Денежный оборот

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение денежного оборота и его состояния в Российской Федерации.
Исходя из цели, задачами исследования является рассмотрение следующих вопросов:
1. История создания Центрального банка Российской Федерации.
2. Функции Центрального банка Российской Федерации.
3. Особенности развития Центрального банка Российской Федерации.
4. Денежное обращение (оборот) и выпуск денег в обращение.
5. Наличный и безналичный денежный оборот.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….
1.Теоретические основы денежного оборота и роль Центрального
Банка…………………………………………………………………………..
1.1. История создания Центрального банка Российской Федерации…...
1.2. Функции Центрального банка Российской Федерации……………
1.3. Особенности развития Центрального банка Российской
Федерации…………………………………………………………………..
2. Денежный оборот и его структура……………………………………….
2.1. Денежное обращение (оборот) и выпуск денег в обращение………
2.2. Наличный и безналичный денежный оборот……………………….
2.3. Инструменты государственного регулирования…………………….
3. Государственное регулирование денежного обращения……………….
3.1. Ставка рефинансирования…………………………………………….
3.2. Операции на открытом рынке………………………………………...
3.3. Проблемы регулирования денежного обращения.
Законодательная основа…………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………...
Приложение

Файлы: 1 файл

денежный оборот страны КР.doc

— 360.50 Кб (Скачать)

Депозитные операции. Это операции по привлечению в  депозиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.

Валютное регулирование  осуществлялось с помощью валютной интервенции, под которой понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, суммарный спрос и предложение валюты. Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк России продавал валюту из своих золотовалютных резервов.

Установление ориентиров роста денежной массы. Банк России устанавливал минимальные и максимальные границы прироста денежной массы на контрольный срок.

Прямые количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Примером могут служить ограничения на проведение валютных операций. Валютные операции могут производить только уполномоченные банки, получившие от Банка России лицензию на проведение таких операций.

 Высокая инфляция  является негативной составляющей  всего процесса перехода рыночной экономике. Рынок в России находится в фазе становления, экономика только начинает функционировать по законам рынка и рыночные регуляторы народнохозяйственных пропорций работают ещё плохо. Это вызывает необходимость сочетания рыночного антиинфляционного регулирования с государственным.

Специфика российской инфляции заключается в том, что она  своими корнями уходит в существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования. Оттуда проистекают, усиливаясь, два крайне неблагоприятных фактора: технологическая отсталость и монополизм.

Технологическую отсталость необходимо уравновесить так, чтобы  основная масса предприятий (за исключением заведомо несостоятельных или ненужных) обладала приемлемой рентабельностью. Тогда стимулы к постоянному увеличению цен будут ослаблены или полностью исчезнут, инфляция пойдёт на убыль при одновременном росте производства. Это можно сделать с помощью изменения налоговой и дотационной политики.

Необходима эффективная  и регулируемая государством инвестиционная политика. Особое место в ней должно занимать привлечение иностранных инвестиций при условии защиты национального производства.

Государству нужно соблюдать  лимиты внешних заимствований и  предоставления российских кредитов иностранным государствам и международным организациям. Нельзя брать больше, чем надо платить по прежним кредитам.

В условиях раскручивания  инфляционной спирали заработной платы  и цен важным направлением антиинфляционной политики должна стать политика доходов. Необходимо оздоровление бюджетов всех уровней, упрощение сбора налогов.

Активна роль банков в инфляционном процессе. ЦБР должен обладать статусом относительной независимости, выполнять свою важнейшую задачу — стабилизировать рубль, ограничивать кредиты на покрытие дефицита госбюджета и расходы даже на валютную интервенцию, осуществлять эффективное регулирование деятельности коммерческих банков, кредитно-финансовых институтов, сдерживая их кредитную экспансию. Необходимо совершенствование порядка установления официального курса рубля Центральным банком.

На антиинфляционную политику влияют и коммерческие банки. Необходимо ограничение кредитной экспансии, увеличение инвестиций в производство, работа с несостоятельными предприятиями, взвешенная политика перевода капитала за рубеж, создание электронной клиринговой системы. Также имеет значение информатизация и компьютеризация финансовых и банковских операций.

Необходима разработка эффективного законодательства, регулирующего  все сферы рыночной экономики  России.

Любое антиинфляционное регулирование обречено на провал, если государство не в состоянии противостоять теневой экономике, которая контролирует около половины ВВП. Необходима борьба с теневой экономикой и коррупцией государственных чиновников, а также укрепление государственной и политической стабильности.

Антиинфляционная политика эффективна, если не вызывает негативных последствий (таких, как экономический спад, безработица, снижение жизненного уровня населения). Она должна быть основана на системном подходе и ответственности за проведение её в жизнь.

Кризис 1998 года потряс всю экономическую систему России и, конечно же, отразился на росте цен. В результате за 1998 год индекс цен составил 182%, т.е. цены увеличились почти в 2 раза. В 1999 году по мере выхода страны из кризиса наблюдалось снижение темпов инфляции: 3% - в начале года; 1,2% - в конце, и за год индекс цен составил 136,5% [10, с.32].

Инфляция в России в 2011 году составила около 15%. Около 55% роста инфляции в 2011 году обусловлено повышением тарифов естественных монополий, и, соответственно, 45% - монетарными факторами[4].

В 2011 г. инфляция на потребительском рынке (ИПЦ) составила 8,5%, увеличившись против предшествующих месяцев. С начала года темпы прироста цен (8,3%) в 1.3 раза выше, чем в январе-мае 2009 года (7,3 процента).

Еще более  высокие темпы демонстрирует  индекс потребительских цен без учета товаров и услуг необязательного пользования, который в 2010 г. ежемесячно превышает ИПЦ на 0.1-0.5%. За январь-октябрь 2010 года прирост составил 8.5% против 5.7% годом ранее [17, с. 65].


 

Рис. 2. Динамика потребительских цен в 2010-2011 гг.

 

Повышенные  темпы инфляции в 2011 году складываются в основном под воздействием немонетарных факторов:

- 30% от общего  роста цен за 2011 г. дало резкое повышение цен на продукты питания в среднем по России на 28.5% (в целом за 2010 г. – 23.5%).  Недостаток предложения из-за низких темпов роста отечественного производства, сокращения импорта и локального монополизма продавцов формируют в продовольственном комплексе устойчивый очаг инфляции на фоне быстро повышающихся доходов населения. Определенное  влияние на высокие темпы роста цен на продукты оказывают инфляционные ожидания текущего года (ожидание нового витка роста цен на бензин вследствие высоких цен на мировых рынках, нестабильность поставок импорта ряда основных товаров и др.). Вклад в инфляцию данного фактора за 2011 г. составил 3.4 п.п., или 47% (за аналогичный период 2010 г. – 2.2 п.п., или 42 процента).


 

Рис. 3.Вклад в инфляцию на потребительском рынке отдельных групп

товаров и услуг

 

- непродовольственные  товары демонстрируют низкие  темпы роста цен, с начала  года ежемесячно дорожая на 0.4-0.5%, в целом за период цены выросли  на 2.1% (за январь-октябрь 2010 г. – 2.8 процента). Вклад в инфляцию повышения цен на непродовольственные товары за пять месяцев снизился до 0.8 п.п. против 1.1 п.п. годом ранее.

Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ) в начале года не проявляет тенденции к  снижению. Несмотря на снижение темпов в мае (до 0.6%) по сравнению с предыдущими месяцами, текущий уровень пока остается довольно высоким, и с начала года он составил 4.0% против 3.8% за январь-октябрь 2010 г. Относительно высокое значение является результатом значительного увеличения денежного предложения в конце 2010 года. Это было связано как с ростом валютных резервов, так и с декабрьским резким снижением остатков средств на счетах консолидированного бюджета из-за увеличения расходов.

Опыт работы с инфляцией в России показывает, что большая часть мероприятий основывается в основном на “книжных” примерах, тогда как успех в борьбе с этим злом возможен лишь при условии тонких особенностей ситуации. Так, к примеру, сжатие денежной массы - тот самый пресловутый монетаризм в разных странах приводит к диаметрально противоположным результатам. В одних странах уменьшение наличных денег в обороте снижает инфляцию, в других - повышает. Тонкость борьбы с инфляцией заключается в том, чтобы правильно уловить и использовать именно те, обусловленные местом и временем явления.

Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего проявляется  следующая закономерность - чем кризиснее  ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и  Центрального банка РФ на экономику и денежную массу, как ее составляющую.

Косвенные методы включают:

  • регулирование общей массы денег через управление «печатным станком».
  • регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центральным банком.
  • обязательные денежные резервы коммерческих банков.
  • операции Центрального банка РФ на открытом рынке ценных бумаг.

Косвенные методы не могут работать в нашей экономике  на полную мощность по причине ее недостаточной «рыночности». Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а соответственно Центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг.

Прямое регулирование  покупательной способности денежной единицы включает в себя такие  методы, как:

  • прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством.
  • государственное регулирование цен.
  • государственное регулирование пределов заработной платы.
  • государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом.
  • государственное регулирование валютного курса.

Были рассмотрены  три сценария ежегодных темпов роста  российской экономики: I вариант – 7%, II вариант – 3% и III вариант – 1.5%.

Таблица 1. Сценарные условия роста российской экономики

 

годы

ВВП России, млрд. долл. в ценах 1996 г.

Мировой выпуск, млрд. долл. в ценах  
1996 г.

Темп роста  мирового выпуска, 
%

I  
(средний темп роста 101.5%)

II  
(средний темп роста 103.0%)

III  
(средний темп роста 107.0%)

2007

1163

1180

1226

43376

101.7

2006

1180

1215

1312

44840

103.4

2007

1198

1252

1403

46208

103.1

2008

1216

1289

1502

47571

103.0

2009

1234

1328

1607

48939

102.9

2010

1253

1368

1719

50312

102.8

2011

1271

1409

1840

51687

102.7

2012

1291

1451

1968

53065

102.7

2013

1310

1495

2106

54445

102.6

Доля России в мировом выпуске в 2013 г. %

2.4

2.7

3.9

   

 

Рис. 4 Уровень  инфляции в России за 2000-2011 годы.

 

Разработка  эффективного законодательства. Отсутствие действенных законов, регламентирующих функционирование взаимосвязанных секторов рыночной экономики и ответственность экономических субъектов рынка – одна из причин дестабилизации экономики и инфляции в России. Принятые законы обеспечивают лишь половину потребности рыночной экономики в них. Для нормализации предпринимательской деятельности необходим механизм реализации законов, контроль за их исполнением. Законодательство должно быть рационально, устойчиво, непротиворечиво и вызывать доверие у предпринимателей и населения. Известна истина, что доверие к правительству, которое выпускает деньги, способствует устойчивости денежного обращения. Для восстановления доверия к рублю необходимо преодолеть кризис государственности, упрочить политическую стабильность в стране. Не менее важно повысить профессионализм управленческих структур, сотрудники которых недостаточно знают современные методы управления  рыночной экономикой и инфляцией с учетом мирового опыта. Например, в отличие от России в мировой практике при инфляции не принято официально объявлять о предстоящем повышении цен, курса доллара, изменений в денежной системе, так как это усиливает недоверие и «бегство» от рубля к валюте [10, с. 36].

Любая стабилизационная программа обречена на провал, если власть не в состоянии противостоять «теневой» экономике, которая контролирует примерно половину ВВП. Огромный ущерб стране наносит крупномасштабное «бегство» капитала; неуплата налогов, таможенных пошлин; проникновение преступных группировок в банковскую систему с целью превращения ее в «прачечную» для отмывания «грязных» денег; присвоение ими приватизированного имущества, сращивание с легальным бизнесом и властными структурами. Переход астрономических сумм под контроль «теневой» экономики – мафии подрывает основы государственности и усилия по формированию цивилизованной рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Денежно-кредитное регулирование  – это совокупность мероприятий со стороны государства, регулирующих деятельность денежно-кредитной системы, показатели денежного обращения и кредита, рынка ссудных капиталов в целях воздействия на экономику. Таким образом, денежно-кредитное регулирование выступает в качестве неотъемлемой части системы государственного управления экономикой и призвано содействовать целям, стоящим перед обществом в тот или иной период.

Центральный банк является ключевым звеном во всей банковской системе  страны. Он осуществляет монопольный выпуск денег, является банком банков, банкиром Правительства, главным расчётным центром страны и органом регулирования экономики денежно-кредитными методами. Все вышеперечисленное и является функциями Банка России. Его статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности определены законом «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Информация о работе Денежный оборот