Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть ключевые инструменты денежно-кредитной политики и проблемы их эффективного осуществления в России.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть основные инструменты, связанные с функционированием денежно-кредитной системы;
2. проанализировать действие инструментов денежно-кредитной политики;
3. рассмотреть международный опыт использования инструментов денежно-кредитной политики;
4. охарактеризовать эффективность денежно-кредитной политики, её особенности и проблемы развития в Российской Федерации.
Особое внимание уделяется мерам денежно-кредитной политики по борьбе с инфляцией в России.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Инструменты денежно-кредитного регулирования …………...…..5
1.1 Норма обязательных резервов………………………..…………...…..5
1.2.Политика рефинансирования ……………………………………...…9
1.3. Таргетирование денежной массы…………………………………..19
1.4. Селективные методы…………………………………………...……21
Глава 2. Инструменты денежно-кредитной политики в Российской Федерации……………………………………………...………………...………23
2.1. Основные инструменты денежно-кредитного регулирования Центрального Банка РФ………………………...……………………….……..25
2.2. Процентная политика Банка России………….……………………32
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………..…………………………….…43
Понижение процентной ставки свидетельствует о том, что денежные власти намерены сделать кредиты более доступными и с их стороны предпринимаются соответствующие меры, чтобы ускорить рост экономической активности. Наоборот, повышение учетной ставки свидетельствует о том, что у денежных властей есть желание тормозить экономическую активность, так как национальная экономика чрезмерно «разогрета» и есть угроза инфляции.
Практически во всех странах Европейского Сообщества кредитные институты имеют возможность рефинансирования непосредственно в национальном банке. Исключение составляют Италия и Португалия. При этом рефинансирование может происходить как под залог ценных бумаг, так и без залога.
При осуществлении рефинансирования центральный банк может селективно воздействовать на определенные отрасли народного хозяйства путем поощрения или ограничения приема к переучету или в залог векселей определенного рода путем изменения требований к качеству принимаемых в залог и к переучету векселей.
Макроэкономический эффект регулирования учетной ставки подтверждается наличием определенной взаимосвязи между изменением ее величины и темпом роста валового национального продукта.
В
Бельгии, Германии, Дании и Нидерландах
кредитные институты имеют
Изменение учетной ставки центрального банка влечет за собой изменения условий не только на денежном рынке, но и на рынке ценных бумаг, в чем проявляется косвенное воздействие данного механизма регулирования. Повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, обусловленное ростом учетной ставки центрального банка, вызывает уменьшение спроса и рост предложения ценных бумаг. Спрос на ценные бумаги уменьшается как со стороны не банков (потому что более привлекательными для них становятся депозиты) так и со стороны кредитных институтов, вследствие того, что при дорогих кредитах выгоднее прямое финансирование.
Таким образом, рост учетной ставки центрального банка относительно уменьшает рыночную стоимость ценных бумаг. Снижение учетной ставки центрального банка, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что ведет к процессам, обратным рассмотренным ранее. Растет спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается их рыночная стоимость.10
В таблице 1 представлены данные по ставкам рефинансирования в зарубежных странах.
Таблица 111.
Ставка рефинансирования | Дата изменения | Значение, % |
ЕЦБ | 07.07.11 | 1,50 |
ФРС США | 16.12.08 | 0,25 |
Банк Японии | 19.12.07 | 0,1 |
Самая низкая ставка процента в Японии. Последний раз Банк Японии снизил учетную ставку 19 декабря 2008г. - с 0,3% до 0,1% годовых, а ранее, 31 октября 2008г., - с 0,5% до 0,3% годовых. До этого ставка не менялась с февраля 2007г. В 2001-2006гг. японский центробанк проводил политику нулевой учетной ставки.
В 2011г. ЕЦБ дважды поднимал учетную ставку - в апреле и июле (оба раза на 0,25 процентного пункта). На ужесточение монетарной политики ЕЦБ заставляла идти ускоряющаяся с начала 2011г. инфляция, которая вышла за пределы установленного для стран Евросоюза целевого ориентира в 2%. Возобновляя "нестандартные" меры смягчения денежно-кредитных условий, ЕЦБ принял решение возобновить предоставление банкам кредитов сроком на год и начать новую программу выкупа облигаций с покрытием (covered bonds) объемом 40 млрд евро.
Однако в последнее время ситуация кардинально изменилась: на первый план вышли опасения резкого замедления экономического роста в еврозоне. 5 октября 2011г. МВФ выступил с призывом к ЕЦБ понизить ставку рефинансирования, если понижательные риски для экономического роста не ослабнут.
1.3. Таргетирование денежной массы
Центральные
Банки могут устанавливать
Таргетирование – экономическая, налоговая и денежно-кредитная политика государства по целевому управлению основными хозяйственными показателями на среднесрочную перспективу.
Установление ориентиров роста денежной массы (таргетирование) является относительно новым инструментом денежно-кредитного регулирования.
В принципиальном плане определение оптимальных ориентиров денежной массы исходит из предпосылки, что она растет из года в год по мере увеличения валового внутреннего продукта, в этом случае ориентиры роста денежной массы устанавливаются в соответствии с прогнозируемым ростом объема производства с учетом предполагаемого увеличения цен. В качестве ориентиров денежной массы может быть выбран «широкий» или
«узкий» показатель денег. Так, в Швейцарии рассматривается «узкий» показатель – денежная база, в других странах, например США, Италии, используются более «широкие» показатели. В Швейцарии и Германии выбор «узких» ориентиров денежной массы аргументируется в основном высокой степенью контролируемости данного показателя со стороны центрального
банка.
Банк Англии выбрал агрегат М3 в фунтах стерлингов, руководствуясь двумя причинами. Во-первых, исследования английских экономистов показали, что наибольшей устойчивости спроса на деньги можно добиться с применением именно этого показателя. Во-вторых, статистика в этой стране свидетельствовала о наличии стабильной связи между агрегатом М3 и уровнем номинальных ставок процента.
Кроме того, «узкий» агрегат используется в тех странах, где сравнительно легко можно разграничить сферу налично-денежного обращения и кредит и, во-вторых, где обнаружена четкая связь между денежной базой и всей денежной массой (денежный мультипликатор стабилен).
К.Уолш в своих исследованиях задается вопросом о возможности совершенствования инфляционного таргетирования для снижения вероятности возникновения финансово-экономических кризисов в будущем.12
Говоря о преимуществе таргетирования уровня цен можно выделить то, что хозяйствующие субъекты знают будущий уровень цен, поэтому в некоторых ситуациях могут снижать премию за риск по номинальным контрактам, обеспечивая стабильность реальных процентных ставок.13
1.4. Селективные методы
К ним относятся прямые количественные ограничения, применяемые некоторыми зарубежными центральными банками. Под прямыми количественными ограничениями понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
В качестве примера можно привести выдачу ломбардных, внутридневных и однодневных расчетных кредитов коммерческим банкам в пределах установленного лимита. Другим примером могут служить ограничения на проведение валютных операций.14
Применение в практике Центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.
Прямое ограничение размеров банковских кредитов как инструмент денежно-кредитного регулирования в настоящее время особенно популярен в
развивающихся странах. Использование прямых лимитов на банковское кредитование или ограничение темпов его прироста вынуждает коммерческие банки держать определенную часть депозитов в виде неработающих резервов. Негативным последствием применения данного метода является необходимость введения жестких ограничений в области движения капиталов. В противном случае по мере приближения к лимиту банки экспортируют привлекаемые ресурсы за рубеж.
Контроль условий кредитования - ограничение размера кредитной маржи, установление «потолков» ставок процента по привлеченным ресурсам, регулирование ставок по отдельным видам кредитов или кредитных организаций. Применение данного инструмента также характерно для развивающихся государств. Посредством ограничения верхнего уровня ставок процента прежде всего облегчается доступ к кредитам разным категориям юридических лиц, в том числе мелким и средним компаниям. Кроме того, низкие ставки процента стимулируют инвестиции и способствуют повышению деловой активности.
Ограничение размера кредитной маржи и установление «потолков» ставок процента по пассивным операциям кредитных организаций применялись центральными банками ряда стран вплоть до 1980-х гг.
Особой разновидностью количественных ограничений являются портфельные ограничения, которые обязывают коммерческие банки инвестировать часть своих ресурсов в государственные ценные бумаги. В настоящее время прямые ограничения в развитых странах практически не используются.15
Глава 2. Инструменты денежно-кредитной политики в Российской Федерации
2.1. Основные инструменты денежно-кредитного регулирования Центрального Банка РФ
Конечная
цель денежно-кредитной политики Центрального
Банка РФ – снижение инфляции. Традиционной
промежуточной целью денежно-
Воздействие Банка России на денежную массу осуществляется путем регулирования ликвидности банковской системы и контроля за ростом денежной базы. Для этого применяются различные инструменты и методы денежно-кредитной политики.16
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1)
процентные ставки по
2)
нормативы обязательных
3) операции на открытом рынке;
4)
рефинансирование кредитных
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7)
прямые количественные
8) эмиссия облигаций от своего имени.17
Анализируя приведенный перечень, можно сделать вывод о том, что законодатель не разграничивает инструменты и методы и не включает в их число налоговые инструменты. Вместе с тем, среди нормативных инструментов выделяются только нормативы обязательных резервов, хотя на практике Банк России в процессе денежно-кредитного регулирования использует весь спектр существующих инструментов.
Политику резервных требований Банк России использует как механизм регулирования общей ликвидности банковской системы и для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Обязанность выполнения нормативов обязательных резервов кредитными организациями закреплена в ст. 25 Закона «О банках и банковской деятельности» и возникает с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих операций. При этом покрытие обязательных резервов различными видами приносящих доход активов не допускается. На обязательные резервы, депонируемые кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются. Согласно ст.38 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации, быть единовременно изменены более чем на пять пунктов, при этом они могут дифференцироваться для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.
Информация о работе Инструменты денежно-кредитного регулирования