Роль пластиковых карт в платежном обороте России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:16, курсовая работа

Краткое описание

Попытки потеснить наличные деньги из обращения с помощью различных платежных инструментов имеют длительную историю, однако только в конце ХХ в. развитие международных платежных систем на базе пластиковых карточек заставило специалистов всерьез говорить о том, что наличные деньги "уходят". Современное развитие рынка финансовых услуг, оказываемых банками, характеризуется бурным внедрением электронных технологий и широким использование пластиковых карт.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
Глава1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ………….4
1.1 Эволюция развития системы расчетов на основе пластиковых карт……...4
1.2 Виды пластиковых карт и основные схемы операций с банковскими пластиковыми картами …………………………………………………………..8
Глава2. РОЛЬ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТОЧЕК В РОССИЙСКОМ ПЛАТЕЖНОМ ОБОРОТЕ
2.1 Пластиковые карточки в системе безналичных расчетов……….………..18
2.2 Технология безналичных расчетов на основе пластиковых карт.………..21
2.3 Проведение расчетов с использованием пластиковых карт………………
2.4 Подготовка карт к эмиссии………………………………………………….
Глава3. Проблемы развития Российского карточного рынка ………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….33

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

Долг населения США по кредитным картам также весьма значителен. Доля кредита, предоставленного по ним, в общем объеме потребительских ссуд с рассрочкой платежа возросла за последние 20 лет с 3,6 до 25%.

3) Мошенничество с пластиковыми картами.

Мошенничества с картами - весьма распространенный и очень многогранный вид преступлений. К основным источникам потерь от мошенничества следует отнести:

  • мошенничество при получении карт;
  • использование украденных или утерянных карт;
  • подделку карт;
  • искажение клиентами или точками обслуживания сведений о платежах.

Рассмотрим эти ситуации более подробно.

    1. Мошенничество при получении карт.

Такая ситуация возникает, когда карта выдается на основе заявления на получение, содержащего заведомо ложные сведения о клиенте (или на основании подложных документов). Потери могут возникнуть лишь при получении таким путем незастрахованной (т. е. без внесения страхового депозита) кредитной карты.

    1. Использование украденных или утерянных карт.

Это наиболее распространенный вид мошенничества. В западных странах теряется и крадется примерно 0,5% выданных карт, из них 15% используется с мошенническими целями. Однако подобное нелегальное использование карт становится затруднительным, поскольку все большее количество предприятий торговли и сервиса оснащается POS-терминалами. Установление наряду с этим нулевого значения торгового лимита требует введения ПИН-кода при каждой транзакции, что существенно уменьшает возможность использования похитителем чужой карты. В случае же голосовой авторизации тщательная проверка подлинности подписи также может дать определенные результаты. То же самое можно сказать и о мерах централизованного контроля со стороны платежной системы. В настоящее время банк имеет возможность установить детализированные контрольные параметры для каждого держателя карты (число покупок в день, интервал между покупками, пороговые суммы и т. д.), при переходе через которые центр авторизации перед утверждением очередной транзакции вступит в непосредственный контакт по телефону с предъявителем карты и попытается идентифицировать его. Идентификация обычно осуществляется с помощью вопросов личного характера, ответы на которые, как правило, не могут быть известны посторонним. Подобная информация специально запрашивается при выдаче карты и хранится в базе данных центра авторизации.

Центры применяют также системы экспертного характера, способные зарегистрировать несанкционированное использование карты, основываясь на «торговом почерке» держателя, т.е. на статистически обобщенных данных, характеризующих его покупательские привычки и особенности. По данным зарубежных источников, значительная часть краж происходит на этапе пересылки карты клиенту и совершается сотрудниками банков. Банки в англоязычных странах ежегодно увольняют по дисциплинарным причинам около 1% своих служащих. Не вызывает сомнений, что определенная часть уволенных имеет отношение к несанкционированным снятиям денег через банкоматы. Бороться с подобными явлениями можно прежде всего путем комплексного повышения уровня безопасности в банке, введения двойных независимых процедур контроля.

    1. Подделка карт

Поддельные карты используются в первую очередь в точках обслуживания с ручной обработкой. Подобные карты внешне зачастую трудно отличить от настоящих. В качестве меры борьбы используют специальные средства для нанесения изображений. В свое время это был специальный шрифт для тиснения цифр номера карты, затем специальные символы, которые отсутствуют в наборе обычного эмбоссера. Позже ввели голограммы, а также микропечать и другие графические средства защиты, используемые при изготовлении ценных бумаг. Одним из последних нововведений стали специальные изображения на картах, видимые только в ультрафиолетовом свете. Все эти методы в том или ином сочетании используются не только платежными системами, но и отдельными крупными эмитентами.

    1. Искажение клиентами или точками обслуживания сведений о платежах.

Достаточно сложная ситуация возникает, когда сотрудники предприятия обслуживания вступают в преступный сговор с лицами, изготавливающими поддельные карты, или делают это сами, или просто фальсифицируют акты приема карт и оформляют подложные чеки. Во всех этих случаях эмитенту бывает непросто доказать нарушение правил обслуживания карты.

Искажение сведений держателями кредитных карт принимает форму заявлений клиентов о «неснятии денег со счета» . Проблема заключается в том, что при этом зачастую именно банк должен документально опровергнуть это. Так, в США Федеральная Резервная Система приняла постановление, в котором банкам предписано возмещать деньги во всех спорных случаях, если они не в состоянии доказать, что клиентом совершено мошенничество.

Рассматривая банковскую пластиковую карту как платежный  инструмент нужно выделить основные ее достоинства и преимущества. Для  самого клиента - это удобство в использовании, уменьшение риска потери средств, льготы при получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшение затрат при проведении финансовых операций, автоматическая конвертация, финансовая привлекательность - начисление процентов, удаленное управление счетами и многое другое; - для предприятий - расширение продаж и привлечение новых покупателей, снижение затрат на инкассацию выручки, повышение безопасности работы с использованием подписей владельцев, престиж и ряд других преимуществ; - для банков - расширение спектра услуг, появление новых клиентов, снижение стоимости операций за счет безбумажной технологии, взимание дополнительных комиссий - и как следствие, увеличение дохода, повышение конкурентного потенциала банка.

К сожалению, для российского пользователя банковская карта представляет собой скорее больше не платежный инструмент, а средство снятия наличных денег. По данным исследования КОМКОН доля карточных платежей в ежедневных расчетах населения более чем в 10 раз ниже, чем в американских супермаркетах, где они составляют 60%. Это объясняется рядом причин, которые и предопределили проблемы, существующие на рынке пластиковых карт в России.

Во-первых, развитие телекоммуникационной инфраструктуры в России по сравнению  с другими развитыми странами находится на низком уровне. Эта проблема тесно связана с еще одной большой проблемы российского карточного рынка - преодоления регионального разрыва.

Из отчета Банка России: «Во многом возможность повседневного  использования платежных карточек зависит от инфраструктуры, обслуживающей данные платежные карточки. На сегодняшний день более 60% электронных терминалов, импринтеров, установленных в предприятиях торговли (услуг), банкоматов, используемых при оплате товаров (работ и услуг), приходится на восемь регионов из 79. При этом на Москву и Московскую область приходится почти 45%.

Инфраструктура обслуживания платежных карточек в основном сосредоточена  в столице региона (более 60%) и  в других городах региона (менее 30%). Очень слабо развита инфраструктура обслуживания в сельской местности. Проблема инфраструктурного отставания регионов выходит далеко за пределы карточного рынка. Не случайно повышение доступности розничных финансовых услуг возведено сегодня в ранг национального проекта. Банки не идут в глубинку по целому ряду причин. Во-первых, этот сегмент розничного рынка явно не относится к категории самых прибыльных, а пока есть возможность побороться с конкурентами за более сладкие куски пирога. Во-вторых, эффективная работа в этом сегменте требует применения нестандартных подходов к организации продаж и нестандартных технологий. Наконец, в-третьих, здесь необходима серьезная предварительная проработка в области повышения финансовой грамотности населения и его готовности в восприятию современных банковских услуг. Совершенно очевидно, что при существующем положении вещей банки доберутся до небольших населенных пунктов еще очень нескоро. Ускорить процесс сегодня могут лишь коллективные усилия государства, банковских ассоциаций и самих банков. Но готовы ли стороны к сотрудничеству остаётся вопросом.

Судя по представленной Центробанком статистике, в 2006 г. российский рынок банковских карточек в целом  сохранил тенденции, которые были характерны для него в последние несколько  лет (табл. 6)

 

Таблица 6. Степень насыщенности карточных рынков в России и ряде экономически развитых стран: количество карточек в расчете на одного жителя по состоянию на конец 2005г.

Страна

Карточки с функцией снятия наличных

Карточки с платежной функцией

В том числе: карточки с кредитной функциональностью

Франция

1,31

1,26

Н. д.

Германия

1,37

1,37

0,26**

Италия

0,60

1,04

0,50

Япония

3,52

5,19*

2,14*

Великобритания

2,73

2,35

1,16

США

3,25

5,20

4,30

Россия

0,38

0,38

0,02


 

Во-вторых, финансовый кризис 1998 года в значительной степени подорвал доверие к банкам, однако сейчас ситуация меняется в лучшую сторону.

В-третьих, к сожалению, пока не разработана полноценная  государственная политика в отношении  рынка пластиковых карт, которая  предусматривала бы как законодательное регулирование всего комплекса отношений между участниками рынка, так и разработку программ поддержки отечественных инновационных решений в области расчетов пластиковыми карточками. В отчёте о 2-й международной конференции “Банковские карты: эффективный бизнес” вице-президент Центробанка г-жа Чугунова затронула проблемы развития российских платежных систем. 80% объема операций, производимых российскими эмитентами, сегодня приходятся на карточки международных платежных систем, в первую очередь - Visa и MasterCard. Российские системы, даже наиболее развитые "Сберкарт", "Золотая Корона", "Юнион Кард" пока серьезно уступают зарубежным конкурентам. Всего в России существует порядка 40 региональных и локальных платежных систем. Между тем в платежах, которые производятся с помощью карточек международных систем, долю в 98% составляют платежи, сделанные на территории РФ. "Такая статистика заставляет нас задуматься о необходимости развития российских платежных систем", - заключила Т. Чугунова. Он также сообщила, что Банк России в рамках своих полномочий готов оказать содействие развитию национальной платежной системы.

Четвертой проблемой  нужно выделить проблему безопасности. Тем не менее, сейчас во всем мире наблюдается  тенденция перехода с магнитных  карт на смарт-карты, что безусловно способствует повышению степени безопасности расчетов в целом. Уже в отдельных регионах получили широкое распространение карты с микропроцессором (смарт-карты), количество которых за 2003 год возросло на 43% и составило на конец 2003 года более 6 млн. карт.

Пятая причина заключается  в том, что, несмотря на положительную  динамику количественных показателей, характеризующих развитие рынка  платежных карточек (количество банков-участников и эмитированных ими карточек, рост показателей развития инфраструктуры и пр.), соотношение объема безналичных платежей и операций по снятию наличных денег практически не меняется и на протяжении многих лет составляет примерно 10% - по безналичным платежам и 90% - по снятию наличных денег. Главной причиной этой проблемы является то, что по-прежнему подавляющая часть российского карточного бизнеса осуществляется в рамках зарплатной модели. Более 90% всех карточек, эмитированных российскими банками, являются дебетовыми продуктами с непосредственным дебетованием счета. Основная масса российских держателей уверенно использует их для ежемесячного похода до ближайшего банкомата или отделения банка и снятия полученной зарплаты. Средний российский держатель совершает одну-две транзакции в месяц, и этот показатель остается практически неизменным с начала века. Ещё одной причиной низких объёмов безналичных платежей с использованием карточек является нежелание торговых предприятий принимать карточки. Различных предложений на тему «как заставить торговые предприятия принимать карточки» в последние годы звучало немало - начиная с налогового стимулирования и закачивая мерами принудительного характера. К сожалению, все они встречали недовольство какой-либо из заинтересованных сторон, будь то Министерство финансов, Банк России или сами коммерческие банки. При этом до широкого публичного обсуждения данной темы дело так и не дошло. Остается лишь надеяться, что озабоченность (хотя и несколько пассивная) Банка России проблемой безналичных платежей, а также активная позиция некоторых российских банковских ассоциаций в конце концов приведет всех заинтересованных игроков рынка за стол переговоров, тем более что перед их глазами уже есть положительный опыт других стран. Проблема стимулирования безналичных платежей в принципе перестала быть связанной с нежеланием банков это делать. Похоже, пришло время системного подхода.

Серьезную проблему для развития этого бизнеса  представляет собой низкая финансовая грамотность населения России. Эту  тему в своём выступлении в  отчёте 2-й конференции “Банковские карты: эффективный бизнес” затронул руководитель департамента по развитию бизнеса российского представительства компании Visa Андрей Вылегжанин. Данные исследовательских компаний свидетельствуют о том, что знания жителей России о доступных финансовых услугах по-прежнему недостаточны. Большинство населения (74%) знают лишь о потребительских кредитах, выданных в торговой сети. Значительно меньшая доля населения (41%) знает о возможностях расчетного счета, и еще меньшей информацией жители обладают о других финансовых услугах. Повышение финансовой грамотности будет выгодно всему обществу, подчеркнул А. Вылегжанин.

Таким образом, можно  отметить, что проблемы в использовании  пластиковых карт существуют не только в России, но и в мире. Тем не менее, роль операций с использованием пластиковых карт в платежном обороте России возрастает с каждым годом. Необходимо искать пути решения этих проблем, об этом и пойдет речь в следующем разделе настоящей главы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Целью написания данной курсовой работы явилось исследование рынка банковских пластиковых карт и перспектив его развития в России.

Российский карточный  рынок очень динамичен: меняются лидеры, появляются новые продукты и технологии, неизменным остается только одно он быстро расширяется за счет новых держателей карточек, эмитентов и точек обслуживания. Для многих коммерческих банков пластиковые карточки стали новым направлением бизнеса, эффективным финансовым инструментом.

Анализ российского  рынка банковских пластиковых карт показывает, что пластиковые карты давно и заслуженно считаются одним из важнейших инструментов развития банковского бизнеса.

В ходе написания работы, выявлено, что в условиях обострения конкурентной борьбы на российском рынке  банковских пластиковых карт особое значения для определения перспектив деятельности коммерческого банка и наиболее эффективного вложения им капитала в разработку и реализацию услуг приобретают маркетинговые исследования.

В данной работе была поставлена цель и для достижения этой цели были решены следующие задачи:

1. Рассмотрены пластиковые  карточки как платежный инструмент.

Быстрое распространение  банковских кредитных карточек служит наглядным свидетельством того, что  эта форма расчетов выгодна основным категориям участников системы.

Информация о работе Роль пластиковых карт в платежном обороте России