Роль пластиковых карт в платежном обороте России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:16, курсовая работа

Краткое описание

Попытки потеснить наличные деньги из обращения с помощью различных платежных инструментов имеют длительную историю, однако только в конце ХХ в. развитие международных платежных систем на базе пластиковых карточек заставило специалистов всерьез говорить о том, что наличные деньги "уходят". Современное развитие рынка финансовых услуг, оказываемых банками, характеризуется бурным внедрением электронных технологий и широким использование пластиковых карт.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
Глава1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ………….4
1.1 Эволюция развития системы расчетов на основе пластиковых карт……...4
1.2 Виды пластиковых карт и основные схемы операций с банковскими пластиковыми картами …………………………………………………………..8
Глава2. РОЛЬ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТОЧЕК В РОССИЙСКОМ ПЛАТЕЖНОМ ОБОРОТЕ
2.1 Пластиковые карточки в системе безналичных расчетов……….………..18
2.2 Технология безналичных расчетов на основе пластиковых карт.………..21
2.3 Проведение расчетов с использованием пластиковых карт………………
2.4 Подготовка карт к эмиссии………………………………………………….
Глава3. Проблемы развития Российского карточного рынка ………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….33

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Банковский  Менеджмент»

на тему:

" Роль пластиковых карт в платежном обороте России"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3

Глава1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ………….4

1.1 Эволюция развития  системы расчетов на основе  пластиковых карт……...4

1.2 Виды пластиковых карт и основные схемы операций с банковскими пластиковыми картами …………………………………………………………..8

Глава2. РОЛЬ ПЛАСТИКОВЫХ  КАРТОЧЕК В РОССИЙСКОМ ПЛАТЕЖНОМ ОБОРОТЕ

2.1 Пластиковые карточки в системе безналичных расчетов……….………..18

2.2 Технология безналичных расчетов  на основе пластиковых карт.………..21

2.3 Проведение расчетов с использованием пластиковых карт………………

2.4 Подготовка карт  к эмиссии………………………………………………….

Глава3. Проблемы развития Российского карточного рынка ………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Попытки потеснить наличные деньги из обращения  с помощью различных платежных инструментов имеют длительную историю, однако только в конце ХХ в. развитие международных платежных систем на базе пластиковых карточек заставило специалистов всерьез говорить о том, что наличные деньги "уходят". Современное развитие рынка финансовых услуг, оказываемых банками, характеризуется бурным внедрением электронных технологий и широким использование пластиковых карт.

Российская  банковская система подвержена массовому  ажиотажу "карточного бизнеса". Количество банков, эмитирующих пластиковые карты различных отечественных и международных платежных, систем увеличивается. Расширяется сеть торговых предприятий, реализующих свои товары с использованием пластиковых карт, банки активно внедряют в сферу своих услуг выдачу наличных денежных средств по пластиковым картам через банкоматы и в обменных пунктах, растут объемы операций по картам.

Внедрение передовых технологий и хорошо поставленная коммерческая работа являются условиями  положительных результатов. Интерес  российских банков к зарубежным платежным системам не случаен. Выпуск таких карточек позволяет интегрироваться в мировую структуру банковских услуг, поднять деловой имидж банка, завоевать рынок и привлечь клиентуру. Участие в международной карточной системе дает возможность овладеть новейшими банковскими технологиями, использовать гигантскую инфраструктуру для осуществления расчетов в глобальных масштабах.

Благодаря своему главному назначению – платежный  инструмент – банковские карточки превратились в весьма прибыльный вид  услуг, предлагаемых финансовой сферой. После чековых банковских счетов банковские карточки становятся наиболее распространенным платежным инструментом.

Предприятия, где преобладает  безналичный денежный оборот, работают эффективнее. В последние годы на крупнейших российских предприятиях наметилась явная тенденция увеличения значимости безналичных расчетов. На это указывает популярность зарплатных карточных проектов. Крупные предприятия увеличивают долю безналичных расчетов, даже не смотря на их большую прозрачность для налоговых органов.

Преимущества, связанные  с использованием пластиковых карточек на российском рынке, очевидны. Это, в  первую очередь, уменьшение риска потери денег, устранение риска традиционных форм хищений, льготы при получении  услуг на предприятиях торговли и сервиса, уменьшение затрат при проведении финансовых операций, в том числе покупок с использованием различных валют, поскольку конвертация производится по биржевому, а не по магазинному курсу. Очевидны преимущества, получаемые от использования пластиковых карточек предприятиями торговли и сервиса: уменьшение расходов на инкассацию, транспортировку и обналичивание средств, упрощение расчетов с покупателями.

Процесс становления  рынка пластиковых карт в России переживает сложную начальную стадию. Массовое внедрение пластиковой карточки, как инструмента платежных операций в Российской банковской системе, наблюдается лишь в последние несколько лет. При этом, уже сегодня можно говорить о сложившемся рынке пластиковых денег в нашей стране, который наряду с множеством положительных моментов имеет ряд серьёзных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОЙ  СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ.

1.1 Эволюция  развития системы расчетов на  основе пластиковых карт.

 

Первое предложение о возможном использовании карт как платежного средства было сделано в Англии в конце прошлого века Джеймсом Беллами в книге "Глядя назад". Однако на практике пионерами в этой области стали США. Первыми возникли кредитные карты, которые не были еще ни банковскими, ни пластиковыми. Кредитные карты были предназначены для подтверждения кредитоспособности их держателя вне его банка. США, как известно, страна, где очень широко распространен потребительский кредит. Первая кредитная карта была выпущена в 1914 году фирмой General Petroleum Corporation of California (ныне Mobil Oil). Карты использовались для оплаты в процессе торговли нефтепродуктами. В этом качестве они быстро завоевали популярность. Держатель карты получал значительные удобства в обслуживании и скидки при покупке товара, а фирма- эмитент получала постоянных клиентов и стабильные доходы.

В 1928 году Бостонской компанией Farrington Manufacturing были выпущены первые металлические  пластинки, на которых было выдавлено (эмбоссировано) имя и адрес клиента и которые выдавались кредитоспособным клиентам. Продавец вкладывал такую пластинку в специальную машинку, называемую импринтером, и буквы, выдавленные на ней, отпечатывались на торговом чеке.

В последующие годы стали  развиваться такие элементы финансовой кредитной системы, как минимальное ежемесячное погашение долга, период отсрочки, то есть беспроцентного кредитования, и многие другие. В 1936 году появилось первое объединение предприятий, согласившееся кредитовать общих клиентов.

Большинство специалистов считает, что первым банковские кредитные карты предложил использовать Джон С. Биггинс, специалист по потребительскому кредиту из Национального банка Флэтбуш в нью-йоркском районе Бруклин. В 1946 году Биггинс организовал работу по кредитной схеме под названием "Chargeit". Эта схема предусматривала собой расписки, которые принимались от клиентов местными магазинами за мелкие покупки. После того, как покупка состоялась, магазин сдавал расписки в банк, и банк оплачивал их со счетов покупателей. Во Флэтбуше

была впервые опробована классическая цепочка расчетов, используемая сейчас в банковском карточном бизнесе  повсеместно.

Однако такой авторитетный исследователь банковского дела, как Льюис Мэнделл, считает, что  первой массовой платежной карточной  системой стала компания Дайнерс Клаб (Diners Club), которая в 1950 году ввела в обращение платежные карты, принимаемые в оплату за обслуживание в ресторанах, отелях и туристических агенствах.

Постоянные посетители ресторанов, имеющие хорошую репутацию, могли получить карту Diners Club и предъявлять ее во многих ресторанах Нью-Йорка вместо наличных денег. Рестораны передавали копии счетов в Diners Club, который оплачивал их, а затем ежемесячно выставлял клиенту один общий счет.

Одним из главных отличий  от предшествующих систем было то, что между клиентами и коммерческими компаниями, предлагающими не только товары, но и услуги, существует посредническая организация, которая берет на себя проведение расчетов. По существу это была первая полномасштабная схема многостороннего соглашения с участием эмитента карты, торговых предприятий и держателей карт и именно эта особенность позволила стать карте Diners Club первой массовой ( в отличие от магазинных, "бензиновых" и т.п.) картой. В 1958 году аналогичную карту предложила компания American Express. В 1951 - 58 гг. свыше 100 американских банков, оценив успех Diners Club, стали создавать собственные карточные системы, но масштабы их были невелики и карты носили локальный характер. Банки рассматривали карты как дополнительную услугу клиентам и не видели тех огромных потенциальных возможностей, которые открывали карты в сфере расчетов и кредитования. Первой массовой кредитной картой, предоставляющей возможность продления кредита стала, выпущенная в 1958 году банком " Bank of America" карта Bank Americard, ныне VISA. Эта карта быстро получила широкое распространение. Объем операций с Bank Americard возрос с 75 млн.долларов в 1961 г. до 335 млн.дол. в 1967 г., число дерхсателей карт возросло с 1 до 2,7 млн. человек, а число участвующих в программе предприятий торговли и сервиса увеличилось с 35 до 83 тысяч.

Так начали складываться платежные системы: банк выпускал карту  и открывал счет клиенту; на территории страны и за рубежом возникала  целая сеть магазинов, баров, ресторанов, отелей и т.д., где принимали к оплате карты, выпущенные банком-эмитентом, оборудовался центр, который занимался обслуживанием расчетов по картам (процессингом). Но когда мы начинаем говорить о развитии рынка пластиковых карт в России, возрастает вероятность искажения информации. Это является, с одной стороны, следствием многолетней закрытости нашего общества и недостоверности рекламы. С другой стороны, объяснение кроется в молодости нашего карточного бизнеса; в том, что специалистов катастрофически не хватает, и любой успешный опыт в этой области считается коммерческой тайной, используемой как оружие в конкурентной борьбе.

Карты международных  систем появились в СССР еще в 1969 г. Но это были карты, эмитированные  зарубежными компаниями и банками. Иными словами, в СССР начала создаваться сеть предприятий, принимающих эти карты в качестве платежного средства.

Пионерами в освоении рынка потребительских платежей стали Diners Club Int. Именно они подписали  в 1969 г. с Госкомимуществом в лице ВАО "Интурист" агентское соглашение на обслуживание в СССР этих платежных средств.

В 1974 году аналогичное  соглашение было подписано с American Express, в 1975 году - с VISA , а в 1976 году - с японской JCB Int. Обслуживались по пластиковым  картам исключительно иностранцы, форма  обслуживания была скрытной и осуществлялась в сети магазинов "Березка".

На сегодняшний день работа с коммерческой сетью международных  платежных систем (кроме American Express ) сосредоточена практически полностью  в руках Компании объединенных кредитных  карточек (КОКК), для которой чаще используется английская аббревиатура UCS (United Card Servise). Это прямой наследник "Интуриста", а затем "Интуркредиткард".

В настоящее время  российские банки эмитируют как  международные, так и собственные  пластиковые карты.

На сегодняшний день в мире существует пять крупнейших международных платежных систем, распространяющих свои пластиковые карты : Europay International (Eurocard/MasterCard и Cirrus/ Maestro); Visa International; American Express; Diners Club; JCB. Уже созданы и действуют чисто российские межбанковские платежные системы, основанные на банковских картах. Это СТБ КАРТ и Юнион Кард.

Расстановка сил (если брать  весь мировой рынок) следующая: Visa Int.- 53 % рынка, Еигорау Int.- около 30 % , чуть менее 20 % рынка контролирует компания American Express, завоевания Diners Club и JCB значительно скромнее: 1,5 % и 0,5 % соответственно. В мире наиболее популярны карты компаний Еигорау, Visa Int., American Express и Diners Club. Что касается JCB , то кроме как в Японии эта карта мало, где применяется. В России ситуация несколько иная : American Express - 45 % , Visa Int.- около 28 % , Europay - около 20 %, Diners Club в России чувствует себя значительно лучше, чем в мире вообще - около 7 % рынка и JCB - менее 1 %.

Следует отметить, что статистика рынка пластиковых карт в России по данным различных источников может значительно отличаться, что позволяет делать в большинстве случаев лишь очень приблизительные выводы.

 

1.3 Виды пластиковых  карт и основные схемы операций  с банковскими пластиковыми картами

 

Пластиковая карта –  это обобщающий термин, который обозначает все виды карт, различающихся по назначению, по набору оказываемых  с их помощью услуг, по своим техническим  возможностям и организациям их выпускающим. Важнейшей особенностью всех пластиковых карт, независимо от степени их совершенства, состоит в том, что на них хранится определенный набор информации, используемый в различных прикладных программах. Карта может служить пропуском в здание, средством доступа к компьютеру, средством оплаты телефонных переговоров, водительским удостоверением и т.д..

С технической точки  зрения пластиковая карта – это  пластина стандартных размеров (85,6 мм х 53,9 мм х 0,76 мм), изготовленная из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы.

Пластиковые карты в  банковских приложениях должны изготавливаться  и обрабатываться в соответствии с международными стандартами ISO (International Standardization Organization).

Эти стандарты регламентируют:

- геометрические размеры карты;

- положение магнитной  полосы и микросхемы;

- структуру информации  на магнитной полосе;

- возможные положения  выдавленных при эмбоссировании  символов;

- протоколы обмена  данными с микропроцессорными  картами. 

В сфере денежного  обращения пластиковые карты являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов. В системе безналичных расчетов они составляют особый класс орудий платежа, которые могут обладать качествами как дебетовых, так и кредитных инструментов.

Таким образом, с финансовой точки зрения пластиковая карта – это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся картой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах).

При выдаче карты клиенту  осуществляется ее персонализация: на нее заносятся данные, позволяющие  идентифицировать карту и ее держателя (а именно, логотипы банка- эмитента и платежной системы, обслуживающей  карту, имя держателя, номер его счета, фотография держателя и его подпись, срок действия карты), а также осуществить проверку платежеспособности карты при приеме ее к оплате или выдаче наличных денежных средств (этот процесс называется авторизацией).

Информация о работе Роль пластиковых карт в платежном обороте России