Взаимоотношение предприятий с бюджетом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать теоретические и практические аспекты функционирования финансового механизма взаимоотношений предприятий с бюджетом на примере сельскохозяйственной организации ООО «Верховскагро».

Оглавление

Введение…………………………………………..………………………...3
1.Теоретические основы взаимоотношений предприятий с бюджетом..5
1.1.Сущность, необходимость и роль налогов………………………..…5
1.2.Проблемы финансирования предприятий в условиях ВТО………..13
1.3.Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений предприятий с бюджетом……………………………………………………….19
2.Организация взаимоотношений предприятия ООО «Верховскагро» с бюджетом………………………………………………………………………...25
2.1 Состав и структура налогов ООО «Верховскагро»………………...25
2.2 Государственная поддержка ООО «Верховскагро» в условиях ВТО………………………………………………………………….……………48
3.Основные направления совершенствования финансового механизма взаимоотношений предприятия ООО «Верховскагро» с бюджетом……….53
Выводы и предложения…………………………………………………..59
Список литературы……………………………………………………….63

Файлы: 1 файл

курсовая (2).docx

— 452.18 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………..………………………...3

1.Теоретические основы  взаимоотношений предприятий с  бюджетом..5

1.1.Сущность, необходимость  и роль налогов………………………..…5

1.2.Проблемы финансирования  предприятий в условиях ВТО………..13

1.3.Нормативно-правовое регулирование  взаимоотношений предприятий с  бюджетом……………………………………………………….19

2.Организация взаимоотношений  предприятия ООО «Верховскагро» с бюджетом………………………………………………………………………...25

2.1 Состав и структура налогов ООО «Верховскагро»………………...25

2.2 Государственная поддержка ООО «Верховскагро» в условиях ВТО………………………………………………………………….……………48

3.Основные направления  совершенствования финансового  механизма взаимоотношений предприятия  ООО «Верховскагро» с бюджетом……….53

Выводы и предложения…………………………………………………..59

Список литературы……………………………………………………….63

Приложения……………………………………………………………….68

 

Введение

 

Высокоэффективный агропромышленный сектор является основой материального и социального благополучия общества, так как без него невозможно устойчивое развитие и сохранение национальной продовольственной безопасности страны.

Рост конкуренции в агропромышленной сфере закономерно увеличивается в условиях вступления Российской Федерации в ВТО, когда спектр инструментов, которые может применять государство для защиты собственных производителей, значительно ограничен. В этих условиях оптимальная методика налогообложения и оптимизация налоговых платежей предприятий агропромышленного комплекса остаются неразработанными, теоретические вопросы и практические рекомендации, посвященные совершенствованию финансового механизма взаимоотношений таких предприятий с бюджетом, - дискутируемыми. Средний уровень  квалификации управленческих кадров на сельскохозяйственных предприятиях, отсутствие современных технологий автоматизации финансового управления, актуальной правовой поддержки не позволяют качественно организовать систему финансового менеджмента в отдельных функциональных единицах и уделять в ее рамках должное внимание вопросам оптимизации финансовых отношений с бюджетами различных уровней. Этим и определяется актуальность выбранной темы исследования.

Теоретическое значение исследуемого вопроса подчеркивается возрастанием научного интереса к проблеме оптимизации финансового механизма взаимоотношений хозяйствующих субъектов с бюджетом в условиях вступления России в ВТО.

Цель курсовой работы – проанализировать теоретические и практические аспекты функционирования финансового механизма взаимоотношений предприятий с бюджетом на примере сельскохозяйственной организации ООО «Верховскагро».

Для достижения поставленной цели в исследовании определены следующие задачи:

- определить сущность, необходимость и роль налогов;

- очертить круг проблем финансирования предприятий в условиях ВТО;

- кратко охарактеризовать нормативно-правовое регулирование взаимоотношений предприятий с бюджетом;

- провести анализ состава и структуры налогов ООО «Верховскагро»;

- оценить использование  мер государственной поддержки ООО «Верховскагро» в условиях ВТО;

- предложить направления совершенствования финансового механизма взаимоотношений предприятия ООО «Верховскагро» с бюджетом.

Объектом исследования в курсовой работе является общество с ограниченной ответственностью «Верхоскагро», предметом исследования – финансовый механизм взаимоотношений данного сельскохозяйственного предприятия с бюджетом. Период исследования охватывает 2010-2012 годы.

При написании курсовой работы в ходе обобщения и анализа полученных материалов  в качестве методов исследования применялись следующие методы: подбор и изучение научной и специальной учебно-методической литературы по теме исследования; нормативно-правовой метод; метод сравнения; основные методы экономического анализа; комплексный анализ, табличный и графический метод обобщения и представления  исследуемых данных.

Информационной основой для  написания курсовой работы явились учебники и учебные пособия по финансам и налогообложению сельскохозяйственных организаций, статьи периодической печати, материалы отчетности ООО «Верховскагро».

 

1.Теоретические  основы взаимоотношений предприятий  с бюджетом

1.1.Сущность, необходимость  и роль налогов

 

Государство является полноправным участником экономических, в том числе и финансовых, отношений не только на международной арене, но и в рамках национальной экономики. На рисунке 1 показано, каким образом государство оказывается вовлеченным в экономический кругооборот доходов, расходов и выпуска продукции.




 


 

 


 

Рисунок 1 - Роль государства в экономическом кругообороте [37, с. 378]

 

Государственные расходы оказываются непосредственно включенными в совокупный спрос. Изымая часть доходов в форме налогов и производя социальные выплаты населению, государство оказывает воздействие на величину доходов населения, которая будет реально находится в его распоряжении для осуществления расходов. Кроме того, правительство также выступает в роли потребителя, закупая товары и оплачивая услуги, внося непосредственный вклад в совокупный спрос на товары и услуги.

Налоги исторически являются одним из основных источников формирования бюджета любого государства и одним из методов мобилизации денежных средств на переустройство государства и общества [38, с. 14]. Налоги носят императивный характер, закреплены законодательно и обеспечиваются государственным принуждением, безвозмездно изымаются у налогоплательщиков и, поступая в бюджет, практически не требуют государственных затрат как вид бюджетных доходов.

С позиций социологии налоги являются средством эксплуатации общества и по своей сути выступают одним из элементов грабежа (безвозмездно изымается часть дохода), что особенно очевидно в условиях возрастания налогового бремени. Однако, их необходимость определяется выполнением государством в отношении своих граждан ряда основных функций, которые даже теоретически не сопряжены с аккумулированием государственных доходов: обороны, защиты общественного порядка, социальной защиты населения и т.п. 

Дефиниция налога определяет его как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [38, с. 7].

Коренным признаком налогов является принудительный характер изъятия средств в их уплату. С этих позиций к налогам, как уже указывалось, относятся не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», но и другие обязательные платежи в бюджет (таможенные пошлины, акцизы, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, например, в фонды обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд). Еще одним обязательным атрибутом налогов является их безвозмездный характер, что получило отражение в определении налога в Налоговом кодексе РФ [3].

Экономическая сущность налогов реализуется через их основные функции. В учебниках по налогообложению выделяют различные функции налогов. На рисунке 2 показаны примеры детализации функций налогов в трактовке различных ученых.

 


 

 

 

 

 

по Евстигнееву Е.П.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

по Чернику Д.Г.

Рисунок 2 – Функции налогов

 

Фискальная функция – основная функция налогов, суть которой заключается в формировании  средств бюджета и внебюджетных фондов для реализации государственных обязательств программ. Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу. По мере эволюции системы и принципов налогообложения, изменения социально-экономических процессов, утверждения рыночной модели хозяйствования роль фискальной функции уменьшилась, уступая приоритет регулирующей функции.

Регулирующая функция посредством налоговых механизмов выполняет определенные задачи экономической политики государства и заключается во влиянии инструментов налоговой политики на ключевые экономические процессы в народном хозяйстве: инвестиции, потребление, производство и его структуру и т.п. В общем виде регулирующая функция направлена на ужесточение налогообложения потребления с целью ослабления налогообложения средств накопления производственных фондов, что позволяет стимулировать воспроизводственный процесс и технологическое развитие реальных отраслей экономики. Для данной функции выделяют три-четыре составляющие. Так, Е.П. Евстигнеев указывает на существование трех подфункций: стимулирующей подфункции, проявляющейся через систему льгот и освобождений, например для сельскохозяйственных производителей; дестимулирующей подфункции, которая через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д., и воспроизводственной подфункции, аккумулирующей средства на восстановление используемых ресурсов [31, с. 127].

В контексте специализации исследуемого в курсовой работе предприятия целесообразно рассмотреть действие регулирующей функции налогообложения на развитие сельскохозяйственных организаций. В соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей установлен специальный налоговый режим – единый сельскохозяйственный налог [4]. Потенциальные налогоплательщики – сельскохозяйственные организации - вправе применять специальный налоговый режим только в том случае, если по итогам девяти месяцев года подачи заявления о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в общем объеме полученных такими налогоплательщиками доходов от реализации товаров (работ, услуг) доля  доходов, полученных от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, составляет не менее 70%. Сравнение налоговых режимов для сельскохозяйственных организаций по условиям 2013 года представлено в таблице 1.

Таблица 1 – Сравнение условий общего и специального режимов налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2013 году

Уплачиваемые налоги и взносы при разных режимах налогообложения

Общий режим

Специальный режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Налог на прибыль

С 2013 года – 18% для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на ЕСХН. Ориентировочно ставка будет действовать до 2015 г.

Единый сельскохозяйственный налог

6% от разницы между  доходами и расходами

Перечень расходов по ЕСХН, в отличие от перечня по налогу на прибыль, является закрытым. В него, в частности, не входят затраты на создание основных средств, расходы на добровольное страхование имущества и работников, расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества, расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, консервацию и расконсервацию производственных мощностей, расходы на сертификацию продукции и услуг, суммы комиссионных сборов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги), расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, расходы по набору работников, представительские расходы, расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, расходы на услуги по ведению бухучета, на оценочные услуги, потери от брака, расходы на юридические услуги и на участие в выставках и ярмарках. ЕСХН, в отличие от налога на прибыль, исчисляется кассовым методом.

Налог на имущество организаций

0—2,2% стоимости основных  средств

Определяется законом субъекта Российской Федерации

Страховые взносы во внебюджетные фонды

Ставка 34%, в том числе 26% Пенсионный фонд, 2,9 % - Фонд социального страхования, 5,1% - в Фонд обязательного медицинского страхования

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Ставка 27,1%, в том числе 21% - Пенсионный фонд, 2,4% - Фонд социального страхования, 3,7% - Фонд обязательного медицинского страхования

Налог на добавленную стоимость

0,10,18% или сумма к возмещению  из бюджета

Величина налога, подлежащая к уплате в бюджет, колеблется вокруг нуля, поскольку «входящий» НДС уплачивается по ставке 18%, а «исходящий» - по ставке 10%. Суммы к возврату присутствуют у хозяйств, занимающихся активной модернизацией

Страховые взносы во внебюджетные фонды

Ставка 20,2 %, в том числе 16% - Пенсионный фонд, 1,9 % - Фонд социального страхования, 2,3 % - Фонд обязательного медицинского страхования

Налог на добавленную стоимость

10-18% материальных затрат

Фактически уплачивается «входной» НДС, который затем не может быть предъявлен к возмещению из бюджета, увеличивая в итоге затраты налогоплательщика

Основные налоги и сборы, уплачиваемые при всех режимах

Земельный налог, арендная плата за землю

Земельный налог с 2006г. уплачивается по ставке 0,3% кадастровой стоимости участка (для земель с/х назначения). Порядок определения арендной платы определяется Правительством РФ, органами власти субъектов РФ или местного самоуправления

Транспортный налог

Большая часть с/х техники не является объектом обложения, если используется на сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции. На остальной транспорт ставки устанавливаются региональным законодательством и в ряде случаев предусматривают льготы для сельских местностей


 

 

Таким образом, данный режим налогообложения может быть более выгоден определенному кругу сельскохозяйственных организаций, его применение существенно упрощает формирование  налоговой отчетности, отвлечение средств на уплату авансов по обязательствам организации перед бюджетом происходит в 2 раза реже, в период применения ЕСХН основные средства списываются единовременно, в связи с отсутствием обязательств по НДС упрощен документооборот [33, с. 28].

Кроме существования специального режима налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителе, льготы для них предусмотрены и в рамках общего налогового режима, в частности ставка налога на прибыль для таких организаций равна 18% против традиционных 20%. Предусмотрены льготы и по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды, снижающие общий размер взносов с 34% до 20,2%. Во многих регионах имущество предприятий сельского хозяйства не облагается соответствующим налогом, к таким регионам относится и Орловская область. Таким образом, агропромышленных комплекс России представляет собой наглядный пример использования государством стимулирующей функции налогообложения для развития конкретной отрасли народного хозяйства.

Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики [38, с. 14].

С позиций рыночной экономики взимание государством налогов искажает итоги процесса распределения ресурсов и деформирует структуру производства. Например, облагая налогом заработную плату, государство может вынудить людей работать меньше, вводя налог на бензин – уменьшить количество автомобилистов [37, С.377]. Тем не менее, государственное вмешательство в экономику, в том числе и посредством проведения фискальной политики, обусловлено необходимостью стабилизации экономических циклов, обеспечение населения общественными благами, нейтрализации внешних эффектов в производстве и потреблении, улучшения информационных потоков, регулирование монополизированных или несовершенно конкурентных частных рынков, а также нуждами перераспределения доходов.

Налоговая политика играет чрезвычайно важную роль в регулировании государством финансовой системы, влияя при этом на совокупный спрос, доходы населения и ряд других показателей. Так, увеличение суммы налогов (за счет мероприятий по повышению их собираемости, поднятия налоговых ставок, расширения контингента налогооблагаемых субъектов и т.п.) сокращает при прочих равных условиях личный располагаемый доход домашних хозяйств (населения, что приводит в свою очередь к сокращению расходов, объема выпускаемой продукции и занятости. Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос, следовательно, ведет к расширению объемов выпускаемой продукции и уровня занятости.

Информация о работе Взаимоотношение предприятий с бюджетом