Необходимость и инструменты регулирования денежного оборота

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной курсовой работы - выявление проблем и особенностей регулирования денежного оборота в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть сущность денежного оборота, его структуру, доказать объективную необходимость его регулирования, охарактеризовать методы и инструменты денежного регулирования, а также показать проблемы и направления денежного регулирования в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение
4
1.
Сущность, структура, методы и инструменты регулирования денежного оборота

1.1.
Понятие денежного оборота, его структура
5
1.2.
Значимость регулирования денежного оборота со стороны государства
9
1.3.
Необходимость, методы и инструменты регулирования денежного оборота
16
2.
Денежно-кредитная (монетарная) политика в Республике Беларусь
26
3.
Проблемы регулирования денежного оборота и пути их решения в Республике Беларусь.
35
Заключение
43
Список использованных источников
45

Файлы: 1 файл

готовый курсач-1.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

Понимание системы денежно-кредитного регулирования в определенной степени  предполагает некую тавтологию, потому что система регулирования может трактоваться как «система приведения в систему».

В ряде научных работ  отмечается, что «современная экономика превращается в экономику систем, а рыночная конкуренция превращается в конкуренцию систем, которые перешли от состояния стихийного саморегулирования в состояние жесткой самоорганизации и взаимоорганизации».

Регулирование предполагает упорядочение, обеспечение и перераспределение определенного воздействия; создание благоприятных условий для осуществления воздействия, причем оно само управляемо.

Денежно-кредитное регулирование  основывается на следующих принципах:

- учет значения денег  и кредита как важных элементов рыночных отношений, которые осуществляются исходя из представлений о них как социально значимых объектах, охраняемых в качестве важнейшей составной части природы экономических отношений, своеобразном «природном» ресурсе, объекте права собственности и иных прав;

- сочетание интересов  общества и законных интересов  участников денежного оборота, согласно которому использование и охрана денег и кредита осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого участника денежного оборота на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им деньгами и кредитом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Необходимость,  методы и инструменты регулирования  денежного

 оборота

Правильная  организация денежного оборота  — одно из важнейших условий эффективного управления экономикой. Денежный оборот отражает как положительные итоги процесса производства товаров и услуг, так и его отрицательные моменты. Практика хозяйствования доказала целесообразность концентрации управления денежным оборотом центральным банком, который является единым кредитным, эмиссионным, кассовым и расчетным центром государства.

Рассмотрим  основные принципы организации денежного оборота.

В учебном пособии  Тарасова В.И. «Деньги, кредит, банки» выделены следующие принципы организации денежного оборота:

-  все предприятия  (объединения), организации и учреждения  обязаны хранить денежные средства  на счетах в банке, проводить  расчеты через банк преимущественно  в безналичной форме;

-  банки должны  обеспечивать ведение счетов предприятий и организаций, проведение по ним безналичных и налично-денежных расчетов с соответствующим контролем, прием и хранение денежных сбережений населения, выдачу их по первому требованию вкладчиков в любой форме;

-  во внутрибанковском обороте применяются только расчетные документы установленной формы, а во внебанковском обороте — только государственные денежные знаки [13, с. 52].

Денежный оборот регулируется центральным банком. При  этом регулирование денежного обращения центральным банком может быть направлено на любой из элементов денежно-кредитного рынка: на объем предложения денег в наличной и безналичной формах, величину спроса на кредит и его цену.

Возможность воздействия  на предложение денег обеспечивается совмещением в лице центрального банка субъекта денежной эмиссии в ее наличной и безналичной формах и субъекта денежно-кредитного регулирования. При этом монополия на эмиссию банкнот создает базу для контроля над наличной составляющей денежного обращения, а особая роль центрального банка в формировании кредитных ресурсов банковской системы в целом — основу для определения возможного объема банковских кредитов.

Совокупность  мероприятий, осуществляемых центральным  банком страны в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики, называется денежно-кредитной политикой.

Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. 

Имеющиеся в  распоряжении центрального банка инструменты  денежно-кредитного регулирования различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение и спрос на деньги), по своей форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные). Все эти методы используются в единой системе. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика государства, деятельность центрального банка может быть направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на се ограничение (кредитная рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры. При помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов.

По форме  инструменты денежно-кредитного регулирования  разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административными являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального байка, и направленные на ограничения сферы деятельности кредитного института. Они занимают определенное место в практике центральных банков не только развитых стран, но и широко применяются в развивающихся государствах. Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не являются мгновенными и не всегда адекватны намеченной цели.

По характеру  параметров, устанавливаемых в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественных параметров рынка и, прежде всего, стоимости банковских кредитов.

По срокам воздействия  инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на долгосрочные и краткосрочные в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики. Под долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитной политики подразумеваются те задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от 1 года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики [18, с.77-85].

Инструменты денежно-кредитной  политики включают:

а) лимиты кредитования;  прямое регулирование ставки процента;

б) изменение  нормы обязательных резервов;

в) изменение  учетной ставки (ставки рефинансирования);

г) операции на открытом рынке [17, с. 146].

Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана  со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Конечные цели реализуются  денежно-кредитной политикой как  одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального (Национального) банка и осуществляются в рыночной экономике с помощью в основном косвенных инструментов.

Рассмотрим инструменты  косвенного регулирования денежной системы.

Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального банка, а также для межбанковских расчетов.

Банки могут хранить и  избыточные резервы - некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская эти деньга в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

Чем выше устанавливает  Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов (rr) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура  носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.

Другим инструментом денежно-кредитного регулирования является изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования), по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

Учетная ставка обычно бывает ниже ставки межбанковского рынка. Но получение кредита у Центрального банка может быть сопряжено с  определенными административными ограничениями. Часто Центральный банк выступает как последний кредитор для коммерческих банков, испытывающих серьезные затруднения. Однако к "учетному окну" Центрального банка допускаются не все банки: характер финансовых операций заемщика или причины обращения за помощью могут оказаться неприемлемыми, с точки зрения Центрального банка.

Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для пополнения резервов коммерческих банков. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального банка выдаются для особых нужд (сезонные потребности) или для выхода из тяжелого финансового положения.

В отличие от межбанковского кредита ссуды Центрального банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Следует заметить, однако, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Центрального банка, составляет обычно, лишь незначительную долю привлекаемых ими средств. Изменение учетной ставки Центральным банком стоит рассматривать скорее как индикатор политики Центрального банка. Во многих развитых странах существует четкая связь между учетным процентом Центрального банка и ставками частных банков. Например, повышение учетной ставки Центральным банком сигнализирует о начале ограничительной денежно-кредитной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковского кредита, а затем и ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору. Все эти изменения происходят по цепочке достаточно быстро.

Операции на открытом рынке — третий способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации [17, с. 148].

Когда Центральный  банк покупает ценные бумаги у коммерческого  банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в Центральном банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные "деньги повышенной мощности" и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Таким образом, воздействуя на денежную базу через  операции на открытом рынке, Центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности коммерческих банков и фирм .

Наряду с косвенными инструментами  могут применяться и административные методы регулирования денежной массы: прямое лимитирование кредитов, контроль над отдельными видами кредитов и т.д. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т.д. Принцип лимитирования, как правило, используется одновременно с льготным кредитованием приоритетных секторов экономики.

К селективным методам  денежно-кредитного регулирования  относят контроль по отдельным видам кредитов (ипотечному, под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам), установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков и т.д.

Следует подчеркнуть, что  при реализации денежно-кредитной  политики центральный банк использует одновременно совокупность инструментов.

Информация о работе Необходимость и инструменты регулирования денежного оборота