Фин. система
имеет структуру: 1.централизованные
фин., к кот. относ-ся такие звенья:
федеральный бюджет, регион-й, местный
бюджет и внебюджет. фонды.2.децентрализ.
фин.: финансы пред-тия, финансы домашних
хозяйств.
5. Внебюджет.фонды
– это сред-ва фед правит-ва
и местных властей, всязанные
с финанс-ем расх.,не включ.
в бюджет. Формир-е внебюдж. фондов
осуществ-ся за счёт обязательных
целевых отчислений, кот. для обычного
налогопл-ка ничем не отлич-ся
от налогов. Небюдж фонды отделены
от бюджетов и имеют определённую
самост-ть. В начале 90-х годов в
России насчит-сь около 20 внеб.фондов,
кот. подразделялись на экон-ие
(дорожный, НИОКР и др.) и социальные.
В настоящее время сохранились
лишь три соц.внеб. фондоа, кот.
имеют строго целевое назначение:1.
пенсион. фонд - образован
в соответ. постанов-ем Верховного
совета РСФСР от 22.12..90г.как самост-ое
фин.-кредит. учреждение. Его средства
формир-ся за счёт: -страховых
взносов работод-лей и работающих,
дотаций из федерального бюдж.
и доходов от вложений в
гос.ц.б. 2.Фонд соц. страх-я: действует
в соответ-ии с указом Презид.
РФ от 7авг.92г. Основ.задачи фонда-обеспечение
гарантир-х гос. пособий: сред-ва
фонда образ-ся из: страх.взносов
хоз.субъектов независимо от формы
собственности, дох-ов от инвестир-я
части временно свобод-х средств
и ассигнований из Фед.бюдж. 3.
Фонд обязат. медиц.страх-я: в соответ-ии
с законом РСФСР «Об обязат.
мед. страх-нии граждан РСФСР»
от 28.02.93г. созданы: Федер.фонд
обязат.мед.страх-я, Территор-ый фонд
обязат-го мед.страх. (субъектов РФ).
Средства фондов формир-ся за
счёт: страх. взносов хозяйст-их
субъектов независимо от форм
собст-ти, ассигнований из федер.бюджета,
добров-х взносов физ. и юр.
лиц.
6. Финанс.рынок
– сфера торговли деньгами. Включает
рынок капиталов в основ-ом
для долгосроч вложений и рынок
капит-ов для обращения акций,
облигаций и др. ц.б. Каптал
– это свободно фин-ые ресурсы
внутри страны и вне её. Ф.р.
находится под регулирующим воздействием
гос-ва (приним-ся закон-во о РЦБ,об
акц-х общ-ах). Виды: 1. РЦБ – сегмент
фин. рынка на кот. прод-ся
и покуп-ся все виды ц.б. Функц-ие
РЦБ поз-ет упорядочить и повысить
эфф-ть многих эк. процессов (в
перв очередь процесса инвест-я
времен. свобод-х фин. ресурсов). По
условиям обращения фонд-х инстр-ов
различ-ют: Первич.рынок – рынок
ц.б. на кот. осущ-ся первич.
размещение их эмиссии. Вторич.рынок
– это рынок, где постоянно
обращ-ся ц.б. проданные на первич.рынке.
На РЦБ осущ-ся деят-ть: брокерская,
дилерская, клиринговая (опред-ся
взаимные обяз-ва).2. Рынок банковских
услуг – операции банков: -по
управлению имущ-ом (доверит. опер-ции);
-по выпуску, размеш-ю и хранению
ц.б., а также по управ-ю ими;
-по платёжеспособному обороту:
опер-ции с валютой, инкасация
векселей и чеков. Конкур-ция
в банк.бизнесе очень обострена.
Всё больше банков обеспеч-ют
доступ к счёту через интернет,
формир-ют рынок услуг, куда
входят налог., юридич., финанс-ое
и туристич-е напр-е частных
ВИП-клиентов с высок. Уровнем
дох.3. производственные фин-е инструменты
– с самого начала глав.функция
- обеспечить распределение м/у
участ-ми сделки рисков, связ-х
с измен-ем сырьевых цен, валют.
курсов, проц-х ставок и т.д.
Операции с произ.фин.инстр. и
сегодня явл. глав.сред-ом страх-я
от различ-х рисков и управ-я
ими и для целей спекуляции,
т.е. получ-я дох. от них.
7. Финансовый
механизм: понятие, цели и задачи,
структура.
Сист-ма управл-я
фин-ми, предназначена для орган-ии
взиам-вия фин.отнош-ий пред-ия, их денеж.поток-в
и фондов денеж.средств в соответ-ии
с треб-ми экон.законов, путём использ-я
фин.категорий и инструм-ов, стимулов,
льгот и санкций и на основе
законод-х и нормат-х актов
гос-ва. Т.образом если финансы –
объектив.эк. катег-я отражающая объектив.
существ-е фин. денеж.отнош-я, то фин.механизм
– это объективно-субъект. сист.управ-я
фин-ми, организуемая предприятиями, гос-ом
в соотв-ии с объективно существубщими
эк.законами. Структура – фин. механизм
пред-ет собой сист. установ-х гос-ом
форм, видов и м-ов орган-ции фин.отнош-ий.
Задачи: организация фин. взаимод-ий
пред-тия и гос-ва. Структура: Фин.механизм
подраз-ся на директивный(предусм-ет подетальную
прораб-ку всей сист. орган-циифин. отнош-ий,
в кот. участ-ет гос-во:налоги, гос.кредит,
расх.бюджета, бюдж. финансир-е , фин.планир-е).
и регулирующий(примен-ся в сегменте финансов,
не затрагив-ем прямо интересы гос-ва и
пред-ет установ-ие основных правил).
8. Органы
управления фин-ми. Управление фин-ми
в РФ осуш-ют высшие законод-ые
органы власти: Федер.собрание и
две его полаты: Гос.дума и Совет
Федерации. Такое управление имеет
место при рассмотрении и утвер-ии
федер.бюдж. и утверж-нии учёта
о его испол-я. Важнейшим органом
осущ-ия управ-я фин-ми выступ-ет
Мин.Фин.РФ. Его задачи: разраб-ка
и реал-ция стратегич. направ-ий
единой гос. фин. политики, сост-е
проекта и испол-ие бюдж., концентрация
фин.ресур-ов на приорит-х направ-ях
соц.-эк. развития РФ, фин.контроля
за рацион.расх. бюдж. средств. Минист-во
по нал.и сборам – осущест-ет
контроль за правельным исчислением,
полнотой и своевременностью
взносов в бюдж.всех обязат-х
платежей. Налог.полиция осущ-ет
предупр-ие, выявл-е и пресеч-е
налог. пост-ий. Гос.таможен.комитет
– несёт ответс-ть за поступл-ие
тамож-х пошлин, проводят налог.провер-ку
и взимание недоимок по налогам.
Фин.менеджмент – это эффектив.управление
ресурсами предприятия. Оснв.методы
фин. управ-ия: прогноз-е, планиров-ие,
налогообл-е, самофин-е, кредит-ие,
сист.фин.санкций.
9. Мин.Фин.РФ
– важный орган осущ-ий управл-ие
фин-ми. Цель – управление фин-ми.
Задачи: разраб-ка и реализ-ция
стратег-х направ-ий единой гос.фин.полит-ки,
сост-ие проекта и исполнение
федер-го бюдж.,соверш-ие м-ов бюдж.планир-я,
определения ценовой пол-ки. Имеет
департаменты: бюджетный, финансир-я
промыш-ти, строит-ва, трансп-х систем,
с/х, иностр. Кредитов, налог.реформ,
гос.ц.б. Важное подразд-ие –
Главное управ-ие федер-го казнач-ва:
отв-ечает за кассовое испол-ие
бюджета.
10. Фин.полит.гос-ва
– это сов-ть гос. меропр-ий,
направ-х на мобилиз-ю фин-х
ресур-в, их распред-е, использов-е
для выполнения гос. его ф-ций.
Механизм реализ-ции фин. полит-ки
вкл. в себя: 1.выработку концепций
развития фин.сист.гос-ва;2.основ.направ-я
исполь-я фин.механ-ма в эк-й
полит-ке гос-ва;3.составление целевых
программ по укреп-ю общегос-х
и территор-х фин-в;4.разработка конкрет.мер
по достиж-ю пост-х целей. ФП: бюдж.полит.,кредитная
пол., валютная, налог. полит. Текущая ФП
заключ.в операт-ом регул-ии фин.рынка
и его звеньев, обеспечение норм-го функц-я
фин. механ-ма. Долгосроч.ФП направлена
на решение крупномасш-х эк-х задач и затраг-ет
структ-ые измен-я фин-ой сист-мы и фин.мех-ма
в преспективе. Фин.пред. разраб-ся только
по тем направ-ям фин. деят-ти, кот.треб-ют
обеспеч-ия наиб.эффект-го управл-я для
лостиж-я глав.цели.формиров-е фин.пол.
на пред-тии м. носить многоуров-ый хар-ер.
В свою очередь, полит-ка формир-я соб-х
фин.рес-ов может включать в себя в качестве
самост-х блоков дивид-ую пол-ку,эмисс-ю
пол-у.
11. Финанс.планир-е
– процесс определ-я колич-х
и качест-х парам-ов развития
фин.сист-мы. Основ.направ-я фин.план-я:
1.стратегическое – направлено
на опред-ие общей концепции
развит-я фин.сист.2.оперативное (текущее)
– напр-но на опред-ие конкрет-х
показ-ей разв-итя фин.сист. на
текущ.планир-й период. Инструменты:
1.контрольные цифры – значение
планир-го показ-ля. 2. Фина-ые лимиты
– предельно допуст-ые по верхн.
границе значения планир-го показ-ля,
повышение которого рассмат-ся
как фин. наруш-е.3.экономич-е нормативы
– соотношение м/у двумя взаимосв-ми
показ-ми, устанав-мое в % или в
стоим-ом выражении. Фин.прогноз-е
– это основа для финансового
планирования на предприятии
(т.е.состав-е стратег-х, текущ-х
и операт-х планов) и для фин-го
бюджет-я. Отправ-й точкой фин.
прогноз-я явл. прогноз продаж
и соответ-х им расх. Отличие
фин. планир-я от фин.прогноз-я
закл. в том, что при прогноз-ии
оцен-ся возможные будующие фин.
послед-я приним-х реш-ий и внеш.факторов,
а при планировании фиксир-ся
фин. показ-ли, кот. комп. стремиться
достичь в будущем. Формы фин.
план. – прогнозный баланс, прогноз.отчёт
о движении денеж. средств,прогноз.отчёт
о прибыли; бюджетирование.
12. Финанс.контроль
- это мероприятия по проверке
распред-х процессов при формир-ии
и использ-нии фин. ресурсов. Виды
фин.контр.: 1. Общегосуд. и фин.
контроль (Мин.Фин, Счётн. Палатаи.т.д.).
2.Внутриведомственный фин. контроль
(контрольно-ревизион. отделы минист-в).
3. внуртихоз. фин.кон-ль(бух-я, фин.
службы и.т.д.). 4.независимый фин.кон-ль:1.по
врем-и осуществ-ия: предварит-й,
текущий, последующий;2.по степени
охвата: сплошной и выбороч-й,тематич-й
и комплексный, полный и частичный.3.по
форме осущ-я: анализ,обследов-е, проверка
или ревизия.4.по форме осущ-я фин. контр-ля:
превент-ые, текущие, тематические, ревизии.
Принцип: 1.плановости –провод-ся на основе
годовых, кварт-х и месячных планов проведения
конкрет-х мероп-ий. 2. системности – при
проведении контр-х мероп-ий должны рассмат-ся
все стороны объекта контроля.3.непрерывности
– все объекты контроля подлежат предвар-му
и послед-му контролю в сроки.4.законности
– обусловлен Констит РФ, т.е.гос.и все
его орг-ны действ-ют на основ-ии законности,
обеспечив-ют охрану интересов общ-ва
и граждан. 5.объективности – предопределяет
полное, правильное и объект-ое объяснения
рез-ов контроля на основе сопост-я проверенных
фактов с законами.
6. независимости
– устанавл-ет недопуст-ть к-л
силового, матер-го или морального
воздействия на субъект контроля.7.гласности
– вытекает из сущности контроля,
результат кот. доводят до сведения
коллектива, чья деят-ть проверялась.8.эффек-ти
– проявл-ся в своевр-ти и
полноте выявления отклонений
от заданного, их причин и
виновников.
13. Гос
финансовый контроль. Включает контроль
за исполн-ем федер-го бюдж. и
бюдж-в федер.внебюдж.фондов, за орган-ей
денеж.обращ-ия, исполь-ем кредит.ресур-ов,состоя-ем
гос.внутр-ого и внеш долга.
Гос.фин.контроль, как внеш., так и
внутр. – это проверка на
соответ-ие законод-ву деят-ти
объектов гос.фин. контроля в
части исполнения, ведения учёта
и отчётности по исполнению
бюджета. В этой связи м.выделить
принципы: 1.плановости –провод-ся
на основе годовых, кварт-х
и месячных планов проведения
конкрет-х мероп-ий. 2. системности
– при проведении контр-х мероп-ий
должны рассмат-ся все стороны
объекта контроля.3.непрерывности
– все объекты контроля подлежат
предвар-му и послед-му контролю
в сроки.4.законности – обусловлен
Констит.РФ, т.е.гос.и все его орг-ны
действ-ют на основ-ии законности,
обеспечив-ют охрану интересов
общ-ва и граждан.5.объективности
– предопределяет полное, правильное
и объект-ое объяснения рез-ов
контроля на основе сопост-я
проверенных фактов с законами.
6.независимости – устанавл-ет
недопуст-ть к-л силового,матер-го
или морального воздействия на
субъект контроля.7.гласности –
вытекает из сущности контроля,
результат кот. доводят до сведения
коллектива, чья деят-ть проверялась.8.эффек-ти
– проявл-ся в своевр-ти и
полноте выявления отклонений
от заданного, их причин и
виновников.
14. Гос финансы.
Структура: федеральные финансы
и финансы субъектов федерации.
Эк-е денеж.отнош-я, возникающие
в результате движения денег.
На основе этих отношений в
гос-ве сущ-ют денеж.потоки и
функционир-ют денеж.фонды.все фин.отнош-я
гос. деляться на 5 групп: 1. Бюдж.различ.уровней:
федераьный,республиканский, краевой
и областной, местный и.т.д. 2.кредитно-банков.сист:фин.отнош-я,
исполь-ые как основ-ой источник
заём.средств;сюда входят отношения,
связанные с безнал.расчётами.3.страхование
– финанс. отношения, направл-ые
на сокращение и устранение
риска в деятельности пред-тия.
4.фондовый рынок – фин.отнош-я,
связанные с образ-ем гос.и
др. ц.б. Принятая в 1993г. Конст-ция
РФ чётко разграничилафункции
ЦБ, исполнит-х и законод-х органов
власти в фин.сист.гос-ва. Первым
и принцип-но важным шагом в
этом направ-нии было решение
об организациив Минист-ве фин-ов
РФ системы органов федер-го
казначейства с основной задачей
– обеспечение оптимального управления
гос.финансовыми ресурсами и вытекающими
отсюда широким спектром функций.
Решение о создании федер-го
казнач-ва в составе Мин.Фин.РФ
в принц-ом плане было реализовано
Указом Президента РФ от 8 дек.1992г.
15. Муниципиальные
финансы – это совокуп-ть ден.ср-в,
кот. располаг-ет орган местного
самоуправл-я для реш-я задач,
возлож-х на него гос-ом и
местным населением. Муниц. фин.
образов-ся из:1. Гос.средств передаваемых
орган-ми гос. власти в виде
доходных источ-ов и прав, предусм-х
законод-ом. 2.собств-х средств муниц.
образования, создав-х за счёт
деят-ти органов местного самоупр-я
(дох.от использ-я муниц-й собст-ти,
плата за услуги и т.п.).3.заём.ср-в
и муницип.кредита. Финанс.ср-ва
муницип.образ-я, т.е. ден.ср-ва
наход-ся в распор-ии, вкл:1.сред-ва
местного бюдж.2.муницип. внебюдж.ср-ва.3.ффинанс.ср-ва
муницип-х п/п.4 ср-ва заимствуемые
на фин.рынке (ссуда, займы,кредиты).
Управление муниц. фин-ми состоит
из: финансового планиров-я (опред-ся
периоды развития:краткосроч-е-годовые,
среднеср-е-на срок полномочий
муниц.орг-в,долгоср-е-до 20лет), бюджет.процесса
(это регламент-я нормами процессуального
бюдж.права деят-сть органов местн.самоупр-я
по состав-ю, утвержд-ю и исполн-ю
местного бюдж-та.) и оценки рез-ов.
На каждой стадии работают
спец.органы:финанс-е, бюджет-е и
контрольные. В соответ-ии с
положен-ем о бюдж.процессе контроль
за исполн-ем бюдж. осущ-ет предварит-ый
орган местного самоупр-я. В этих целях
он образует контрольно-счётную палату,
отчёт об исполнении бюдж. по итогам квартала,
полугодия,9месяцев и истекшего года.
16. Гос и
муниц воздействие на эк и
соц сферу. Финанс.сист. вкл. в
себя звенья фин-х отнош-ий: гос.
бюджет, внебюдж.фонды, гос. кредит,
фонды страхов-я, фондовый рынок
финансы п/п различ. форм собст-ти.
Финанс. отнош-я м. разбить на 2
подсист. :1. общегосуд-ые фин., обеспечив-ие
потреб-ти расшир-ого воспроиз-ва
на макроуровне. и 2.финансы
хозяйств-х субъ-ов, пользуемые для
обеспечения воспроизвод-ого процесса
денеж. ср-ми на макроуровне.
Разграничения фин.системы на
отдельные звенья обусловлено
различиями в задачах каждого
звена, в методах формиров-я
и исполнения централиз-х и
децентрализ-х доходов денеж.
средств. Общегосуд. централиз-е
фонды денеж.ресур-в создаются
путём распред-я и перераспр-я
национ-го дох., созданного в отраслях
материаль-го произ-ва. Важная роль,
кот. выпол-ет гос. в области
экон-го и соц.развития приводит
к необходимости централизации
в его распоряж-и значит.части
фин.ресурсов. Формами их использов-я
явл. бюдж. и внебюдж.фонды, обеспечивающие
потреб-ти гос-ва в решении
эк-х задач.Децент-е фоны ден.ср-в
образ-ся из денеж. дох-в и
накоп-й самих п/п. Основой единой
фин.сист. служат финансы пред-тия,
кот. обеспечивают определён.
темп развития всех отраслей
народ. хоз-ва,перераспр-ют фин.
ресурсы м/у отраслями экон-ки
и регионами страны,произв-ой
и непроиз-ми сферами. При недостатке
собств-х средств п/п может
привлекать на акционерной основе
сред-ва других пред-ий, а также
на базе операций с ц.б. –
заём.сред-ва. Посредствам заключения
дого-ов со страх. комп-ми осущ-ся
страх-е предприн-их рисков. Через
фин.сист. гос. воздействует на
формир-е централ-х и децентр-х
денеж.фондов, фондов накоплений
и потреблений, используя для
этого налоги,расх. гос.бюджета,
гос.кредит.