Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть ключевые инструменты денежно-кредитной политики и проблемы их эффективного осуществления в России.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть основные инструменты, связанные с функционированием денежно-кредитной системы;
2. проанализировать действие инструментов денежно-кредитной политики;
3. рассмотреть международный опыт использования инструментов денежно-кредитной политики;
4. охарактеризовать эффективность денежно-кредитной политики, её особенности и проблемы развития в Российской Федерации.
Особое внимание уделяется мерам денежно-кредитной политики по борьбе с инфляцией в России.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Инструменты денежно-кредитного регулирования …………...…..5
1.1 Норма обязательных резервов………………………..…………...…..5
1.2.Политика рефинансирования ……………………………………...…9
1.3. Таргетирование денежной массы…………………………………..19
1.4. Селективные методы…………………………………………...……21
Глава 2. Инструменты денежно-кредитной политики в Российской Федерации……………………………………………...………………...………23
2.1. Основные инструменты денежно-кредитного регулирования Центрального Банка РФ………………………...……………………….……..25
2.2. Процентная политика Банка России………….……………………32
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………..…………………………….…43
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Институт экономики и управления
Кафедра
финансов и учета
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
на тему:
«Инструменты денежно-кредитного регулирования».
Выполнил:
студент гр. 604-32
Научный руководитель:
Старший преподаватель
В.Г. Костенкова
Ижевск, 2011 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Инструменты денежно-кредитного регулирования …………...…..5
1.1 Норма обязательных резервов………………………..…………...…..5
1.2.Политика рефинансирования ……………………………………...…9
1.3. Таргетирование денежной массы…………………………………..19
1.4. Селективные методы…………………………………………...……21
Глава
2. Инструменты
денежно-кредитной политики в Российской
Федерации……………………………………………...…
2.1. Основные инструменты денежно-кредитного регулирования Центрального Банка РФ………………………...……………………….……..25
2.2. Процентная политика Банка России………….……………………32
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………..…………………………….…
Введение
Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.
Сегодня
в России рациональная денежно-кредитная
политика призвана минимизировать инфляцию,
способствовать устойчивому экономическому
росту, поддерживать курсовые соотношения
валютного курса, на экономически обоснованном
уровне, стимулируя развитие ориентированных
на экспорт и импортозамещающих
производств, существенно пополнить
валютные резервы страны. Задача эта
достаточно сложная. Государственное
регулирование денежно-
Денежно-кредитное
регулирование осуществляется с
помощью соответствующих
Актуальность рассматриваемой темы определяется небольшим опытом использования инструментов денежно-кредитной политики Центральным Банком Российской Федерации. К тому же, в условиях посткризисного развития российской экономики важно иметь четкое представление о различных инструментах денежно-кредитного регулирования и мероприятиях по достижению финансовой стабильности.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть ключевые инструменты денежно-кредитной политики и проблемы их эффективного осуществления в России.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
Особое
внимание уделяется мерам денежно-
Следует
отметить, что взгляды на вопросы
использования инструментов денежно-кредитной
политики неоднократно изменялись. Увеличилось
количество применяемых инструментов,
и обострились внутренние противоречия
между целями денежно-кредитной политики
(снижение инфляции и увеличение безработицы).
Глава 1. Инструменты денежно-кредитного регулирования
Центральный банк может воздействовать на объем предложения денег с помощью изменения величин либо денежной базы, либо денежного мультипликатора. Легче управляемой для ЦБ является денежная база.
Инструменты
денежно-кредитной политики как
раз и применяются для
Основным методом денежно-кредитного регулирования, воздействующим на объем денежного предложения, является политика рефинансирования, которая предполагает использование различных инструментов. Воздействие на денежный мультипликатор обеспечивается в основном путем регулирования норм обязательных резервов. Наряду с этими основными экономическими методами в некоторых странах центральные банки используют и селективные методы регулирования: установление прямых количественных ограничений, портфельные ограничения и др. В последние годы в связи с широким распространением идей монетаризма многие центральные банки стали использовать и метод таргетирования.
Повсеместно распространенным методом денежного регулирования является регулирование норм обязательных резервов, т. е. уровня резервов, которые коммерческие банки в обязательном порядке должны держать на резервном счете в центральном банке.
Нормы обязательных резервов устанавливаются в виде определенного процента к сумме депозитов коммерческих банков. Нормы минимальных резервов различны по странам и дифференцируются в зависимости от размеров банковских учреждений, от конъюнктуры рынка, вида и величины вкладов. Наиболее часто это осуществляется по трем критериям:
- в зависимости от срочности депозитов и их величины (в США, Германии). Например, в Германии максимальная высшая граница резервного обязательства, равная 30 %, установлена для бессрочных вкладов, по которым сумма минимальных резервов уточняется практически ежедневно. Максимально высокая ставка по срочным вкладам составляет 20 %, а по сберегательным - 10 %.
- в зависимости от срочности депозитов и величины всех депозитов банка (в Японии);
- в зависимости от источников депозитов и валюты (нерезиденты, резиденты, в отечественной или иностранной валюте). Дифференциация норм обязательного резервирования для резидентов и нерезидентов может производиться с целью воздействия на динамику валютного курса.
Нормы минимальных резервов в некоторых развитых странах распространяются на счета нерезидентов и средства, полученные от заграничной деятельности. Так, в Австралии банки обязаны помещать на специальный беспроцентный счет в центральном банке до 33,3 % сумм, полученных за границей.
Во Франции принята совершенно отличимая от большинства других стран база, принятая для расчета норм минимальных резервов, - сумма выданных кредитов. Задается рекомендуемый объем тех или иных видов кредитов, превышение которого влечет увеличение нормы резервирования. Кредиты на экспортное производство, например, резервируются под 0,5.
Широкое распространение этого метода регулирования связано, во-первых, с удобством применения и контроля (простой пересмотр параметров в схеме регулирования позволяет влиять на объем и динамику банковских резервов); во-вторых, с универсальностью воздействия - изменение норм резервирования может затрагивать сразу все кредитные учреждения.
Повышение нормы резерва на 1 - 2 % является действенным средством ограничения кредитной экспансии и приостановления развития инфляционных процессов.1
14 июня 2011 года Центробанк Китая повысил нормы банковского резервирования на 50 базисных пунктов, ужесточая борьбу с инфляцией, достигшей в мае максимума 34 месяцев. В результате, нормы резервирования для крупнейших банков КНР доведены до рекордных 21,5%, сообщает Reuters. Изменение в объеме обязательных резервов вступило в силу 20 июня. За счет повышения норм резервирования Китай надеется избавить экономику от излишней ликвидности — одной из главных причин инфляции.
В США, где имеются сильные денежные рынки до кризиса практически каждый доллар превращался в кредит, так, что нормы обязательного резервирования устанавливали естественный барьер на пути роста долларовой денежной массы.
В то же время следует учитывать, что варьирование уровнем резервов затрагивает основы банковской системы и может оказать сильнейшее воздействие на функционирование финансовых рынков страны, вызвать изменения в объемах депозитов и величине банковских кредитов. Повышение уровня обязательных резервов в периоды экономического подъема опасно тем, что банковская система может в этих условиях не выдержать возрастающего спроса на краткосрочную ликвидность со стороны рыночных субъектов.
Практика использования норм обязательных резервов свидетельствует о том, что это очень сильно воздействующее средство и оно непригодно для повседневных корректировок.
Поэтому изменяются нормы обязательных резервов достаточно редко, как правило, один раз в несколько лет, оказывая значительное влияние на объем активных операций банков. При этом воздействие оказывается не столько на текущее состояние денежного рынка, сколько на кредитные операции банков в будущем, в связи с чем частые корректировки послужили бы фактором, усложняющим финансовое планирование участников рынка и дестабилизирующим денежно-кредитную систему в целом.
Во избежание возможного негативного влияния изменения норм резервов на денежный рынок введение новых нормативов, как правило, уравновешивается операциями центрального банка на открытом рынке.
Повышение
эффективности механизма
После недавнего мирового кризиса во многих странах изменилось отношение к денежно-кредитному регулированию и, в частности, к нормам резервирования.
Власти Швейцарии сделали серьезные выводы из уроков недавнего финансового кризиса, ведь осенью 2008 года им пришлось спасать от полного краха банк UBS, который на рискованных сделках с ипотекой потерял более 50 млрд долл. Именно тогда правительство в полной мере осознало, насколько экономика Швейцарии зависит от самочувствия лидеров национального финансового сектора. Все усилия лоббистов ведущих банков Швейцарии пропали даром: правительство страны приняло-таки закон, который должен уменьшить экономические риски в случае коллапса двух системообразующих институтов — UBS и Credit Suisse. Теперь этим банкам придется довести уровень резервирования собственного капитала до 19%.
Нормы обязательного резервирования для швейцарских банков теперь вдвое больше, чем требования новых международных финансовых правил «Базель III», и почти сравнялись с китайскими (20,5%). Впрочем, вступление нового закона в силу намечается в Швейцарии к 2018 году. 2
Информация о работе Инструменты денежно-кредитного регулирования