Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 11:30, курсовая работа
Цель данной работы – изучение денежного оборота и его состояния в Российской Федерации.
Исходя из цели, задачами исследования является рассмотрение следующих вопросов:
1. История создания Центрального банка Российской Федерации.
2. Функции Центрального банка Российской Федерации.
3. Особенности развития Центрального банка Российской Федерации.
4. Денежное обращение (оборот) и выпуск денег в обращение.
5. Наличный и безналичный денежный оборот.
Введение……………………………………………………………………….
1.Теоретические основы денежного оборота и роль Центрального
Банка…………………………………………………………………………..
1.1. История создания Центрального банка Российской Федерации…...
1.2. Функции Центрального банка Российской Федерации……………
1.3. Особенности развития Центрального банка Российской
Федерации…………………………………………………………………..
2. Денежный оборот и его структура……………………………………….
2.1. Денежное обращение (оборот) и выпуск денег в обращение………
2.2. Наличный и безналичный денежный оборот……………………….
2.3. Инструменты государственного регулирования…………………….
3. Государственное регулирование денежного обращения……………….
3.1. Ставка рефинансирования…………………………………………….
3.2. Операции на открытом рынке………………………………………...
3.3. Проблемы регулирования денежного обращения.
Законодательная основа…………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………...
Приложение
Введение………………………………………………………… |
3 |
1.Теоретические основы денежного оборота и роль Центрального Банка………………………………………………………………… |
5 |
1.1. История создания Центрального банка Российской Федерации…... |
5 |
1.2. Функции Центрального банка Российской Федерации…………… |
9 |
1.3. Особенности развития Центрального банка Российской Федерации……………………………………………………… |
12 |
2. Денежный оборот и его структура………………………………………. |
17 |
2.1. Денежное обращение (оборот) и выпуск денег в обращение……… |
17 |
2.2. Наличный и безналичный денежный оборот………………………. |
20 |
2.3. Инструменты государственного регулирования……………………. |
22 |
3. Государственное регулирование денежного обращения………………. |
24 |
3.1. Ставка рефинансирования…………………………………… |
24 |
3.2. Операции на открытом рынке………………………………………... |
27 |
3.3. Проблемы регулирования денежного обращения. Законодательная основа……………………………………………………. |
30 |
Заключение…………………………………………………… |
39 |
Список использованных источников………………………………………... |
42 |
Приложение |
Актуальность темы курсовой работы обусловлена следующими факторами: основой развития и надежного, устойчивого функционирования банковской системы является формирования гибкого механизма денежно - кредитного регулирования экономики, позволяющего государству эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения.
Наделенный государством эмиссионным правом Центральный банк является проводником общегосударственной политики стабилизации экономики, товарно-денежной сбалансированности. Переход к рыночной экономике предполагает повышение эффективности и оперативности осуществления кредитной политики на макроуровне. Денежно-кредитная политика на макроуровне представляет собой целенаправленную деятельность Центрального банка (при содействии Министерства экономики и финансов и при необходимости иных центральных ведомств) по выполнению общегосударственных задач.
Основным объектом денежно-кредитного регулирования выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике. Конечная цель данного регулирования со стороны Центрального банка заключается в обеспечении товарно-денежной сбалансированности в хозяйстве, стимулировании экономического роста, достижении стабильности национальной валюты, урегулировании государственного долга. Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.
Очевидно, что в условиях
рыночных отношений возможности
искусственного сдерживания инфляции резко
сокращаются. Вместе с тем непоследовательность
в принятии решений по переходу к рынку,
непродуманность некоторых шагов усугубляют
имеющиеся трудности, усиливают инфляционные
процессы. В конце XX столетия российская
экономика претерпела одну из самых
глобальных в мире перестроек, пришла
в состояние значительного спада. Положение
осложнилось тем, что «наша» инфляция
по своей природе далека
от модели классической инфляции спроса
или монетаристской концепции инфляции
издержек. Соответственно и программы
радикальных рыночных реформ требовали
адекватного подхода к «лечению» экономики,
характеризующейся уникальными социально-экономическими
условиями: деформированной структурой
народного хозяйства с огромным преобладанием
выпуска средств производства и вооружений,
полная монополизация и огосударствление,
невысокий уровень жизни, социальная
и политическая нестабильность.
Цель данной работы – изучение денежного оборота и его состояния в Российской Федерации.
Исходя из цели, задачами исследования является рассмотрение следующих вопросов:
1. История создания Центрального банка Российской Федерации.
2. Функции Центрального банка Российской Федерации.
3. Особенности развития Центрального банка Российской Федерации.
4. Денежное обращение (оборот) и выпуск денег в обращение.
5. Наличный и безналичный
6. Инструменты государственного регулирования.
7. Ставка рефинансирования.
8. Операции на открытом рынке.
9. Проблемы регулирования денежного обращения.
10.Законодательная основа
Объект исследования – денежный оборот.
Предмет исследования процесс денежного оборота в Российской Федерации.
Теоретической базой исследования будут являться: законодательная, нормативная и учебная литература, статьи, монографии и Интернет сайты.
1. Теоретические основы денежного оборота и роль
Центрального Банка
1.1. История создания Центрального банка Российской Федерации
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.
2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.
В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.
20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).
В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.
Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.
В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.
С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.
С целью преодоления
последствий финансового
Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.
В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.
С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.
В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).
Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информации о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.
Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.
Еще одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, — это фиктивная капитализация банков.
С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2007 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".
В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.
С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.