Лизинг как форма кредитования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – предложить основные направления поддержки лизингового рынка, направленной на то, чтобы лизинговые услуги стали устойчивым, стабильным и эффективным инструментом в обеспечение инновационного экономического роста.
В задачи курсовой работы входит следующее: изучение теоретических основ рынка лизинга, анализ рынка лизинговых услуг в период прохождения экономического кризиса и разработка предложений по преодолению кризиса в отрасли.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ 5
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛИЗИНГА В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭКО-НОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 13
2.3. Анализ рынка лизинга в первом полугодии 2011 г.: выход из кризиса 20
ГЛАВА III. ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕ-НИЯ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 47

Файлы: 1 файл

КУРС Лизинг и фин кризис.doc

— 292.00 Кб (Скачать)


48

 

Оглавление

 

 

 



48

 

ВВЕДЕНИЕ              3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ              5

ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛИЗИНГА В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА              13

2.3. Анализ рынка лизинга в первом полугодии 2011 г.:  выход из кризиса              20

ГЛАВА III. ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ              32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ              41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ              44

ПРИЛОЖЕНИЯ              47

 



48

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Лизинговый рынок в России является основным инструментом долгосрочных инвестиций в обновление основных фондов экономики. Именно лизинговые компании способны обеспечивать финансирование проектов по модернизации производственных мощностей, а следовательно, поддерживать инновационную траекторию экономического роста и способствовать укреплению конкурентоспособности национальной экономики. Дефицит долгосрочных инвестиций сейчас не способны в полной мере восполнить ни банки, ни другие финансовые институты. Для целого ряда инфраструктурных отраслей (транспорт, связь, энергетика, сельское хозяйство) лизинговое финансирование является базовым источником средств модернизации бизнеса. Перебои в работе таких отраслей означают угрозу жизнеспособности экономики.

Финансовый кризис затронул интересы практически всех лизинговых компаний мира и России. Некоторые отечественные лизингодатели подчеркнуто сообщают о росте своего бизнеса, несмотря на все проблемы, привнесенные кризисом. Однако у большинства лизинговых компаний ситуация неблагоприятная. В ряде случаев приостановилось финансирование новых проектов, повысился объем неплатежей лизингополучателей, началось сокращение персонала, сужение филиальной сети. Ситуация нестандартная, и она требует осмысления и разработки мер по преодолению ее негативных последствий.

Возможно, кризис – самое подходящее время, чтобы остановиться, оглянуться, определить более точно и объективно, какие перспективы рынка, как позиционирует та или иная лизинговая компания на рынке в целом, в сегментах рынка, в регионах, разработать сценарии деятельности в посткризисный период.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что финансовый кризис болезненно отозвался на отечественном рынке лизинговых услуг. Вот почему очевидна необходимость в принятии срочных и эффективных мер по минимизации потерь и оказании поддержки лизинговым компаниям, а с ними и более чем сотне тысяч российских лизингополучателей, производителей оборудования и транспортных средств, т. е. участникам крупных и малых инвестиционных проектов, обеспечивающих развитие отечественной экономики.

Экономический кризис существенно снизил возможности лизинговых компаний по привлечению финансирования и заключению ими новых сделок. Для национальной экономики это более сильный удар, чем даже кратковременная приостановка банковского кредитования. Приостановка процессов модернизации экономики означает быструю потерю не только текущих, но и будущих конкурентных преимуществ национальных производителей, переориентацию всей экономики на «догоняющее» развитие.

Высокая степень износа основных фондов в России и необходимость поддержки малого бизнеса как драйвера развития экономики, обуславливают необходимость принятия срочных мер для восстановления полномасштабного функционирования лизинговой отрасли. Лизинг как основная форма инвестиций в модернизацию экономики, должен стать главным инструментом промышленной политики государства.

Цель курсовой работы –  предложить основные направления поддержки лизингового рынка, направленной на то, чтобы лизинговые услуги стали устойчивым, стабильным и эффективным инструментом в обеспечение инновационного экономического роста.

В задачи курсовой работы входит следующее: изучение теоретических основ рынка лизинга, анализ рынка лизинговых услуг в  период прохождения экономического кризиса и разработка предложений по преодолению кризиса в отрасли.

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ

 

 

1.1.           Сущность, содержание и виды лизинговых услуг

В наиболее распространенном виде, то есть как способ финансирования вложений в основные фонды, лизинг возник в начале 50-х годов в США, когда развитие научно-технической революции дало мощный импульс росту новых капиталоемких отраслей. Крупнейшие производители разработали схемы сбыта вновь производимой весьма дорогостоящей продукции с применением механизмов аренды, что позволило значительно расширить сбыт, привлечь к процессу приобретения инновационной продукции массу малых и средних фирм, традиционно не отличающихся высокой платежеспособностью. За короткий период развился мощный рынок лизинговых услуг, который на современном этапе по темпам роста опережает многие секторы экономики развитых и некоторых развивающихся стран.

По мнению Н.А. Адамова, существует множество определений лизинга, которые разнятся по странам и зависят от специфики национального законодательства. Наиболее универсальным представляется определение Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК ООН), в соответствии с которым под лизингом понимается аренда основных средств производства, а также других товаров для их использования в производственных целях арендатором, в то время как товары покупаются арендодателем, и он сохраняет право собственности на них до конца сделки [6, С. 84].

В большинстве случаев лизинг представляет собой специфическую форму финансирования вложений на приобретение оборудования, недвижимого имущества и других элементов основного капитала при участии специализированной лизинговой компании, которая приобретает для третьего лица право собственности на имущество и отдает ему в аренду на кратко- средне- и долгосрочный период.

Различают два основных вида лизинга – оперативный и финансовый. Оперативный лизинг характеризуется более коротким, чем жизненный цикл изделия, сроком контракта и неполной амортизацией оборудования за время аренды, после чего оно может быть возвращено арендодателю или вновь сдано в аренду. Этот вид операций предлагается, как правило, производителями оборудования, торговыми компаниями или их дочерними лизинговыми фирмами.

Кирилловых А.А. дает понятие характеризует финансовый лизинг средне- и долгосрочным характером контрактов, амортизацией полной или большей части стоимости оборудования. По истечении срока действия контракта арендатор может вернуть объект аренды арендодателю, либо, альтернативно: продлить соглашение или купить объект лизинга по остаточной стоимости. Последний вариант равносилен долгосрочному кредитованию покупки, отличаясь от обычной сделки купли-продажи моментом перехода права собственности на объект сделки к потребителю [12, С. 115].

Лизинг имеет множество разновидностей, специфика каждой из которых зависит от конкретных условий заключения сделок. При сдаче в аренду крупномасштабных объектов (таких как самолеты, суда, ж/д оборудование, буровые платформы и вышки, комплектное оборудование предприятий) практикуется групповой (акционерный) лизинг с участием нескольких компаний в роли арендодателя. В таких сделках часто используют заемные средства, полученные в банках или у других кредиторов.

Как отмечает Адамов Н.А., под возвратным лизингом понимается сделка, в которой владелец имущества продает его арендодателю и затем арендует это имущество у последнего [5, С. 120]. Лизинг, связанный с налоговыми льготами, преследует цель максимизации налоговых льгот, получаемых арендодателем и/или арендатором. В лизинговых сделках со специальными услугами арендодатель берет на себя безусловную ответственность по ремонту и обслуживанию оборудования. Лизинг с полным набором услуг включает услуги арендодателя по ремонту, обслуживанию, страхованию имущества и выплату налогов на собственность. Генеральный лизинг предусматривает право арендатора дополнять список арендуемого оборудования без заключения новых контрактов.

Отдельные сделки лизинга могут заключаться на условиях поставки лизинговой фирмой не только необходимого оборудования, но и давальческого сырья. Данного вида сделки, могут с успехом применяться предприятиями текстильной, швейной, мебельной промышленности и некоторых других отраслей.

В таких контрактах из стоимости отгружаемых на экспорт товаров лизинговая фирма вычитает не только задолженность по аренде, но и стоимость давальческого сырья. Разница переводится на счет экспортера в банке.

Колесников А.М. дает определение контрактному найму – это специальный  вид аренды, по которому потребителям могут предоставляться комплектные парки машин, сельскохозяйственной, дорожно-строительной техники, тракторов, автотранспортных средств [13, С. 91].

Все указанные выше формы лизинга могут носить как внутристрановой, так международный характер. Международный лизинг характеризуется тем, что лизинговая компания и арендатор или лизинговая компания и поставщик находятся в разных странах. Наконец, все три участника могут находиться в разных странах. Горемыкин В.А. отмечает, что В некоторых странах в рамках международного лизинга выделяют прямой зарубежный лизинг, т.е. арендная сделка между юридическими лицами различных стран, и косвенный зарубежный лизинг, в котором арендатор и арендодатель являются юридическими лицами одной страны, но капитал последнего частично принадлежит иностранным фирмам, либо если арендодателем выступает дочерняя компания иностранной ТНК [ 8, С. 89].

В последние годы законодатели в большинстве стран склонны расценивать в качестве международного лизинга лишь прямой зарубежный лизинг. Операции по косвенному зарубежному лизингу, как правило, относят к внутристрановым арендным сделкам, поскольку они не подвержены различному законодательству, для них нехарактерны валютные риски, экспортно-импортные ограничения и налоги, различия в бухгалтерском учете и налогообложении. Как отмечает Адамов Н.А., нет единого мнения в отношении классификации сделок по косвенному зарубежному лизингу, в которых объектом договора служит оборудование, импортируемое в страну арендатора [5, С. 117].

Прямой зарубежный лизинг подразделяется на сделки, в которых лизинговая компания покупает оборудование у национальной фирмы, а затем предоставляет его за границу арендатору (экспортный лизинг), и сделки, в которых арендодатель покупает оборудование у иностранной фирмы, а затем предоставляет его отечественному арендатору (импортный лизинг).

По правилам Международного валютного фонда обязательства, вытекающие из аренды, не включаются в объем внешней задолженности государства, поэтому международный лизинг находит государственную поддержку во многих странах, как развитых, так и развивающихся, имеющих проблемы внешнего долга. В условиях обострения мирового финансового кризиса этот фактор увеличивает свое значение.

Одной из перспективных форм международных сделок лизинга является компенсационный лизинг – форма аренды, при которой арендная плата производится поставками продукции, выработанной на арендуемом оборудовании [16, С. 136].

По мнению Е.В. Кабатовой, актуальным сегодня для российских участников ВЭД является многоуровневый компенсационный лизинг. Россия – ресурсная страна. В глазах большой части зарубежных инвесторов капиталовложения в российскую экономику делаются с целью получения постоянного доступа к источникам сырья [11, С. 42].

Исторически для этих целей использовались различные коммерческие и правовые формы сотрудничества: концессии, компенсационные сделки купли-продажи, соглашения о разделе продукции, совместные предприятия и т.д.

Вместе с тем практически большинство перечисленных форм имеют встроенные изъяны с точки зрения мотивации российской стороны. Они требуют высококлассной оценки рисков, ценовых факторов сделок, применения адекватных компенсирующих мер. Если сопоставить мотивацию зарубежной стороны и российского партнера по такому ключевому, часто, главному параметру сделок, как цена, то выяснится, что в большинстве случаев позиции партнеров антагонистичны. В условиях множественности цен на оборудование на мировых рынках иностранный партнер пользуется слабой осведомленностью российского участника о реальном уровне мировых цен, недостаточным знанием рынка, зачастую и просто неумением вести коммерческие переговоры и достигать поставленные цели.

Общей рекомендацией в условиях дефицита у большей части российских предприятий профессиональных внешнеторговых кадров, недостаточной информации о ценах, отсутствия долгосрочных связей с зарубежными партнерами и дефицитом финансовых возможностей, может быть: российским предприятиям следует выбирать такие формы инвестиционного и внешнеторгового сотрудничества, в которых мотивация зарубежного партнера в максимальной степени совпадает с мотивацией российского участника ВЭД, по всем важнейшим параметрам сделок, включая цены.

В международном компенсационном лизинге, если правильно структурировать сделку, баланс интересов складывается иначе. Зарубежный поставщик оборудования на протяжении всего срока эксплуатации остается собственником де-юре поставленного оборудования, риски собственника остаются на иностранном поставщике. Отсюда органическая заинтересованность лизингодателя в коммерчески успешной эксплуатации поставленного российскому предприятию оборудования, а также, по возможности, минимизации цены его приобретения на мировом рынке, что, собственно, связано друг с другом.

1.2.           Нормативно-правовое регулирование рынка лизинговых услуг в России

 

В России становление лизинга проходило в непростых условиях формирования свободного рынка, создания предприятий и организаций, основанных на частной инициативе.

Информация о работе Лизинг как форма кредитования