Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 07:07, курсовая работа
Государство, выражая интересы общества в различных сферах
жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику –
экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. При
этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного
регулирования социально-экономических процессов используются финансово-
кредитный и ценовой механизмы.
Еще в XVIII столетии А. Смит определил основные функции правительств,
которые, по его мнению, должны сводиться к следующему:
- обеспечение национальной обороны;
- отправление правосудия;
- организация общественных работ, невыгодных для частного
предпринимательства, но необходимых гражданам;
- образование юношества;
- сбор налогов для оплаты нужд государства.
|Введение |4 |
|Глава 1. Научно-теоретические основы взаимоотношений предприятий с |6 |
|бюджетом | |
| |1.1. Принципы налогообложения. Классификации. Ключевые понятия|6 |
| |1.2. Действующая налоговая система |14 |
| |1.3. Бюджетное финансирование и контроль финансовых органов |19 |
|Глава 2. Критический анализ действующей практики |26 |
| |2.1. Основные налоги, уплачиваемые коммерческими структурами |26 |
| |2.2. Прочие налоги и налоговые платежи |51 |
| |2.3. Изменение срока уплаты налогов; инвестиционный налоговый |62 |
| |кредит | |
|Глава 3. Пути совершенствования взаимоотношений с бюджетом и |68 |
|ответственность | |
|за нарушения | |
| |3.1. Организация налогового планирования |68 |
| |3.2. Ответственность за налоговые правонарушения |71 |
| |3.3. Анализ взаимоотношений предприятия с бюджетом; проблемы |77 |
| |оптимизации | |
|Заключение |82 |
|Список литературы |85 |
прибыли;
• направленные образовательными учреждениями на нужды обеспечения,
развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату
труда) в данном образовательном учреждении;
• направленные
научными организациями на
исследовательских и опытно-конструкторских работ соответствие с перечнем,
устанавливаемым Правительством Российской Федерации;
• направленные предприятиями на проведение научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, а также в Российский фонд фундаментальных
исследований и Российский фонд технологического развития, но не более 10% в
общей сложности от суммы налогооблагаемой прибыли;
• направленные организациями кинематографии на финансирование
строительства кинозалов (в т.ч. в порядке долевого участия), а также на
погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая
проценты по кредитам.[8]
Кроме этого, льготируются средства направленные на развитие
предприятий уголовно-исполнительной системы, пожертвования в избирательные
фонды и др.
Ставка налога на прибыль уменьшается в два раза, если на предприятии
инвалиды составляют не менее 50% среднесписочной численности.
Для предприятий, находящихся в собственности общественных организаций
и объединений, творческих союзов, благотворительных фондов,
налогооблагаемая прибыль снижается на сумму, направленную на осуществление
их уставной деятельности. Эта льгота не относится к политическим партиям и
движениям, профессиональным союзам.
С 1996 г. от налога освобождается прибыль, полученная редакциями
средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами,
телерадиовещательными компаниями, организациями по распространению
периодических печатных изданий и книжной продукции, передающими центрами от
производства и распространения продукции средств массовой информации и
книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, в части,
зачисляемой в федеральный бюджет; полученная полиграфическими предприятиями
и организациями от оказания услуг по производству книжной продукции,
связанной с образованием, наукой и культурой, продукции средств массовой
информации в части, зачисляемой в федеральный бюджет; полученная редакциями
средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами,
телерадиовещательными компаниями и организациями по распространению
периодических печатных изданий и книжной продукции от других видов
деятельности и направленная ими на финансирование капитальных вложений по
основному профилю их деятельности. Данная льгота не распространяется на
прибыль, полученную от производства и распространения продукции средств
массовой информации рекламного и эротического характера, а также изданий
рекламного и эротического характера.
Если предприятие по данным годового бухгалтерского отчета получило
убыток, то освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на
его покрытие в течение последующих пяти лет при условии полного
использования на эти цели средств резервного фонда. Но при этом не
учитываются убытки, возникшие в результате сокрытия или занижения прибыли,
а также убытки, полученные до 1 января 1996 г. в результате превышения
фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой
величиной, убытки, полученные от превышения норм и нормативов,
установленных законодательством РФ по учету затрат, включаемых в
себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при расчете
налогооблагаемой прибыли.
С 1997 г.
предоставлена налоговая
жилья, жилищно-строительным кооперативам по уменьшению налогооблагаемой
прибыли на суммы, направленные на обслуживание и ремонт жилья и нежилых
помещений, инженерное оборудование жилых домов.
Значительные льготы по налогу на прибыль предоставляются малому
бизнесу. При введении в действие Закона "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" было предусмотрено, что помимо общих льгот в первые два года
после регистрации не уплачивают налог малые предприятия по производству и
переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного
потребления, строительные, ремонтно-строительные и по производству
строительных материалов при условии, если выручка от указанных видов
деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции
(работ, услуг). В третий и четвертый год работы эти малые предприятия
уплачивают налог в размере соответственно 25% и 50% от установленной ставки
налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет
свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
С 1994
г. малые предприятия
авансовые платежи. Они рассчитываются с бюджетом по фактическим квартальным
результатам, что в условиях инфляции является заметной налоговой льготой.
В 1996г. вступил в действие Закон РФ от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ
"Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов
малого предпринимательства". Применение упрощенной системы для организаций
предусматривает замену уплаты совокупности федеральных, региональных и
местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по
результатам хозяйственной деятельности. Для организаций, применяющих
упрощенную систему, сохраняется лишь действующий порядок уплаты таможенных
пошлин, госпошлин, налога на приобретение автотранспортных средств,
лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные
фонды (в настоящее время, в связи с введением в действие с 01.12.2001г.
части второй Налогового кодекса РФ (2(, субъекты малого
предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета
и отчетности, являются плательщиками единого социального налога, поскольку
Федеральный закон от 29.12.95 № 222-ФЗ предусматривает для этих организаций
отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды).
Для индивидуальных предпринимателей упрощенная система предлагает
замену уплаты подоходного налога на доход от предпринимательской
деятельности уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Упрощенная система функционирует наряду с принятой ранее системой. Их
выбор всецело принадлежит налогоплательщику.
Применить упрощенную систему имеют право организации, численность
которых не превышает 15 человек. В это количество включаются работающие в
филиалах, работающие по договорам подряда и иным договорам гражданско-
правового характера.
Объектом
обложения единым налогом
валовая выручка. (16( При его определении принцип добровольности уже
отсутствует. Выбор объекта предоставляется органу государственной власти
субъекта Федерации.
При обложении совокупного дохода в федеральный бюджет налог
зачисляется по ставке 10%, в региональный бюджет налог может быть
установлен в пределах 20%. Если объектом обложения служит валовая выручка,
то в федеральный бюджет направляется 3,33% от ее суммы, в региональный
бюджет может быть установлена ставка до 6,67%.
Под действие упрощенной системы не подпадают организации, занятые
производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе
ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий. Не
относятся к малому бизнесу кредитные и страховые организации,
инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг,
предприятия игорного и развлекательного бизнеса независимо от количества
работающих.
Данный Закон
по сути впервые делает
критерии и границы понятия малого бизнеса. Помимо численности, жестко
ограниченной числом 15 человек, имеется и объемный ограничитель. В п. 3 ст.
2 говорится, что субъекты
малого предпринимательства
упрощенную систему
года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления,
совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил
суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда.
Начиная с 1997 г. изменился порядок взимания налога на прибыль.
Точнее, право его изменить
предоставлено
бюджетных организаций, малых предприятий и иностранных юридических лиц.
Остальные предприятия по желанию или сохраняют старый порядок уплаты
авансовых платежей с квартальными перерасчетами или могут перейти на
ежемесячную уплату в бюджет налога исходя из фактически полученной прибыли
за предшествующий месяц. В этом случае месячные расчеты налога на прибыль
представляются предприятиями в налоговые инспекции не позднее 20 числа
месяца, следующего за отчетным, а налог вносится не позднее 25 числа того
же месяца. До введения данной меры авансовые платежи вызывали большое
количество нареканий со стороны предпринимателей.
С другой претензией: налог чрезвычайно высок и носит лишь фискальный
характер — согласиться трудно. Достаточно сопоставить ставку российского
налога (35%) со ставками, действующими в различных странах, чтобы
убедиться, что наш налог в основном отвечает общемировому уровню.
Налог на добавленную стоимость
С 1992 г. в России одним из двух основных федеральных налогов стал
налог на добавленную стоимость (НДС).[9] Схема взимания НДС была предложена
французским экономистом М. Лоре в 1954г. Это самый молодой из налогов,
формирующих основную часть доходов бюджетов.
Налог на
добавленную стоимость –
ценообразования и структуру потребления. Он представляет собой форму
изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях
производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью
реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат,
отнесенных на издержки производства и обращения.
Налогооблагаемая база определяется на основе стоимости реализуемых
товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов с учетом акцизов
(для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения
в них налога на добавленную стоимость и налога с продаж. В облагаемый
оборот включаются также суммы денежных средств, полученные предприятиями за
реализуемые ими товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи,
пополнения фондов специального назначения или направленные в счет
увеличения прибыли; суммы, полученные в виде процента (дисконта) по
векселям, полученным в счет оплаты товара, процента по товарному кредиту в
части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со
ставками рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшими в периодах,
за которые производится расчет процента; полученных страховых выплат по
договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств
контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные
обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ,
услуг), реализация которых признается объектом налогообложения; суммы
авансовых и иных платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров
или выполнения работ (услуг) на расчетный счет, и суммы, полученные в
порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары.
При обмене товарами, при их передаче безвозмездно или с частичной
оплатой, а также при их реализации по ценам не выше себестоимости
облагаемый оборот определяется исходя из рыночных цен, определенных с
учетом фактической себестоимости и прибыли, исчисленной по предельному
уровню рентабельности, установленному Правительством РФ для предприятий-
монополистов. При использовании внутри предприятия товаров собственного
производства, затраты по которым не относятся на издержки производства и
обращения, за основу определения облагаемого оборота принимается стоимость
этих или аналогичных товаров, исчисленная исходя из цен реализации,