в российских налоговых органах, но реализующее на
территории Российской Федерации товары (работы, услуги), облагаемые НДС.
Уплата налога производится за счет средств, перечисляемых иностранному
предприятию или лицу, указанному этим иностранным предприятием, и вносится
в бюджет в той валюте, в которой производится платеж. После уплаты НДС за
иностранное предприятие российское предприятие имеет право обратиться в
установленном порядке за возмещением сумм НДС, уплаченных им на территории
России при осуществлении
своей предпринимательской
Налоговый
период по налогу на
месяцу.
Ставка налога с момента введения в 1992 г. и по 1996 г. претерпевала
изменения. Первоначально налог был установлен в размере 28%. Однако в
условиях отсутствия на рынке достаточной товарной массы, либерализации цен,
начало которой совпало по времени с введением данного налога, и
развивающейся инфляцией ставка оказалась чрезмерно высокой. В большинстве
стран, она ниже. И при этом для ряда товаров действуют пониженные льготные
ставки.
В связи с этим ставка была снижена до 20%, а по продовольственным
товарам и основным изделиям детского ассортимента — до 10%. Дифференциация
ставки налога на продовольственные и непродовольственные изделия
соответствует мировому опыту. Это практикуется в Германии, США, Франции,
Японии, а также в некоторых других странах.
Однако снижение ставки сразу на 8 пунктов, а по ряду товаров на 18
пунктов болезненно сказалось на бюджете, тем более, что выпадающие доходы
ничем не компенсировались. При снижении ставки налога на добавленную
стоимость с 28% до 20% и 10% образовался дополнительный бюджетный дефицит.
Чтобы его частично заполнить, в 1994—1995 гг. вводился специальный налог
для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства. Этот
отмененный ныне налог рассчитывался по базе НДС и взимался в размере
сначала 3%, а позднее 1,5% от налогооблагаемой базы. Плательщики данного
налога, объект обложения, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы
определялись Законом об НДС. Фактически специальный налог не имел
самостоятельного значения, а был скрытой формой налога на добавленную
стоимость и носил характер чрезвычайного налога. Думается, что плавным
снижением НДС не до 20 и 10% сразу, а, скажем, до 23 и 13% можно было
добиться тех же самых, а при необходимости и более высоких финансовых
результатов. С течением времени можно было также постепенно снизить налог
до сегодняшнего уровня. Издержки такого курса налоговой политики были бы
меньше, поскольку он был бы более последовательным.
В настоящее время действуют 3 ставки НДС: 0, 10 и 20%. Кроме того, для
отдельных операций предусмотрены расчетные ставки 9,09, 16,67 и 13,79%.
Перечень товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по нулевой ставке,
приведен в п. 1 ст. 164 НК РФ. Это прежде всего экспортируемые товары,
работы и услуги связанные с их реализацией, транспортировкой через
Российскую Федерацию транзитных товаров, услуги по перевозке пассажиров и
багажа за пределы Российской Федерации. В п. 2 ст. 164 НК РФ перечислены
все виды продовольственных товаров и товаров для детей, при реализации
которых производится налогообложение НДС по ставке 10%. В остальных случаях
применяется ставка налога в размере 20%. Исключение составляет ряд
операций, по которым используются расчетные ставки НДС. Так, согласно п. 4
ст. 164 НК РФ налог по ставкам 9,09 и 16,67% должен рассчитываться при
получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг)
(авансов, процентов, санкций и др.); удержании НДС из доходов иностранных
налогоплательщиков налоговыми агентами; реализации товаров, приобретенных
на стороне и учитываемых с НДС. Расчетная ставка 13,79% применяется при
приобретении через автозаправочные станции горюче-смазочных материалов,
подлежащих обложению налогом на реализацию ГСМ.
Подобная
база обложения достаточно
Надо отметить, что налог на добавленную стоимость имеет очень
устойчивую базу обложения, которая к тому же не зависит от текущих
материальных затрат. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает
быстрое поступление налога в бюджет. Средства начинают поступать задолго до
того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ,
услуг) и продолжают поступать при любой перепродаже готового изделия.
Уклониться от уплаты налога довольно сложно, хотя это и случается. Но
выделение налога отдельной строкой во всех банковских и прочих расчетных
документах усложняет эти попытки и позволяет налоговым инспекциям
эффективно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несет на себе
налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья,
материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует
свои затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе
продукции процесс переложения налога заканчивается.
У данного вида налога имеется и ряд других преимуществ, как у любого
косвенного налога или налога на потребление. В то же время при отсутствии
на рынке достаточной товарной массы в условиях, когда не развита
конкуренция производителей и расстроено финансовое хозяйство, налог
усиливает инфляционные процессы, приводя к дополнительному повышению
оптовых и розничных цен. Но в целом он имеет позитивное значение и будет
функционировать в России в обозримом будущем.
Акцизы
Важным видом
косвенных налогов стали
почти не применявшиеся. Их роль, только в значительно большем объеме,
выполнял налог с оборота. И только в 1992г. в ходе проведения налоговой
реформы в Российской Федерации акцизы вошли в систему федеральных налогов в
качестве самостоятельного налогового платежа. Акцизы играют существенную
роль в формировании доходов бюджета. По данным Управления МНС по г. Москве
в 1 квартале 2001г. на акцизы пришлось 41,7% поступлений в федеральный
бюджет.(55(
Во всех странах мира на особо высокорентабельные товары
устанавливаются акцизные сборы для изъятия в доход бюджета некоторой части
получаемой производителями таких товаров сверхприбыли. Акцизы –
разновидность косвенных налогов, в то же время они наделены рядом
специфических черт:
. это индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров;
. объектом обложения является оборот по реализации только товаров, причем
их перечень ограничен;
. функционируют только в производственной сфере, за исключением акцизов по
импортируемым на территорию РФ товарам.
Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизные
товары предприятия и организации, индивидуальные предприниматели, а также
лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу
Российской Федерации.
В 1993—1995 гг. в ряду подакцизных товаров происходили заметные
изменения. Были отменены акцизы на продовольственные товары, на которые они
были установлены. Естественно, это не относится к алкогольным напиткам. В
сочетании с налогом на добавленную стоимость акцизы на такие продукты, как
шоколад, икра, ценные породы рыб и некоторые другие морепродукты,
способствовали резкому росту розничных цен на них. Для компенсации
выпадающих доходов вводились акцизы на некоторые другие товары, например,
на малотоннажные грузовые автомобили. С 1996 г. направление налоговой
политики ведет к общему сокращению видов подакцизных товаров. Отменены
акцизы на изделия из хрусталя, меховую и кожаную одежду, грузовики. В
настоящее время подакцизными являются алкогольные напитки, пиво, спирт и
спиртосодержащая продукция, табачные изделия, легковые автомобили и
мотоциклы, бензин, дизельное топливо и моторные масла, ювелирные украшения
из драгоценных металлов и (или) произведенные с использованием драгоценных
камней (жемчуга), минеральное сырье (газ, нефть и стабильный газовый
конденсат). (20( В общем, достаточно обычный для мировой практики набор
товаров, чья розничная цена в силу потребительских свойств существенно