Необходимость и инструменты регулирования денежного оборота

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной курсовой работы - выявление проблем и особенностей регулирования денежного оборота в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть сущность денежного оборота, его структуру, доказать объективную необходимость его регулирования, охарактеризовать методы и инструменты денежного регулирования, а также показать проблемы и направления денежного регулирования в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение
4
1.
Сущность, структура, методы и инструменты регулирования денежного оборота

1.1.
Понятие денежного оборота, его структура
5
1.2.
Значимость регулирования денежного оборота со стороны государства
9
1.3.
Необходимость, методы и инструменты регулирования денежного оборота
16
2.
Денежно-кредитная (монетарная) политика в Республике Беларусь
26
3.
Проблемы регулирования денежного оборота и пути их решения в Республике Беларусь.
35
Заключение
43
Список использованных источников
45

Файлы: 1 файл

готовый курсач-1.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

В настоящее  время в мировой практике особо  выделяют две стратегии деятельности центрального банка: во-первых, регулирование темпа роста денежной массы; во-вторых, регулирование валютного курса национальной денежной единицы. Эти две стратегии реализуются не изолированно от приоритетов государственной экономической политики. Главным из этих приоритетов является в последнее время поддержание экономического роста во взаимосвязи с удовлетворением потребностей экономики в финансовых ресурсах. Соответственно, в эволюции современной денежно-кредитной политики центральных банков прослеживается (с определенной долей условности) ряд этапов. Первый этап ограничивается периодом до 70-х годов. Второй период охватывает 70-ые годы и характеризуется нефтяными кризисами и переходом к новой системе валютных курсов. Третий этап начинается с 80-х годов и связан с ориентацией денежно-кредитной политики стимулирования экономического роста.

На первом этапе  в ряде стран (США, Великобритания и  Франция) до середины 70-х годов приоритетом являлось подавление инфляции. Антиинфляционные меры в США и Великобритании предусматривали сдерживание внутреннего спроса посредством регулирования доходов, главной целью было ограничение денежной массы в обращении, особенно у населения. Предпринимались попытки административно-законодательного замораживания цен и заработной платы в определенные периоды времени и установление ограничений их роста в последующем. Однако эти усилия не привели к желаемому результату, при наличии инфляции продолжалось замедление роста производства.

Для сдерживания внутреннего  спроса с целью снижения инфляции и уравновешенности платежного баланса на первом этапе использовались увеличение учетной ставки центрального банка, контроль над потребительским кредитом, установление прямого регулирования кредитной эмиссии коммерческих банков, уменьшение государственных инвестиций.

Второй этап эволюции денежно-кредитной  политики в развитых государствах связан с разразившимся в 70-е годы нефтяным кризисом, усугубившим, в свою очередь, проблему инфляции. В связи с этим в большинстве ведущих государств мира антиинфляционные задачи пытались решить в основном за счет установления жесткого контроля над объектом денежной массы в обращении. Поэтому основным средством замедления инфляционных процессов являлось ограничение денежной и кредитной массы и, соответственно, жесткий контроль над денежной эмиссией в стране.

Третий этап эволюции денежно-кредитной  политики в развитых государствах характеризуется ориентацией на поддержание экономической активности и экономического роста посредством стимулирования предложения и развития производства. В ходе реализации данной концепции в США, с приходом к власти Р.Рейгана, пришли к необходимости увеличения вложения финансовых ресурсов в инвестиции. В данном случае упор сделали, во-первых, на повышение уровня накоплений; во-вторых, на обеспечение стимулов для частных инвестиций; в-третьих, на налоговое стимулирование производства и сбережений через уменьшение общих налогов и установление налогов на потребление; в-четвертых, на изменение в системе регулирования амортизационных отчислений. Эти меры были призваны стимулировать внутренний спрос в стране, а в конечном счете - вести к финансовой стабилизации.

В постсоветских государствах существуют два подхода к проведению денежно-кредитной политики. Сторонники первого считают, что денежно-кредитная политика должна быть жесткой, поскольку только в этом случае можно будет обуздать инфляцию и реализовать монетаристский подход к регулированию экономикой. Согласно второму направлению должна активно использоваться кредитная эмиссия в целях стабилизации и оживления производства. Это мотивируется тем, что трансформируемая экономика достаточно быстро приспосабливается к условиям инфляции. Правильным будет использовать подход сочетания, когда в соответствии со складывающейся хозяйственной обстановкой в стране на каждом конкретном этапе экономического развития центральным банком вырабатывается присущая этому этапу концепция денежно-кредитного регулирования [18, с.127-131].

В Беларуси денежно-кредитная  политика осуществляется эволюционным путем в рамках развития общей системы экономического регулирования страны. 

Выработка и  проведение денежно-кредитной политики Республики Беларусь является основной задачей Национального Банка Республики Беларусь. Ежегодно в соответствии с существующим законодательством Национальный Банк представляет в Верховный Совет Республики Беларусь основные направления денежно-кредитной политики на очередной год. Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать особенности денежно-кредитного регулирования в Республики Беларусь, рассмотрим эволюцию денежно-кредитной политики.

В период 1992 — 1995 гг. проводилась самая мягкая "сверхэкспансионистская" политика. Рублевая денежная масса за этот период возросла в 2150 раз (или почти на 17,3 % в среднем за месяц). Потребительские цены возросли за этот период почти в 25 000 раз (или на 23,5 % в среднем за месяц), официальный курс доллара — в 68 900 раз (на 21,6 % ежемесячно). В то же время ВВП и реальные доходы населения снизились соответственно на 33 и 38 %.  В 1995 г. предпринималась попытка финансовой стабилизации в Республике Беларусь. Для этого использовались три приема: фиксированный обменный курс, поддерживаемый с помощью интервенций Национального банка, ограниченный доступ на межбанковскую валютную биржу (МВБ) в конце года, стимулирование рублевых сбережений путем установления высоких процентных ставок и сжатие тем самым рублевой массы. Комплекс мероприятий, среди которых было введение валютного контроля, остановил падение белорусского рубля и наметил рост реального курса валюты, что привело к падению конкурентоспособности отечественных товаров по сравнению с импортными.

Политику, проводимую в 1996—1999 гг., можно назвать умеренно мягкой. Она принесла определенные положительные результаты: темпы денежной эмиссии по сравнению с периодом 1992 — 1995 гг. снизились более чем в 2,5 раза, темпы инфляции и девальвации — в 3,8 и 3,5 раза [19].

В 1999 г. на общеэкономические  и денежные показатели повлиял ряд  негативных факторов: влияние российского финансового кризиса 1998 г., неблагоприятные погодные условия, рост цен на нефть. Тем не менее, в 1999 г. удалось добиться поддержания положительных темпов экономического роста. Определенную роль в этом сыграла работа банковской системы, которая создала благоприятные условия для развития реального сектора экономики. Доля кредитов в структуре банковских активов возросла до 54,2 % (на начало 1997 г. она составляла 48,8 %). Это значительно выше, чем, например, у российских банков (30,5 %). При этом удельный вес долгосрочных кредитов, являющихся важным источником инвестиций, достиг 50,7 % (на начало 1997 г. — 30,8 %). Это более высокий показатель, чем в других странах СНГ: в России доля инвестиционных кредитов составляет 33,3 %, на Украине — около 20 %. Большое внимание в 1999 г. уделялось повышению качества кредитных портфелей банков. В результате проделанной работы удельный вес безнадежных к погашению кредитов снизился с 9,3 до 7,5%.

Тем не менее, в 1999 г. не удалось решить проблему инфляции, в среднемесячном исчислении составившую 11 %. Кроме упомянутых негативных факторов, можно назвать и экспансионистскую денежно-кредитную политику, связанную с чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в области АПК и жилищного строительства. Все это в сочетании с административным регулированием официального обменного курса белорусского рубля и множественностью валютных курсов обусловило возникновение существенных деформаций на денежном и валютном рынках. Лимит кредитной эмиссии, предусмотренной в размере 35 трлн р., был превышен почти в 2,5 раза. В результате ежемесячный индекс потребительских цен находился в пределах 12 — 14 %. Таким образом, возникла необходимость трансформации денежно-кредитной политики, что и было осуществлено в 2000 г.

В 2000 г. денежно-кредитная  политика основывалась на концепции  перехода к политике "скользящей фиксации" обменного курса белорусского рубля, которая близка к системе "валютного совета", однако, в отличие от нее, допускает возможность ограниченной кредитной эмиссии. Предполагалось, что последняя будет направляться на финансирование дефицита государственного бюджета, а рефинансироваться банковская система будет на рыночной основе. Одним из критериев степени жесткости денежно-кредитной политики является уровень и соотношение процентной ставки по однодневным рублевым межбанковским кредитам и ставки рефинансирования Национального банка. На протяжении 1999 г. и в первом квартале 2000 г. ставка по однодневным рублевым межбанковским кредитам была ниже ставки рефинансирования и темпа инфляции, но, начиная с апреля 2000 г., это соотношение изменилось. При этом, начиная с февраля 2000 г., был обеспечен положительный уровень в реальном выражении процентных ставок по основным рублевым операциям, включая ставки по кредитам и депозитам. В дальнейшем размер ставок постепенно снижался, но оставался выше текущих темпов инфляции.

Положительным моментом стало  и то, что в течение всего 2000 г. Нацбанк Республики Беларусь гибко  сочетал меры по поддержке ликвидности банков путем использования всего комплекса инструментов, включая ломбардный кредит, сделки репо, свопы, покупку и продажу валюты. Кредит обеспечивали ресурсами в основном на безэмиссионной основе [19].

Определенный прогресс был  достигнут в области повышения  надежности банковской системы: в Национальном банке Республики Беларусь усовершенствовали систему нормативов, которая приближена к международным стандартам, рекомендуемым Базельским комитетом, и к нормативам, действующим в России. Ужесточение денежно-кредитной политики явилось важным фактором того, что, начиная с апреля 2000 г., произошла стабилизация рыночных котировок белорусского рубля, среднемесячные темпы девальвации которых не превышали 2 %. Наиболее важным и положительным результатом денежно-кредитной политики 2000 г. явилось осуществление перехода к единому валютному курсу. Ликвидация системы множественности курсов и расширение сферы использования белорусского рубля во внешней торговле создали более благоприятные условия для внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий. Практически, начиная с 2000 г., обеспечивалась высокая стабильность рыночных котировок белорусского рубля, что сделало валютный рынок предсказуемым, а также позволило снизить издержки на проведение валютных и внешнеторговых операций.

Однако этот процесс оказал на экономику и  негативное влияние: уменьшились оборотные средства субъектов хозяйствования, выросли неплатежи. Все это вызвало повышение цен на белорусскую продукцию. Как следствие — высокий темп инфляции — 6,3 % (прогноз — 4,5 — 5,5 %). Это самый высокий показатель по странам СНГ [18, с.27-29].

В 2001 г. приоритет  отдавался плавной предсказуемой динамике единого курса белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка. В условиях малой открытой экономики стабильный валютный курс обеспечивает наиболее благоприятные условия для динамичного развития внешнеэкономических связей и на этой основе — интеграции экономики в систему глобальных экономических процессов. Динамика валютного курса в условиях нестабильной экономики — более четкий ориентир и показатель эффективности политики центрального банка по сравнению с динамикой различных денежных агрегатов. Обеспечение стабильного валютного курса само по себе предполагает проведение жесткой денежно-кредитной политики, что является залогом достижения других ее целей.

Политика обеспечения  стабильности белорусского рубля осуществляется уже четвертый год, и можно говорить, что в настоящее время количественные результаты переходят в качественные. Так, темп девальвации за три года был снижен в 2,8 раза, а в текущем году курс белорусского рубля практически стабилен. К доллару США он укрепился на 0,3 процента, к российскому рублю снизился на 3,1 процента, к евро — укрепился на 2,6 процента. Показатели курсообразования находятся в пределах прогнозных значений. И очень важно, что это достигнуто не за счет интервенций.

Укрепление белорусского рубля отразилось не только в темпах девальвации, но и в других показателях, свидетельствующих о росте доверия к нему как полноценной национальной валюте, и о ситуации в валютной сфере в целом.

Таким образом, начиная с 2000 г. денежно-кредитная политика в  республике становится жестче, что согласуется с объективными социально-экономическими условиями, а также базируется на опыте (зарубежном и собственном) рыночных преобразований и достижения макроэкономической стабилизации. Цели и методы денежно-кредитной политики могут и должны корректироваться в процессе изменения общей макроэкономической ситуации в стране, направлений экономических реформ, а также внешнеэкономических факторов, которые становятся определяющими в условиях малой открытой экономики Республики Беларусь.

Основной целью  денежно-кредитной политики республики на современном этапе является обеспечение устойчивости национальной валюты, выражаемое, прежде всего, в поддержании низкого уровня инфляции. На достижение этого направлено действие всех монетарных инструментов совместно с мерами экономической политики Беларуси. Именно отсутствие высокой инфляции в течение достаточно длительного периода — принципиально необходимое условие устойчивого экономического роста. Ведь долгосрочный рост производства, обеспечивающий подъем жизненного уровня граждан Беларуси, возможен только на основе постоянного обновления основных фондов и совершенствования технологий за счет внутренних и внешних инвестиций, а инвесторы, в том числе предприятия и банки, могут эффективно действовать только в условиях гарантированной финансовой стабильности. 

Не менее  важным признаком устойчивости национальной валюты является стабильность ее обменного курса. В условиях открытой экономики нашей страны, где доля внешней торговли во всем экономическом обороте очень велика, динамика обменного курса имеет существенное значение для регулирования внутренних цен. Именно поэтому Национальный банк, как и центральные банки целого ряда стран с открытой экономикой, традиционно использует курсовую политику в качестве одного из основных каналов достижения конечной цели своей денежно-кредитной политики по сдерживанию инфляции. 

Таким образом, денежно-кредитная политика является эффективным средством государственного регулирования экономики. Эта эффективность  может многократно усиливаться, если денежно-кредитная политика увязана с общеэкономической политикой государства. Если же денежно-кредитная политика функционирует как бы сама по себе или, образно говоря, обращена «внутрь» банковской системы, то ее воздействие на экономику является незначительным, а иногда и негативным.

Информация о работе Необходимость и инструменты регулирования денежного оборота