Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 07:07, курсовая работа
Государство, выражая интересы общества в различных сферах
жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику –
экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. При
этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного
регулирования социально-экономических процессов используются финансово-
кредитный и ценовой механизмы.
Еще в XVIII столетии А. Смит определил основные функции правительств,
которые, по его мнению, должны сводиться к следующему:
- обеспечение национальной обороны;
- отправление правосудия;
- организация общественных работ, невыгодных для частного
предпринимательства, но необходимых гражданам;
- образование юношества;
- сбор налогов для оплаты нужд государства.
|Введение |4 |
|Глава 1. Научно-теоретические основы взаимоотношений предприятий с |6 |
|бюджетом | |
| |1.1. Принципы налогообложения. Классификации. Ключевые понятия|6 |
| |1.2. Действующая налоговая система |14 |
| |1.3. Бюджетное финансирование и контроль финансовых органов |19 |
|Глава 2. Критический анализ действующей практики |26 |
| |2.1. Основные налоги, уплачиваемые коммерческими структурами |26 |
| |2.2. Прочие налоги и налоговые платежи |51 |
| |2.3. Изменение срока уплаты налогов; инвестиционный налоговый |62 |
| |кредит | |
|Глава 3. Пути совершенствования взаимоотношений с бюджетом и |68 |
|ответственность | |
|за нарушения | |
| |3.1. Организация налогового планирования |68 |
| |3.2. Ответственность за налоговые правонарушения |71 |
| |3.3. Анализ взаимоотношений предприятия с бюджетом; проблемы |77 |
| |оптимизации | |
|Заключение |82 |
|Список литературы |85 |
пенсионном фонде компании, формально ей не принадлежат, но находятся в ее
бессрочном распоряжении. Они широко используются для долгосрочных
капиталовложений, расширяя и укрепляя финансовую базу фирмы.
3) государственного
регулирования экономики (
Основными объектами государственного регулирования экономики при
помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная,
отраслевая и региональная структуры хозяйства, капиталовложения, цены,
НИОКР, внешнеэкономические связи, окружающая среда и др.
Регулирующая функция налогов заключается в следующем:
- в установлении
и изменении системы
- в определении налоговых ставок, их дифференциации;
- в предоставлении налоговых льгот - освобождении от налогов части
прибыли и капитала с условием их целевого использования в соответствии с
задачами государственного регулирования экономики.
Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения,
избранная правительством. Например, налог с оборота, широко применявшийся
до замены его на НДС, при допущении его расчета по принципу “органического
единства” не взимался с оборота между предприятиями “органически единой
фирмы”, корпорации и ставил таким образом крупные фирмы в привилегированное
положение. Применение налога с оборота в такой трактовке становилось
инструментом централизации капитала, создания единых по капиталу
вертикальных структур, подразделения которых тесно связаны между собой
технологически.
Глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей,
усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений,
спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Повышение налогов
- обычный способ борьбы
с перегревом конъюнктуры.
на прибыль, государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы
для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов -
воздействовать на фонд потребления в целом, на уровень цен.
Избрав
либеральную или
государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров либо
встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта.
Таможенные пошлины - вид косвенных налогов, повышение которых ведет к
удорожанию импортных, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению
внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой
обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен,
активизацию внешней торговли.
По мере
усложнения и
экономики налоги все шире использовались для регулирования структуры
народного хозяйства. Налоговые ставки все более дифференцировались по
отраслям и регионам. Они стали оказывать усиливающееся воздействие на
отраслевую и подотраслевую структуры, на изменение роли отдельных земель,
штатов, областей в народнохозяйственном комплексе. Так, налоги на добычу
нефти и газа традиционно высокие, но в малоосвоенных, экономически менее
развитых районах они часто ниже. Налоговая система становится все более
гибкой. При сохранении основ и структуры налогового законодательства
государственные регулирующие органы выборочно и временно снижают налоговые
ставки или даже отменяют налоги для предприятий, следующих целям
государственного регулирования. Стали широко практиковаться скидки с
налогов на прибыль, направляемую на капиталовложения, научные исследования
и внедрение их достижений, создание новых рабочих мест, охрану окружающей
среды. Объекты регулирования налогообложения все более конкретизируются.
Например, дифференцировано налогообложение двух частей прибыли компании:
нераспределенной (оставляемой в компании на расширение хозяйственной
деятельности) и распределенной (на дивиденды, выплачиваемые владельцам
акций).
В современных условиях регулирующая функция налогов не столько в том,
чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов и создать общие и
селективные стимулы для действий в соответствии с текущими целями
государственного регулирования экономики, сколько в стремлении создать
жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот,
предоставляемых хозяйственному субъекту, и его конкретными хозяйственными
акциями.
Большинство
целей государственного
достигается путем целенаправленного стимулирования капиталовложений. Именно
от масштабов обновления и расширения основного капитала зависят в основном
темпы роста, состояние конъюнктуры, занятость, спрос, национальная
конкурентоспособность, а от структуры инвестиций - отраслевая и
региональная структуры, темпы и направленность НИОКР. Преобладающей формой
обеспечения инвестиционных потребностей в течение последних десятилетий
является самофинансирование, доля которого в капиталовложениях колеблется
от 55 до 85%. Такие масштабы самофинансирования оказались возможными только
благодаря государственной налоговой политике, и в частности
санкционированному
списанию основного капитала.
2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
Налоговая система определяется как взаимосвязанная совокупность
действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий
налогообложения. Важную часть ее составляет система налогов. Другими
элементами налоговой системы является система налоговых органов, система и
принципы налогового законодательства, принципы налоговой политики, порядок
распределения налогов по бюджетам, формы и методы налогового контроля,
порядок и условия налогового производства, подход к решению проблемы
международного двойного налогообложения.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов,
пошлин и других платежей,
взимаемых в установленном
– юридических и физических лиц на территории страны.
Основы ныне
действующей налоговой
заложены в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет
законопроектов о налоговой системе. Общие принципы построения налоговой
системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи были
определены в Законе РФ от 27.12.1991г. № 2118-1 "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации".
Этим законом была введена трехуровневая система налогообложения
предприятий, организаций и физических лиц.
• Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на
территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством,
формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это
наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая
стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Статьей
13 Налогового кодекса РФ
и сборов. К ним относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды
минерального сырья;
3) налог
на прибыль (доход)
4) налог на доходы от капитала;
5) подоходный налог с физических лиц;
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог
на воспроизводство минерально-
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12) сбор
за право пользования
биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
• Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и
налоги краев, областей, автономной области, автономных округов.
Региональные налоги устанавливаются в соответствие с Налоговым кодексом,
причем определение таких важных элементов как налогоплательщики, объект
налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период, налоговая ставка
и порядок исчисления налога осуществляются в самом Кодексе. В законах
субъектов федерации о налогах и сборах могут уточняться налоговые ставки в
пределах, установленных Налоговым кодексом, устанавливаться дополнительные
налоговые льготы, уточняться порядок и сроки уплаты налога, устанавливаться
формы отчетности налогоплательщиков по региональным налогам. Признаком
региональных налогов является обязательность их уплаты на территории
соответствующего региона.
Согласно статье 14 НК РФ к региональным налогам и сборам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные лицензионные сборы.
Налоги, не предусмотренные в ст. 14 Налогового кодекса, субъекты
федерации устанавливать не вправе.[2]
В целях недопущения одновременного действия налогов со сходными
объектами налогообложения в п. 2 ст. 14 НК РФ установлено правило, согласно
которому при введении в действие налога на недвижимость прекращается
действие на территории соответствующего субъекта федерации регионального
налога на имущество организаций, а также местных налогов – на имущество
физических лиц и земельного налога. Поскольку прекращение действия налога
на имущество физических лиц и земельного налога означает изъятие источников
местного бюджета, то, очевидно, введение налога на недвижимость должно
сопровождаться согласованием с органами местного самоуправления о
перераспределении части поступлений от налога на недвижимость в местные
бюджеты.
• Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов,
поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район
внутри города.
Местные налоги вводятся в действие нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на
территории соответствующих муниципальных образований. Представительные
органы (городские Думы) городов федерального значения Москвы и Санкт-
Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных
налогов. На территории данных субъектов местные налоги вводятся законами г.
Москвы и г. Санкт-Петербурга.
К местным налогам и сборам относятся (ст. 15 НК РФ):
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование или дарение;
5) местные лицензионные сборы.
Местные налоги должны устанавливаться и вводиться в действие в
соответствии с Налоговым кодексом, где определены основные элементы налога,
а факультативные (льготы, ставки в пределах, установленных Кодексом,
порядок и сроки уплаты, формы отчетности) устанавливаются представительными
органами местного самоуправления. В соответствии с п. 5 ст. 12 НК РФ
местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные ст. 15 Кодекса,
представительные органы местного самоуправления устанавливать не вправе.
Налоговым кодексом установлены местные лицензионные сборы. Количество
и конкретный состав данных сборов, как и федеральных и региональных
лицензионных сборов, должен быть определен второй частью Налогового
кодекса.
Классификация
налогов представлена в
Как и
в других странах, наиболее
доходные источники
в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную
стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный
налог с физических лиц, таможенные пошлины. Перечисленные пять налогов
создают основу финансовой базы государства. Наибольшие доходы региональным
бюджетам приносит налог с продаж и налог на имущество юридических лиц. В
основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в