Взаимоотношение предприятий с бюджетом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 07:07, курсовая работа

Краткое описание

Государство, выражая интересы общества в различных сферах
жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику –
экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. При
этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного
регулирования социально-экономических процессов используются финансово-
кредитный и ценовой механизмы.
Еще в XVIII столетии А. Смит определил основные функции правительств,
которые, по его мнению, должны сводиться к следующему:
- обеспечение национальной обороны;
- отправление правосудия;
- организация общественных работ, невыгодных для частного
предпринимательства, но необходимых гражданам;
- образование юношества;
- сбор налогов для оплаты нужд государства.

Оглавление

|Введение |4 |
|Глава 1. Научно-теоретические основы взаимоотношений предприятий с |6 |
|бюджетом | |
| |1.1. Принципы налогообложения. Классификации. Ключевые понятия|6 |
| |1.2. Действующая налоговая система |14 |
| |1.3. Бюджетное финансирование и контроль финансовых органов |19 |
|Глава 2. Критический анализ действующей практики |26 |
| |2.1. Основные налоги, уплачиваемые коммерческими структурами |26 |
| |2.2. Прочие налоги и налоговые платежи |51 |
| |2.3. Изменение срока уплаты налогов; инвестиционный налоговый |62 |
| |кредит | |
|Глава 3. Пути совершенствования взаимоотношений с бюджетом и |68 |
|ответственность | |
|за нарушения | |
| |3.1. Организация налогового планирования |68 |
| |3.2. Ответственность за налоговые правонарушения |71 |
| |3.3. Анализ взаимоотношений предприятия с бюджетом; проблемы |77 |
| |оптимизации | |
|Заключение |82 |
|Список литературы |85 |

Файлы: 1 файл

Банковское дело.docx

— 162.19 Кб (Скачать)

носило однократный характер.

      Многократное  обложение  дохода  или  капитала  недопустимо.  Примером

осуществления этого принципа служит  замена  в  развитых  странах  налога  с

оборота, когда обложение  оборота происходило по нарастающей  кривой, на  НДС,

когда вновь созданный  чистый  продукт  облагается  налогом  всего  один  раз

вплоть до его  реализации.  В  результате  каждая  надбавка  к  цене  сырья,

возникающая по мере его прохождения  по производственной  цепочке  вплоть  до

конечного продукта, облагается налогом только один раз (в отличие  от  налога

с оборота). В этом одно из главных преимуществ НДС.

       3.  Обязательность  уплаты  налогов.  Налоговая   система  не   должна

оставлять сомнений  у  налогоплательщика  в  неизбежности  платежа.  Система

штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны  быть  такими,  чтобы

неуплата или  несвоевременная  уплата  налогов  были  менее  выгодными,  чем

своевременное и честное  выполнение обязательств перед налоговыми органами.

      4. Система  и процедура уплаты налогов  должны быть простыми,  понятными

и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений,  собирающих

налоги.

      5. Налоговая   система  должна  быть  гибкой  и  легко  адаптируемой  к

изменяющимся общественно-политическим потребностям.

        6.   Налоговая   система   должна   обеспечивать   перераспределение

создаваемого   ВВП   и   быть   эффективным   инструментом   государственной

экономической  политики.  Этот  принцип  относится  к  регулирующей  функции

налогообложения.

      Налоги различаются  по объекту обложения, по размеру   и  многим  другим

характеристикам.

      Объектами   налогообложения  являются   доходы   (прибыль),   стоимость

определенных  товаров,  отдельные  виды   деятельности   налогоплательщиков,

операции с ценными  бумагами,  пользование  природными  ресурсами,  имущество

юридических и физических  лиц,  передача  имущества,  добавленная  стоимость

произведенных   товаров   и   услуг   и   другие   объекты,    установленные

законодательными   актами.   При   классификации   налогов    по    объектам

налогообложения  образуются  пять  групп:  налоги  на  имущество,  ресурсные

налоги (включая земельный  налог), налоги на доход  или  прибыль,  налоги  на

действия  (хозяйственные  акты,  финансовые  операции,  обороты)  и  прочие,

охватывающие некоторые  местные налоги (например, сбор  с  владельцев  собак,

курортный сбор).

      Предусмотрено,  что один и  тот  же  объект  может  облагаться  налогом

одного вида только один раз  за определенный Законом период налогообложения.

      Налоги бывают  двух видов. Первый вид –  прямые налоги. К ним  относятся

налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан; налог  на  прибыль

корпораций (фирм); социальные  налоги,  социальные  взносы;  поимущественные

налоги, в  том  числе  налоги  на  собственность,  включая  землю  и  другую

недвижимость; налоги на перевод  прибыли и капитала за рубеж  и  другие.  Они

взимаются с конкретного  физического или юридического лица.

      Второй вид  - налоги на товары и услуги: налог  с  оборота,  который   в

большинстве развитых стран  в настоящее время заменен  налогом на  добавленную

стоимость  (НДС);  акцизы  (налоги,  прямо  включаемые  в  цену  товара  или

услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и  ценными  бумагами

и другие.  Эти  налоги  называют  косвенными.  Они  частично  или  полностью

переносятся на цену товара или услуги.

      Прямые налоги  трудно перенести на  потребителя.  Из  них  легче  всего

обстоит дело с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются  в

арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

      Косвенные  налоги переносятся на конечного   потребителя  в  зависимости

от показателя эластичности спроса  на  товары  и  услуги,  облагаемые  этими

налогами.  Чем   менее   эластичен   спрос,   тем   большая   часть   налога

перекладывается  на  потребителя.  Чем  менее  эластично  предложение,   тем

меньшая часть налога перекладывается  на потребителя,  а  большая  его  часть

уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность  предложения

растет,  а  на  потребителя  перекладывается  все  большая  часть  косвенных

налогов. При высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов  может

привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения  -

к сокращению чистой прибыли, что  вызовет  сокращение  капиталовложений  или

перелив капитала в другие сферы деятельности.

      Особое значение  имеет дифференциация налогов  по  источнику  обложения:

издержки  производства  (себестоимость),  прибыль.   Правильность   расчетов

налога  на  прибыль  требует  знания  состава  затрат  по   производству   и

реализации продукции (работ, услуг), включаемых в  себестоимость  продукции,

и  порядка  формирования  финансовых  результатов  (прибыли   или   убытка).

Непосредственно в себестоимость  включаются налоги,  идущие  на  формирование

дорожных  фондов,  земельный  налог,  платежи  за   пользование   природными

ресурсами.

      Во многих  странах  сумма,  с  которой   взимаются  налоги,  называется

налоговой  базой.  В   случае   налогов   на   доходы   ее   можно   назвать

налогооблагаемым  доходом   (прибылью),   который   равен   разности   между

полученным доходом и  налоговыми льготами. Налоговая льгота  устанавливается,

как и налог, в порядке  и на условиях, определяемых законодательными  актами.

Распространены следующие  виды налоговых льгот:

      - необлагаемый  минимум объекта налога;

       -  изъятие   из  обложения  определенных  элементов   объекта   налога

(например, затрат на НИОКР);

       -  освобождение  от  уплаты  налогов  отдельных   лиц  или   категорий

плательщиков (например, ветеранов  войны);

      - понижение  налоговых ставок;

      - вычет из  налоговой базы (налоговый вычет);

      - налоговый  кредит (отсрочка  взимания  налога  или  уменьшение  суммы

налога на определенную величину (налоговый вычет уменьшает  налоговую  базу,

а налоговый кредит - сумму  налога, т.е. налоговое обязательство)).

      Та часть  налоговой базы, которую налогоплательщик  обязан  выплатить  в

виде  того  или  иного  налога,   называется   налоговой   ставкой   (нормой

обложения). Различают минимальные, максимальные и средние налоговые  ставки.

      С  точки   зрения  величины  процентных  ставок  все  налоги  делят   на

прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.

      При прогрессивном   налоге  чем  больше  доход   плательщика,  тем  выше

процентная доля налоговых  отчислений, чем ниже доход, тем ниже  и  налоговая

ставка. По прогрессивной  шкале устанавливается налог  на прибыль,  подоходный

налог (как правило, начиная  с определенной суммы). С точки  зрения  тех,  кто

считает, что “налоги должен платить тот, кто может  платить”,  прогрессивный

налог - самый справедливый,  но  лишь  в  том  случае,  если  он  достаточно

прогрессивен, т.е. если налоговая  ставка резко возрастает с ростом дохода.

       При   пропорциональном  налоге  устанавливается   единая   ставка   вне

зависимости от величины  дохода.  Таким  образом,  лица  с  высоким  доходом

платят большие абсолютные суммы в виде налога, чем лица  с  низким  доходом.

Но   согласно   закону   Энгеля   (1821   -   1896)   при   пропорциональном

налогообложении   основная   тяжесть   налогового   бремени    ложится    на

малообеспеченные  семьи.   Пропорциональный   характер   носят   налоги   на

собственность.

      При регрессивном  налоге налоговая  ставка  устанавливается   тем  ниже,

чем выше доход, и наоборот, тем выше, чем ниже доход. Примером  регрессивных

налогов могут служить  все налоги,  взимаемые  с  продаж  товаров  -  акцизы,

налог   на   добавленную   стоимость.   Эти   налоги   устанавливаются   как

фиксированный  процент  от  продажной  цены  (по   отношению   к   ней   они

пропорциональны).  Но  оплачиваются  они  в  конечном   счете   из   доходов

покупателей, и по  отношению  к  ним  они  регрессивны.  Также  регрессивным

является единый социальный налог.

      Величина  налоговой суммы (так называемого  налогового бремени)  зависит

прежде всего от размеров прибыли компании.

      В США,  Великобритании,  Италии  и   некоторых  других  странах   размеры

налога на прибыль определяются исключительно ее величиной. В  ФРГ,  Франции,

Японии, Швеции часть налога на прибыль взимается независимо от  ее  размера.

В 90-х годах в большинстве  стран шло снижение ставок налогов.(44( Наряду  со

снижением ставок налогообложения  возрастали  налоговые  льготы  на  выплату

государственного долга  и процентов по нему.

      На практике  у большинства компаний  на  выплату  налогов  уходит  доля

прибыли меньшая, чем ставка налогообложения.  Во-первых,  компании  легально

могут уменьшать размер подлежащей налогообложению суммы за  счет  увеличения

отчислений в необлагаемые фонды (амортизационный,  пенсионный  и  др.).  Во-

вторых, используются  различные  налоговые  льготы.  В-третьих,  компании  с

небольшим оборотом во многих странах облагаются  более  низким  налогом.  В-

четвертых, в ряде стран  налог на прибыль корпораций может  выплачиваться  не

только отдельной фирмой, но и ее материнской компанией (если фирма входит  в

группу  компаний),  что  на  практике  позволяет  снизить   налоговую   базу

компаний,  входящих  в  группу.  В-пятых,  почти  всюду  действует   система

покрытия убытков компании за счет ее прибылей нескольких предшествующих  лет

(carry back) или за счет ее  будущих  прибылей  (carry  forward).  В  первом

случае разрешается вычитать из  ранее  полученной  прибыли  потери  текущего

года (так называемый перенос  убытков назад), в результате  чего  выплаченная

ранее фирмой сумма налогов  оказывается чрезмерно высокой  и  это  превышение

компенсируется за счет снижения текущих налогов. Во втором  случае  (перенос

убытков  вперед)  убытки  текущего  года  вычитаются  из  будущей   прибыли.

Например, в Нидерландах  разрешается перенос убытков  назад  на  три  года  и

перенос убытков вперед на восемь лет.

      В результате  средний уровень  налогообложения   компаний  намного  ниже

базового (т.е. максимального). Например, в ФРГ он  составлял  в  конце  80-х

гг. около 50%  (базовый  равнялся  71%).  (47(   В  России,  по  оценке,  он

составляет в настоящее  время около 65%.

      Функция  налога –  это  проявление  его  сущности  в  действии,  способ

выражения  его  свойств.  Функция  показывает,  каким  образом   реализуется

общественное  назначение  данной  экономической  категории  как  инструмента

стоимостного распределения  и перераспределения доходов  государства.  Налоги

выполняют три важнейшие  функции:

      1) финансирования  государственных расходов (фискальная  функция);

      Во всех  государствах, при всех общественных  формациях налоги в  первую

очередь  выполняли  фискальную  функцию,  т.е.  обеспечивали  финансирование

общественных расходов,  и  прежде  всего  расходов  государства.  В  течение

последних десятилетий заметное развитие получили социальная  и  регулирующая

функции.

      2) поддержания   социального  равновесия  путем   изменения  соотношения

между доходами отдельных  социальных групп с  целью  сглаживания  неравенства

между ними (социальная функция);

      По мере  совершенствования  и  повышения   гибкости  налоговой  системы

государственные  органы  сами  все  чаще  предоставляют  отдельным   группам

населения  налоговые  льготы  в  целях  смягчения  социального  неравенства.

Широко распространены налоговые  льготы многодетным семьям, переселенцам  из-

за границы на свою историческую родину, студентам и лицам,  повышающим  свою

квалификацию.  Часто  налоговые  льготы  предоставляются  мелким  и  средним

предпринимателям,  особенно   впервые   начинающим   самостоятельное   дело,

фермерам, но эти налоговые  льготы носят  уже  не  только  социальный,  но  и

регулирующий    характер.    Социальную    и    одновременно    регулирующую

направленность имеют  такие  виды  налоговых  льгот,  как  скидки  с  личных

доходов  и  прибылей,  направляемых  в  жилищное  строительство.   Оживление

жилищного  строительства  создает  дополнительный  спрос   на   строительные

материалы и услуги, санитарное и  электрическое  оборудование,  способствует

росту занятости, а позднее  ведет к увеличению спроса на мебель,  технические

товары длительного пользования, бытовую электронику, посуду,  белье  и  т.д.

Двойственную роль - социальную  и  регулирующую  -  играет  освобождение  от

налога части прибыли, перечисляемой  в  пенсионный  фонд  фирмы.  Накопление

средств в этом фонде является финансовой  базой  для  дополнительной  пенсии

отработавшим свой стаж на фирме рабочим и служащим. Средства, находящиеся  в

Информация о работе Взаимоотношение предприятий с бюджетом