17. Гос кредит 
– это совокуп-ть экон-х отношений 
м/у гос-ом в лице его органов 
власти и управления с одной 
стороны, и юрид.лицами с другой, 
при кот. гос.выступает преимущественно 
в качестве заёмшика, а также 
кредитора и гаранта. Гос.кред. 
выполняет три ф-ции: распределит-ю, 
регулир-ую и контрольную. Формы 
кредита: 1.казначейская ссуда,т.е. 
гос. предост-ет кредит хоз.субъектам 
или нижестоящим национально-территориальным 
образованиям. 1.1. существует развитая 
банковская система.1.2. наличие дефицитности 
бюджета. 2. Гос. гарантия под кот.поним-ся 
обязат-ва правит-ва погасить кредит, полученный 
клиентом правит-ва у третьего лица, если 
лицо не может погасить кредит. 3.гос.займы 
(внутрен-е и внеш-е) могут выступать как 
гарант, как заёмщик, кредитор. 
 
18. Гос гарантии 
в целях настоящего Кодекса 
признаётся способ обеспечения 
гражданско-правовых обязательств, 
в силу которого соответ-но 
РФ-гарант даёт письменное обязательство 
отвечать за исполнение лицом, 
которому даётся гос.гарантия, обязательства 
перед третьими лицами полностью 
или частично. Письменная форма 
гос.гарантии явл.обязат-ой. Несоблюд-е 
пись. формы гос.гарнтии  влечёт 
её недействит-ть. В гос.гарантии 
д.б. указаны:сведения о гарант-и, 
включ-ие его наименование (РФ) и 
наимен-е органа, выдавшего гарантию 
от имени указанного гаранта. 
Гарантия предост-ся на конкурсной 
основе. Предусм-е гос.гарантией 
обязат-во гаранта перед третьим 
лицом  огранич-ся уплатой суммы, 
соотв-ей объёму обязательств 
по гарантии. Гарант, исполнивший 
обязат-во получателя гарантии, имеет 
право потребовать от последнего 
возмещения сумм, уплаченных третьему 
лицу по гос.гарантии, в полном 
объёме в порядке, предус-ом 
гражданским законод-ом  РФ. Исполнение 
гос.гарантий подлежит отражению 
в составе расходов бюдж-в как 
предост-ие кредитов. Бюдж.кодекс 
РФ от 31июля 1998 года:общая сумма 
предост-х гос. гарантий РФ 
для обеспечения обязат-в в 
иностр.валюте вкл.в состав гос.внеш.долга 
РФ как вид долгового обязательства. 
Д/ы отдельно утверж-ся гос. 
гарантии РФ на сумму эквивал-ю 
10 млн.долларов США.
 
 
19. Гос.зайи 
– это вид займа, когда заёмщиком 
явл. гос-во.Как правило гос.займ. 
осущ-ся путём приобретения гос.облиг-й 
или иных ц.б., удостовер-их право 
на получение от заёмщика предос-х 
ему взаймы денеж.средств или 
в зависим-ти от условий займа 
иного имущ-ва, установ-х %, либо 
иных имущественных прав. В зависимости 
от того, явл. ли щаимовладелец 
резидентом данного гос-ва или 
нет, различают внешний и внутрен-й 
гос.займ. Классиф-ция гос.займа:  
1.По субъ-ам заёмных отнош-й 
различают:-займы, размещаемые центральными 
орг-ми управ-ия,  -займы, размещаемые 
территор-ми органами управ-я.2.По 
месту размещ-я:внутрен-ие и внеш-е. 
3.По возможности размещения на 
рынке: рыночные и нерыночные(выпускаются 
с целью мобилизации средств крупных 
инвесторов:страх.компаний, банков).4.По 
сроку:краткосроч-е (до года - векселя), 
долгосроч-е (>5лет, но не более 30) и среднес-е 
(от 1 до 5 - облигации). 5.По обеспеченнсти 
долговых обязательств: -закладные, обеспе-ые 
конкрет.залогом (здание администрации),              
-беззакладные,когда обеспечение служит 
все имущ-во данного ограна управления. 
6.По способу выплаты дох. различают: выигрышные 
облигации, % , с нулевым купоном(т.е.продажа 
со скидкой, с дисконтом). 7. В зависимости 
от варианта погашения задолж-ти различают: 
-погашение единовременным платежём,-частями:в 
том числе -равными долями,-возраст-ми,- 
снижающими долями. 
 
 
20. Гос.долг 
– это сумма задолженности 
внешним и внутренним кредиторам. 
Различают внешний и внутренний 
гос.долг. Гос.долг склад-ся из 
задолж-ти центрального правит-ва, 
региональных и местных орг-ов 
власти, гос.организ-ций, п/п. Г.д. 
определ-ся динамикой бюдж.дефицита. 
Чтобы уменьшить Г.д., бюдж.д. иметь 
положит. сальдо. Если гос.бюдж.имеет 
дефицит, Г.д. увеличив-ся. Большая 
часть Г.д. обычно возникает 
внутри страны. В основном займы 
поступают от предп-ий и более 
или менее зажиточных домаш-х 
хозяйств. Граждане уплачивают издержки 
гос.долга путем уплаты налогов, 
предоставляя гос-ву платить % 
по Г.д. Управление:1. Обмен одних 
долговых обязательств на другие 
(схема «облигации-облигации»). 2.обмен 
долговых обяз-в на акции  
в рамках гос.программы приватизации 
(схема «облигации-акции»). 3.досрочный 
выкуп долговых обязательств 
с дисконтом (схема «выкуп»). 4. 
Списание части долговых обязательств. 
Примерные схемы «списания» промышленно 
развитыми странами объясняется 
не только соображениями политич.хар-ра 
(такого рода шаги, как правило, 
многократно повышают политич.вес 
стран-доноров), но и чисто экономич. 
рассчётами.
 
 
21. Гос долгом 
РФ явл. долговые обязат-ва 
РФ перед физ. и юр.лицами, ин.гос-ми, 
м/н орг-ми и иными субъектами 
международного права. 2.Г.д.РФ полностью 
и без условий обеспечивается 
всем находящимся в федеральной 
собств-ти имущ-ом, составл-им гос.казну. 
3.органы гос.властиРФ используют 
все полномочия по формиров-ю 
дох. федер-го бюдж. для погашения 
долговых обязательств РФ и 
обслуживания Г.д.РФ.  Управление 
Г.д.РФ осущ-ся правит-ом РФ. В 
состав Г.д.РФ входят долговые 
обязат-ва в след.формах: кредит.соглашения 
и договоры, -заключ-ые от имени 
РФ с кредит.орг-ми, ин.гос-ми и 
м/н фин.орг-ми; -гос.ц.б. выпуск-ые от 
имени РФ; -договоры о предост-ии гос.гарантий 
РФ,договоры поручит-ваРФ по обеспечению 
исполнения обязательств третьим лицам; 
-переоформление обязательств третьих 
лиц в гос.долг РФ на основе принятия федер.закона. 
Г.д. по сроку погашения подразд-ся на основной 
(сумма задолж-ти по которой не наступил 
срок платежа) и текущий (задолженность 
гос-ва по обязательствам, по которым срок 
платежа уже наступил). Долгов. обяз-ва 
м. подразделить на краткосроч. (до 1 года), 
среднесроч.(от 1-5 лет) и долгосроч.(от 5-30лет). 
Проблема управления: В начале рыноч.реформ 
дефицит федерального бюдж. финансир-ся 
глав.образом за счёт прямого кредитования 
ЦБРФ. В мае 98г. правит-ом было принято 
решение о запрещении прямого кредитования 
и создн рынок краткосроч-х гос.облиг-ций. 
На еженедельных аукционах размещались 
новые выпуски гос.ц.б., дох.от кот. направлялся 
на финансирование дефицита гос.бюдж.,а 
участникам рынка были как российские 
юр. и физ. лица, так и ЦБРФ. Поступление 
первого транша дополнит-го стабилизац-го 
кредита МВФ не смогло предотвратить принятие 
17авг.98г. решения правит-ом С.Кириенко 
о реструктуризации долга внутрен.долга 
и объяв-ия временного моратория по внеш.капитальным 
операциям. Принципиальным стал вопрос 
об урегулировании отношений с инвесторами, 
разместившими свои сред-ва в гос.ц.б., 
также как и  о способности России обслуживать 
свой внеш. долг.
 
 
22. Госуд.ц.б. 
признаются цен.бум., выпущенные 
от имени РФ. Федеральный закон 
от 29 июля 1998г.№136-ФЗ «Об особенностях 
эмиссии и обращения государств. 
И муницып-х ц.б.».  Ценной бумагой 
явл. документ, удоставеряющий с 
соблюдением установленной формы 
и обязательных реквизитов имущественные 
права, осуществление или передача 
кот. возможны только при его 
предъявлении. Цен.бум., выпускаемые 
РФ в лице Министерства Финансов 
РФ, которое явл. их эмитентом. 
В соответствии с законодат-ом 
и норматив-ми актами РФ к 
ним относятся: госуд.краткосрочные 
бескупонные облигации (ГКО); облигации 
федерального займа с переменным 
купоном (ОФЗ-ПК);
 
облигации сберегательного 
гос.займа РФ(ОГСЗ); облигации внутреннего 
гос.валютного облигац-го займа (ОВВЗ); 
облиг.и др. ц.б. субъектов РФ; другие 
гос.цен.бум. местного самоуправления. 
Гос. и муницип. ц.б. могут быть выпущенны 
в виде облигаций или иных ц.б., 
относящихся к эмиссионным ц.б. 
в соответствии с ФЗ «О рынке цен.бум.», 
удостоверяющих право их владельца на 
получение от эмитента указанных ц.б. денеж.средств 
или в зависимости от условий эмиссии 
этих цен.бум. иного имущества, установл-х 
процентов от номинальной ст-ти либо иных 
имущественных прав в сроки, предусмотренные 
условиями указанной эмиссии. Виды: 1.Облигация 
– это ц.б. на предъявителя, представляющие 
собой долговое обязательство, по по которому 
кредиторы (держатели облигаций) получают 
годовой доход по ставкам фиксированного 
или «плавающего» процента. Доход поступает 
в форме выйгрышей или путём оплаты купонов. 
Облигации подлежат погашению (выкупы) 
в течение определённого, заранее обусловленного 
при выпуске займа срока. Реквизиты: наименование 
«облигация», фирменное наименование 
орг-ции и её местонахождение, порядковый 
номер облигации, дата выпуска, вид, общая 
сумма выпуска, %ставка, условия и порядок 
выплаты погашения. 2.Вексель,выпускаемый 
гос-ом для покрытия своих расходов. В 
капиталистических странах вексель играет 
важную роль как орудие кредита и средство 
платежа; в странах Содружества сохранился 
только в торговых операциях с заграницей. 
3. Казначейские векселя – это краткосрочные, 
госуд. обязательства. Выпускаются на 
срок от 3 до12 мес.: а). казначейские векселя 
не имеют процентных купонов, б). реализуются 
среди банков, а не физ.лиц. Продаются со 
скидкой с номинала, выкупаются – по нарицательной 
стоимости. Разница составляет доход держателей 
казначейских векселей. 
 
 
24. Госуд.ц.б. 
субъектов РФ признаются ц.б., 
выпускаемые от имени субъектов 
РФ. ФЗ от 29 июля 1998г.№136-ФЗ «Об 
особенностях эмиссии и обращении 
госуд-х и муниц-х цен.бум.».В 
соответ-ии с настоящим ФЗ муницип.цен.бум. 
признаются цен.бум., выпущенные 
от имени муниципального образования. 
Муниципальные цен.бцм. м.б. выпущенны 
в виде облигаций или иных 
цен.бум., относящихся к эмиссионным 
цен.бум. в соответствии с ФЗ 
«О рынке цен.бум.», удостоверяющих 
право их владельца на получение 
от эмитента указанных цен.бум. 
денежных средств или в зависимости 
от условий эмиссии этих ц.б. 
иного имущества, установленных 
процентов от номинальной ст-ти 
либо иных имущественных прав 
в сроки, предусмотренные условиями 
эмиссии.
 
 
25. Финансовая 
глоболизация, как качественно новая 
тенденция развития, выявилась в 
1970-е годы, когда объём международной 
ликвидности и несбалансированности 
текущих платежей резко возросли. Это 
произошло в результате отмены золото-дивизного 
стандарта и фиксированных валютных курсов, 
нефтяных «шоков» и многократного увеличения 
мировых цен на нефть, накопления «нефтедолларов» 
и пополнение евровалютных ресурсов, расширение 
международного банковского кредитования 
и эмиссии цен. Бумаг на международных 
рынках. Показателем уровня развития глобализации 
финансов может служить капитал, функционирующий 
за пределами стран происхождения в объ1ме 
накопительных иностранных активов. В 
состав иностр-х активов вкл. прямые и 
портфельные инвестиции (акции и долговые 
цен.бумаги), требования по банковским 
ссудам и займам, по межгосударственным 
кредитам и т.д. К началу нового столетия 
объём функционир-го капитала за рубежом 
сравнялся с мировым валовым продуктам. 
Финансовая глобализация стала главной 
движущей силой развития мировой экономики, 
уровень которой достиг определённой 
зрелости о чём свидетельствуют кризисы 
1997-1998-х гг., кот. отразились во всех странах, 
тем самым подтвердив высокий уровень 
финансовой взаимозависимости. Развитие 
финансовой глобализации стимулируется 
неравномерностью экономического развития 
и распределения фин.ресурсов; неуравновешенностью 
текущих платёжных балансов, острой нехваткой 
в большинстве стран собственных ресурсов 
для осуществления инвестиций, покрытия 
бюдж.дефицитов, проведения социально-экономических 
преобразований, осуществления слияний 
и поглощении компаний и банков, выполнения 
долговых обязательств по внутренним 
и внешним заимствованиям, а также внедрение 
современных электронных технологий, 
позволяющих проводить операции в режиме 
реального времени. В дек.1997г. в рамках 
Всемирной торговой орг-ции было подписано 
многостороннее соглашение о либерализации 
рынка фин.услуг, в соответ-ии с кото. Присоединив-ся 
к нему страны-члены ВТО обязались обеспечить 
открытость своих фин.рынков. с 1999г. речь 
шла о свободном допуке нерезидентов в 
национальные банковские, страховые и 
фондовые сектора.
 
Финансы предприятия
 
  
 
 
 
 
 
1. Финансовые 
отношения (ФО) предприятий и принципы 
их организации.
 
Финансы предприятий 
(ФП) – совокупность денежных отношений, 
возникающих в процессе формирования 
основного и оборотного капиталов, 
фондов денежных средств организации 
а т.ж. их дальнейшего распределение 
и  использование на нужды потребления 
и использования.
 
На предприятии 
финансы используются из следующих 
экономических отношений:
 
1) отношения 
между предприятием и другими 
предприятиями, в ходе выполняемой 
финансово-хозяйственной деятельности;
 
2) между предприятиями 
и подразделениями – филиалами, 
цехами, отделами, бригадами – в 
процессе финансирования расходов, 
распределения и перераспределения 
прибыли, оборотных средств. Влияет 
на организацию и ритмичность 
производства;
 
3) между предприятиями 
и работниками по поводу выплаты 
денежных средств (ДС), главным 
образом из прибыли (дивиденды), 
и части, попадающей под государственное 
регулирование (штрафы, компенсации);
 
4) между предприятием 
и государственным бюджетом по 
поводу уплаты налогов и по 
поводу получения льгот, целевого 
финансирования, государственных кредитов 
в различных формах и т.д.;
 
5) между предприятием 
и коммерческими банками по 
поводу получения и возврата 
кредитов;
 
6) между предприятиями 
и инвестиционными институтами 
по поводу формирования свободных 
денежных ресурсов и их использования 
(инвестиционные фонды, пенсионные 
фонды и т.д.);
 
7) между предприятием 
и вышестоящими органами (холдинги, 
концерны) по поводу перелива 
капитала.
 
 
В условиях 
товарного производства, распределение 
– связующее звено между производством 
и потреблением. Т.е. с помощью 
финансов происходит распределение 
общественного продукта.              
На поверхности мы видим: 
 
· поступление 
выручки от реализации и использование 
ее на возмещение израсходованных средств 
производства и образование валового 
дохода.
 
· дальнейшее 
распределение полученного  дохода 
в ходе формирования бюджетных средств, 
внебюджетных фондов, формирование фонда 
оплаты труда, различных фондов и 
резервов, т.е. того, что обеспечивает 
жизнедеятельность и развитие предприятия.
 
Иначе, распределительная 
функция финансов предприятий – 
это направленная деятельность по распределению 
и перераспределению денежных доходов 
предприятия (распределение ВВП).
 
Контрольная 
функция (функция отражения) – основой 
является стоимостной учёт затрат на 
производство и реализацию продукции, 
формирование доходов, денежных фондов 
предприятия с целью дальнейшего 
их использования. Т.е. контроль за  
использование, поступление и выбытием 
средств. Даёт возможность оценить 
эффективность деятельности предприятия.
 
Функция обеспечения 
– заключается в формировании 
необходимого объёма денежных средств 
из различных источников для обеспечения 
текущей хозяйственной деятельности.