Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:59, дипломная работа
Если посмотреть на панораму экономического роста на пространстве бывшего Союза, то сразу же бросается в глаза то обстоятельство, что наибольшие успехи в развитии демонстрируют страны, обладающие значительными запасами нефти и газа и сумевшие наладить экспорт углеводородов на мировой рынок. В сравнении с ресурсно бедными постсоветскими странами они, несомненно, имеют лучшие шансы закрепиться на траектории устойчивого самоподдерживающегося роста и вырваться из болота слаборазвитости. В то же время богатейший мировой опыт показывает, что богатые природные ресурсы вовсе не ведут автоматически к процветанию.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения недропользователей 5
1.1. Условия и модели налогообложения недропользователей 5
1.2. Налог на сверхприбыль и специальные платежи
недропользователей 13
1.3. Опыт развитых стран в налогообложении недропользователей 25
Глава 2. Влияние сырьевого сектора на экономическое развитие 32
2.1. Оценка прогнозных запасов нефти и газа в Республике Казахстан 32
2.2. Влияние компании «Статойл» на экономические результаты 43
2.3. Воздействие нефтяного сектора на формирование бюджета Республики Казахстан 51
2.4 Анализ влияний отходов нефтепродуктов и других факторов
на окружающую среду 58
Глава 3. Пути совершенствования механизма налогообложения
нефтяных операций 67
3.1. О совершенствовании показателей прозрачности в
нефтегазовом секторе 67
3.2. Совершенствование гибкости зарубежных моделей налогообложения применительно нефтегазового Казахстанского сектора 69
3.3. Пути улучшения экологической среды сырьевого сектора 73
Заключение 76
Список использованной литературы 79
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ЕВРАЗИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА
ЭКОНОМИЧЕСКИХ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: «Механизм налогообложения недропользователей
и
пути его совершенствования»
К защите допускается:
Зав. Кафедрой
Жукiбай М.Ы.____________
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения недропользователей 5
1.1. Условия
и модели налогообложения недропользователей
1.2. Налог на сверхприбыль и специальные платежи
недропользователей
1.3. Опыт
развитых стран в налогообложении недропользователей 25
Глава 2. Влияние сырьевого сектора на экономическое развитие 32
2.1. Оценка прогнозных запасов нефти и газа в Республике Казахстан 32
2.2. Влияние компании «Статойл» на экономические результаты 43
2.3. Воздействие
нефтяного сектора на формирование бюджета
Республики Казахстан
2.4 Анализ влияний отходов нефтепродуктов и других факторов
на окружающую
среду
Глава 3. Пути совершенствования механизма налогообложения
нефтяных
операций
3.1. О совершенствовании показателей прозрачности в
нефтегазовом
секторе
3.2.
Совершенствование гибкости зарубежных
моделей налогообложения применительно
нефтегазового Казахстанского сектора
3.3. Пути улучшения
экологической среды сырьевого сектора
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Если посмотреть на панораму экономического
роста на пространстве бывшего Союза,
то сразу же бросается в глаза то обстоятельство,
что наибольшие успехи в развитии демонстрируют
страны, обладающие значительными запасами
нефти и газа и сумевшие наладить экспорт
углеводородов на мировой рынок. В сравнении
с ресурсно бедными постсоветскими странами
они, несомненно, имеют лучшие шансы закрепиться
на траектории устойчивого самоподдерживающегося
роста и вырваться из болота слаборазвитости.
В то же время богатейший мировой опыт
показывает, что богатые природные ресурсы
вовсе не ведут автоматически к процветанию.
В дипломной работе нами рассмотрены возможности Казахстана ускорить свое экономическое и социальное развитие, опираясь на экспорт нефти и газа, с учетом практики страны, приступивших к решению аналогичных задач значительно раньше нашей Республики, а также с учетом встроенных ограничений той модели развития, которая сложилась в стране за первые пятнадцать лет независимости.
Дипломная работа построена следующим образом. Во введении обосновывается выбор темы, цель и задачи исследуемой проблемы, т.е. кратко показывает место и роль нефтегазового комплекса в экономике современного Казахстана. В первой главе освещается теоретический вопрос налогообложения недропользователей, в частности механизм налогообложения Казахстана и Норвегии. Вторая глава посвящена анализу влияния сырьевого сектора на экономическое развитие стран нефтеэкспортеров. Третья глава формулирует пути совершенствования механизма налогообложения недропользователей. В заключении даны важнейшие выводы по исследуемой работе, характерны для совершенствования показателей и моделей в нефтегазовом секторе.
Целью работы является оценка реального масштаба сырьевой зависимости, изучение социально-экономической политики Казахстана, выявление возможностей для устойчивого экономического роста и развития.
В написании дипломной работы ориентировалась на научные и методологические труды отечественных и зарубежных экономистов. Их работы являются результатом исследовательского проекта, финансировавшегося программой «Kazakhstan Revenue Watch» Фонда Сорос-Казахстан в 2005г.
Глава
1. Теоретические аспекты
налогообложения недропользователей
Казахстан – одна из немногих стран мира, богатых нефтью, заслуженно называемой «черным золотом», ибо она – важнейший источник энергии. Наличие этого богатства казахстанцы всегда представляли только благом для себя, для достижения экономического и социального прогресса в стране, этим гордятся, на него возлагают свои надежды. Благодаря нефти и благоприятной внешнеэкономической конъюктуре, выразившейся в аномально высоких мировых ценах на нее после 1998г. Казахстан в настоящее время переживает бурный рост своей экономики. ВВП страны растет со среднегодовым темпом 10,3%. Нефть с учетом мультипликативного эффекта дает более половины этого роста, 25-30% доходов государственного бюджета. В страну хлынули нефтяные доходы на сумму почти 6 млрд.долл. и прямые иностранные инвестиции в объеме 22,4 млрд.долл., из которых 13,2 млрд.долл., или около 60%, приходится на долю нефтегазового сектора.
Поток нефтедолларов с 1999г., в условиях в целом удачно проведенных социально-экономических реформ и функционирования не совсем развитой, но достаточно жизнеспособной рыночной экономики, существенно изменил положение в стране, особенно финансовое. Стал набирать темпы роста уровень монетизации экономики, достаточно быстро разрешился кризис неплатежей, казавшийся неразрешимым, резко сократились пресловутый бартер и суррогатные деньги, установились нормальные товарно-денежные отношения, был преодолен бюджетный кризис, бюджет уже составлялся, по существу, с профицитом, а не с дефицитом. Более того, появился стабилизационный фонд с активом на сумму более 8,5 млрд. долл., международные резервы Национального банка РК достигли 11,08 млрд. долл. Стало расти производство не только в сырьевом, но и в несырьевом секторе, в частности в обрабатывающей промышленности.
В стране достигнута макроэкономическая стабильность, уровень безработицы снизился до 8,2%, число людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, -до 13%, сократилось неравенство в разных группах населения. Словом, нефть сыграла огромную роль в выживании страны в кризисный и в развитии её в послекризисный период. Все это благодаря нефти, когда она благо для народа, для государства. Но существует и другая сторона нефти, точнее нефтяного богатства. Оказывается, в недемократических странах в определенных условиях, когда мировые цены на нее быстро растут, она может превратиться в тормоз развития страны, то есть структурных преобразований, и повышения конкурентоспособности экономики.
Нетрудно убедиться, что проблема «проклятия нефти» возникла не только из-за феномена «голландской болезни», суть которой в том, что неумение эффективно распорядиться огромным притоком в страну нефтяных доходов от экспорта нефти в годы благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры приводит к тому, что сильно растет реальный обменный курс национальной валюты, то есть повышаются внутренние цены, теряют свою конкурентоспособность отрасли с трудоемкими производствами, удешевляет импорт, с внутреннего рынка вытесняются отечественные товары. В результате диверсификация экономики, преодоление ее сырьевой направленности или, в нашем случае, реализация Стратегии индустриально-инновационного развития становятся нереальными. В неконкурентоспособный сектор экономики никто не будет вкладывать свой капитал, кроме, конечно, государства, оно же тратит не собственные, а народные средства, рискует чужими деньгами.
Казахстанская нефтяная отрасль богата контрактами с иностранными компаниями. Вполне закономерно, что в ходе реализации условии этих контрактов возникает не мало коллизионных и спорных вопросов, как частных, так и принципиальных, не редко и тупиковых, по которым каждая сторона отстаивает свои позиции, исходя из формальных и неформальных условий заключенного контракта, толкуя их в свою пользу. Нечего в этом нет неособенного, неоригинального. Так было не раз, и так будет, тем более за этими разными подходами и не согласованностью и даже несовместимостью позиций сторон стоят мало скрываемые «большие» интересы.
Суть часто встречающихся разногласий, особенно между государством, переходным и развивающимся, и подрядными иностранными компаниями, заключается в том, что последние подходят к государству как к одной из сторон в гражданско-правовых соглашениях и не более, ибо так легче доказывать свои права и претензии, проводить интересы, исходя из норм и содержания сделки. При этом игнорируется то, что государство не просто субъект договорных отношений, не только владелец объекта, (продавец, арендодатель, заказчик), в месте с тем оно занимает в них особое статусно - правовое положение, является особым субъектом в этих отношениях.
Государство едино как собственник недр и как субъект – распорядитель этой собственности. Его законодательный статус определен в пункте 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан: «земля и её недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности». Из этого логически вытекает и практически обосновывается вывод о том, что место и роль государства в контракте на недропользование заключаемом им, раздвоены: оно выступает через свой уполномоченный орган как владелец объекта (как заказчик) с конкретной и наличной предметной целью. В этой части оно равноправно.
В тоже время его вступление в контрактные отношения регламентировано большей задачей, связанной его ответственностью перед законами республики за обеспечение национальных интересов и экономической безопасности республики. На это есть прямое указание в Законе РК «О национальной безопасности РК». В нем сказано: «Требования по обеспечению национальной безопасности в обязательном порядке учитываются при заключении контрактов по использованию стратегических ресурсов РК, выполнение этих контрактов и контроля за их использованием» пункт 3 статья 18.
В силу этого положения и роль, место и правовой статус государства в договорных отношениях, когда оно выступает одной из сторон в них, должны быть восприняты из этой «целевой политики», вплетенной в подрядные отношения. Это естественный статус государства, определяющий его функцию и действия, статус более высокий, чем регламентирующее его единичное, индивидуализирующее позитивное право, заключенное в контракте на недропользование. Попытка рассматривать «членство» государство в договорных отношениях границах сделки, игнорируя его «природной правовой - статус, обусловленный его управленческой, контрольно-распорядительной властью над объектом отношений, непродуктивно и схоластична. Функциональная способность государства и эффективность его деятельности в первую очередь оценивается по тому насколько оно обеспечивает национальные интересы, «благо всего народа Казахстана».
Информация о работе Механизм налогооблажения недропользователей и пути его совершенствования