Сущность и функции денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:38, реферат

Краткое описание

Деньги - обществ. сред-во, выполняющее роль всеобщего эквивалента, т.е. оно выражает стоимость всех остальных товаров.
Деньги – вид финансового актива, который используется для сделок, обладает высокой ликвидностью (м.б. обменян на любой вид актива).
Деньги выступают материализацией всеобщего общественно-необходимого рабочего времени, заключенного в товаре, также затраченного на пр-во труда и капитальных затрат.

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 303.45 Кб (Скачать)

 

С 1 января 2005 года вступает в силу закон о консолидированной  финансовой отчетности

 

Таким образом, финансовая отчетность акционерных  обществ приводится в соответствие с международными стандартами. Это  систематизированная информация, отражающая финансовое положение, результаты деятельности и изменение финансового положения  компании и других связанных с  ней организаций. Действие закона распространяется на банки, а также на иные организации, акции которых продаются на торгах фондовых бирж. Консолидированная финансовая отчетность не может быть использована для налогового контроля. Она представляется акционерам, сотрудникам организации и уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

 

23.  Коммерческие  банки. Классификация, функции  и принципы деятельности

 

Банк - это  организация, созданная для привлечения  денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Основное назначение банка - посредничество в  перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов  к покупателям.

 

В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ "О банках и банковской деятельности в РФ". В соответсвии  с этим законом банки России действуют  как универсальные кредитные  учреждения, совершающие широкий  круг операций на финансовом рынке:предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение  средств во вклады, осуществление  расчетов, выдача гарантий, поручительств  и иных обязательств, посреднические и доверительные операции.

 

Коммерческие  банки можно классифицировать по ряду признаков: по характеру собственности (го­сударственные, акционерные, кооперативные, частные, муниципальные и смешанные); по видам операций (универсальные  и специализированные); по территориальному признаку (международные, респуб­ликанские, региональные и обслуживающие несколько  регионов страны); по отраслевой ориентации (промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые).

 

В России банки  могут создаваться на основе любой  формы собственности - частной, коллективной, акционерной, смешанной.

 

Орган-ное  устройство комм-ких банков соотв-ует  общепринятой схеме управления акционерного общества. Высшим органом коммерческого  банка является общее собрание акционеров, которое должно проходить не реже одного раза в год. На нем присутствуют представители всех акционеров банка  на основании доверенности. Общее  собрание правомочно решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если в заседании принимает участие не менее трех четвертей акционеров банка.

 

Общее руководство  деятельностью банка осуществляет совет банка. На него возлагаются  также наблюдение и контроль за работой  правления банка. Состав совета, порядок  и сроки выборов его членов определяет общие направления деятельности банка, рассматривает проекты кредитных  и других планов банка, утверждает планы  доходов и расходов и прибыли  банка, рассматривает вопросы об открытии и закрытии филиалов банка  и другие вопросы, связанные с  деягельностыо банка, его взаимоотношениями  с клиентами и перспективами  развития.

 

Непосредственно деятельностью коммерческого банка  руководит правление. Оно несет  ответственность перед общим  собранием акционеров и советом  банка. Правление состоит из председателя правления (президента), его заместителей (вице-президентов) и других членов.

 

Заседания правления  банка проводятся регулярно. Решения  принимаются большинством голосом. При равенстве голосов голос  председателя является решающим. Решения  правления проводятся в жизнь  приказом председателя правления банка. При правлении банка обычно создаются  кредитный комитет и ревизионная  комиссия.

 

Принципы  деятельности коммерческого банка: Работа в пределах реально имеющихся  ресурсов, экономическая самостоятельность, взаимоотношения коммерческого  банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения, регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами.

 

Основными функциями  комм, банков являются:

 

мобилизация временно свободных денежных средств  и превращение их в капитал;

 

кредитование  предприятий, государства, населения;

 

выпуск кредитных  денег;

 

осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;

 

эмиссионно-учредительская функция;

 

консультирование, представление экономической и  финансовой информации. Виды лицензий:

 

на осуществление  банковских операций со средствами в  рублях без права привлечения  во вклады.

 

-\\- иностранной  валюте-\\-со вкладами ФЛ банк  м. работать через 2 года успешной  работы

 

на привлечение  во вклады и размещения драг ме.

 

в дальнейшем банкм м. расширить свою деятельность.

 

Ч\з 2 года работы:

 

на осуществление  операций в рублях со средствами ФЛ

 

-\\- и ностранной  валюте-\\-.

 

генеральная лицензия на осуществление банковских операций в иностранной валюте (после 6 мес.работы)

 

ЦБ устанавливает min уставного капитала (сейчас 5 000 000 евро.

 

 

24.  Международные  финансово кредитные институты

 

Международные региональные валютно-кредитные и  финансовые организации - институты, созданные  на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных  экономических., в том числе валютно  кредитных и финансовых отношений, к таким организациям относятся.

 

Банк международных  расчетов (БМР) - первый межгосударственный банк организованный как ме­ждународный банк центральных банков, организованный в 1930 г. родом эмиссионных банков Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группы американских банков во главе с банкирским домом Моргана.

 

Одной из задач  БМР было облегчить расчеты по репарационным платежам Германии и  военным долгам, а также содействовать  сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними. Свою главную  функцию координатора центральных  банков ведущих развитых стран БМР  сохраняет до сих пор и в  настоящее время выполняет депозитно-ссудные  операции, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных  банков, производит расчеты между  странами Европейской валютной системы, выполняет функции депозитария  Европейского объединений угля и  стали, совершает операции по поручению  ОЭСР и участвующих в ней стран. Будучи западноевропейским международным  банком, осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных  отношений.

 

Международный валютный фонд (МВФ) - международная  валютно-кредитная организация, имеющая  статус специализированного учреждения ООН. Официальными целями являются: содействие развитию международной торговли м  валютного сотрудничества путем  установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и  устранения валютных ограничений; предоставление государствам-членам средств в иностранной  валюте для выравнивания платежных  балансов. В 1947 г в фонд входило 49 стран, в 1991 - 155. Голоса между страна ми в руководящих органах МВФ  распределяются в соответствии с  установленной для каждой из них  квотой взносов, величина которой зависит  от экономического развития страны и  её роли в мировой ка­питалистической экономике и международной торговле. Страны члены МВФ обязаны предоставлять  ему информацию об официальных золотых  запасах и валютных резервах, состоянии  экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т.д. Эти данные используются частными банками для определения платежеспособности стран-заемщиков. Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным условием при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развития, а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации - Международной ассоциации развития.

 

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ. Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством  предоставления долгосрочных займов и  кредитов, гарантирования частных инвестиций. Источниками ресурсов банка, помимо акционерного капитала, являются размещение облигационных займов, главным образом  на американском рынке, и средства полученные от продажи облигаций. МБРР предоставляет  обычно кредиты на срок до 20 лет для  расширения производственных мощностей  стран-членов банка. Они выдаются под  гарантию правительств стран-членов. МББР предоставляет также гарантии по долгосрочным кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного  предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых  объектах и содержании миссии банка, обследующей эти объекты. В последние  годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран  и предоставляет структурные  кредиты для регулирования структуры  экономики, оздоровления платежного баланса.

 

В дополнение к МБРР были созданы следующие  финансовые институты: Международная  ассоциация развития (MAP) (основная цель - предоставление льготных кредитов развивающимся  странам), Между­народная финансовая корпорация (создана для поощрения помещения  частного капитала в промышлен­ность  развивающихся стран) и Агентство  по гарантиям многосторонних инвестиций (осуществляет страховку капиталовложений от политического риска на случай экспроприации, войны, гражданских  волнений и срыва контрактов).

 

Кроме того в 60-х годах возникли региональные банки(Межамериканский банк развития, Африканский банк развития, Азиатский  банк развития), основной целью которых  является развитие экономического сотрудничества и интеграции развивающихся стран, преодоление внешней зависимости. К региональным валютно-кредитным организациям "Общего рынка" относятся: Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕВФС) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) членом которого является Россия и основной целью которого является сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы, что будет способствовать скорейшему переходу восточноевропейских стран к экономической стабильности и введению конвертируемости своих валют.

 

Организация межбанковских расчетов в РФ.

 

В нач.90-х  годов был утвержден порядок  взаиморасчетов банков - через корреспондентские  счета, открываемые ими в учреждениях  ЦБ и друг у друга. Он регламентируется ЦБ «Положением об организации межбанковских  расчетов на территории РФ, в кот. указано, что расчеты м-ду банками и  кред-ми организациями производятся расчетно-кассовыми центрами ЦБ России. Для этого в РКЦ открывается  свой корр. счет каждому банку. На этих счетах учитываются операции по перечислению платежей на счета получателей. Расчеты  м-ду клиентами одного банка производится путем списания или зачисления средств  по счетам клиентов, минуя корр. счет банка. Комбанки могут вводить расчеты  путем зачета взаимных требований, организовывать свои РКЦ для совершения расчетов своих клиентов. По соглашению м-ду банками, их корр. счета могут  вестись не в РКЦ, а в других банках. ЦБ принимает активное участие  в рационализации расчетов в форме  прямого в них участия или  в форме поддержки специальных  расч. центров, создаваемых комбанками. Именно посредничество в платежах м-ду б-ми позволяет ЦБ контролировать и  регулировать денежный оборот.

 

 

27. Процедура  создания и ликвидации коммерческого  банка. 

 

Коммерческие  банки осуществляют деятельность на основе устава, в котором должно быть указано, что банк является юридическим  лицом и действует на коммерческой основе. В нем содержится также  наименование банка, его местонахождение, перечень операций, которые банк намерен проводить, размер уставного капитала, резервного, страхового и других фондов, а также сведения об органах управления.

 

Наряду с  уставом для открытия коммерческого  банка необходимо представить в  Главное территориальное управление Центрального Банка (ГТУ ЦБР):

 

Учредительный договор с полной юридической  характеристикой каждого учредителя;

 

Балансы, составленные учредителями за предшествующий период и другие отчётные документы, определяющие финансовое положение учредителей;

 

Сведения  о руководящем составе банка: руководители должны иметь высшее экономическое  образование, более чем трёхлетний опыт работы на ведущих должностях в коммерческом банке, безупречную  репутацию. Работникам органов государственной  власти и управления запрещено участвовать  в органах управления банков;

 

Экономическое обоснование целесообразности и  необходимости создания коммерческого  банка.

 

Кредитные организации  получают право осуществлять свою деятельность с момента получения  лицензии.

 

Если учредители банка планируют оказание услуг  в иностранной валюте, им необходимо для получения соответствующей  лицензии подготовить второй комплект учредительных документов и часть  уставного капитала сформировать в  иностранной валюте. Особое место  среди разрешительных документов занимает генеральная лицензия, выдаваемая банку, имеющему лицензии на выполнение всех банковских операций со средствами в  рублях и иностранной валюте. С  её получением коммерческий банк приобретает  право открывать филиалы за рубежом  и формировать уставный капитал  кредитных организаций-нерезидентов.

 

Получение лицензии ЦБ РФ даёт коммерческому банку формальное право привлекать клиентов, но основным экономическим условием начала деятельности банка является наличие оплаченного уставного капитала, который складывается из средств юридических и физических лиц и служит обеспечением обязательств банка. На долю учредителей банка должно приходиться не менее 25% уставного капитала.

 

Регламентирование размера капитала является одним  из важнейших инструментов контроля со стороны государства за стабильностью  банковской системы страны. С 1 января 1999г. минимальный размер собственного капитала банка должен быть эквивалентен 5млн. евро.

Информация о работе Сущность и функции денег