Взаимоотношение предприятий с бюджетом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 07:07, курсовая работа

Краткое описание

Государство, выражая интересы общества в различных сферах
жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику –
экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. При
этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного
регулирования социально-экономических процессов используются финансово-
кредитный и ценовой механизмы.
Еще в XVIII столетии А. Смит определил основные функции правительств,
которые, по его мнению, должны сводиться к следующему:
- обеспечение национальной обороны;
- отправление правосудия;
- организация общественных работ, невыгодных для частного
предпринимательства, но необходимых гражданам;
- образование юношества;
- сбор налогов для оплаты нужд государства.

Оглавление

|Введение |4 |
|Глава 1. Научно-теоретические основы взаимоотношений предприятий с |6 |
|бюджетом | |
| |1.1. Принципы налогообложения. Классификации. Ключевые понятия|6 |
| |1.2. Действующая налоговая система |14 |
| |1.3. Бюджетное финансирование и контроль финансовых органов |19 |
|Глава 2. Критический анализ действующей практики |26 |
| |2.1. Основные налоги, уплачиваемые коммерческими структурами |26 |
| |2.2. Прочие налоги и налоговые платежи |51 |
| |2.3. Изменение срока уплаты налогов; инвестиционный налоговый |62 |
| |кредит | |
|Глава 3. Пути совершенствования взаимоотношений с бюджетом и |68 |
|ответственность | |
|за нарушения | |
| |3.1. Организация налогового планирования |68 |
| |3.2. Ответственность за налоговые правонарушения |71 |
| |3.3. Анализ взаимоотношений предприятия с бюджетом; проблемы |77 |
| |оптимизации | |
|Заключение |82 |
|Список литературы |85 |

Файлы: 1 файл

Банковское дело.docx

— 162.19 Кб (Скачать)

производственными  мастерскими  при  противотуберкулезных,  психиатрических,

психоневрологических  учреждениях  и   учреждениях   социальной   защиты   и

реабилитации   населения;   реализации   билетов   на    спортивно-зрелищные

мероприятия и услуг по предоставлению в  аренду  спортивных  сооружений  для

проведения    указанных    мероприятий;    продукции    сельскохозяйственных

предприятий, реализуемой  в счет натуральной оплаты труда;  изделий  народных

художественных  промыслов;  некоторых  финансовых   и  банковских  операций;

выполнению   научно-исследовательских   и   опытно-конструкторских    работ,

финансируемых из  бюджета;  работ  по  тушению  лесных  пожаров;  реализации

путевок  в  санаторно-курортные,  оздоровительные   и   учреждения   отдыха,

расположенные на территории РФ; страховых услуг.

      Также освобождена  от обложения НДС  реализация  монет  из  драгоценных

металлов (за исключением  коллекционных), являющихся валютой  РФ  или  валютой

иностранных государств; товаров, помещенных под  таможенный  режим  магазина

беспошлинной торговли; долей  в уставном (складочном)  капитале  организаций,

паев в паевых фондах кооперативов и  паевых  инвестиционных  фондах,  ценных

бумаг и инструментов срочных  сделок; некоторые  виды  товаров,  ввозимых  на

территорию  Российской  Федерации;  реализация  услуг  по  сдаче  в   аренду

служебных  или  жилых  помещений  иностранным  гражданам   и   организациям,

аккредитованным в РФ.

            Статьей 149 НК РФ введен ряд  новых  льгот,  например  теперь  не

подлежит налогообложению   реализация  услуг  по  обслуживанию  воздушных  и

морских   судов,   судов   внутреннего    плавания,    услуг,    оказываемых

непосредственно в аэропортах РФ; внутрисистемная реализация организациями  и

учреждениями уголовно-исполнительной системы  произведенной  ими  продукции;

не облагаются НДС  операции  организаций,  обеспечивающих  информационное  и

технологическое  взаимодействие  между   участниками   расчетов;   отдельные

банковские операции, не требующие  получения лицензии ЦБР;  передача  товаров

или  услуг,  кроме  подакцизных,  безвозмездно  в  рамках  благотворительной

деятельности. Но в то же время  часть льгот, действовавших  до  01.01.2001г.,

была отменена.   Действие  некоторых  льгот  продлено  до  1  января  2002г.

Причем,  часть  этих   льгот:   работы   по   строительству   жилых   домов,

осуществляемые не менее  чем на 50%  за  счет  бюджетных  средств;  отдельные

виды товаров, ввозимых на  территорию  Российской  Федерации;  -  перестанет

предоставляться окончательно. У других, в частности: обороты  по  реализации

продукции  средств  массовой  информации,  книжной  продукции,  связанной  с

образованием, наукой и  культурой,  а  также  редакционная,  издательская  и

полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной  с

образованием,  наукой  и  культурой,  газетной  и  журнальной  продукции,  -

изменится порядок предоставления.

      В случае  если налогоплательщиком осуществляются  операции,  подлежащие

налогообложению,   и    операции,    освобождаемые    от    налогообложения,

налогоплательщик обязан вести раздельный  учет  таких  операций.[15]   Сумма

НДС  по  приобретенным  товарам  и   услугам,   которые   используются   при

производстве (реализации) как  облагаемых,  так  и  необлагаемых  товаров  и

услуг,  в  соответствие  с  п.  4  ст.  170  НК  РФ  подлежит  распределению

пропорционально стоимости  этих товаров (услуг) в  общем  объеме  выручки  от

реализации.

      Одним из  важнейших нововведений является  то, что начиная с  2001  года

организации и индивидуальные предприниматели могут получить освобождение  от

исполнения обязанностей плательщика НДС, которое  предоставляется,  если  за

три предшествующих ему последовательных календарных месяца сумма выручки  от

реализации товаров (работ, услуг)  без  учета  НДС  и  налога  с  продаж  не

превысила в совокупности 1000000 руб.

      Созданы   равные   условия   для   предпринимательской    деятельности

отечественных и иностранных  предприятий.  На  российского  налогоплательщика

возложена ответственность  по  уплате  НДС  за  иностранное  предприятие,  не

зарегистрированное  в  российских  налоговых  органах,  но  реализующее   на

территории Российской Федерации  товары  (работы,  услуги),  облагаемые  НДС.

Уплата налога  производится  за  счет  средств,  перечисляемых  иностранному

предприятию или лицу, указанному этим иностранным предприятием,  и  вносится

в бюджет в той валюте, в которой производится платеж. После  уплаты  НДС  за

иностранное предприятие  российское  предприятие  имеет  право  обратиться  в

установленном порядке за возмещением сумм НДС, уплаченных им  на  территории

России при осуществлении  своей предпринимательской деятельности.

      Налоговый  период по налогу на добавленную  стоимость равен календарному

месяцу.

      Ставка налога  с момента введения в 1992 г.  и по 1996  г.  претерпевала

изменения. Первоначально  налог  был  установлен  в  размере  28%.  Однако  в

условиях отсутствия на рынке  достаточной товарной массы, либерализации  цен,

начало  которой  совпало  по  времени  с   введением   данного   налога,   и

развивающейся инфляцией  ставка оказалась чрезмерно  высокой.  В  большинстве

стран, она ниже. И при  этом для ряда товаров действуют  пониженные  льготные

ставки.

      В связи  с этим ставка была снижена   до  20%,  а  по  продовольственным

товарам и основным изделиям детского ассортимента — до  10%.  Дифференциация

ставки   налога   на   продовольственные   и   непродовольственные   изделия

соответствует мировому опыту. Это практикуется  в  Германии,  США,  Франции,

Японии, а также в некоторых  других странах.

      Однако снижение  ставки сразу на 8 пунктов, а  по  ряду  товаров  на  18

пунктов болезненно сказалось  на бюджете, тем более,  что  выпадающие  доходы

ничем  не  компенсировались.  При  снижении  ставки  налога  на  добавленную

стоимость с 28% до 20% и 10% образовался  дополнительный  бюджетный  дефицит.

Чтобы его частично заполнить, в 1994—1995  гг.  вводился  специальный  налог

для  финансовой  поддержки  важнейших  отраслей  народного  хозяйства.  Этот

отмененный ныне налог  рассчитывался  по  базе  НДС  и  взимался  в  размере

сначала 3%, а позднее 1,5% от  налогооблагаемой  базы.  Плательщики  данного

налога,  объект  обложения,  порядок  и  сроки  уплаты,   налоговые   льготы

определялись  Законом  об  НДС.  Фактически  специальный   налог   не   имел

самостоятельного значения,  а  был  скрытой  формой  налога  на  добавленную

стоимость и носил  характер  чрезвычайного  налога.  Думается,  что  плавным

снижением НДС не до 20 и 10% сразу, а,  скажем,  до  23  и  13%  можно  было

добиться тех же самых,  а  при  необходимости  и  более  высоких  финансовых

результатов. С течением времени  можно было также  постепенно  снизить  налог

до сегодняшнего уровня. Издержки такого курса  налоговой  политики  были  бы

меньше, поскольку он был  бы более последовательным.

      В настоящее  время действуют 3 ставки НДС: 0, 10 и 20%. Кроме того, для

отдельных операций предусмотрены  расчетные ставки 9,09, 16,67 и 13,79%.

      Перечень  товаров (работ, услуг), облагаемых  НДС  по  нулевой  ставке,

приведен в п. 1 ст. 164 НК  РФ.  Это  прежде  всего  экспортируемые  товары,

работы  и  услуги  связанные  с  их  реализацией,   транспортировкой   через

Российскую Федерацию  транзитных товаров, услуги по  перевозке  пассажиров  и

багажа за пределы Российской Федерации. В п. 2 ст.  164  НК  РФ  перечислены

все виды продовольственных  товаров  и  товаров  для  детей,  при  реализации

которых производится налогообложение  НДС по ставке 10%. В остальных  случаях

применяется  ставка  налога  в  размере  20%.  Исключение   составляет   ряд

операций, по которым используются расчетные ставки НДС. Так, согласно  п.  4

ст. 164 НК РФ налог по ставкам  9,09  и  16,67%  должен  рассчитываться  при

получении денежных средств,  связанных  с  оплатой  товаров  (работ,  услуг)

(авансов, процентов, санкций  и др.); удержании НДС  из  доходов  иностранных

налогоплательщиков налоговыми агентами;  реализации  товаров,  приобретенных

на стороне и учитываемых  с НДС.  Расчетная  ставка  13,79%  применяется  при

приобретении  через  автозаправочные  станции  горюче-смазочных  материалов,

подлежащих обложению  налогом на реализацию ГСМ.

      Подобная  база обложения достаточно стабильна.

      Надо  отметить,  что  налог  на  добавленную   стоимость  имеет   очень

устойчивую  базу  обложения,  которая  к  тому  же  не  зависит  от  текущих

материальных затрат. Технически механизм взимания НДС удобен и  обеспечивает

быстрое поступление налога в бюджет. Средства начинают поступать  задолго  до

того, как произойдет  окончательная  реализация  готовой  продукции  (работ,

услуг) и  продолжают  поступать  при  любой  перепродаже  готового  изделия.

Уклониться от уплаты налога  довольно  сложно,  хотя  это  и  случается.  Но

выделение налога отдельной  строкой во всех  банковских  и  прочих  расчетных

документах  усложняет  эти  попытки   и   позволяет   налоговым   инспекциям

эффективно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несет  на  себе

налогового  бремени,  связанного  с  взиманием  НДС   при   покупке   сырья,

материалов, полуфабрикатов, комплектующих  изделий,  поскольку  компенсирует

свои затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на  последнем  потребителе

продукции процесс переложения  налога заканчивается.

      У данного  вида налога имеется и ряд  других преимуществ, как  у   любого

косвенного налога или  налога на потребление. В то же  время  при  отсутствии

на  рынке  достаточной  товарной  массы  в  условиях,   когда   не   развита

конкуренция  производителей  и  расстроено   финансовое   хозяйство,   налог

усиливает  инфляционные  процессы,  приводя  к   дополнительному   повышению

оптовых и розничных цен. Но в целом он имеет  позитивное  значение  и  будет

функционировать в России в обозримом будущем.

 

      Акцизы

      Важным видом  косвенных налогов стали акцизы,  раньше  в  нашей  стране

почти не применявшиеся.  Их  роль,  только  в  значительно  большем  объеме,

выполнял налог с оборота. И только в  1992г.  в  ходе  проведения  налоговой

реформы в Российской Федерации  акцизы вошли в систему федеральных  налогов  в

качестве самостоятельного налогового  платежа.  Акцизы  играют  существенную

роль в формировании доходов  бюджета. По данным Управления МНС по  г.  Москве

в 1 квартале 2001г. на  акцизы  пришлось  41,7%  поступлений  в  федеральный

бюджет.(55(

      Во   всех   странах   мира   на   особо   высокорентабельные    товары

устанавливаются акцизные сборы  для изъятия в доход бюджета  некоторой  части

получаемой   производителями   таких   товаров   сверхприбыли.   Акцизы    –

разновидность  косвенных  налогов,  в  то  же  время  они   наделены   рядом

специфических черт:

  . это индивидуальный  налог на отдельные виды и  группы товаров;

  . объектом обложения  является оборот по реализации  только товаров,  причем

    их перечень  ограничен;

  . функционируют только  в производственной сфере, за  исключением акцизов по

    импортируемым  на территорию РФ товарам.

      Плательщиками  акцизов являются производящие  и реализующие  подакцизные

товары предприятия и  организации, индивидуальные  предприниматели,  а  также

лица,  осуществляющие   перемещение   товаров   через   таможенную   границу

Российской Федерации.

       В 1993—1995 гг.  в  ряду  подакцизных   товаров  происходили  заметные

изменения. Были отменены акцизы на продовольственные товары, на которые  они

были установлены. Естественно, это не относится к  алкогольным  напиткам.  В

сочетании с налогом на добавленную стоимость акцизы на такие  продукты,  как

шоколад,  икра,  ценные  породы  рыб  и   некоторые   другие   морепродукты,

способствовали  резкому  росту  розничных  цен  на  них.   Для   компенсации

выпадающих доходов вводились  акцизы на некоторые  другие  товары,  например,

на малотоннажные  грузовые  автомобили.  С  1996  г.  направление  налоговой

политики ведет к  общему  сокращению  видов  подакцизных  товаров.  Отменены

акцизы на изделия из  хрусталя,  меховую  и  кожаную  одежду,  грузовики.  В

настоящее время подакцизными являются алкогольные  напитки,  пиво,  спирт  и

спиртосодержащая  продукция,  табачные  изделия,   легковые   автомобили   и

мотоциклы, бензин, дизельное  топливо и моторные масла,  ювелирные  украшения

из драгоценных металлов и (или) произведенные с  использованием  драгоценных

камней  (жемчуга),  минеральное  сырье  (газ,  нефть  и  стабильный  газовый

конденсат). (20( В общем, достаточно  обычный  для  мировой  практики  набор

товаров, чья розничная  цена  в  силу  потребительских  свойств  существенно

Информация о работе Взаимоотношение предприятий с бюджетом