Необходимость и инструменты регулирования денежного оборота

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной курсовой работы - выявление проблем и особенностей регулирования денежного оборота в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть сущность денежного оборота, его структуру, доказать объективную необходимость его регулирования, охарактеризовать методы и инструменты денежного регулирования, а также показать проблемы и направления денежного регулирования в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение
4
1.
Сущность, структура, методы и инструменты регулирования денежного оборота

1.1.
Понятие денежного оборота, его структура
5
1.2.
Значимость регулирования денежного оборота со стороны государства
9
1.3.
Необходимость, методы и инструменты регулирования денежного оборота
16
2.
Денежно-кредитная (монетарная) политика в Республике Беларусь
26
3.
Проблемы регулирования денежного оборота и пути их решения в Республике Беларусь.
35
Заключение
43
Список использованных источников
45

Файлы: 1 файл

готовый курсач-1.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

Основной задачей использования  банками привлеченных ресурсов является обеспечение максимальной доходности банковских активов при одновременном обеспечении приемлемого уровня ликвидности. Так как основной объем доходов обеспечивают банкам кредитные вложения, вложения в ценные бумаги и инвестиции, общая ликвидность банка поддерживается за счет размещения ресурсов в высоколиквидные активы: средства в кассе на корреспондентских счетах в центральном банке и в других коммерческих банках. Вместе с тем определенная часть средств используется банками для приобретения основных средств и нематериальных активов. Подобные активы характеризуются как не ликвидные и не приносящие доход, но они необходимы для обеспечения нормального функционирования банка. Таким образом, для банка оптимальная структура баланса должна определяться структурой активов. Поэтому, для того, чтобы определить, является ли структура привлечённых ресурсов банка оптимальной, необходимо рассматривать структуру его активов.

К решению этой проблемы можно подходить  с различных сторон. Всё зависит от глубины планирования банком проведения своих операций. В частности, при отсутствии необходимости для банка точно планировать объёмы активных и пассивных операций, получаемую прибыль, коммерческий банк может использовать обыкновенную балансировку привлечённых средств. Балансироваться будут активы (направления инвестирования средств) и пассивы (источники их привлечения). При этом, в принципе, возможно два варианта составления баланса: на основе стоимости; на основе срочности.

Заключение

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы

1. Денежно-кредитная политика центрального  банка является составной частью  единой государственной экономической политики. Главная задача денежно-кредитной политики - регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика).

2. Функционирование денежно-кредитной сферы Республики Беларусь в январе-августе 2011 г. характеризовалось следующими основными процессами:

- после ухудшения состояния  внутреннего валютного рынка  в первые месяцы 2011 г. (что было  связано с увеличением дефицита внешнеторгового баланса на фоне недостаточного притока иностранных инвестиций и значительным ростом чистого спроса на иностранную валюту со стороны населения) и последующей реализации Национальным банком и Правительством ряда мер в июле-августе наблюдалось снижение объема чистой покупки иностранной валюты всеми участниками валютного рынка;

- в мае 2011 г. в  качестве вынужденной меры, направленной  на выравнивание внешних и  внутренних дисбалансов экономики,  было допущено разовое ослабление официального курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам; в последующие месяцы снижение белорусского рубля было продолжено. В целом после проведенной корректировки обменного курса была повышена ценовая конкурентоспособность белорусского экспорта;

- процентные ставки на кредитном и депозитном рынке постепенно увеличивались под воздействием процентной политики Национального банка, направленной, прежде всего, на увеличение доходности по вкладам в белорусских рублях;

- в июне-августе возобновился  приток по срочным рублевым депозитам населения;

- с начала июня Национальным  банком было прекращено предоставление  ресурсов банкам для кредитования ими государственных программ;

- сохраняются достаточно  значительные объемы кредитования  экономики банками, в том числе за счет ресурсной поддержки со стороны Правительства;

- платежная система  обеспечивала своевременное и  безопасное проведение межбанковских  расчетов.

3. В целях повышения  эффективности денежно-кредитной  политики необходимо:

-- выполнение количественных  и качественных показателей развития банковской системы, определенных Основными направлениями;

-- расширение состава  услуг и совершенствование форм  взаимодействия с клиентами -- физическими и юридическими лицами, дальнейшее повышение доступности банковских услуг;

-- развитие инструментов  привлечения средств населения  в банковскую систему, обеспечение опережающего роста рублевых вкладов и повышения доли долгосрочных ресурсов в объеме привлекаемых средств населения;

-- дальнейшее усиление  внимания к вопросам содействия внешнеэкономической деятельности предприятий нефинансового сектора экономики;

-- поддержку создания  и развития экспортно-ориентированных  и импортозамещающих производств;

-- содействие развитию  предпринимательства, тесное взаимодействие  с предприятиями малого и среднего бизнеса;

-- совершенствование работы по  привлечению средств нерезидентов  в экономику страны, освоение новых форм работы на международных рынках, снижение стоимости и увеличение сроков внешних заимствований.

Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2011 год и задачах банковской системы страны по их реализации в 2012 году шел разговор 27 января на расширенном заседании Правления Национального банка.

Как отмечалось на заседании, прошедший год был сложным как для всей экономики, так и для банковского сектора. На протяжении ряда лет в республике активно стимулировался рост производства для решения первоочередных социально-экономических задач, но при этом не было принято достаточных мер для своевременной адаптации экономики к быстро изменяющейся ситуации на мировых рынках. Не в полной мере была решена задача повышения внешней конкурентоспособности белорусской экономики, в том числе за счет снижения ее зависимости от импорта энергоресурсов и других товаров. Следствием стало нарастание макроэкономической несбалансированности. Рост отрицательного сальдо внешней торговли и ухудшение состояния платежного баланса, возникновении дефицита валюты на рынке в конечном итоге привели к значительному обесценению курса национальной валюты и развитию инфляционных процессов.

Во втором полугодии 2011 года были приняты меры для исправления сложившихся макроэкономических дисбалансов: обеспечен выход на единый курс белорусского рубля, прекращено эмиссионное кредитование Национальным банком экономики, ужесточена денежно-кредитная политика. В результате удалось переломить негативные процессы и заложить основу для развития позитивных тенденций.

Во втором полугодии  прошлого года обеспечен выход на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами: за июль — ноябрь 2011 г. оно составило 746,5 млн. долларов США. Поступления валютной выручки от экспорта за июль — декабрь 2011 г. превысили объемы списания валютных средств в оплату импорта более чем на 2,2 млрд. долларов США.

В декабре 2011 года, впервые за несколько лет, субъекты хозяйствования стали чистыми продавцами иностранной валюты, тогда как ранее наблюдалась устойчивая тенденция чистой покупки. Население, в отличие от начала 2011 года, каждый месяц, начиная с мая, продает валюты больше, чем покупает.

В целом на валютном рынке  предложение иностранной валюты превышает спрос на нее. В этой ситуации для недопущения резкого укрепления белорусского рубля Национальный банк вынужден приобретать иностранную валюту.

Международные резервные активы Республики Беларусь на 1 января 2012 года достигли 7,9 млрд. долларов США, что соответствует почти двум месяцам импорта товаров и услуг.

Во втором полугодии 2011 года возобновился приток срочных рублевых депозитов населения в банки. С сентября начал восстанавливаться объем срочных вкладов в иностранной валюте.

Вместе с тем, возобновление  нормального функционирования внутреннего валютного рынка и выход на единый курс не являются поводом для самоуспокоения. Важно не просто выйти на единый курс. Важно обеспечить его относительную устойчивость в долгосрочной перспективе, причем не за счет расходования золотовалютных резервов государства. Для этого необходимо, чтобы работа всей экономики приносила в страну больше валюты, чем она тратит. Соответственно, должны быть созданы все условия для того, чтобы белорусская продукция была конкурентоспособна по цене и по качеству, пользовалась спросом как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Важнейшей задачей на ближайшую перспективу остается сокращение внешней дебиторской задолженности реального сектора экономики. От успешности решения этой проблемы во многом зависит устойчивость функционирования банковской системы, поддержание равновесия на внутреннем валютном рынке, накопление необходимых стране валютных резервов.

Должны быть изменены подходы и к эффективности  кредитной политики. Главой государства выдвинуто справедливое требование — «жить по средствам», и оно касается всех без исключения. Кредитная поддержка крайне важна для функционирования и модернизации белорусских предприятий и остается главной задачей банков. Но банки обязаны помнить, что они распоряжаются и рискуют в первую очередь деньгами вкладчиков. Поэтому важнейшим принципом работы любого банка должно являться обеспечение устойчивости своего функционирования, в том числе путем проведения своих активных операций только при наличии соответствующих ресурсов. И это должно быть решающим условием при принятии решения о выделении кредита.

Важнейшими условиями  стабильного экономического развития страны в средне- и долгосрочном периоде являются низкий уровень инфляции и устойчивость курса национальной валюты. Национальный банк совместно с Правительством должны в первую очередь сосредоточиться на решении данной задачи. Цель — снизить прирост потребительских цен в 2012 году до 19 — 22 процентов. Успешность достижения заявленной цели будет во многом зависеть как от эффективности работы экономики, так и от степени жесткости монетарной и бюджетно-налоговой политики.

Процентная политика Национального банка будет направлена на достижение положительного уровня реальных процентных ставок в экономике. Она должна быть взвешенной, обеспечивать в первую очередь поддержание монетарной стабильности и сбалансированное развитие экономики. Должны учитываться интересы, как заемщиков, так и вкладчиков. Только в этом случае будут созданы условия, необходимые для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения.

Национальный банк намерен  проводить жесткую эмиссионную  политику. Рефинансирование банков будет осуществляться исключительно на рыночных условиях, на короткие сроки и только в рамках стандартных инструментов регулирования ликвидности. При необходимости будут производиться и стерилизационные мероприятия, направленные на недопущение избыточного роста денег в экономике.

В 2012 году Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на постепенное доведение золотовалютных резервов государства до уровня, обеспечивающего экономическую безопасность страны.

Особое внимание в 2012 году Национальный банк также будет уделять:

  • устойчивости отдельных банков и банковского сектора в целом, том числе сбалансированности их активных и пассивных операций;
  • уровню ликвидности и принимаемым банками мерам по устранению имеющихся проблем в данной области, особенно при управлении кредитным портфелем;
  • эффективности выдаваемых банками кредитов реальному сектору экономики, в том числе в направлении их в первую очередь на экспортоориентированые и валютоокупаемые, а также импортозамещающие проекты;
  • участию банковского сектора в государственных программах и наличию соответствующих ресурсов для этого;
  • работе банков с собственными клиентами — юридическими лицами, в первую очередь с малым и средним бизнесом, в том числе в оказании предприятиям содействия по сокращению дебиторской задолженности,
  • работе банков с собственными клиентами — физическими лицами, повышению финансовой грамотности населения.

Кроме того, как отмечалось в ходе заседания, в 2012 году в республике должна получить дальнейшее развитие платежная система. При этом особое внимание должно уделяться развитию безналичных расчетов и увеличению их доли в розничном товарообороте.

В этой связи на расширенном  заседании Правления Национального  банка рассмотрен вопрос о развитии внутренней платежной системы «БелКарт» в 2012–2016 годах. Отмечено, что система «БелКарт» по количеству карточек в обращении вышла на первое место в стране, опередив не только международную платежную систему MasterСard, но и VISA. На начало нынешнего года эмиссия карточек «БелКарт» составила 4,4 миллиона единиц, или 44 процента от общего количества выпущенных в обращение карточек.

Основной задачей развития внутренней платежной системы «БелКарт»  на ближайшие пять лет является обеспечение доминирующего положения системы «БелКарт» на рынке карточек Республики Беларусь. Для этого запланирован комплекс мероприятий, направленных на развитие новых услуг и расширение продуктового ряда в рамках системы, обеспечение надежности, безопасности проведения операций с данными карточками, совершенствование структуры управления системой, развитие нормативной базы, тарифной политики, управления рисками, информационное и маркетинговое обеспечение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Необходимость и инструменты регулирования денежного оборота