Механизм налогооблажения недропользователей и пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:59, дипломная работа

Краткое описание

Если посмотреть на панораму экономического роста на пространстве бывшего Союза, то сразу же бросается в глаза то обстоятельство, что наибольшие успехи в развитии демонстрируют страны, обладающие значительными запасами нефти и газа и сумевшие наладить экспорт углеводородов на мировой рынок. В сравнении с ресурсно бедными постсоветскими странами они, несомненно, имеют лучшие шансы закрепиться на траектории устойчивого самоподдерживающегося роста и вырваться из болота слаборазвитости. В то же время богатейший мировой опыт показывает, что богатые природные ресурсы вовсе не ведут автоматически к процветанию.

Оглавление

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения недропользователей 5
1.1. Условия и модели налогообложения недропользователей 5
1.2. Налог на сверхприбыль и специальные платежи
недропользователей 13
1.3. Опыт развитых стран в налогообложении недропользователей 25
Глава 2. Влияние сырьевого сектора на экономическое развитие 32
2.1. Оценка прогнозных запасов нефти и газа в Республике Казахстан 32
2.2. Влияние компании «Статойл» на экономические результаты 43
2.3. Воздействие нефтяного сектора на формирование бюджета Республики Казахстан 51
2.4 Анализ влияний отходов нефтепродуктов и других факторов
на окружающую среду 58
Глава 3. Пути совершенствования механизма налогообложения
нефтяных операций 67
3.1. О совершенствовании показателей прозрачности в
нефтегазовом секторе 67
3.2. Совершенствование гибкости зарубежных моделей налогообложения применительно нефтегазового Казахстанского сектора 69
3.3. Пути улучшения экологической среды сырьевого сектора 73
Заключение 76
Список использованной литературы 79

Файлы: 1 файл

последняя версия диплом 2 без н.doc

— 566.00 Кб (Скачать)

      Новый режим налогообложения нефтегазовой отрасли РК вступил в силу с 1 января 2004 года. Внесению изменении в Налоговый кодекс республики предшествовал анализ действовавшего режима, который не позволял Казахстану получать адекватные поступления в бюджет от разработки месторождений.

      В настоящее время в Казахстане на условиях соглашении о разделе продукции (СРП), рассчитанных на сорок лет, с участием иностранных компаний реализуется три крупных проекта в области нефтедобычи - на месторождениях Тенгиз и Королевское, которые разрабатывает СП «Тенгизшевроил» (ТШО, СРП заключенного в 1993 году), на Карачаганкском месторождении которое разрабатывает консорциум Karachaganak Petroleum Operating B.V. (КРО, в 1997 году соответственно), а также Северо-Каспийский проект, который ведет международный консорциум Agip KCO (в 1997 году).

       По количеству взимаемого с добытой инвесторами нефти дохода Казахстана по прежнему остается « в конце списка нефтяных держав», что вряд ли потерпело бы правительство любой страны, имеющей запасы нефти. Условия налогообложения прибыли с нефтяных операций в Казахстане по действующей до 2004 года системе устанавливались в контрактах на недропользование индивидуально путем переговоров сторон, исходя из экономики проекта. С 2004 года налогообложение недропользователей осуществляется по двум моделям, основанным на лицензионной основе либо соглашение о разделе продукции. Первая модель не предполагает стабильности контрактов, а основывается на действующем законодательстве. Вторая модель, соглашение о разделе продукции, предполагает стабильность условия налогообложения, и изменения в контракте о разделе продукции могут вноситься только по соглашению сторон.

       Согласно Конституции РК, ратифицированные международные договоры имеют приоритет над национальным законодательством. В связи с этим международные договоры являются важными, а иногда и единственным источником прав иностранных инвесторов и средств их защиты.

      К наиболее значимым положениям международных договоров относятся нормы, определяющие понятия инвестиции правило об арбитражном урегулировании споров, гарантии на свободное использование и перевод собственных валютных средств, вопросы найма подрядчиков и персонала.

      Как правило, в международных договорах понятие инвестиций охватывает более широкий круг правоотношений, в связи с этим они обеспечивают гарантии и более широкому кругу инвесторов.

     Аналогичный подход содержится в двусторонних отношениях с участием Казахстана о поощрении и взаимной защите инвестиций. Так, положения международных договоров позволяют отнести инвестиции, осуществляемые на основании контрактов на недропользование к иностранным инвестициям независимо от положении национального законодательства. Таким образом, международные договоры могут стать более эффективным правовым средством защиты инвесторов.

      Основными целями введении новых условий налогообложения недропользователей стали максимальное получение доходов бюджета от нефтяных операций, введение гибкого и понятного механизма обложения налогами с достижением максимального баланса интересов сторон при сохранении экономических мотиваций недропользователей.

       Проводимая в настоящее время Казахстаном политика общего снижения налоговой нагрузки позволяет на данном этапе развития ввести общепринятые в мировой практике модели налогообложения нефтяных операций. При этом для крупных месторождений с высокой степенью риска, которые будут разрабатываются на условиях раздела продукции, положения стабильности сохраняются.

       Налоговый режим для таких контрактов остается неизменным на весь период реализации инвестиционных проектов, если стороны не приняли согласованного решения об изменениях практики налогообложения.

       Казахстан остается приверженным стабильным деловым взаимоотношениям, базирующимся на балансе экономических интересов государства и инвесторов, соблюдении конституционного принципа равенства всех перед законом, создании равных условий для всех налогоплательщиков.  

      Первый Кодекс Казахской ССР о недрах был утвержден Законом КазССР от 04.08.1976 года и введен в действие с 1 января 1977 года. Кодекс регулировал горные отношения в целях обеспечения рационального комплексного использования недр для удовлетворения потребностей в минеральном сырье и других нужд народного хозяйства.

       На сегодняшний день в Республики Казахстан действует закон «О недрах и недропльзовании» от 27.01.1996, №2828. Налоговое законодательство Республики Казахстан состоит из Налогового Кодекса, а также нормативных правовых актов. Налоговый кодекс регулирует особенности налогообложения деятельности по проведению операций по недропользованию, включая нефтяные операции, и устанавливает порядок исчисления и уплаты налогов и специальных платежей недропользователей:

1) налога  на сверхприбыль; 

2) специальных платежей недропользователей:

а) бонусов (подписного, коммерческого обнаружения);

б) роялти;

в) доли Республики Казахстан по разделу продукции;

г)дополнительного  платежа недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции.

       Недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых до заключения контракта на недропользование, производят отчисления за пользование недрами в доход республиканского бюджета в виде роялти в размерах, устанавливаемых Правительством Республики Казахстан. При этом определение объектов обложения и сроков уплаты данных отчислений производится в порядке, установленном настоящим Кодексом для уплаты роялти.

       Налоговый режим, определенный в контрактах на недропользование между Правительством Республики Казахстан или компетентным органом и отечественным или иностранным недропользователями, прошедших обязательную налоговую экспертизу и заключенных до 1 января 2004 года, сохраняется и действует в течение всего установленного срока их действия, и может быть скорректирован в связи с изменением налогового законодательства Республики Казахстан по соглашению сторон.

      Налоговый режим, устанавливаемый контрактом о разделе продукции, должен соответствовать положениям налогового законодательства Республики Казахстан, регулирующим уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет физическими и юридическими лицами, действующим на дату подписания (заключения) контракта.

       В случае изменения налогового законодательства Республики Казахстан в период между датой проведения налоговой экспертизы и датой подписания контракта о разделе продукции налоговый режим должен быть приведен в соответствие с данными изменениями с проведением повторной экспертизы.

       В случаях, когда недропользование по одному контракту о разделе продукции осуществляется несколькими налогоплательщиками, налоговый режим, установленный в контракте, является единым для всех. При этом:

   1) по деятельности, осуществляемой в рамках такого контракта, налогоплательщики в целях налогообложения обязаны вести единый консолидированный учет и выплачивать все налоги и платежи, установленные контрактом;

   2) недропользователи-нерезиденты, осуществляющие деятельность по одному контракту по налогам, установленным контрактом, подлежат налогообложению в соответствии со статьями 184-186 Налогового Кодекса. 

       Налогообложение недропользователей разделяется на две модели:

1) первая - предусматривает уплату недропользователем  налогов и других обязательных  платежей, установленных настоящим  Кодексом, за исключением доли  Республики Казахстан по разделу  продукции;

2) вторая - предусматривает уплату (передачу) недропользователем доли Республики  Казахстан по разделу продукции,  а также уплату всех видов  налогов и других обязательных  платежей в бюджет, установленных  настоящим Кодексом, за исключением: 

- рентного налога на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат;

- роялти;

- акциза на сырую нефть, газовый конденсат;

- налога на сверхприбыль;

- земельного налога;

- налога на имущество.

       Исполнение налоговых обязательств по деятельности, осуществляемой в рамках контракта, не освобождают недропользователя от исполнения налоговых обязательств, предусмотренных Налоговым Кодексом за осуществление деятельности, выходящей за рамки контракта в соответствии с налоговым законодательством, действующим на дату возникновения таких обязательств.

    

       1.2. Налог на сверхприбыль и специальные платежи недропользователей

    

       Плательщиками налога на сверхприбыль являются недропользователи, за исключением осуществляющих деятельность по контрактам о разделе продукции, на добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, а также строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей, при условии, что данные контракты не предусматривают добычу других видов полезных ископаемых.

       Объектом обложения налогом на сверхприбыль является часть чистого дохода недропользователя по каждому отдельному контракту за налоговый период, в котором отношение накопленных доходов к накопленным расходам выше 1,2 (таблица 1).

       Налоговой базой является часть чистого дохода недропользователя по каждому отдельному контракту за налоговый период, превышающая 20 процентов от суммы вычетов, предусмотренных статьями 92 - 103, 105 - 114 Налогового Кодекса, на конец налогового периода. Чистый доход определяется как разница между налогооблагаемым доходом и корпоративным подоходным налогом, а также налогом на чистый доход постоянного учреждения нерезидента. Налоговая база корректируется на сумму фактически понесенных затрат на обучение казахстанских кадров и (или) прироста фиксированных активов, но не более десяти процентов от налоговой базы. Исчисление налога на сверхприбыль за налоговый период производится посредством применения ставки, установленной статьей 308 Налогового Кодекса, к налоговой базе, определяемой в соответствии со статьей 306-1 Налогового Кодекса, с учетом корректировок. Накопленные доходы определяются как сумма совокупного годового дохода недропользователя, полученного с даты заключения контракта. Накопленные расходы определяются как сумма расходов недропользователя, отнесенных на вычеты с даты заключения контракта, за исключением суммы расходов, корректирующих налоговую базу в соответствии со статьей 306-1 Налогового Кодекса.

                                                                              

                                                                                        Таблица 1 

Ставки  налога на сверхприбыль. 

Полученное  значение отношения накопленных  доходов 

к накопленным  расходам

Ставка в % 
менее 1,2 0
от 1,2 до 1,3 10
от 1,3 до 1,4 20
от 1,4 до 1,5 30 
от 1,5 до 1,6 40
от 1,6 до 1,7 50
свыше 1,7 60

Информация о работе Механизм налогооблажения недропользователей и пути его совершенствования