Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:29, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы - выявление проблем и особенностей регулирования денежного оборота в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть сущность денежного оборота, его структуру, доказать объективную необходимость его регулирования, охарактеризовать методы и инструменты денежного регулирования, а также показать проблемы и направления денежного регулирования в Республике Беларусь.
Введение
4
1.
Сущность, структура, методы и инструменты регулирования денежного оборота
1.1.
Понятие денежного оборота, его структура
5
1.2.
Значимость регулирования денежного оборота со стороны государства
9
1.3.
Необходимость, методы и инструменты регулирования денежного оборота
16
2.
Денежно-кредитная (монетарная) политика в Республике Беларусь
26
3.
Проблемы регулирования денежного оборота и пути их решения в Республике Беларусь.
35
Заключение
43
Список использованных источников
45
2. Денежно-кредитная (монетарная) политика в Республике Беларусь.
На 1 сентября 2011 г. банковский сектор Республики Беларусь включал 31 банк, из которых 26 банков являлись банками с участием иностранного капитала. При этом в 23 банках доля участия иностранных инвесторов в уставном фонде превышает 50 процентов, в том числе:
9 банков - со 100-процентным иностранным капиталом;
14 банков - доля иностранного капитала от 50 до 100 процентов, из них у двух банков только по одной акции принадлежит резидентам Республики Беларусь.
На территории Республики Беларусь находятся 9 представительств иностранных банков России, Литвы, Латвии, Германии и Межгосударственного банка.
Совокупный уставный фонд банков на 1 сентября 2011 г. сложился на уровне 12,84 трлн. рублей, увеличившись в январе-августе 2011 г. на 6,8 процента (на 812,5 млрд. рублей). В его структуре на 1 сентября 2011 г. основная доля принадлежит государству.
На 1 сентября 2011 г. отношение уставного фонда к ВВП в годовом исчислении составило 5,28 процента, снизившись с начала 2011 года на 0,74 процентного пункта.
Объем нормативного капитала банков за январь-август 2011 г. увеличился на 14,4 процента, или на 2,55 трлн. рублей, и на 1 сентября 2011 г. сложился на уровне 20,18 трлн. рублей.
В среднегодовом исчислении
по отношению к ВВП объем
В августе в годовом исчислении рентабельность нормативного капитала банковского сектора составила 12,4 процента, увеличившись с начала 2011 года на 0,63 процентного пункта.
Пассивы банков на 1 сентября 2011 г. составили 190,1 трлн. рублей и за январь-август 2011 г. возросли на 49,1 процента (по курсу на 01.01.2011 - на 25,5 процента), или на 62,56 трлн. рублей. При этом наибольший прирост (на 24,5 процента) пассивов банков сложился в мае 2011 г., что в основном было обусловлено проведенной корректировкой официального обменного курса белорусского рубля.
Отношение среднего объема активов к ВВП в годовом исчислении на 1 сентября 2011 г. составило 64,9 процента и возросло с начала 2011 года на 4,5 процентного пункта 8, с. 45.
Прирост ресурсов банков в январе-августе 2011 г. был обеспечен за счет увеличения средств, привлеченных банками от резидентов Республики Беларусь, на 39,63 трлн. рублей (на 43,1 процента), нерезидентов Республики Беларусь -на 17,31 трлн. рублей (на 100,6 процента), прочих пассивов - на 5,62 трлн. рублей (на 30,5 процента) (в том числе собственного капитала банков - на 2,53 трлн. рублей или на 14,4 процента).
При этом на фоне снижения в пассивах банков доли депозитов физических лиц и средств Национального банка относительно начала 2011 года, наблюдалось значительное увеличение доли средств нерезидентов, а также средств органов государственного управления.
Активные банковские операции. Основным направлением размещения средств банков являются кредиты юридическим лицам-резидентам и физическим. За январь-август 2011 г. требования банков к экономике увеличились на 40 процентов (на 37,15 трлн. рублей) и на 1 сентября 2011 г. составили 130,03 трлн. рублей (за январь-август 2010 г. - увеличение на 20,7 процента).
В национальной валюте требования возросли на 26,7 процента (на 19,34 трлн. рублей) и сложились в объеме 91,69 трлн. рублей, в иностранной валюте - на 9,9 процента (на 608,7 млн. долларов США) и 7,52 млрд. долларов США соответственно.
На фоне ускорения инфляционных процессов с начала 2011 года Национальным банком были приняты меры по ужесточению монетарных условий, включая повышение ставки рефинансирования и ставок по операциям Национального банка, и как следствие, процентных ставок на денежном рынке.
В целях оперативного реагирования на изменение текущей экономической ситуации в стране и усиления защиты рублевых вкладов в банках от инфляции, в январе-августе 2011 г. ставка рефинансирования поэтапно повышалась (с 10,5 процента годовых до 22 процентов годовых), с 1 сентября 2011 г. - до 27 процентов годовых 8, с. 46.
Одновременно с увеличением ставки рефинансирования в январе-августе 2011 г. уровень процентных ставок по постоянно доступным операциям регулирования ликвидности, формирующий верхнюю границу колебаний процентных ставок на однодневном межбанковском рынке, был увеличен на 16 процентных пунктов (по кредиту овернайт и сделкам СВОП овернайт - с 16 до 32 процентов годовых), с 1 сентября -до 37 процентов годовых. Процентные ставки по постоянно доступным операциям изъятия ликвидности, формирующие нижнюю границу, в январе-августе 2011 г. возросли на 9 процентных пунктов (по депозитам овернайт - с 7 до 16 процентов годовых), с 1 сентября - до 18 процентов годовых.
Проводимыми операциями на открытом рынке на аукционной основе Национальный банк поддерживал ставки на однодневном межбанковском рынке на уровне выше, чем ставка рефинансирования, приближая их к значению верхней границы коридора - ставке по кредиту овернайт. При этом процентные ставки по операциям предоставления ликвидности на открытом рынке планомерно повышались: уровень процентных ставок по ломбардным аукционам был увеличен с 11 процентов годовых до 32 процентов годовых. процентные ставки по двусторонним сделкам СВОП были установлены на уровне ставок по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности, что увеличило их уровень с 11 процентов годовых до 32 процентов годовых.
Среднее значение процентной ставки на однодневном межбанковском рынке в августе 2011 г. составило 30,6 процента годовых, увеличившись относительно ее декабрьского уровня на 20,1 процентного пункта .
Ситуация на денежных рынках в январе-августе 2011 г. имела неоднородный характер: в январе-мае 2011 г. прослеживались существенные колебания ликвидности, а с конца мая в банковской системе наблюдался дефицит ликвидности.
В периоды дефицита ликвидности, в целях обеспечения нормального платежного процесса, недопущения неплатежей, сглаживания колебаний процентных ставок на рынке межбанковских кредитов Национальный банк оказывал необходимую ресурсную поддержку банкам. Среднедневной остаток задолженности по операциям поддержания текущей ликвидности банковской системы за восемь месяцев 2011 г. составил 1 487,6 млрд. рублей. В период избытка ликвидности Национальным банком проводились операции на открытом рынке по стерилизации избыточной ликвидности. Среднедневной остаток средств банков по операциям изъятия ликвидности Национального банка за указанный период текущего года составил 136,2 млрд. рублей. Ставки кредитного рынка. Средняя полная процентная ставка по новым кредитам банков в белорусских рублях в августе 2011 г. сложилась на уровне 27,3 процента годовых, увеличившись на 13,5 процентного пункта по сравнению с январем 2011 г., в том числе для юридических лиц - 27,4 процента годовых и на 14,2 процентного пункта, для физических лиц - 26,7 процента годовых и на 8,3 процентного пункта.
Средняя полная процентная ставка по вновь выданным кредитам юридическим лицам в СКВ в августе 2011 г. по сравнению с январем 2011 г. увеличилась на 1,4 процентного пункта и составила 9,4 процента годовых.
Ставки депозитного рынка. В августе 2011 г. ставка по новым срочным депозитам в рублях сложилась на уровне 24,3 процента годовых, увеличившись по сравнению с январем 2011 г. на 13,2 процентного пункта. При этом ставка по вновь привлеченным срочным депозитам физических лиц в августе составила 27,7 процента годовых против 15,5 процента годовых в январе 2011 г. Ставка по вновь привлеченным срочным депозитам юридических лиц увеличилась с 9,4 процента годовых в январе 2011 г. до 23,9 процента годовых в августе.
Процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам физических лиц в иностранной валюте в августе 2011 г. увеличилась на 1,9 процентного пункта по сравнению с январем 2011 г. и составила 8,6 процента годовых, по депозитам юридических лиц - на 0,2 процентного пункта до 4,4 процента годовых.
В автоматизированной системе межбанковских расчетов (далее - BISS) в январе-августе 2011 г. проведено 41,51 млн. платежей на сумму 1 207,5 трлн. рублей. По сравнению с январем-августом 2010 г. количество платежей увеличилось на 5,6 процента, а их сумма - на 90,9 процентов.
По состоянию на 1 сентября 2011 г. в системе BISS работает 201 участник, из них 33 являются прямыми участниками (Национальный банк, банки Республики Беларусь банки-нерезиденты). Количество косвенных участников (филиалы (отделения) банков Республики Беларусь, структурные подразделения Национального банка) за январь-август 2011 г. сократилось с 212 до 168. Сокращение косвенных участников в системе межбанковских расчетов на фоне роста объемов платежей свидетельствует как о процессах концентрации капитала, так и о повышении эффективности работы банковской системы.
По основным показателям
оценки деятельности Национального
банка по обеспечению эффективного,
надежного и безопасного
В целях выравнивания внешних и внутренних дисбалансов экономики 24 мая 2011 г. было проведено единовременное снижение обменного курса белорусского рубля и корректировка центрального значения коридора колебаний стоимости корзины иностранных валют. В соответствии с постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 23 мая 2011 г. №188 "Об установлении обменных курсов при совершении валютно-обменных операций на внутреннем валютном рынке" с 24 мая 2011 г. установлены:
Информация о работе Необходимость и инструменты регулирования денежного оборота