Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 11:39, курсовая работа
Цель курсовой работы – предложить основные направления поддержки лизингового рынка, направленной на то, чтобы лизинговые услуги стали устойчивым, стабильным и эффективным инструментом в обеспечение инновационного экономического роста.
В задачи курсовой работы входит следующее: изучение теоретических основ рынка лизинга, анализ рынка лизинговых услуг в период прохождения экономического кризиса и разработка предложений по преодолению кризиса в отрасли.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ 5
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛИЗИНГА В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭКО-НОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 13
2.3. Анализ рынка лизинга в первом полугодии 2011 г.: выход из кризиса 20
ГЛАВА III. ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕ-НИЯ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
То есть спрос теперь, в условиях жёсткой конкуренции, имеет огромное значение для развития лизингового рынка в целом и выживания негосударственных лизинговых компаний в частности. Оживление спроса на замену устаревающего и ломающегося оборудования и транспорта, желание бизнесменов заработать в кризис, прийти в новые ниши, обыграть конкурентов - вот что спасёт отрасль. Очевидно, что в кризис лучше финансироваться, соблюдая рычаг и баланс движения денежных средств, чем отвлекать все собственные средства даже в небольшие покупки основных средств.
Поскольку в докризисный период объемы продаж лизинговых услуг только росли, причем высокими темпами, многие лизинговые компании, да и финансирующие структуры оказались не готовы к такому резкому изменению условий, что и привело к остановке работы, а в ряде случаев - к банкротству лизинговых фирм.
Проанализировав «поведение» лизингового рынка во время экономического кризиса, можно отметить, что вплоть до III квартала 2008-го количество и общий объем новых лизинговых сделок каждый год увеличивались. В 2008 г. объем лизингового рынка России вырос по сравнению с 2007 г. в 2,5 раза. Однако по итогам 2009 г. падение составило около 30%, а в 2010 г. объем рынка сократился на 56%. Объем новых сделок на рынке лизинга в докризисный 2008 год составлял 832 млрд. руб., в 2009 г. - 657 млрд. руб., а по итогам 2009 года - всего 325 млрд. руб. В итоге к 2010 году рынок откатился на уровень четырехлетней давности. Основными причинами столь глубокого «проседания» стали нехватка заемных средств для лизингодателей в начале 2010 г., рост процентных ставок, снизивший доступность услуги для клиентов, повышение требований к кредитному качеству потенциальных лизингополучателей.
Негативные тенденции в экономике России привели к свертыванию промышленными предприятиями инвестиционных программ модернизации производства. Если же спрос возникал, лизинговые компании с большой осторожностью шли на заключение сделок из-за низкой ликвидности предметов лизинга.
Безусловно, кризисные явления коснулись и лизинговых компаний: увеличилось число проблемных контрактов, ухудшилась платежная дисциплина лизингополучателей, уменьшился спрос. Но говорить о кризисе лизинговой отрасли не стоит. Начало 2011 года показало, что это было скорее испытание компаний на прочность, проверка правильности их менеджмента и взвешенности финансовой политики.
Естественно, что двукратное сужение рынка не могло не сказаться на работе лизинговых фирм. Действительно, в IV квартале 2010 года экономическая ситуация в России стабилизировалась, рост просроченной задолженности сократился, ставки по кредитам снизились. Как результат, в конце 2010 г. - начале 2011 г. возобновляется отложенный спрос на лизинговые услуги и активизируются сами лизингодатели. Последние даже стали предлагать клиентам более выгодные условия заключения сделок. А многие начали возвращаться к таким невостребованным в момент кризиса предметам лизинга, как технологическое оборудование, подвижной состав, морские и речные суда и т. д.
Сегодняшняя тенденция рынка: поле деятельности для лизинговых компаний расчистилось, ушли самые слабые игроки, происходит укрупнение операторов рынка. Проявляют большой интерес к лизингу и крупные государственные структуры, лизинговые компании активно идут в регионы, строят и расширяют свою сеть продаж.
Опережающими темпами сейчас восстанавливаются в первую очередь отрасли, которым помогает государство, а также те сектора экономики, которые в силу ряда причин не могут отказаться от исполнения инвестиционных программ, например, энергетика, добыча углеводородов. Неплохо чувствует себя и рынок железнодорожных грузоперевозок по причине увеличения доли ж/д перевозок в логистических цепочках.
Будет и дальше расти доля лизинга автотранспорта, как наиболее распространенного и конкурентного сегмента рынка, в котором лизинговые компании совместно с производителями уже сейчас предлагают наиболее выгодные условия и продукты для лизингополучателей. Ощутимый спрос наблюдается на рынке лизинга коммерческой недвижимости.
Большинство экспертов рынка уверены, что по итогам 2011 года отечественный лизинговый рынок обязательно продемонстририрует положительную динамику. По прогнозам экспертов по итогам 2011-го будет зафиксирован рост рынка в 10 - 15%. Но ожидать возврата оборотов на докризисный уровень можно не ранее чем через два-три года. И обусловлено это и ограничением спроса на лизинг из-за того, что многие отрасли нашей экономики еще не оправились от кризиса (строительство, сельское хозяйство, металлургия, машиностроение, международные автоперевозки и др.), и «тяжелым наследством» кризиса, отразившимся на финансовых показателях потенциальных лизингополучателей и самих лизинговых компаний.
Кризис нанёс существенный урон российскому рынку лизинга. С одной стороны, большинство лизинговых компаний одновременно оказались в ситуации полного отсутствия или существенного ужесточения условий финансирования сделок со стороны банков. С другой стороны, кризис резко сократил спрос. То есть даже при наличии клиентов не было возможности продать лизинговую услугу, либо просто не нашлось ресурсов, либо условия сделки были неподъёмными для клиентов.
Несмотря на относительную устойчивость отдельных сегментов рынка лизинга, достаточно много игроков покинули его. Умерли маленькие компании, у которых портфель был не более 200 млн. рублей. А в выигрыше остались те, у кого выше репутация, или те, кто работал при банках.
Теперь настало время профессионалов, и это пошло на пользу рынку. Влияние кризиса было во многом положительным: усилилась роль риск-менеджмента в компаниях, решения о сделках принимаются более взвешенно, условия лизинга в части аванса и срока стали отражать реальные возможности компаний по привлечению ресурсов. Отрицательное влияние кризиса заключается в сужении круга кредиторов для лизинговых компаний. Многие банки вообще закрыли это направление кредитования. Так что теперь карт-бланш получили компании с диверсифицированными источниками финансирования, с чётко поставленным риск-менеджментом и хорошо диверсифицированной клиентской базой.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2010, № 32, ст. 3301.
2. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге»
3. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»
4. Агафонова М.Н.Аренда, лизинг, безвозмездное пользование: Правовые основы, бухгалтерский учет, налогообложение: Практические рекомендации. – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2005.
5. Адамов Н.А., Тилов А.А.Лизинг. Правовая сущность. Экономические основы. Учет и налогообложение. – СПб.: Питер, 2006.
6. Адамов, Н.А. Лизинг: правовые и экономические основы, особенности бухгалтерского учета и налогообложения / Н.А. Адамов, А.А. Тилов.- СПб.: Питер, 2007.
7. Антипова О.М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем). – М.: Волтерс Клувер, 2007.
8. Горемыкин В.А. Основы технологии лизинговых операций: - М.: Ось - 89, 2000.
9. Гражданское право: В 4 т. Т. 3: Обязательственное право / под ред. Е.А. Суханова.- М.: Волтерс Клувер, 2008.
10. Кабатова Е.В. Лизинг: понятие, правовое регулирование, международная унификация. - М.: Наука, 1991.
11. Кабатова Е.В. Лизинг: понятие, правовое регулирование, международная унификация.- М.: ИНФРА-М, 2007.
12. Кирилловых А.А. Правовые основы лизинга.- М.: Юстицинформ, 2009.
13. Колесников А.М. Теория и практика лизинга. – СПб.: Питер, 1996.
14. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 2 т. Т. 1. Части первая, вторая ГК РФ / под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина.- М.: Издательство Юрайт, 2009.
15. Коммерческий лизинг и кредит. - М.: Ист-Сервис, 1994.
16. Лещенко М. И. Основы лизинга. - М.: Финансы и статистика, 2000.
17. Прилуцкий Л. Н. Финансовый лизинг. Правовые основы, экономика, практика. - М.: Ось-89, 1997.
18. Семенихин В. В. Лизинговые операции: документальное оформление и организация учета: практическое руководство. – М.: Эксмо-Пресс, 2007.
19. Сусанян К.Г.Самые выгодные сделки: лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами. – М.: Мировой океан, 1992.
20. Философова Т.Г. Лизинг. – М.: ЮНИТИ, 2006.
21. Фомичева, Л.П. Лизинг: проблемы учета и налогообложения / Л.П. Фомичева.- М.: Волтерс Клувер, 2009.
22. Францева Е. Ф. Лизинг: Справочное пособие. – М.: Приор, 1998.
23. Белов А. Финансовый лизинг и его возможности // Внешняя торговля.- 2005.- № 1. - С.17-19.
24. Зарипов И.А. Развитие российского рынка лизинговых услуг // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии.-2008.- № 3. - С. 28-33.
25. Зуйкова Л. Договор лизинга: правовое регулирование// Экономико-правовой бюллетень.- 2006.- № 2. - С. 123-129.
26. Макарова Ю.Ю. Сложные вопросы лизинга . // Финансовые и бухгалтерские консультации.- 2009.- № 3. – С. 116-121.
27. Максимова Л.Ф. Договор лизинга: правовые аспекты. // Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа.- 2008.- № 3. – С. 12-18
28. Нигаматзянов Т.Т. Существенные условия договора лизинга // Право и экономика.- 2007.- №7. – С. 90-94.
29. Сахарова И. Определение объекта лизинга в договоре лизинга. //Корпоративный юрист.- 2009.- №3. – С .43-47.
30. Семенихин В.В. Нормативно-правовое регулирование лизинговых отношений.// Управление финансами и рисками в лизинговой компании.- 2009.- №1. - С. 117-118
31. Ханин Г.И., Фомин Д. А. 20-летие реформ в России: макроэкономические итоги.// Всероссийский экономический журнал, № 5, Май 2008. - C.42-62.
32. Хизириева Д.И. Преимущества и отличительные черты лизинговой сделки от кредитного договора. // Право и экономика.- 2009.- №8. – С. 19-24.
www.rbc.ru
33. Богута Н. Что будет с лизингом в этом году?// www.tochka.net.
34. Кашкин В. Рослизинг: Обзор рынка лизинга по итогам 2009 года.//www.credits.ru/articles
35. Лелецкий Д. Рэнкинг лизинговых компаний России по итогам 2009 года.//
36. Лизинговые компании при банках получат преимущество// www.banki.ru
37. Результаты опроса топ-менеджеров лизинговых компаний на VIII Всероссийской конференции "Лизинг в России – 2009": Возможности развития лизинга. // www.raexpert.ru/researchers/le
38. Рынок лизинга в 1 половине 2009 года: вперед в прошлое.// www.raexpert.ru/researchers/le
39. Рынок лизинга в 1 полугодии 2011г.: на подъеме. // www.raexpert.ru/researchers/le
40. Рынок лизинга России. Основные показатели российского рынка лизинга. // www.all-leasing.ru
Приложение 1
Структура российского рынка лизинга по предметам лизинга за 1 полугодие 2011 г.
Предметы лизинга | Доля в новом бизнесе в 1п. 2010г. | Доля в новом бизнесе в 1п. 2009г. | Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента | Доля сегмента в лизинговом портфеле на 01.07.10г |
Железнодорожная техника | 37,14% | 8,67% | 1114,18% | 40,44% |
Грузовой автотранспорт | 8,34% | 8,45% | 179,87% | 5,72% |
Авиационный транспорт (воздушные суда, вертолеты) | 8,16% | 7,50% | 208,36% | 13,27% |
Легковые автомобили | 7,56% | 13,97% | 53,42% | 4,14% |
Суда (морские и речные) | 5,36% | 0,00% | - | 1,74% |
Энергетическое оборудование | 4,30% | 4,83% | 152,47% | 6,25% |
Дорожно-строительная техника | 4,28% | 0,86% | 1310,74% | 2,22% |
Строительная техника | 3,92% | 5,43% | 105,02% | 3,56% |
Здания и сооружения | 2,68% | 7,18% | 5,71% | 3,04% |
Оборудование для газодобычи и переработки | 1,88% | 4,10% | 29,79% | 1,37% |
Оборудование для производства химических изделий, пластмасс | 1,35% | 0,68% | 461,00% | 0,75% |
Погрузчики и складское оборудование | 1,17% | 1,05% | 215,33% | 0,69% |
Оборудование для пищевой промышленности | 1,11% | 1,04% | 202,74% | 0,87% |
Автобусы и микроавтобусы | 1,10% | 1,89% | 66,03% | 1,43% |
Оборудование для ЖКХ | 1,08% | 0,32% | 870,54% | 1,45% |
Оборудование для нефтедобычи и переработки | 1,08% | 0,18% | 1556,65% | 1,49% |
Машиностроительное, металлообрабатывающее оборудование | 1,07% | 4,05% | -25,30% | 2,46% |
Полиграфическое оборудование | 0,89% | 1,66% | 51,76% | 1,17% |
Оборудование для добычи прочих полезных ископаемых | 0,86% | 2,91% | -16,13% | 0,83% |
Упаковочное оборудование и оборудование для производства тары | 0,86% | 0,80% | 203,37% | 0,38% |
Сельскохозяйственная техника | 0,60% | 2,31% | -26,19% | 0,63% |
Геологоразведочная техника | 0,59% | 0,06% | 2815,06% | 0,25% |
Компьютеры и оргтехника | 0,30% | 0,11% | 702,51% | 0,23% |
Оборудование для авиационной отрасли | 0,28% | 0,00% | - | 0,10% |
Деревообрабатывающее оборудование | 0,26% | 0,37% | 101,39% | 0,33% |
Лесозаготовительное оборудование и лесовозы | 0,23% | 0,11% | 485,57% | 0,12% |
Торговое оборудование | 0,23% | 0,33% | 98,64% | 0,34% |
Металлургическое оборудование | 0,22% | 0,70% | -12,09% | 0,37% |
Телекоммуникационное оборудование | 0,17% | 15,97% | -96,94% | 1,52% |
Авторемонтное и автосервисное оборудование | 0,12% | 0,23% | 51,54% | 0,11% |
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование | 0,08% | 0,80% | -71,15% | 0,11% |
Оборудование для развлекательных мероприятий | 0,08% | 0,44% | -47,91% | 0,13% |
Оборудование для производства бумаги и картона | 0,08% | 0,10% | 113,85% | 0,06% |
Мебель и офисное оборудование | 0,04% | 0,11% | 1,85% | 0,03% |
Оборудование для спорта и фитнес-центров | 0,03% | 0,01% | 1004,87% | 0,01% |
Текстильное и швейное оборудование | 0,03% | 0,01% | 394,37% | 0,02% |
Оборудование для ресторанов | 0,02% | 0,11% | -58,45% | 0,04% |
Банковское оборудование | 0,01% | 0,30% | -89,16% | 0,05% |
48