Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть ключевые инструменты денежно-кредитной политики и проблемы их эффективного осуществления в России.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть основные инструменты, связанные с функционированием денежно-кредитной системы;
2. проанализировать действие инструментов денежно-кредитной политики;
3. рассмотреть международный опыт использования инструментов денежно-кредитной политики;
4. охарактеризовать эффективность денежно-кредитной политики, её особенности и проблемы развития в Российской Федерации.
Особое внимание уделяется мерам денежно-кредитной политики по борьбе с инфляцией в России.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Инструменты денежно-кредитного регулирования …………...…..5
1.1 Норма обязательных резервов………………………..…………...…..5
1.2.Политика рефинансирования ……………………………………...…9
1.3. Таргетирование денежной массы…………………………………..19
1.4. Селективные методы…………………………………………...……21
Глава 2. Инструменты денежно-кредитной политики в Российской Федерации……………………………………………...………………...………23
2.1. Основные инструменты денежно-кредитного регулирования Центрального Банка РФ………………………...……………………….……..25
2.2. Процентная политика Банка России………….……………………32
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………..…………………………….…43
Как показывают данные табл. 3, ставка рефинансирования на протяжении восьми лет с 2000 г. ни разу не опускалась ниже кредитных ставок.
Таблица 3.
Процентные ставки в России
Показатель | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Ставка рефинансирования | 25 | 25 | 21 | 16 | 13 | 12 | 11 | 10 | 13 | 8,75 |
Кредитная ставка | 24,433 | 17,908 | 15,700 | 12,975 | 11,442 | 10,683 | 10,425 | 10,033 | 12,225 | 15,3 |
Депозитная ставка | 6,508 | 4,850 | 4,950 | 4,475 | 3,792 | 3,992 | 4,075 | 5,142 | 5,758 | 8,6 |
Ставка на денежном рынке | 7,14 | 10,10 | 8,19 | 3,77 | 3,33 | 2,68 | 3,43 | 4,43 | 5,48 | 7,8 |
Это говорит об относительной дороговизне финансовых ресурсов, предоставляемых Банком России и соответственно о слабой роли ссудного процента в процессах кредитования экономики.
Рынок рефинансирования не работает в России по двум причинам: во-первых, из-за постоянного избытка ликвидности в финансовом секторе экономики ставка на денежном рынке была ниже официальной ставки Банка России. Во-вторых, ни банковская система в России, ни реальный сектор экономики не были готовы к эффективному распределению кредитных средств. Вместе с тем, если кредиты рефинансирования ЦБ доступны коммерческим структурам по приемлемой учетной ставке, у них нет необходимости привлекать валютные средства из иных источников на худших условиях.
Относительно функциональный статус ставка рефинансирования приобрела только в 2009 г., когда Банк России снизил ее до 8,75%. Уменьшение вышеназванной ставки осуществлялось одновременно с повышением депозитных ставок, которые были призваны повысить роль процентного механизма в денежно-кредитной политике.
Таким образом, в отличие от Европейского центрального банка, использующего процентную политику в качестве главного инструмента антиинфляционной политики, для Банка России в период с 2000 по 2009 г. она имела номинальный статус.
Процентные ставки важны для регулирования движения капитала и курса рубля. Более того, высокий уровень процентных ставок служит фактором усиления инфляции, так как ссудные проценты включаются в издержки производства российских товаров. Не менее важно и другое обстоятельство – завышенные процентные ставки в условиях укрепления рубля стимулируют приток спекулятивного капитала в Россию в форме краткосрочных кредитов. В этом случае Банк России вынужден проводить валютные интервенции, тем самым увеличивая инфляционный навес в народном хозяйстве.
Денежные власти считают, что для снижения процентных ставок необходимо предварительное уменьшение инфляции. Это было бы верно, если бы не действовали немонетарные факторы инфляции, прежде всего, опережающий рост цен и тарифов на услуги ЖКХ и естественных монополий.23
В
настоящее время при
Как показывает практика, последние снижения ставки рефинансирования не оказали пока существенного влияния на кредитование
реального сектора. Вместе с тем Банку России необходимо снижать ставку и дальше, тем более что предпосылки для этого имеются (благодаря низким инфляционным ожиданиям), в конечном итоге это приведёт к той позиции, когда банки и другие финансовые институты будут более ориентированы в своей процентной политике на ставку рефинансирования.
Если говорить о процентной политике ЦБ РФ во время мирового финансового кризиса (в 2008–2009 гг.), то ее можно разделить на два этапа. На первом этапе Банк России четыре раза (12 ноября, 1 декабря 2008 г., 2 и 9 февраля 2009 г.) повышал ставку рефинансирования. При этом до первого повышения ставки в период кризиса ЦБ РФ снизил ставки по ряду инструментов предоставления ликвидности кредитным организациям, не меняя при этом ставки рефинансирования. Данная мера была призвана облегчить банкам доступ к ликвидным ресурсам. В результате четырех повышений ставка рефинансирования выросла с 11 до 13% годовых, а ставки по кредитам ЦБ РФ коммерческим банкам увеличились на сопоставимую величину. Основной причиной повышения процентных ставок стало желание ЦБ РФ увеличить стоимость ресурсов, привлекаемых у него кредитными организациями и вкладываемых затем в валютные активы.24 Кроме того, использовался аргумент придерживаться принципа соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции.
Следует подчеркнуть, что в это время практически во всех промышленно развитых странах происходило сокращение учетных ставок.
Под
давлением экспертного
В период до конца 2009г. Банк России 10 раз понижал ставку рефинансирования доведя ее до 8,75%. Причиной таких действий ЦБ РФ послужило то, что кредитование реального сектора экономики стало резко замедляться на фоне снижения инфляции. Замедление инфляции позволило Банку России снизить стоимость ресурсов, предоставляемых коммерческим банкам, не сильно меняя при этом величину ставок в реальном выражении, так как номинальные ставки поддерживались примерно на уровне инфляции.
В 2010 г. эта тенденция сохранилась, ставка рефинансирования была снижена до 8,25%.
Несмотря на снижение ставки рефинансирования, ее размер остается достаточно высоким и не оказывает существенного влияния на стоимость заемных средств для реального сектора экономики, что не способствует стимулированию спроса, выходу страны из кризиса и росту экономики.
В России ставка рефинансирования до сих пор остается, скорее, экономическим индикатором, чем регулятором уровня инфляции. Кроме того, ставка рефинансирования имеет несвойственные ей в рыночной экономике фискальные функции и применяется во многих сферах бухгалтерского и налогового учета.25
Отметим также, что в период кризиса процентные ставки ЦБ РФ впервые стали работающим инструментом денежно-кредитной политики. Это оказалось результатом увеличения доли кредитов Банка России в пассивах коммерческих организаций, для которых ресурсы, предоставляемые им ЦБ РФ, в условиях кризиса были практически единственным источником сравнительно недорогих финансовых средств.
Верхней границей процентных ставок на денежном рынке является ставка по кредитам «овернайт», нижней границей – ставка по депозитным операциям.
Кредиты Банка России – кредиты, обеспеченные залогом (блокировкой) ценных бумаг, предоставляемые ЦБ РФ банкам.
Банк России предоставляет банкам кредиты «овернайт», внутридневные и ломбардные.
Кредиты овернайт предоставляются на один рабочий день в конце дня работы подразделения расчетной сети Банка России/ уполномоченной РНКО в сумме непогашенного банком внутридневного кредита.
Внутридневный
кредит предоставляется при
Ломбардный кредит предоставляется на сроки, установленные Банком России и публикуемые в «Вестнике Банка России». Он предоставляется по заявлению банка на получение ломбардного кредита или заявке на участие в ломбардном кредитном аукционе.
Обеспечением данных кредитов являются государственные ценные бумаги, включенные в Ломбардный список Банка России.
Внутридневные кредиты и овернайт служат обеспечению бесперебойного осуществления расчетов. При этом необходимо отметить, что доступ банков к этим кредитам Банка России носит весьма ограниченный характер. Они могут быть предоставлены только банкам Московского региона, Санкт-Петербурга, Новосибирской и Свердловской областей.
Составной частью проводимой Банком России политики рефинансирования являются его депозитные операции с кредитными организациями. Цель этих операций – изъятие излишней ликвидности банковской системы путем привлечения на депозитные счета в Банке России свободных денежных средств кредитных организаций. Банк России проводит
депозитные операции с использованием следующих механизмов:
- проведения депозитных аукционов;
- проведения
депозитных операций по
- приема в депозит средств банков, заключивших с Банком России Генеральное соглашение о проведении депозитных операций в валюте РФ с использованием системы «Рейтерс-дилинг»;
- приема в депозит средств банков на основе отдельного соглашения, определяющего условия депозита.
Банк России оставляет за собой право выбирать банки-контрагенты, с которыми он осуществляет депозитные операции, а также приостанавливает действие Генерального соглашения на неопределенный срок без предварительного уведомления последнего (по причинам невыполнения банком обязательных резервных требований Банка России, при наличии просроченной задолженности по кредитам Банка России и (или) по другим
причинам).
Дата и способ проведения депозитных аукционов и проведение депозитных операций по фиксированной ставке процента определяется Банком России. Депозитные аукционы проводятся Банком России в Москве как процентный конкурс договоров-заявок банков.
Проценты по депозитам начисляются по формуле простых процентов за период фактического срока привлечения средств исходя из количества календарных дней в году. Досрочное изъятие банком средств и пролонгация депозитов не допускаются.
При принятии решения о проведении депозитного аукциона (депозитной операции по фиксированной ставке процента) Банк России публикует официальное сообщение в Вестнике Банка России, в котором указываются основные условия проводимых операций.
Аукционы могут проводиться по американскому (по предложенным банками ставкам) и голландскому (по ставке отсечения) способам. Проведение Банком России депозитных операций с использованием системы «Рейтерс-дилинг» осуществляется на следующих стандартных условиях: «Овернайт», «Томнекст», «1 неделя», «2 недели» и других стандартных условиях, объявленных Банком России. Факт заключения Банком России и
банком-контрагентом депозитной сделки по системе «Рейтерс-дилинг» подтверждается документарным подтверждением переговоров. В нем указываются основные условия заключения сделки: сумма депозита; ставка процента по депозиту (в процентах годовых), стандартное условие, на котором заключена депозитная сделка; дата и время ее заключения;
дата размещения денежных средств банка в депозит, открываемый в Банке России; дата возврата суммы депозита и уплаты процентов на корреспондентский счет банка, отрытый в подразделении расчетной сети Банка России; реквизиты корреспондентского счета банка; реквизиты депозитного счета, открытого банку в Банке России.
Депозитные операции по привлечению средств банков на счета в Банке России являются наряду с валютными интервенциями главным инструментом контроля над денежными показателями. Банк России использует депозитные операции для регулирования не только краткосрочной ликвидности банков, но и их ликвидности в среднесрочной перспективе. Они являются средством абсорбирования ликвидности банковской системы.
В последующие годы предполагается расширить круг банков - участников депозитных операций путем снижения установленных лимитов
привлечения
средств в депозиты, подключения
к системе «Рейтерс-дилинг»
Стоит отметить, что потребность в долгосрочном кредитовании экономики увеличивается. В систему рефинансирования кроме инструментов регулирования краткосрочной ликвидности кредитных организаций предлагается включить инструменты средне- и долгосрочного финансирования, имеющие целевое назначение для выполнения социально значимых программ, реализуемые через определяемый круг банков, для которых эти инструменты будут доступны.
Информация о работе Инструменты денежно-кредитного регулирования