17. Гос кредит
– это совокуп-ть экон-х отношений
м/у гос-ом в лице его органов
власти и управления с одной
стороны, и юрид.лицами с другой,
при кот. гос.выступает преимущественно
в качестве заёмшика, а также
кредитора и гаранта. Гос.кред.
выполняет три ф-ции: распределит-ю,
регулир-ую и контрольную. Формы
кредита: 1.казначейская ссуда,т.е.
гос. предост-ет кредит хоз.субъектам
или нижестоящим национально-территориальным
образованиям. 1.1. существует развитая
банковская система.1.2. наличие дефицитности
бюджета. 2. Гос. гарантия под кот.поним-ся
обязат-ва правит-ва погасить кредит, полученный
клиентом правит-ва у третьего лица, если
лицо не может погасить кредит. 3.гос.займы
(внутрен-е и внеш-е) могут выступать как
гарант, как заёмщик, кредитор.
18. Гос гарантии
в целях настоящего Кодекса
признаётся способ обеспечения
гражданско-правовых обязательств,
в силу которого соответ-но
РФ-гарант даёт письменное обязательство
отвечать за исполнение лицом,
которому даётся гос.гарантия, обязательства
перед третьими лицами полностью
или частично. Письменная форма
гос.гарантии явл.обязат-ой. Несоблюд-е
пись. формы гос.гарнтии влечёт
её недействит-ть. В гос.гарантии
д.б. указаны:сведения о гарант-и,
включ-ие его наименование (РФ) и
наимен-е органа, выдавшего гарантию
от имени указанного гаранта.
Гарантия предост-ся на конкурсной
основе. Предусм-е гос.гарантией
обязат-во гаранта перед третьим
лицом огранич-ся уплатой суммы,
соотв-ей объёму обязательств
по гарантии. Гарант, исполнивший
обязат-во получателя гарантии, имеет
право потребовать от последнего
возмещения сумм, уплаченных третьему
лицу по гос.гарантии, в полном
объёме в порядке, предус-ом
гражданским законод-ом РФ. Исполнение
гос.гарантий подлежит отражению
в составе расходов бюдж-в как
предост-ие кредитов. Бюдж.кодекс
РФ от 31июля 1998 года:общая сумма
предост-х гос. гарантий РФ
для обеспечения обязат-в в
иностр.валюте вкл.в состав гос.внеш.долга
РФ как вид долгового обязательства.
Д/ы отдельно утверж-ся гос.
гарантии РФ на сумму эквивал-ю
10 млн.долларов США.
19. Гос.зайи
– это вид займа, когда заёмщиком
явл. гос-во.Как правило гос.займ.
осущ-ся путём приобретения гос.облиг-й
или иных ц.б., удостовер-их право
на получение от заёмщика предос-х
ему взаймы денеж.средств или
в зависим-ти от условий займа
иного имущ-ва, установ-х %, либо
иных имущественных прав. В зависимости
от того, явл. ли щаимовладелец
резидентом данного гос-ва или
нет, различают внешний и внутрен-й
гос.займ. Классиф-ция гос.займа:
1.По субъ-ам заёмных отнош-й
различают:-займы, размещаемые центральными
орг-ми управ-ия, -займы, размещаемые
территор-ми органами управ-я.2.По
месту размещ-я:внутрен-ие и внеш-е.
3.По возможности размещения на
рынке: рыночные и нерыночные(выпускаются
с целью мобилизации средств крупных
инвесторов:страх.компаний, банков).4.По
сроку:краткосроч-е (до года - векселя),
долгосроч-е (>5лет, но не более 30) и среднес-е
(от 1 до 5 - облигации). 5.По обеспеченнсти
долговых обязательств: -закладные, обеспе-ые
конкрет.залогом (здание администрации),
-беззакладные,когда обеспечение служит
все имущ-во данного ограна управления.
6.По способу выплаты дох. различают: выигрышные
облигации, % , с нулевым купоном(т.е.продажа
со скидкой, с дисконтом). 7. В зависимости
от варианта погашения задолж-ти различают:
-погашение единовременным платежём,-частями:в
том числе -равными долями,-возраст-ми,-
снижающими долями.
20. Гос.долг
– это сумма задолженности
внешним и внутренним кредиторам.
Различают внешний и внутренний
гос.долг. Гос.долг склад-ся из
задолж-ти центрального правит-ва,
региональных и местных орг-ов
власти, гос.организ-ций, п/п. Г.д.
определ-ся динамикой бюдж.дефицита.
Чтобы уменьшить Г.д., бюдж.д. иметь
положит. сальдо. Если гос.бюдж.имеет
дефицит, Г.д. увеличив-ся. Большая
часть Г.д. обычно возникает
внутри страны. В основном займы
поступают от предп-ий и более
или менее зажиточных домаш-х
хозяйств. Граждане уплачивают издержки
гос.долга путем уплаты налогов,
предоставляя гос-ву платить %
по Г.д. Управление:1. Обмен одних
долговых обязательств на другие
(схема «облигации-облигации»). 2.обмен
долговых обяз-в на акции
в рамках гос.программы приватизации
(схема «облигации-акции»). 3.досрочный
выкуп долговых обязательств
с дисконтом (схема «выкуп»). 4.
Списание части долговых обязательств.
Примерные схемы «списания» промышленно
развитыми странами объясняется
не только соображениями политич.хар-ра
(такого рода шаги, как правило,
многократно повышают политич.вес
стран-доноров), но и чисто экономич.
рассчётами.
21. Гос долгом
РФ явл. долговые обязат-ва
РФ перед физ. и юр.лицами, ин.гос-ми,
м/н орг-ми и иными субъектами
международного права. 2.Г.д.РФ полностью
и без условий обеспечивается
всем находящимся в федеральной
собств-ти имущ-ом, составл-им гос.казну.
3.органы гос.властиРФ используют
все полномочия по формиров-ю
дох. федер-го бюдж. для погашения
долговых обязательств РФ и
обслуживания Г.д.РФ. Управление
Г.д.РФ осущ-ся правит-ом РФ. В
состав Г.д.РФ входят долговые
обязат-ва в след.формах: кредит.соглашения
и договоры, -заключ-ые от имени
РФ с кредит.орг-ми, ин.гос-ми и
м/н фин.орг-ми; -гос.ц.б. выпуск-ые от
имени РФ; -договоры о предост-ии гос.гарантий
РФ,договоры поручит-ваРФ по обеспечению
исполнения обязательств третьим лицам;
-переоформление обязательств третьих
лиц в гос.долг РФ на основе принятия федер.закона.
Г.д. по сроку погашения подразд-ся на основной
(сумма задолж-ти по которой не наступил
срок платежа) и текущий (задолженность
гос-ва по обязательствам, по которым срок
платежа уже наступил). Долгов. обяз-ва
м. подразделить на краткосроч. (до 1 года),
среднесроч.(от 1-5 лет) и долгосроч.(от 5-30лет).
Проблема управления: В начале рыноч.реформ
дефицит федерального бюдж. финансир-ся
глав.образом за счёт прямого кредитования
ЦБРФ. В мае 98г. правит-ом было принято
решение о запрещении прямого кредитования
и создн рынок краткосроч-х гос.облиг-ций.
На еженедельных аукционах размещались
новые выпуски гос.ц.б., дох.от кот. направлялся
на финансирование дефицита гос.бюдж.,а
участникам рынка были как российские
юр. и физ. лица, так и ЦБРФ. Поступление
первого транша дополнит-го стабилизац-го
кредита МВФ не смогло предотвратить принятие
17авг.98г. решения правит-ом С.Кириенко
о реструктуризации долга внутрен.долга
и объяв-ия временного моратория по внеш.капитальным
операциям. Принципиальным стал вопрос
об урегулировании отношений с инвесторами,
разместившими свои сред-ва в гос.ц.б.,
также как и о способности России обслуживать
свой внеш. долг.
22. Госуд.ц.б.
признаются цен.бум., выпущенные
от имени РФ. Федеральный закон
от 29 июля 1998г.№136-ФЗ «Об особенностях
эмиссии и обращения государств.
И муницып-х ц.б.». Ценной бумагой
явл. документ, удоставеряющий с
соблюдением установленной формы
и обязательных реквизитов имущественные
права, осуществление или передача
кот. возможны только при его
предъявлении. Цен.бум., выпускаемые
РФ в лице Министерства Финансов
РФ, которое явл. их эмитентом.
В соответствии с законодат-ом
и норматив-ми актами РФ к
ним относятся: госуд.краткосрочные
бескупонные облигации (ГКО); облигации
федерального займа с переменным
купоном (ОФЗ-ПК);
облигации сберегательного
гос.займа РФ(ОГСЗ); облигации внутреннего
гос.валютного облигац-го займа (ОВВЗ);
облиг.и др. ц.б. субъектов РФ; другие
гос.цен.бум. местного самоуправления.
Гос. и муницип. ц.б. могут быть выпущенны
в виде облигаций или иных ц.б.,
относящихся к эмиссионным ц.б.
в соответствии с ФЗ «О рынке цен.бум.»,
удостоверяющих право их владельца на
получение от эмитента указанных ц.б. денеж.средств
или в зависимости от условий эмиссии
этих цен.бум. иного имущества, установл-х
процентов от номинальной ст-ти либо иных
имущественных прав в сроки, предусмотренные
условиями указанной эмиссии. Виды: 1.Облигация
– это ц.б. на предъявителя, представляющие
собой долговое обязательство, по по которому
кредиторы (держатели облигаций) получают
годовой доход по ставкам фиксированного
или «плавающего» процента. Доход поступает
в форме выйгрышей или путём оплаты купонов.
Облигации подлежат погашению (выкупы)
в течение определённого, заранее обусловленного
при выпуске займа срока. Реквизиты: наименование
«облигация», фирменное наименование
орг-ции и её местонахождение, порядковый
номер облигации, дата выпуска, вид, общая
сумма выпуска, %ставка, условия и порядок
выплаты погашения. 2.Вексель,выпускаемый
гос-ом для покрытия своих расходов. В
капиталистических странах вексель играет
важную роль как орудие кредита и средство
платежа; в странах Содружества сохранился
только в торговых операциях с заграницей.
3. Казначейские векселя – это краткосрочные,
госуд. обязательства. Выпускаются на
срок от 3 до12 мес.: а). казначейские векселя
не имеют процентных купонов, б). реализуются
среди банков, а не физ.лиц. Продаются со
скидкой с номинала, выкупаются – по нарицательной
стоимости. Разница составляет доход держателей
казначейских векселей.
24. Госуд.ц.б.
субъектов РФ признаются ц.б.,
выпускаемые от имени субъектов
РФ. ФЗ от 29 июля 1998г.№136-ФЗ «Об
особенностях эмиссии и обращении
госуд-х и муниц-х цен.бум.».В
соответ-ии с настоящим ФЗ муницип.цен.бум.
признаются цен.бум., выпущенные
от имени муниципального образования.
Муниципальные цен.бцм. м.б. выпущенны
в виде облигаций или иных
цен.бум., относящихся к эмиссионным
цен.бум. в соответствии с ФЗ
«О рынке цен.бум.», удостоверяющих
право их владельца на получение
от эмитента указанных цен.бум.
денежных средств или в зависимости
от условий эмиссии этих ц.б.
иного имущества, установленных
процентов от номинальной ст-ти
либо иных имущественных прав
в сроки, предусмотренные условиями
эмиссии.
25. Финансовая
глоболизация, как качественно новая
тенденция развития, выявилась в
1970-е годы, когда объём международной
ликвидности и несбалансированности
текущих платежей резко возросли. Это
произошло в результате отмены золото-дивизного
стандарта и фиксированных валютных курсов,
нефтяных «шоков» и многократного увеличения
мировых цен на нефть, накопления «нефтедолларов»
и пополнение евровалютных ресурсов, расширение
международного банковского кредитования
и эмиссии цен. Бумаг на международных
рынках. Показателем уровня развития глобализации
финансов может служить капитал, функционирующий
за пределами стран происхождения в объ1ме
накопительных иностранных активов. В
состав иностр-х активов вкл. прямые и
портфельные инвестиции (акции и долговые
цен.бумаги), требования по банковским
ссудам и займам, по межгосударственным
кредитам и т.д. К началу нового столетия
объём функционир-го капитала за рубежом
сравнялся с мировым валовым продуктам.
Финансовая глобализация стала главной
движущей силой развития мировой экономики,
уровень которой достиг определённой
зрелости о чём свидетельствуют кризисы
1997-1998-х гг., кот. отразились во всех странах,
тем самым подтвердив высокий уровень
финансовой взаимозависимости. Развитие
финансовой глобализации стимулируется
неравномерностью экономического развития
и распределения фин.ресурсов; неуравновешенностью
текущих платёжных балансов, острой нехваткой
в большинстве стран собственных ресурсов
для осуществления инвестиций, покрытия
бюдж.дефицитов, проведения социально-экономических
преобразований, осуществления слияний
и поглощении компаний и банков, выполнения
долговых обязательств по внутренним
и внешним заимствованиям, а также внедрение
современных электронных технологий,
позволяющих проводить операции в режиме
реального времени. В дек.1997г. в рамках
Всемирной торговой орг-ции было подписано
многостороннее соглашение о либерализации
рынка фин.услуг, в соответ-ии с кото. Присоединив-ся
к нему страны-члены ВТО обязались обеспечить
открытость своих фин.рынков. с 1999г. речь
шла о свободном допуке нерезидентов в
национальные банковские, страховые и
фондовые сектора.
Финансы предприятия
1. Финансовые
отношения (ФО) предприятий и принципы
их организации.
Финансы предприятий
(ФП) – совокупность денежных отношений,
возникающих в процессе формирования
основного и оборотного капиталов,
фондов денежных средств организации
а т.ж. их дальнейшего распределение
и использование на нужды потребления
и использования.
На предприятии
финансы используются из следующих
экономических отношений:
1) отношения
между предприятием и другими
предприятиями, в ходе выполняемой
финансово-хозяйственной деятельности;
2) между предприятиями
и подразделениями – филиалами,
цехами, отделами, бригадами – в
процессе финансирования расходов,
распределения и перераспределения
прибыли, оборотных средств. Влияет
на организацию и ритмичность
производства;
3) между предприятиями
и работниками по поводу выплаты
денежных средств (ДС), главным
образом из прибыли (дивиденды),
и части, попадающей под государственное
регулирование (штрафы, компенсации);
4) между предприятием
и государственным бюджетом по
поводу уплаты налогов и по
поводу получения льгот, целевого
финансирования, государственных кредитов
в различных формах и т.д.;
5) между предприятием
и коммерческими банками по
поводу получения и возврата
кредитов;
6) между предприятиями
и инвестиционными институтами
по поводу формирования свободных
денежных ресурсов и их использования
(инвестиционные фонды, пенсионные
фонды и т.д.);
7) между предприятием
и вышестоящими органами (холдинги,
концерны) по поводу перелива
капитала.
В условиях
товарного производства, распределение
– связующее звено между производством
и потреблением. Т.е. с помощью
финансов происходит распределение
общественного продукта.
На поверхности мы видим:
· поступление
выручки от реализации и использование
ее на возмещение израсходованных средств
производства и образование валового
дохода.
· дальнейшее
распределение полученного дохода
в ходе формирования бюджетных средств,
внебюджетных фондов, формирование фонда
оплаты труда, различных фондов и
резервов, т.е. того, что обеспечивает
жизнедеятельность и развитие предприятия.
Иначе, распределительная
функция финансов предприятий –
это направленная деятельность по распределению
и перераспределению денежных доходов
предприятия (распределение ВВП).
Контрольная
функция (функция отражения) – основой
является стоимостной учёт затрат на
производство и реализацию продукции,
формирование доходов, денежных фондов
предприятия с целью дальнейшего
их использования. Т.е. контроль за
использование, поступление и выбытием
средств. Даёт возможность оценить
эффективность деятельности предприятия.
Функция обеспечения
– заключается в формировании
необходимого объёма денежных средств
из различных источников для обеспечения
текущей хозяйственной деятельности.