Инструменты денежно-кредитного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть ключевые инструменты денежно-кредитной политики и проблемы их эффективного осуществления в России.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть основные инструменты, связанные с функционированием денежно-кредитной системы;
2. проанализировать действие инструментов денежно-кредитной политики;
3. рассмотреть международный опыт использования инструментов денежно-кредитной политики;
4. охарактеризовать эффективность денежно-кредитной политики, её особенности и проблемы развития в Российской Федерации.
Особое внимание уделяется мерам денежно-кредитной политики по борьбе с инфляцией в России.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Инструменты денежно-кредитного регулирования …………...…..5
1.1 Норма обязательных резервов………………………..…………...…..5
1.2.Политика рефинансирования ……………………………………...…9
1.3. Таргетирование денежной массы…………………………………..19
1.4. Селективные методы…………………………………………...……21
Глава 2. Инструменты денежно-кредитной политики в Российской Федерации……………………………………………...………………...………23
2.1. Основные инструменты денежно-кредитного регулирования Центрального Банка РФ………………………...……………………….……..25
2.2. Процентная политика Банка России………….……………………32
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………..…………………………….…43

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 564.76 Кб (Скачать)

    В целом средние нормы обязательного резервирования в России значительно превышает аналогичные показатели индустриально развитых стран.

    Нормативы обязательных резервов в России с 2008 года ( в период кризиса) представлены в приложение 1. Как видно из представленных данных,  Банк России снизил с 15 октября 2008 г. нормативы отчислений (по всем видам резервируемых обязательств нормативы были установлены на уровне 0,5%). С мая 2009 года начинается повышение нормативов поэтапно на 0,5 пунктов.

    ЦБ  РФ принял данное решение из-за сложной  ситуации в финансовом секторе страны, вызванной мировым финансовым кризисом. В ближайшее время российские кредитные организации могут столкнуться с ростом просроченной задолженности по выданным ими кредитам, что ухудшит их финансовое положение. Изъятие ликвидности у банков в виде отчислений в ФОР способствовало бы росту финансовой нестабильности.

    Банк  России, в отличие от национальных банков стран Еврозоны, не платит коммерческим банкам по остаткам средств на резервных  счетах. Вместе с тем ЦБ РФ использует эти средства в своих активных операциях, в частности, для покупки  государственных ценных бумаг.18

     Операции  на открытом рынке - это операции по купле-продаже Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров Банка России. Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Центральный банк РФ высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования. При продаже

ценных  бумаг, наоборот, происходит сокращение свободных резервов банковской системы и уменьшается ее потенциал для кредитования экономики.

     Банк  России использует в настоящее время  для операций на открытом рынке исключительно государственные ценные бумаги - ГКО и ОФЗ. В некоторых западных странах для операций на открытом рынке используются наряду с государственными и высококлассные корпоративные ценные бумаги.

     Операции  на открытом рынке подразделяются на операции купли продажи и с обратным выкупом (сделки РЕПО). Сделка РЕПО состоит из двух частей: в первой части одна сторона продает другой стороне ценные бумаги и одновременно берет на себя обязательства выкупить их в определенный срок (либо по требованию второй стороны), во второй части происходит обратная покупка ценных бумаг по цене, отличной от цены первоначальной продажи.

     Разница между ценами и представляет тот  доход, который получает покупатель ценных бумаг по первой части РЕПО (продавец денежных средств). Юридически договор между участниками сделки РЕПО является особым видом договора купли-продажи, в котором стороны поочередно являются продавцами и покупателями.

     Преимущества  РЕПО по сравнению с другими инструментами  денежно-кредитной политики заключаются в том, что они, во-первых, обеспечивают финансовую систему ликвидностью на некоторый срок, по истечении которого нет необходимости вновь выходить на рынок, чтобы изъять из обращения избыточную денежную массу; во-вторых, ценные бумаги, выступающие в качестве объекта сделки, не выходят из оборота, а

продолжают  в нем участвовать. Мировой опыт показывает, что операции РЕПО являются наиболее действенным инструментом достижения оперативных целей денежно-кредитной политики.

     Несмотря  на достаточно большой опыт применения операций РЕПО в России (впервые  механизм определен положением Банка  России от 23.03.2003 №-220 – П «О порядке заключения и исполнения сделок РЕПО с государственными ценными бумагами РФ») сфера их использования ограничена необходимостью поддержания текущей ликвидности. Наиболее активно данный механизм был использован в кризисных ситуациях. Таким образом, операции РЕПО применяются достаточно специфично и не в том объеме, как это принято в мировой практике.

     Основной  проблемой таких операций принято  считать неисполнение второй части  сделки. Следует отметить, что наиболее отчетливо данный эффект проявился  в период мирового финансового кризиса  (см. рис 3).

     Рис. 3. Динамика задолженности по операциям

       РЕПО в 2008-2010 гг., млн.руб.

     

Анализ  данных рис. 2 приводит к выводу, что  в некотором смысле величина текущей  задолженности по операциям РЕПО является индикатором ликвидности  денежного рынка. При этом значительная волатильность данного показателя позволяет с большой степенью надежности прогнозировать потребности банковской системы в текущей ликвидности.19

     Таким образом, в настоящее время использование Банком России операций на открытом рынке ограничено негибкостью действующей нормативно-правовой базы и дефицитом необходимых инструментов в распоряжении Банка России, поскольку объем облигаций с рыночными характеристиками в его портфеле остается незначительным. Это препятствует проведению прямых операций на рынке и ограничивает спектр инструментов, используемых им для регулирования ликвидности.

     Сальдо  операций Банка России с банковским сектором на  31.10.2011 по предоставлению и абсорбированию рублевой ликвидности со сроками исполнения 31 октября на начало операционного дня сложилось отрицательным, составив 209,0 миллиарда рублей.

     Отрицательный знак сальдо операций характеризует  абсорбирование денежных средств Банком России, положительный знак - предоставление ликвидности банковскому сектору.

     В настоящее время валютные интервенции используются Банком России как инструмент контроля за денежными показателями. Приток (или отток) ликвидности банковской системы за счет интервенций на валютном рынке напрямую зависит от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и его нельзя полностью нивелировать только за счет курсовой политики.

     Чистая  покупка валюты Банком России в августе 2011 года составила 0,5 млрд долларов.

     В июле в рамках валютных интервенций  банк купил 3,7 млрд долларов и 1 млрд евро. При этом объем целевых интервенций  составил почти 2,9 млрд долларов и 899,5 млн  евро.

     Объемы  целевых (плановых) интервенций определяются с учетом оценки внешнеторгового  баланса страны и динамики цен  на энергоносители на мировых рынках.

     Проведение  целевых интервенций направлено главным образом на нейтрализацию  устойчивых ожиданий участников внутреннего  валютного рынка относительно изменения  обменного курса рубля, формирующихся  под влиянием сложившейся внешнеэкономической  конъюнктуры.  
Валютные интервенции, совершаемые Банком России сверх установленного целевого объема, осуществляются в целях сглаживания колебаний обменного курса рубля, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов. 20

     Как отмечается в пояснительных материалах Банка России, «проведение целевых интервенций направлено главным образом на нейтрализацию устойчивых ожиданий участников внутреннего валютного рынка относительно изменений обменного курса рубля, формирующихся под влиянием сложившейся внешнеэкономической конъюнктуры»21. Наряду с реализацией целевых интервенций и осуществлением мер по расширению коридора стоимости бивалютной корзины в качестве дополнительного механизма повышения гибкости курсообразования Банк России использует правило сдвигов границ коридора. Согласно действующему правилу границы коридора стоимости бивалютной корзины сдвигаются на 5 коп. при накоплении объема совершенных интервенций 650 млн дол. США.22

     Для реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, которые подлежат размещению и обращению среди кредитных организаций. При этом предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой этих резервов, определенной исходя из действующего норматива резервирования.

     Исходя  из основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики, Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В настоящее время, как было изложено выше, Банк России в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики использует денежный агрегат М2. Но с учетом ослабления статистической зависимости между темпами роста денежной массы и индексом цен Банк России в то же время считает возможным выход за границы расчетных параметров роста денежного агрегата М2 (см. табл. 2)

     Таблица 2.

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Индекс  потребительских цен 120,2 118,6 115,1 112,0 111,7 110,9 109,0 111,9 113,3 108,8 106,9
Денежная  масса М2 220,8 1154,4 1612,6 2134,5 3212,6 4363,3 6044,7 8995,8 13272,1 13493,2 15697,7
в том числе:                      
наличные  деньги в обращении М0 80,8 418,9 583,8 763,2 1147,0 1534,8 2009,2 2785,2 3702,2 3794,8 4038,1
безналичные средства 140,0 735,5 1028,8 1371,2 2065,6 2828,5 4035,4 6210,6 9569,9 9698,3 11659,7

     Важно подчеркнуть, что инфляция в современной  России не носит монетарного характера, т.е. напрямую не связана с увеличением денежной массы, а вызвана отсутствием реальной конкуренции и высоким уровнем монополизации многих товарных рынков и, прежде всего, сферы энергетики, транспорта строительства, производства продуктов питания, розничной торговли и др.

     Сравнительный анализ динамики изменения денежной массы и инфляции в России в  период 2000-2010гг. наглядно свидетельствует  не только об отсутствии прямой зависимости  роста потребительских цен от темпов увеличения денежной массы (М2), но и показывает противоположную тенденцию.

     Данный  рисунок опровергает сакраментальную формулу монетаристов « больше денег - выше инфляция».

     Рис. 4 . Динамика роста денежной массы (----) и уровень инфляции ( ¾)

     

     Прямые  количественные ограничения  могут применяться Банком России в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики после консультаций с Правительством РФ. В качестве примера можно привести выдачу ломбардных, внутридневных и однодневных расчетных кредитов коммерческим банкам в пределах установленного лимита.

     Другим  примером могут служить ограничения  на проведение валютных операций. Валютные операции могут проводить только уполномоченные банки, получившие от Банка  России лицензию (генеральную или  внутреннюю) на проведение таких операций. 
 
 
 

2.2. Процентная политика  Банка России

    Банк  России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или  проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

    Процентные  ставки Банка России – это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции.  Это ставка рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки РЕПО и др.

    Ключевое  значение в системе процентных ставок Банка России имеет ставка рефинансирования (учетная ставка).

    Важной  особенностью процесса регулирования  ставок процента в экономике в настоящее время является то, что Центральный банк РФ не оказывает непосредственного воздействия на рыночные ставки процента, в частности на ставки по операциям банков со своими клиентами, которые определяются количеством денег в обращении, эффективностью посреднической деятельности банков, развитием и стабильным функционированием финансовых рынков. Влияние Центрального банка РФ на уровень ставок процента осуществляется в основном посредством регулирования денежного предложения и принятия мер по повышению устойчивости и эффективности банковской системы.

Информация о работе Инструменты денежно-кредитного регулирования