Взаимоотношение предприятий с бюджетом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 07:07, курсовая работа

Краткое описание

Государство, выражая интересы общества в различных сферах
жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику –
экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. При
этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного
регулирования социально-экономических процессов используются финансово-
кредитный и ценовой механизмы.
Еще в XVIII столетии А. Смит определил основные функции правительств,
которые, по его мнению, должны сводиться к следующему:
- обеспечение национальной обороны;
- отправление правосудия;
- организация общественных работ, невыгодных для частного
предпринимательства, но необходимых гражданам;
- образование юношества;
- сбор налогов для оплаты нужд государства.

Оглавление

|Введение |4 |
|Глава 1. Научно-теоретические основы взаимоотношений предприятий с |6 |
|бюджетом | |
| |1.1. Принципы налогообложения. Классификации. Ключевые понятия|6 |
| |1.2. Действующая налоговая система |14 |
| |1.3. Бюджетное финансирование и контроль финансовых органов |19 |
|Глава 2. Критический анализ действующей практики |26 |
| |2.1. Основные налоги, уплачиваемые коммерческими структурами |26 |
| |2.2. Прочие налоги и налоговые платежи |51 |
| |2.3. Изменение срока уплаты налогов; инвестиционный налоговый |62 |
| |кредит | |
|Глава 3. Пути совершенствования взаимоотношений с бюджетом и |68 |
|ответственность | |
|за нарушения | |
| |3.1. Организация налогового планирования |68 |
| |3.2. Ответственность за налоговые правонарушения |71 |
| |3.3. Анализ взаимоотношений предприятия с бюджетом; проблемы |77 |
| |оптимизации | |
|Заключение |82 |
|Список литературы |85 |

Файлы: 1 файл

Банковское дело.docx

— 162.19 Кб (Скачать)

пенсионном фонде компании, формально ей не принадлежат, но  находятся  в  ее

бессрочном  распоряжении.   Они   широко   используются   для   долгосрочных

капиталовложений, расширяя и укрепляя финансовую базу фирмы.

      3) государственного  регулирования экономики (регулирующая  функция).

       Основными   объектами  государственного  регулирования  экономики   при

помощи  налоговой  политики  являются  хозяйственный   цикл,   секторальная,

отраслевая  и  региональная  структуры  хозяйства,  капиталовложения,  цены,

НИОКР, внешнеэкономические  связи, окружающая среда и др.

      Регулирующая  функция налогов заключается  в следующем:

      - в установлении  и изменении системы налогообложения;

      - в определении  налоговых ставок, их дифференциации;

      - в предоставлении  налоговых льгот -  освобождении  от  налогов  части

прибыли и капитала с условием их целевого  использования  в  соответствии  с

задачами государственного регулирования экономики.

       Важную  регулирующую  роль  играет  сама   система   налогообложения,

избранная правительством. Например, налог с  оборота,  широко  применявшийся

до замены его на НДС, при  допущении его расчета по  принципу  “органического

единства” не взимался с  оборота  между  предприятиями  “органически  единой

фирмы”, корпорации и ставил таким образом крупные фирмы  в  привилегированное

положение.  Применение  налога  с  оборота  в  такой  трактовке  становилось

инструментом   централизации   капитала,   создания   единых   по   капиталу

вертикальных структур,  подразделения  которых  тесно  связаны  между  собой

технологически.

      Глобальное  понижение  налогов  ведет   к  увеличению  чистых  прибылей,

усилению  стимула  хозяйственной   деятельности,   росту   капиталовложений,

спроса, занятости и оживлению  хозяйственной конъюнктуры.  Повышение  налогов

- обычный способ борьбы  с перегревом конъюнктуры. Изменяя   налоговые  ставки

на прибыль, государство  может создать или уменьшить  дополнительные  стимулы

для   капиталовложений,   а   маневрируя   уровнем   косвенных   налогов   -

воздействовать на фонд потребления  в целом, на уровень цен.

      Избрав  либеральную  или  протекционистскую   внешнеторговую  политику,

государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров  либо

встречные  уступки,  либо  ужесточение   условий   национального   экспорта.

Таможенные пошлины -  вид  косвенных  налогов,  повышение  которых  ведет  к

удорожанию импортных, а  вслед за этим и отечественных  товаров,  к  снижению

внешнеторгового  оборота.  Понижение  или  отмена  пошлин  влекут  за  собой

обострение  конкуренции  на  внутреннем   рынке,   замедление   роста   цен,

активизацию внешней торговли.

      По мере  усложнения и совершенствования  государственного  регулирования

экономики  налоги  все  шире  использовались  для  регулирования   структуры

народного  хозяйства.  Налоговые  ставки  все  более  дифференцировались  по

отраслям и  регионам.  Они  стали  оказывать  усиливающееся  воздействие  на

отраслевую и подотраслевую  структуры, на изменение  роли  отдельных  земель,

штатов, областей в народнохозяйственном комплексе.  Так,  налоги  на  добычу

нефти и газа традиционно  высокие, но  в  малоосвоенных,  экономически  менее

развитых районах они  часто ниже.  Налоговая  система  становится  все  более

гибкой.  При  сохранении  основ  и  структуры  налогового   законодательства

государственные регулирующие органы выборочно и временно  снижают  налоговые

ставки  или  даже  отменяют  налоги   для   предприятий,   следующих   целям

государственного  регулирования.  Стали  широко  практиковаться   скидки   с

налогов на прибыль, направляемую на капиталовложения,  научные  исследования

и внедрение их достижений, создание новых рабочих  мест,  охрану  окружающей

среды. Объекты регулирования  налогообложения  все  более  конкретизируются.

Например, дифференцировано налогообложение  двух  частей  прибыли  компании:

нераспределенной  (оставляемой  в  компании  на   расширение   хозяйственной

деятельности)  и  распределенной  (на  дивиденды,  выплачиваемые  владельцам

акций).

      В современных  условиях регулирующая функция  налогов не столько в  том,

чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов и  создать  общие  и

селективные  стимулы  для  действий  в  соответствии   с   текущими   целями

государственного  регулирования  экономики,  сколько  в  стремлении  создать

жесткую  количественную  зависимость  между   размерами   налоговых   льгот,

предоставляемых хозяйственному субъекту, и  его  конкретными  хозяйственными

акциями.

      Большинство  целей государственного регулирования  экономики  на  Западе

достигается путем целенаправленного  стимулирования капиталовложений.  Именно

от масштабов обновления и расширения основного капитала зависят  в  основном

темпы  роста,  состояние   конъюнктуры,   занятость,   спрос,   национальная

конкурентоспособность,  а   от   структуры   инвестиций   -   отраслевая   и

региональная структуры, темпы и направленность НИОКР.  Преобладающей  формой

обеспечения инвестиционных  потребностей  в  течение  последних  десятилетий

является самофинансирование, доля которого  в  капиталовложениях  колеблется

от 55 до 85%. Такие масштабы самофинансирования оказались возможными  только

благодаря   государственной    налоговой    политике,    и    в    частности

санкционированному правительственными органами ускоренному  амортизационному

списанию основного капитала.

 

 

      2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ  НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

 

      Налоговая   система  определяется  как   взаимосвязанная   совокупность

действующих в данный момент в конкретном  государстве  существенных  условий

налогообложения.  Важную   часть  ее  составляет  система  налогов.  Другими

элементами налоговой  системы является система налоговых  органов,  система  и

принципы налогового законодательства, принципы налоговой  политики,  порядок

распределения налогов по  бюджетам,  формы  и  методы  налогового  контроля,

порядок  и  условия  налогового  производства,  подход  к  решению  проблемы

международного двойного налогообложения.

      Налоговая   система  РФ  представлена  совокупностью  налогов,  сборов,

пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке  с  плательщиков

– юридических и физических лиц на территории страны.

      Основы ныне  действующей налоговой  системы   Российской Федерации  были

заложены  в  1991  г.,  когда  в  декабре  этого  года  был   принят   пакет

законопроектов о налоговой  системе.  Общие  принципы  построения  налоговой

системы,  налоги,  сборы,  пошлины  и  другие  обязательные   платежи   были

определены в Законе РФ  от  27.12.1991г.  №  2118-1  "Об  основах  налоговой

системы в Российской Федерации".

      Этим  законом   была  введена  трехуровневая   система   налогообложения

предприятий, организаций  и физических лиц.

      • Первый  уровень — это федеральные  налоги  России.  Они  действуют   на

территории всей  страны  и  регулируются  общероссийским  законодательством,

формируют основу  доходной  части  федерального  бюджета  и,  поскольку  это

наиболее  доходные  источники,  за  счет   них   поддерживается   финансовая

стабильность бюджетов субъектов  Федерации и местных бюджетов.

      Статьей  13 Налогового кодекса РФ предусмотрено  16 федеральных  налогов

и сборов.  К ним относятся:

    1) налог на добавленную  стоимость;

       2) акцизы  на  отдельные виды товаров  (услуг) и отдельные виды

минерального сырья;

       3) налог  на прибыль (доход) организаций;

       4) налог  на доходы от капитала;

       5) подоходный  налог с физических лиц;

       6) взносы  в государственные социальные  внебюджетные фонды;

       7) государственная  пошлина;

       8) таможенная  пошлина и таможенные сборы;

       9) налог  на пользование недрами;

       10) налог  на воспроизводство минерально-сырьевой  базы;

       11) налог  на дополнительный доход от  добычи углеводородов;

       12) сбор  за право пользования объектами  животного мира и водными

биологическими ресурсами;

       13) лесной  налог;

       14) водный  налог;

       15) экологический  налог;

       16) федеральные  лицензионные сборы.

      • Второй  уровень — налоги республик  в составе Российской  Федерации   и

налоги   краев,   областей,   автономной   области,   автономных    округов.

Региональные налоги устанавливаются  в  соответствие  с  Налоговым  кодексом,

причем определение таких  важных  элементов  как  налогоплательщики,  объект

налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период,  налоговая  ставка

и порядок исчисления  налога  осуществляются  в  самом  Кодексе.  В  законах

субъектов федерации о  налогах и сборах могут уточняться налоговые  ставки  в

пределах, установленных  Налоговым кодексом,  устанавливаться  дополнительные

налоговые льготы, уточняться порядок и сроки уплаты налога,  устанавливаться

формы  отчетности  налогоплательщиков  по  региональным  налогам.  Признаком

региональных  налогов  является  обязательность  их  уплаты  на   территории

соответствующего региона.

      Согласно  статье 14 НК РФ к региональным  налогам  и сборам относятся:

    1) налог на имущество  организаций;

       2) налог  на недвижимость;

       3) дорожный  налог;

       4) транспортный  налог;

       5) налог  с продаж;

       6) налог  на игорный бизнес;

       7) региональные  лицензионные сборы.

      Налоги, не  предусмотренные  в  ст.  14  Налогового  кодекса,  субъекты

федерации устанавливать  не вправе.[2]

      В  целях   недопущения  одновременного  действия  налогов  со  сходными

объектами налогообложения  в п. 2 ст. 14 НК РФ установлено правило,  согласно

которому  при  введении  в  действие  налога  на  недвижимость  прекращается

действие на территории  соответствующего  субъекта  федерации  регионального

налога на имущество организаций, а также  местных  налогов  –  на  имущество

физических лиц и земельного налога. Поскольку  прекращение  действия  налога

на имущество физических лиц и земельного налога означает изъятие  источников

местного бюджета, то,  очевидно,  введение  налога  на  недвижимость  должно

сопровождаться  согласованием   с   органами   местного   самоуправления   о

перераспределении части  поступлений от  налога  на  недвижимость  в  местные

бюджеты.

      • Третий  уровень — местные налоги, то  есть  налоги  городов,  районов,

поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения  не входит  район

внутри города.

      Местные  налоги  вводятся  в  действие  нормативными  правовыми  актами

представительных органов  местного самоуправления и обязательны  к  уплате  на

территории  соответствующих  муниципальных   образований.   Представительные

органы (городские  Думы)  городов  федерального  значения  Москвы  и  Санкт-

Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и  местных

налогов. На территории данных субъектов местные налоги вводятся законами  г.

Москвы и г. Санкт-Петербурга.

      К местным  налогам и сборам относятся  (ст. 15 НК РФ):

    1) земельный налог;

       2) налог  на имущество физических лиц;

       3) налог  на рекламу;

       4) налог  на наследование или дарение;

       5) местные  лицензионные сборы.

       Местные  налоги  должны  устанавливаться   и  вводиться  в  действие  в

соответствии с Налоговым  кодексом, где определены основные элементы  налога,

а  факультативные  (льготы,  ставки  в  пределах,  установленных   Кодексом,

порядок и сроки уплаты, формы отчетности) устанавливаются  представительными

органами местного самоуправления. В  соответствии  с  п.  5  ст.  12  НК  РФ

местные  налоги  и  (или)  сборы,  не  предусмотренные   ст.   15   Кодекса,

представительные органы местного самоуправления устанавливать  не вправе.

      Налоговым  кодексом установлены местные  лицензионные сборы.  Количество

и  конкретный  состав  данных  сборов,  как  и  федеральных  и  региональных

лицензионных  сборов,  должен  быть  определен  второй   частью   Налогового

кодекса.

      Классификация  налогов представлена в Приложении 1.

      Как и  в других странах, наиболее  доходные источники  сосредоточиваются

в федеральном бюджете. К  числу федеральных относятся: налог  на  добавленную

стоимость, налог на прибыль  предприятий и  организаций,  акцизы,  подоходный

налог с физических  лиц,  таможенные  пошлины.  Перечисленные  пять  налогов

создают основу финансовой базы государства. Наибольшие  доходы  региональным

бюджетам приносит налог  с продаж и налог на  имущество  юридических  лиц.  В

основном  это  соответствует  мировой  практике,  с  той  разницей,  что   в

Информация о работе Взаимоотношение предприятий с бюджетом