Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 07:07, курсовая работа
Государство, выражая интересы общества в различных сферах
жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику –
экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. При
этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного
регулирования социально-экономических процессов используются финансово-
кредитный и ценовой механизмы.
Еще в XVIII столетии А. Смит определил основные функции правительств,
которые, по его мнению, должны сводиться к следующему:
- обеспечение национальной обороны;
- отправление правосудия;
- организация общественных работ, невыгодных для частного
предпринимательства, но необходимых гражданам;
- образование юношества;
- сбор налогов для оплаты нужд государства.
|Введение |4 |
|Глава 1. Научно-теоретические основы взаимоотношений предприятий с |6 |
|бюджетом | |
| |1.1. Принципы налогообложения. Классификации. Ключевые понятия|6 |
| |1.2. Действующая налоговая система |14 |
| |1.3. Бюджетное финансирование и контроль финансовых органов |19 |
|Глава 2. Критический анализ действующей практики |26 |
| |2.1. Основные налоги, уплачиваемые коммерческими структурами |26 |
| |2.2. Прочие налоги и налоговые платежи |51 |
| |2.3. Изменение срока уплаты налогов; инвестиционный налоговый |62 |
| |кредит | |
|Глава 3. Пути совершенствования взаимоотношений с бюджетом и |68 |
|ответственность | |
|за нарушения | |
| |3.1. Организация налогового планирования |68 |
| |3.2. Ответственность за налоговые правонарушения |71 |
| |3.3. Анализ взаимоотношений предприятия с бюджетом; проблемы |77 |
| |оптимизации | |
|Заключение |82 |
|Список литературы |85 |
носило однократный характер.
Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером
осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с
оборота, когда обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС,
когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз
вплоть до его реализации. В результате каждая надбавка к цене сырья,
возникающая по мере его прохождения по производственной цепочке вплоть до
конечного продукта, облагается налогом только один раз (в отличие от налога
с оборота). В этом одно из главных преимуществ НДС.
3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна
оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система
штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы
неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем
своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.
4. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными
и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих
налоги.
5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к
изменяющимся общественно-
6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение
создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной
экономической политики. Этот принцип относится к регулирующей функции
налогообложения.
Налоги различаются
по объекту обложения, по
характеристикам.
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость
определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков,
операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество
юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость
произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные
законодательными актами. При классификации налогов по объектам
налогообложения образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные
налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на
действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты) и прочие,
охватывающие некоторые местные налоги (например, сбор с владельцев собак,
курортный сбор).
Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом
одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.
Налоги бывают двух видов. Первый вид – прямые налоги. К ним относятся
налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан; налог на прибыль
корпораций (фирм); социальные налоги, социальные взносы; поимущественные
налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую
недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и другие. Они
взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Второй вид - налоги на товары и услуги: налог с оборота, который в
большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную
стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или
услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами
и другие. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью
переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего
обстоит дело с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в
арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные
налоги переносятся на
от показателя эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими
налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога
перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем
меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая его часть
уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения
растет, а на потребителя перекладывается все большая часть косвенных
налогов. При высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может
привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения -
к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или
перелив капитала в другие сферы деятельности.
Особое значение имеет дифференциация налогов по источнику обложения:
издержки производства (себестоимость), прибыль. Правильность расчетов
налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и
реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции,
и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка).
Непосредственно в себестоимость включаются налоги, идущие на формирование
дорожных фондов, земельный налог, платежи за пользование природными
ресурсами.
Во многих странах сумма, с которой взимаются налоги, называется
налоговой базой. В случае налогов на доходы ее можно назвать
налогооблагаемым доходом (прибылью), который равен разности между
полученным доходом и налоговыми льготами. Налоговая льгота устанавливается,
как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Распространены следующие виды налоговых льгот:
- необлагаемый минимум объекта налога;
- изъятие из обложения определенных элементов объекта налога
(например, затрат на НИОКР);
- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий
плательщиков (например, ветеранов войны);
- понижение налоговых ставок;
- вычет из налоговой базы (налоговый вычет);
- налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы
налога на определенную величину (налоговый вычет уменьшает налоговую базу,
а налоговый кредит - сумму налога, т.е. налоговое обязательство)).
Та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в
виде того или иного налога, называется налоговой ставкой (нормой
обложения). Различают минимальные, максимальные и средние налоговые ставки.
С точки зрения величины процентных ставок все налоги делят на
прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.
При прогрессивном налоге чем больше доход плательщика, тем выше
процентная доля налоговых отчислений, чем ниже доход, тем ниже и налоговая
ставка. По прогрессивной шкале устанавливается налог на прибыль, подоходный
налог (как правило, начиная с определенной суммы). С точки зрения тех, кто
считает, что “налоги должен платить тот, кто может платить”, прогрессивный
налог - самый справедливый, но лишь в том случае, если он достаточно
прогрессивен, т.е. если налоговая ставка резко возрастает с ростом дохода.
При пропорциональном налоге устанавливается единая ставка вне
зависимости от величины дохода. Таким образом, лица с высоким доходом
платят большие абсолютные суммы в виде налога, чем лица с низким доходом.
Но согласно закону Энгеля (1821 - 1896) при пропорциональном
налогообложении основная тяжесть налогового бремени ложится на
малообеспеченные семьи. Пропорциональный характер носят налоги на
собственность.
При регрессивном налоге налоговая ставка устанавливается тем ниже,
чем выше доход, и наоборот, тем выше, чем ниже доход. Примером регрессивных
налогов могут служить все налоги, взимаемые с продаж товаров - акцизы,
налог на добавленную стоимость. Эти налоги устанавливаются как
фиксированный процент от продажной цены (по отношению к ней они
пропорциональны). Но оплачиваются они в конечном счете из доходов
покупателей, и по отношению к ним они регрессивны. Также регрессивным
является единый социальный налог.
Величина
налоговой суммы (так
прежде всего от размеров прибыли компании.
В США, Великобритании, Италии и некоторых других странах размеры
налога на прибыль определяются исключительно ее величиной. В ФРГ, Франции,
Японии, Швеции часть налога на прибыль взимается независимо от ее размера.
В 90-х годах в большинстве стран шло снижение ставок налогов.(44( Наряду со
снижением ставок налогообложения возрастали налоговые льготы на выплату
государственного долга и процентов по нему.
На практике у большинства компаний на выплату налогов уходит доля
прибыли меньшая, чем ставка налогообложения. Во-первых, компании легально
могут уменьшать размер подлежащей налогообложению суммы за счет увеличения
отчислений в необлагаемые фонды (амортизационный, пенсионный и др.). Во-
вторых, используются различные налоговые льготы. В-третьих, компании с
небольшим оборотом во многих странах облагаются более низким налогом. В-
четвертых, в ряде стран налог на прибыль корпораций может выплачиваться не
только отдельной фирмой, но и ее материнской компанией (если фирма входит в
группу компаний), что на практике позволяет снизить налоговую базу
компаний, входящих в группу. В-пятых, почти всюду действует система
покрытия убытков компании за счет ее прибылей нескольких предшествующих лет
(carry back) или за счет ее будущих прибылей (carry forward). В первом
случае разрешается вычитать из ранее полученной прибыли потери текущего
года (так называемый перенос убытков назад), в результате чего выплаченная
ранее фирмой сумма налогов оказывается чрезмерно высокой и это превышение
компенсируется за счет снижения текущих налогов. Во втором случае (перенос
убытков вперед) убытки текущего года вычитаются из будущей прибыли.
Например, в Нидерландах разрешается перенос убытков назад на три года и
перенос убытков вперед на восемь лет.
В результате
средний уровень
базового (т.е. максимального). Например, в ФРГ он составлял в конце 80-х
гг. около 50% (базовый равнялся 71%). (47( В России, по оценке, он
составляет в настоящее время около 65%.
Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ
выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется
общественное назначение данной экономической категории как инструмента
стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Налоги
выполняют три важнейшие функции:
1) финансирования государственных расходов (фискальная функция);
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую
очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование
общественных расходов, и прежде всего расходов государства. В течение
последних десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая
функции.
2) поддержания социального равновесия путем изменения соотношения
между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства
между ними (социальная функция);
По мере
совершенствования и
государственные органы сами все чаще предоставляют отдельным группам
населения налоговые льготы в целях смягчения социального неравенства.
Широко распространены налоговые льготы многодетным семьям, переселенцам из-
за границы на свою историческую родину, студентам и лицам, повышающим свою
квалификацию. Часто налоговые льготы предоставляются мелким и средним
предпринимателям, особенно впервые начинающим самостоятельное дело,
фермерам, но эти налоговые льготы носят уже не только социальный, но и
регулирующий характер. Социальную и одновременно регулирующую
направленность имеют такие виды налоговых льгот, как скидки с личных
доходов и прибылей, направляемых в жилищное строительство. Оживление
жилищного строительства создает дополнительный спрос на строительные
материалы и услуги, санитарное и электрическое оборудование, способствует
росту занятости, а позднее ведет к увеличению спроса на мебель, технические
товары длительного
Двойственную роль - социальную и регулирующую - играет освобождение от
налога части прибыли, перечисляемой в пенсионный фонд фирмы. Накопление
средств в этом фонде является финансовой базой для дополнительной пенсии
отработавшим свой стаж на фирме рабочим и служащим. Средства, находящиеся в