Сущность и функции денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:38, реферат

Краткое описание

Деньги - обществ. сред-во, выполняющее роль всеобщего эквивалента, т.е. оно выражает стоимость всех остальных товаров.
Деньги – вид финансового актива, который используется для сделок, обладает высокой ликвидностью (м.б. обменян на любой вид актива).
Деньги выступают материализацией всеобщего общественно-необходимого рабочего времени, заключенного в товаре, также затраченного на пр-во труда и капитальных затрат.

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 303.45 Кб (Скачать)

 

Фин. система  имеет структуру: 1.централизованные фин., к кот. относ-ся такие звенья: федеральный бюджет, регион-й, местный  бюджет и внебюджет. фонды.2.децентрализ. фин.: финансы пред-тия, финансы домашних хозяйств.

 

 

5. Внебюджет.фонды  – это сред-ва фед правит-ва  и местных властей, всязанные  с финанс-ем расх.,не включ.  в бюджет. Формир-е внебюдж. фондов  осуществ-ся за счёт обязательных  целевых отчислений, кот. для обычного  налогопл-ка ничем не отлич-ся  от налогов. Небюдж фонды отделены  от бюджетов и имеют определённую  самост-ть. В начале 90-х годов в  России насчит-сь около 20 внеб.фондов, кот. подразделялись на экон-ие (дорожный, НИОКР и др.) и социальные. В настоящее время сохранились  лишь три соц.внеб. фондоа, кот.  имеют строго целевое назначение:1. пенсион. фонд  - образован   в соответ. постанов-ем Верховного  совета РСФСР от 22.12..90г.как самост-ое  фин.-кредит. учреждение. Его средства  формир-ся за счёт: -страховых  взносов работод-лей и работающих, дотаций из федерального бюдж. и доходов от вложений в  гос.ц.б. 2.Фонд соц. страх-я: действует   в соответ-ии с указом Презид. РФ от 7авг.92г. Основ.задачи фонда-обеспечение  гарантир-х гос. пособий: сред-ва  фонда образ-ся из: страх.взносов  хоз.субъектов независимо от формы  собственности, дох-ов от инвестир-я  части временно свобод-х средств  и ассигнований из Фед.бюдж. 3. Фонд обязат. медиц.страх-я: в соответ-ии  с законом РСФСР «Об обязат. мед. страх-нии граждан РСФСР»  от 28.02.93г. созданы: Федер.фонд  обязат.мед.страх-я, Территор-ый фонд  обязат-го мед.страх. (субъектов РФ).  Средства фондов формир-ся за  счёт: страх. взносов хозяйст-их  субъектов независимо от форм  собст-ти, ассигнований из федер.бюджета,  добров-х взносов физ. и юр. лиц.

 

 

6. Финанс.рынок  – сфера торговли деньгами. Включает  рынок капиталов в основ-ом  для долгосроч вложений и рынок  капит-ов для обращения акций,  облигаций и др. ц.б. Каптал  – это свободно фин-ые ресурсы  внутри страны и вне её. Ф.р.  находится под регулирующим воздействием  гос-ва (приним-ся закон-во о РЦБ,об  акц-х общ-ах). Виды: 1. РЦБ – сегмент  фин. рынка на кот. прод-ся  и покуп-ся все виды ц.б. Функц-ие  РЦБ поз-ет упорядочить и повысить  эфф-ть многих эк. процессов  (в  перв очередь процесса инвест-я  времен. свобод-х фин. ресурсов). По  условиям обращения фонд-х инстр-ов  различ-ют: Первич.рынок – рынок  ц.б. на кот. осущ-ся первич. размещение их эмиссии.  Вторич.рынок  – это рынок, где постоянно  обращ-ся ц.б. проданные на первич.рынке.  На РЦБ осущ-ся деят-ть: брокерская, дилерская, клиринговая (опред-ся  взаимные обяз-ва).2. Рынок банковских  услуг – операции банков: -по  управлению имущ-ом (доверит. опер-ции); -по выпуску, размеш-ю и хранению  ц.б., а также по управ-ю ими; -по платёжеспособному обороту:  опер-ции с валютой, инкасация  векселей и чеков. Конкур-ция  в банк.бизнесе очень обострена.  Всё больше банков обеспеч-ют  доступ к счёту через интернет, формир-ют рынок услуг, куда  входят налог., юридич., финанс-ое  и туристич-е напр-е частных  ВИП-клиентов с высок. Уровнем  дох.3. производственные фин-е инструменты  – с самого начала глав.функция  - обеспечить распределение м/у  участ-ми сделки рисков, связ-х  с измен-ем сырьевых цен, валют.  курсов, проц-х ставок и т.д.  Операции с произ.фин.инстр. и  сегодня явл. глав.сред-ом страх-я  от различ-х рисков и управ-я  ими и для целей спекуляции, т.е. получ-я дох. от них.

 

 

7. Финансовый  механизм: понятие, цели и задачи, структура.

 

Сист-ма управл-я  фин-ми, предназначена для орган-ии взиам-вия фин.отнош-ий пред-ия, их денеж.поток-в  и фондов денеж.средств в соответ-ии с треб-ми экон.законов, путём использ-я  фин.категорий и инструм-ов, стимулов, льгот и санкций и на основе законод-х и нормат-х актов  гос-ва. Т.образом если финансы –  объектив.эк. катег-я  отражающая объектив. существ-е фин. денеж.отнош-я, то фин.механизм – это объективно-субъект. сист.управ-я  фин-ми, организуемая предприятиями, гос-ом в соотв-ии с объективно существубщими  эк.законами. Структура – фин. механизм пред-ет собой сист. установ-х гос-ом форм, видов и м-ов орган-ции фин.отнош-ий. Задачи: организация фин. взаимод-ий пред-тия и гос-ва. Структура: Фин.механизм подраз-ся на директивный(предусм-ет подетальную прораб-ку всей сист. орган-циифин. отнош-ий, в кот. участ-ет гос-во:налоги, гос.кредит, расх.бюджета, бюдж. финансир-е , фин.планир-е).  и регулирующий(примен-ся в сегменте финансов, не затрагив-ем прямо интересы гос-ва и пред-ет установ-ие основных правил).

 

 

8. Органы  управления фин-ми. Управление фин-ми  в РФ осуш-ют высшие законод-ые  органы власти: Федер.собрание и  две его полаты: Гос.дума и Совет  Федерации. Такое управление имеет  место при рассмотрении и утвер-ии  федер.бюдж. и утверж-нии учёта  о его испол-я. Важнейшим органом  осущ-ия управ-я фин-ми выступ-ет  Мин.Фин.РФ. Его задачи: разраб-ка  и реал-ция стратегич. направ-ий  единой гос. фин. политики, сост-е  проекта и испол-ие бюдж., концентрация  фин.ресур-ов на приорит-х направ-ях  соц.-эк. развития РФ, фин.контроля  за рацион.расх. бюдж. средств. Минист-во  по нал.и сборам – осущест-ет  контроль за правельным исчислением,  полнотой и своевременностью  взносов в бюдж.всех обязат-х  платежей. Налог.полиция осущ-ет  предупр-ие, выявл-е и пресеч-е  налог. пост-ий.  Гос.таможен.комитет  – несёт ответс-ть за поступл-ие  тамож-х пошлин, проводят налог.провер-ку  и взимание недоимок по налогам.  Фин.менеджмент – это эффектив.управление  ресурсами предприятия. Оснв.методы  фин. управ-ия: прогноз-е, планиров-ие, налогообл-е, самофин-е, кредит-ие, сист.фин.санкций. 

 

9. Мин.Фин.РФ  – важный орган осущ-ий управл-ие  фин-ми. Цель – управление фин-ми. Задачи: разраб-ка и реализ-ция  стратег-х направ-ий единой гос.фин.полит-ки, сост-ие проекта и исполнение  федер-го бюдж.,соверш-ие м-ов бюдж.планир-я,  определения ценовой пол-ки. Имеет  департаменты: бюджетный, финансир-я  промыш-ти, строит-ва, трансп-х систем, с/х, иностр. Кредитов, налог.реформ, гос.ц.б. Важное подразд-ие –  Главное управ-ие федер-го казнач-ва: отв-ечает за кассовое испол-ие  бюджета.

 

 

10. Фин.полит.гос-ва  – это сов-ть гос. меропр-ий, направ-х на мобилиз-ю фин-х  ресур-в, их распред-е, использов-е  для выполнения гос. его ф-ций.  Механизм реализ-ции фин. полит-ки  вкл. в себя: 1.выработку концепций  развития фин.сист.гос-ва;2.основ.направ-я  исполь-я фин.механ-ма в эк-й  полит-ке гос-ва;3.составление целевых  программ по укреп-ю общегос-х и территор-х фин-в;4.разработка конкрет.мер по  достиж-ю пост-х целей. ФП: бюдж.полит.,кредитная пол., валютная, налог. полит. Текущая ФП заключ.в операт-ом регул-ии фин.рынка и его звеньев, обеспечение норм-го функц-я фин. механ-ма. Долгосроч.ФП направлена на решение крупномасш-х эк-х задач и затраг-ет структ-ые измен-я фин-ой сист-мы и фин.мех-ма в преспективе. Фин.пред. разраб-ся только по тем направ-ям фин. деят-ти, кот.треб-ют обеспеч-ия наиб.эффект-го управл-я для лостиж-я глав.цели.формиров-е фин.пол. на пред-тии м. носить многоуров-ый хар-ер. В свою очередь, полит-ка формир-я соб-х фин.рес-ов может включать в себя в качестве самост-х блоков дивид-ую пол-ку,эмисс-ю пол-у.

 

 

11. Финанс.планир-е  – процесс определ-я колич-х  и качест-х парам-ов развития  фин.сист-мы. Основ.направ-я фин.план-я: 1.стратегическое – направлено  на опред-ие общей концепции  развит-я фин.сист.2.оперативное (текущее)  – напр-но на опред-ие конкрет-х  показ-ей разв-итя фин.сист. на  текущ.планир-й период. Инструменты: 1.контрольные цифры – значение  планир-го показ-ля. 2. Фина-ые  лимиты  – предельно допуст-ые по верхн.  границе значения планир-го показ-ля, повышение которого рассмат-ся  как фин. наруш-е.3.экономич-е нормативы  – соотношение м/у двумя взаимосв-ми  показ-ми, устанав-мое в % или в  стоим-ом выражении. Фин.прогноз-е  – это основа для финансового  планирования на предприятии  (т.е.состав-е стратег-х, текущ-х  и операт-х планов) и для фин-го  бюджет-я. Отправ-й точкой фин.  прогноз-я явл. прогноз продаж  и соответ-х им расх. Отличие  фин. планир-я от фин.прогноз-я  закл. в том, что при прогноз-ии  оцен-ся возможные будующие фин.  послед-я приним-х реш-ий и внеш.факторов, а при планировании фиксир-ся  фин. показ-ли, кот. комп. стремиться  достичь в будущем. Формы фин.  план. – прогнозный баланс, прогноз.отчёт  о движении денеж. средств,прогноз.отчёт  о прибыли;  бюджетирование.

 

 

12. Финанс.контроль - это мероприятия по проверке  распред-х процессов при формир-ии  и использ-нии фин. ресурсов. Виды  фин.контр.: 1. Общегосуд. и фин.  контроль (Мин.Фин, Счётн. Палатаи.т.д.). 2.Внутриведомственный фин. контроль (контрольно-ревизион. отделы минист-в). 3. внуртихоз. фин.кон-ль(бух-я, фин.  службы и.т.д.). 4.независимый фин.кон-ль:1.по  врем-и осуществ-ия: предварит-й,  текущий, последующий;2.по степени  охвата: сплошной и выбороч-й,тематич-й и комплексный, полный и частичный.3.по форме осущ-я: анализ,обследов-е, проверка или ревизия.4.по форме осущ-я фин. контр-ля: превент-ые, текущие, тематические, ревизии. Принцип: 1.плановости –провод-ся на основе годовых, кварт-х и месячных планов проведения конкрет-х мероп-ий. 2. системности – при проведении контр-х мероп-ий должны рассмат-ся все стороны объекта контроля.3.непрерывности – все объекты контроля подлежат предвар-му и послед-му контролю в сроки.4.законности – обусловлен Констит РФ, т.е.гос.и все его орг-ны действ-ют на основ-ии законности, обеспечив-ют охрану интересов общ-ва и граждан. 5.объективности – предопределяет полное, правильное и объект-ое объяснения рез-ов контроля на основе сопост-я проверенных фактов с законами. 

 

6. независимости  – устанавл-ет недопуст-ть к-л  силового, матер-го или морального  воздействия на субъект контроля.7.гласности  – вытекает из сущности контроля, результат кот. доводят до сведения  коллектива, чья деят-ть проверялась.8.эффек-ти  – проявл-ся в своевр-ти и  полноте выявления отклонений  от заданного, их причин и  виновников.

 

 

13.  Гос  финансовый контроль. Включает контроль  за исполн-ем федер-го бюдж. и  бюдж-в федер.внебюдж.фондов, за орган-ей  денеж.обращ-ия, исполь-ем кредит.ресур-ов,состоя-ем  гос.внутр-ого и внеш долга.  Гос.фин.контроль, как внеш., так и  внутр. – это проверка на  соответ-ие законод-ву деят-ти  объектов гос.фин. контроля в  части исполнения, ведения учёта  и отчётности по исполнению  бюджета. В этой связи м.выделить  принципы: 1.плановости –провод-ся  на основе годовых, кварт-х  и месячных планов проведения  конкрет-х мероп-ий. 2. системности  – при проведении контр-х мероп-ий  должны рассмат-ся все стороны  объекта контроля.3.непрерывности  – все объекты контроля подлежат  предвар-му и послед-му контролю  в сроки.4.законности – обусловлен  Констит.РФ, т.е.гос.и все его орг-ны  действ-ют на основ-ии законности, обеспечив-ют охрану интересов  общ-ва и граждан.5.объективности  – предопределяет полное, правильное  и объект-ое объяснения рез-ов  контроля на основе сопост-я  проверенных фактов с законами. 6.независимости – устанавл-ет  недопуст-ть к-л силового,матер-го  или морального воздействия на  субъект контроля.7.гласности –  вытекает из сущности контроля, результат кот. доводят до сведения  коллектива, чья деят-ть проверялась.8.эффек-ти  – проявл-ся в своевр-ти и  полноте выявления отклонений  от заданного, их причин и  виновников.

 

 

14. Гос финансы.  Структура: федеральные финансы  и финансы субъектов федерации.  Эк-е денеж.отнош-я, возникающие  в результате движения денег.  На основе этих отношений в  гос-ве сущ-ют денеж.потоки и  функционир-ют денеж.фонды.все фин.отнош-я  гос. деляться на 5 групп: 1. Бюдж.различ.уровней:  федераьный,республиканский, краевой  и областной, местный и.т.д. 2.кредитно-банков.сист:фин.отнош-я,  исполь-ые как основ-ой источник  заём.средств;сюда входят отношения,  связанные с безнал.расчётами.3.страхование  – финанс. отношения, направл-ые  на сокращение и устранение  риска в деятельности пред-тия. 4.фондовый рынок – фин.отнош-я,  связанные с образ-ем гос.и  др. ц.б. Принятая в 1993г. Конст-ция   РФ чётко разграничилафункции  ЦБ, исполнит-х и законод-х органов  власти в фин.сист.гос-ва. Первым  и принцип-но важным шагом в  этом направ-нии было решение  об организациив Минист-ве фин-ов  РФ системы органов федер-го  казначейства с основной задачей  – обеспечение оптимального управления  гос.финансовыми ресурсами и вытекающими  отсюда широким спектром функций.  Решение о создании федер-го  казнач-ва в составе Мин.Фин.РФ  в принц-ом плане было реализовано  Указом Президента РФ от 8 дек.1992г. 

 

 

15. Муниципиальные  финансы – это совокуп-ть ден.ср-в,  кот. располаг-ет орган местного  самоуправл-я для реш-я задач,  возлож-х на него гос-ом и  местным населением. Муниц. фин.  образов-ся из:1. Гос.средств передаваемых  орган-ми гос. власти в виде  доходных источ-ов и прав, предусм-х  законод-ом. 2.собств-х средств муниц.  образования, создав-х за счёт  деят-ти органов местного самоупр-я  (дох.от использ-я муниц-й собст-ти, плата за услуги и т.п.).3.заём.ср-в  и муницип.кредита. Финанс.ср-ва  муницип.образ-я, т.е. ден.ср-ва  наход-ся в распор-ии, вкл:1.сред-ва  местного бюдж.2.муницип. внебюдж.ср-ва.3.ффинанс.ср-ва  муницип-х п/п.4 ср-ва заимствуемые  на фин.рынке (ссуда, займы,кредиты). Управление муниц. фин-ми состоит  из: финансового планиров-я (опред-ся  периоды развития:краткосроч-е-годовые,  среднеср-е-на срок полномочий  муниц.орг-в,долгоср-е-до 20лет), бюджет.процесса (это регламент-я нормами процессуального  бюдж.права деят-сть органов местн.самоупр-я  по состав-ю, утвержд-ю и исполн-ю  местного бюдж-та.) и оценки рез-ов. На каждой стадии работают  спец.органы:финанс-е, бюджет-е и  контрольные. В соответ-ии с  положен-ем о бюдж.процессе контроль  за исполн-ем бюдж. осущ-ет предварит-ый орган местного самоупр-я. В этих целях он образует контрольно-счётную палату, отчёт об исполнении бюдж. по итогам квартала, полугодия,9месяцев и истекшего года.

 

 

16. Гос и  муниц воздействие на эк и  соц сферу. Финанс.сист. вкл. в  себя звенья фин-х отнош-ий: гос.  бюджет, внебюдж.фонды, гос. кредит, фонды страхов-я, фондовый рынок  финансы п/п различ. форм собст-ти. Финанс. отнош-я м. разбить на 2 подсист. :1. общегосуд-ые фин., обеспечив-ие  потреб-ти расшир-ого воспроиз-ва  на макроуровне. и 2.финансы  хозяйств-х субъ-ов, пользуемые для  обеспечения воспроизвод-ого процесса  денеж. ср-ми на макроуровне.  Разграничения фин.системы на  отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, в методах формиров-я  и исполнения централиз-х и  децентрализ-х доходов денеж.  средств. Общегосуд. централиз-е  фонды денеж.ресур-в создаются  путём распред-я и перераспр-я  национ-го дох., созданного в отраслях  материаль-го произ-ва. Важная роль, кот. выпол-ет гос. в области  экон-го и соц.развития приводит  к необходимости централизации  в его распоряж-и значит.части  фин.ресурсов. Формами их использов-я  явл. бюдж. и внебюдж.фонды, обеспечивающие  потреб-ти гос-ва в решении  эк-х задач.Децент-е фоны ден.ср-в  образ-ся из денеж. дох-в и  накоп-й самих п/п. Основой единой  фин.сист. служат финансы пред-тия,  кот. обеспечивают определён.  темп развития всех отраслей  народ. хоз-ва,перераспр-ют фин.  ресурсы м/у отраслями экон-ки  и регионами страны,произв-ой  и непроиз-ми сферами. При недостатке  собств-х средств п/п может  привлекать на акционерной основе  сред-ва других пред-ий, а также  на базе операций с ц.б. –  заём.сред-ва. Посредствам заключения  дого-ов со страх. комп-ми осущ-ся  страх-е предприн-их рисков. Через  фин.сист. гос. воздействует на  формир-е централ-х и децентр-х  денеж.фондов, фондов накоплений  и потреблений, используя для  этого налоги,расх.  гос.бюджета,  гос.кредит.

Информация о работе Сущность и функции денег