Сущность и функции денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:38, реферат

Краткое описание

Деньги - обществ. сред-во, выполняющее роль всеобщего эквивалента, т.е. оно выражает стоимость всех остальных товаров.
Деньги – вид финансового актива, который используется для сделок, обладает высокой ликвидностью (м.б. обменян на любой вид актива).
Деньги выступают материализацией всеобщего общественно-необходимого рабочего времени, заключенного в товаре, также затраченного на пр-во труда и капитальных затрат.

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 303.45 Кб (Скачать)

 

 

17. Гос кредит  – это совокуп-ть экон-х отношений  м/у гос-ом в лице его органов  власти и управления с одной  стороны, и юрид.лицами с другой, при кот. гос.выступает преимущественно  в качестве заёмшика, а также  кредитора и гаранта. Гос.кред. выполняет три ф-ции: распределит-ю,  регулир-ую и контрольную. Формы  кредита: 1.казначейская ссуда,т.е.  гос. предост-ет кредит хоз.субъектам  или нижестоящим национально-территориальным образованиям. 1.1. существует развитая банковская система.1.2. наличие дефицитности бюджета. 2. Гос. гарантия под кот.поним-ся обязат-ва правит-ва погасить кредит, полученный клиентом правит-ва у третьего лица, если лицо не может погасить кредит. 3.гос.займы (внутрен-е и внеш-е) могут выступать как гарант, как заёмщик, кредитор.

 

18. Гос гарантии  в целях настоящего Кодекса  признаётся способ обеспечения  гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответ-но  РФ-гарант даёт письменное обязательство  отвечать за исполнение лицом,  которому даётся гос.гарантия, обязательства  перед третьими лицами полностью  или частично. Письменная форма  гос.гарантии явл.обязат-ой. Несоблюд-е  пись. формы гос.гарнтии  влечёт  её недействит-ть. В гос.гарантии  д.б. указаны:сведения о гарант-и,  включ-ие его наименование (РФ) и  наимен-е органа, выдавшего гарантию  от имени указанного гаранта.  Гарантия предост-ся на конкурсной  основе. Предусм-е гос.гарантией  обязат-во гаранта перед третьим  лицом  огранич-ся уплатой суммы,  соотв-ей объёму обязательств  по гарантии. Гарант, исполнивший  обязат-во получателя гарантии, имеет  право потребовать от последнего  возмещения сумм, уплаченных третьему  лицу по гос.гарантии, в полном  объёме в порядке, предус-ом  гражданским законод-ом  РФ. Исполнение  гос.гарантий подлежит отражению  в составе расходов бюдж-в как  предост-ие кредитов. Бюдж.кодекс  РФ от 31июля 1998 года:общая сумма  предост-х гос. гарантий РФ  для обеспечения обязат-в в  иностр.валюте вкл.в состав гос.внеш.долга  РФ как вид долгового обязательства.  Д/ы отдельно утверж-ся гос.  гарантии РФ на сумму эквивал-ю  10 млн.долларов США.

 

 

19. Гос.зайи  – это вид займа, когда заёмщиком  явл. гос-во.Как правило гос.займ. осущ-ся путём приобретения гос.облиг-й  или иных ц.б., удостовер-их право  на получение от заёмщика предос-х  ему взаймы денеж.средств или  в зависим-ти от условий займа  иного имущ-ва, установ-х %, либо  иных имущественных прав. В зависимости  от того, явл. ли щаимовладелец  резидентом данного гос-ва или  нет, различают внешний и внутрен-й  гос.займ. Классиф-ция гос.займа:  1.По субъ-ам заёмных отнош-й  различают:-займы, размещаемые центральными  орг-ми управ-ия,  -займы, размещаемые  территор-ми органами управ-я.2.По  месту размещ-я:внутрен-ие и внеш-е. 3.По возможности размещения на  рынке: рыночные и нерыночные(выпускаются  с целью мобилизации средств крупных инвесторов:страх.компаний, банков).4.По сроку:краткосроч-е (до года - векселя), долгосроч-е (>5лет, но не более 30) и среднес-е (от 1 до 5 - облигации). 5.По обеспеченнсти долговых обязательств: -закладные, обеспе-ые конкрет.залогом (здание администрации),              -беззакладные,когда обеспечение служит все имущ-во данного ограна управления. 6.По способу выплаты дох. различают: выигрышные облигации, % , с нулевым купоном(т.е.продажа со скидкой, с дисконтом). 7. В зависимости от варианта погашения задолж-ти различают: -погашение единовременным платежём,-частями:в том числе -равными долями,-возраст-ми,- снижающими долями.

 

 

20. Гос.долг  – это сумма задолженности  внешним и внутренним кредиторам. Различают внешний и внутренний  гос.долг. Гос.долг склад-ся из  задолж-ти центрального правит-ва, региональных и местных орг-ов  власти, гос.организ-ций, п/п. Г.д.  определ-ся динамикой бюдж.дефицита. Чтобы уменьшить Г.д., бюдж.д. иметь  положит. сальдо. Если гос.бюдж.имеет  дефицит, Г.д. увеличив-ся. Большая  часть Г.д. обычно возникает  внутри страны. В основном займы  поступают от предп-ий и более  или менее зажиточных домаш-х  хозяйств. Граждане уплачивают издержки  гос.долга путем уплаты налогов,  предоставляя гос-ву платить % по Г.д. Управление:1. Обмен одних  долговых обязательств на другие (схема «облигации-облигации»). 2.обмен  долговых обяз-в на акции   в рамках гос.программы приватизации (схема «облигации-акции»). 3.досрочный  выкуп долговых обязательств  с дисконтом (схема «выкуп»). 4. Списание части долговых обязательств. Примерные схемы «списания» промышленно  развитыми странами объясняется  не только соображениями политич.хар-ра (такого рода шаги, как правило,  многократно повышают политич.вес  стран-доноров), но и чисто экономич. рассчётами.

 

 

21. Гос долгом  РФ явл. долговые обязат-ва  РФ перед физ. и юр.лицами, ин.гос-ми, м/н орг-ми и иными субъектами  международного права. 2.Г.д.РФ полностью  и без условий обеспечивается  всем находящимся в федеральной  собств-ти имущ-ом, составл-им гос.казну. 3.органы гос.властиРФ используют  все полномочия по формиров-ю  дох. федер-го бюдж. для погашения  долговых обязательств РФ и  обслуживания Г.д.РФ.  Управление  Г.д.РФ осущ-ся правит-ом РФ. В  состав Г.д.РФ входят долговые  обязат-ва в след.формах: кредит.соглашения  и договоры, -заключ-ые от имени  РФ с кредит.орг-ми, ин.гос-ми и  м/н фин.орг-ми; -гос.ц.б. выпуск-ые от имени РФ; -договоры о предост-ии гос.гарантий РФ,договоры поручит-ваРФ по обеспечению исполнения обязательств третьим лицам; -переоформление обязательств третьих лиц в гос.долг РФ на основе принятия федер.закона. Г.д. по сроку погашения подразд-ся на основной (сумма задолж-ти по которой не наступил срок платежа) и текущий (задолженность гос-ва по обязательствам, по которым срок платежа уже наступил). Долгов. обяз-ва м. подразделить на краткосроч. (до 1 года), среднесроч.(от 1-5 лет) и долгосроч.(от 5-30лет). Проблема управления: В начале рыноч.реформ дефицит федерального бюдж. финансир-ся глав.образом за счёт прямого кредитования ЦБРФ. В мае 98г. правит-ом было принято решение о запрещении прямого кредитования и создн рынок краткосроч-х гос.облиг-ций. На еженедельных аукционах размещались новые выпуски гос.ц.б., дох.от кот. направлялся на финансирование дефицита гос.бюдж.,а участникам рынка были как российские юр. и физ. лица, так и ЦБРФ. Поступление первого транша дополнит-го стабилизац-го кредита МВФ не смогло предотвратить принятие 17авг.98г. решения правит-ом С.Кириенко о реструктуризации долга внутрен.долга и объяв-ия временного моратория по внеш.капитальным операциям. Принципиальным стал вопрос об урегулировании отношений с инвесторами, разместившими свои сред-ва в гос.ц.б., также как и  о способности России обслуживать свой внеш. долг.

 

 

22. Госуд.ц.б.  признаются цен.бум., выпущенные  от имени РФ. Федеральный закон  от 29 июля 1998г.№136-ФЗ «Об особенностях  эмиссии и обращения государств. И муницып-х ц.б.».  Ценной бумагой  явл. документ, удоставеряющий с  соблюдением установленной формы  и обязательных реквизитов имущественные  права, осуществление или передача  кот. возможны только при его  предъявлении. Цен.бум., выпускаемые  РФ в лице Министерства Финансов  РФ, которое явл. их эмитентом.  В соответствии с законодат-ом  и норматив-ми актами РФ к  ним относятся: госуд.краткосрочные  бескупонные облигации (ГКО); облигации  федерального займа с переменным  купоном (ОФЗ-ПК);

 

облигации сберегательного  гос.займа РФ(ОГСЗ); облигации внутреннего  гос.валютного облигац-го займа (ОВВЗ); облиг.и др. ц.б. субъектов РФ; другие гос.цен.бум. местного самоуправления. Гос. и муницип. ц.б. могут быть выпущенны  в виде облигаций или иных ц.б., относящихся к эмиссионным ц.б. в соответствии с ФЗ «О рынке цен.бум.», удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ц.б. денеж.средств или в зависимости от условий эмиссии этих цен.бум. иного имущества, установл-х процентов от номинальной ст-ти либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии. Виды: 1.Облигация – это ц.б. на предъявителя, представляющие собой долговое обязательство, по по которому кредиторы (держатели облигаций) получают годовой доход по ставкам фиксированного или «плавающего» процента. Доход поступает в форме выйгрышей или путём оплаты купонов. Облигации подлежат погашению (выкупы) в течение определённого, заранее обусловленного при выпуске займа срока. Реквизиты: наименование «облигация», фирменное наименование орг-ции и её местонахождение, порядковый номер облигации, дата выпуска, вид, общая сумма выпуска, %ставка, условия и порядок выплаты погашения. 2.Вексель,выпускаемый гос-ом для покрытия своих расходов. В капиталистических странах вексель играет важную роль как орудие кредита и средство платежа; в странах Содружества сохранился только в торговых операциях с заграницей. 3. Казначейские векселя – это краткосрочные, госуд. обязательства. Выпускаются на срок от 3 до12 мес.: а). казначейские векселя не имеют процентных купонов, б). реализуются среди банков, а не физ.лиц. Продаются со скидкой с номинала, выкупаются – по нарицательной стоимости. Разница составляет доход держателей казначейских векселей.

 

 

24. Госуд.ц.б.  субъектов РФ признаются ц.б., выпускаемые от имени субъектов  РФ. ФЗ от 29 июля 1998г.№136-ФЗ «Об  особенностях эмиссии и обращении  госуд-х и муниц-х цен.бум.».В  соответ-ии с настоящим ФЗ муницип.цен.бум.  признаются цен.бум., выпущенные  от имени муниципального образования.  Муниципальные цен.бцм. м.б. выпущенны  в виде облигаций или иных  цен.бум., относящихся к эмиссионным  цен.бум. в соответствии с ФЗ  «О рынке цен.бум.», удостоверяющих  право их владельца на получение  от эмитента указанных цен.бум.  денежных средств или в зависимости  от условий эмиссии этих ц.б.  иного имущества, установленных  процентов от номинальной ст-ти  либо иных имущественных прав  в сроки, предусмотренные условиями  эмиссии.

 

 

25. Финансовая  глоболизация, как качественно новая  тенденция развития, выявилась в  1970-е годы, когда объём международной  ликвидности и несбалансированности  текущих платежей резко возросли. Это произошло в результате отмены золото-дивизного стандарта и фиксированных валютных курсов, нефтяных «шоков» и многократного увеличения мировых цен на нефть, накопления «нефтедолларов» и пополнение евровалютных ресурсов, расширение международного банковского кредитования и эмиссии цен. Бумаг на международных рынках. Показателем уровня развития глобализации финансов может служить капитал, функционирующий за пределами стран происхождения в объ1ме накопительных иностранных активов. В состав иностр-х активов вкл. прямые и портфельные инвестиции (акции и долговые цен.бумаги), требования по банковским ссудам и займам, по межгосударственным кредитам и т.д. К началу нового столетия объём функционир-го капитала за рубежом сравнялся с мировым валовым продуктам. Финансовая глобализация стала главной движущей силой развития мировой экономики, уровень которой достиг определённой зрелости о чём свидетельствуют кризисы 1997-1998-х гг., кот. отразились во всех странах, тем самым подтвердив высокий уровень финансовой взаимозависимости. Развитие финансовой глобализации стимулируется неравномерностью экономического развития и распределения фин.ресурсов; неуравновешенностью текущих платёжных балансов, острой нехваткой в большинстве стран собственных ресурсов для осуществления инвестиций, покрытия бюдж.дефицитов, проведения социально-экономических преобразований, осуществления слияний и поглощении компаний и банков, выполнения долговых обязательств по внутренним и внешним заимствованиям, а также внедрение современных электронных технологий, позволяющих проводить операции в режиме реального времени. В дек.1997г. в рамках Всемирной торговой орг-ции было подписано многостороннее соглашение о либерализации рынка фин.услуг, в соответ-ии с кото. Присоединив-ся к нему страны-члены ВТО обязались обеспечить открытость своих фин.рынков. с 1999г. речь шла о свободном допуке нерезидентов в национальные банковские, страховые и фондовые сектора.

 

Финансы предприятия

 

 

 

 

 

 

 

1. Финансовые  отношения (ФО) предприятий и принципы  их организации.

 

Финансы предприятий (ФП) – совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования основного и оборотного капиталов, фондов денежных средств организации  а т.ж. их дальнейшего распределение  и  использование на нужды потребления  и использования.

 

На предприятии  финансы используются из следующих  экономических отношений:

 

1) отношения  между предприятием и другими  предприятиями, в ходе выполняемой  финансово-хозяйственной деятельности;

 

2) между предприятиями  и подразделениями – филиалами,  цехами, отделами, бригадами – в  процессе финансирования расходов, распределения и перераспределения  прибыли, оборотных средств. Влияет  на организацию и ритмичность  производства;

 

3) между предприятиями  и работниками по поводу выплаты  денежных средств (ДС), главным  образом из прибыли (дивиденды), и части, попадающей под государственное  регулирование (штрафы, компенсации);

 

4) между предприятием  и государственным бюджетом по  поводу уплаты налогов и по  поводу получения льгот, целевого  финансирования, государственных кредитов  в различных формах и т.д.;

 

5) между предприятием  и коммерческими банками по  поводу получения и возврата  кредитов;

 

6) между предприятиями  и инвестиционными институтами  по поводу формирования свободных  денежных ресурсов и их использования  (инвестиционные фонды, пенсионные  фонды и т.д.);

 

7) между предприятием  и вышестоящими органами (холдинги, концерны) по поводу перелива  капитала.

 

 

В условиях товарного производства, распределение  – связующее звено между производством  и потреблением. Т.е. с помощью  финансов происходит распределение  общественного продукта.              На поверхности мы видим:

 

· поступление  выручки от реализации и использование  ее на возмещение израсходованных средств  производства и образование валового дохода.

 

· дальнейшее распределение полученного  дохода в ходе формирования бюджетных средств, внебюджетных фондов, формирование фонда  оплаты труда, различных фондов и  резервов, т.е. того, что обеспечивает жизнедеятельность и развитие предприятия.

 

Иначе, распределительная  функция финансов предприятий –  это направленная деятельность по распределению  и перераспределению денежных доходов  предприятия (распределение ВВП).

 

Контрольная функция (функция отражения) – основой  является стоимостной учёт затрат на производство и реализацию продукции, формирование доходов, денежных фондов предприятия с целью дальнейшего  их использования. Т.е. контроль за  использование, поступление и выбытием средств. Даёт возможность оценить  эффективность деятельности предприятия.

 

Функция обеспечения  – заключается в формировании необходимого объёма денежных средств  из различных источников для обеспечения  текущей хозяйственной деятельности.

Информация о работе Сущность и функции денег