Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 11:39, курсовая работа
Цель курсовой работы – предложить основные направления поддержки лизингового рынка, направленной на то, чтобы лизинговые услуги стали устойчивым, стабильным и эффективным инструментом в обеспечение инновационного экономического роста.
В задачи курсовой работы входит следующее: изучение теоретических основ рынка лизинга, анализ рынка лизинговых услуг в период прохождения экономического кризиса и разработка предложений по преодолению кризиса в отрасли.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ 5
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛИЗИНГА В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭКО-НОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 13
2.3. Анализ рынка лизинга в первом полугодии 2011 г.: выход из кризиса 20
ГЛАВА III. ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕ-НИЯ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Рассмотрим основных лидеров рынка в кризисный период.
Наибольший объем сделок в сегменте лизинга железнодорожной техники был реализован компаниями «ВТБ-Лизинг» (23,7 млрд. руб.) и «Сбербанк Лизинг» (18,9 млрд. руб.).
Объем нового бизнеса в сегменте лизинга морских судов превысил в 2009 году 6,5 млрд. руб. (в 2008 году он составил менее 300 млн. руб.). При этом 99% сделок по лизингу судов было совершено компанией ОАО «ВЭБ-Лизинг», помимо которой в данном секторе работали только 3 компании, реализовавшие контракты на поставку судов общей стоимостью 42,5 млн. рублей [35].
ОАО «ВЭБ-Лизинг» также активно вело деятельность в секторе лизинга авиатехники (17,7 млрд. руб.). Также заметное влияние на объем сектора оказала компания «Ильюшин Финанс и Ко», передав в лизинг авиатехники на сумму 17,4 млрд. рублей [37].
Компаниями-лидерами по объему заключенных сделок в сегменте лизинга автотранспорта стали Europlan и ООО «Каркаде». Объем заключенных в 2009 году сделок Europlan составил 8,49 млрд. руб. без учета НДС. Компания уделяла много внимания работе с проблемными клиентами, и по итогам 4 квартала 2009 года уровень дебиторской задолженности снизился почти на четверть по сравнению с аналогичным показателем первого квартала. В 1 квартале 2010 года компания зафиксировала рост объемов лизинга автотранспорта. Несмотря на снижение объема продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 1 квартале 2010 года, компания заключила контрактов на сумму порядка 3,72 млрд. руб., что, по оценкам компании, в 2,6 раза превышает аналогичный показатель 2009 года[37].
Объем сделок ООО «Каркаде» в сегменте лизинга автотранспорта в 2009 году составил порядка 4,34 млрд. руб. За первые три месяца 2010 года компания заключила 970 договоров лизинга. Объем нового бизнеса за 1 квартал 2010 года составил более 1,1 млрд. руб. без учета НДС, превысив показатель аналогичного периода 2009 года на 24%, по оценкам компании [37].
Рост показателей лидеров рынка обусловлен введением антикризисных программ для клиентов, среди которых лизинг подержанных автомобилей, экспресс-лизинг, дополнительные сервисы для лизингополучателей и т. д. Кроме того, в конце 2009 – начале 2010 гг. вновь заработали закрытые в 2008 году программы по финансированию спецтехники, были заключены новые партнерские договоры с автопроизводителями, импортерами и дилерами [38].
Что касается структуры сделок, то наибольшее количество сделок в 2009 году заключалось на срок до 3-х лет. Средняя стоимость таких договоров находилась в диапазоне от 1,05 до 3,1 млн. рублей. Чаще всего размер аванса составлял 20-30%. Средняя величина минимального финансирования по лизинговым программам составляла от 0,3 до 0,5 млн. рублей, максимального – от 9 до 30 млн. рублей [38].
В 2009 году была начата работа над законопроектом «О внесении изменений в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». В новом документе прорабатывались следующие вопросы:
Схема повторного лизинга. Лизинговая компания получит возможность передать возращенное или изъятое оборудование в аренду новому получателю.
Закрепление понятия оперативного лизинга. Наряду с широким применением на практике, данное понятие практически не фигурирует в действующем законодательстве.
Расширение круга потенциальных лизингополучателей за счет некоммерческих организаций и физических лиц.
Разработка порядка и процедуры реализации права лизингодателя на досрочное расторжение договора и возврат предмета лизинга.
В 2009 году осуществлялась государственная поддержка лизинговой отрасли. Одной из самых масштабных программ подобного рода является Государственная программа финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемая Российским банком развития (РосБР). Программа проходит по схеме двухуровневого финансирования. Субъекты МСП не могут получить финансирование напрямую от Российского банка развития, они должны обратиться к участникам программы – банкам или организациям инфраструктуры поддержки МСП.
Совокупный лимит кредитования по Программе составляет 4,9 млрд. рублей. На 1 апреля 2010 года в рамках данной программы осуществлялось сотрудничество РосБР с 44 лизинговыми компаниями. Сумма профинансированных сделок на указанную дату составила 1,1 млрд. рублей. Кроме того, заявки еще от 40 лизинговых компаний находились на рассмотрении банка [38].
В 1 полугодии 2010 года РосБР предлагал лизингодателям две подпрограммы:
«Развитие» (для компаний, осуществляющих деятельность более одного года);
«Лизинг начинающим предпринимателям» (для компаний, существующих менее года).
Подпрограммы были ориентированы на субъекты МСП, удовлетворяющие следующим требованиям: устойчивое финансовое положение; отсутствие задолженности по налогам и сборам.
В рамках данных программ компании могли получить в лизинг имущество, относящееся к третьей и выше амортизационным группам. Объем финансирования по программе «Развитие» составлял от 150 тыс. руб. до 60 млн. руб. и до 30 млн. руб. по программе «Лизинг начинающим предпринимателям». Срок лизинга не должен был превышать 5 лет. В качестве поддержки отрасли со стороны государства осуществлялись различного рода субсидии.
Четвертый квартал 2009 ознаменовался стабилизацией экономической ситуации в России, сокращением роста просроченной задолженности и снижением ставок по кредитам. Как результат, в конце 2009 - начале 2010 гг. возобновился отложенный спрос на услуги лизинговых компаний, которые, в свою очередь, начали предлагать клиентам более выгодные условия заключения сделок. Также компании стали возвращаться к таким невостребованным в момент кризиса предметам лизинга, как технологическое оборудование, подвижной состав, морские и речные суда [38].
Аналитики выделяют следующие тенденции рынка лизинга, сложившиеся в конце 2009 – начале 2010 гг.: уход с рынка слабых игроков; укрупнение некоторых операторов рынка; рост интереса к лизингу со стороны крупных государственных структур; возобновление региональной экспансии; расширение сети продаж лизинговых компаний.
В 2010 году рынок лизинга должен был продемонстрировать положительную динамику: предполагалось, что темпы роста составят 10-15%, объем рынка достигнет 350-370 млрд. руб. Однако возврата оборотов на докризисный уровень, по мнению участников рынка, следует ожидать не ранее, чем в 2012-2013 гг.
В первом полугодии 2011 года рынок лизинга начал восстанавливаться после кризиса. Эффект «низкой базы» после значительного сокращения объема рынка лизинга в 2009 г., стабилизация в экономике и существенное снижение процентных ставок в нынешнем году позволили участникам лизингового рынка быстро нарастить масштабы сотрудничества. Позитивно повлиял на работу лизингодателей и ощутимый рост предложения заемных средств со стороны банков, которые в настоящее время активно ищут надежные объекты для размещения своих активов.
Объем нового бизнеса по итогам 1 полугодия 2011 года составил 255,5 млрд. руб. (таблица 1), темпы прироста к аналогичному периоду прошлого года достигли 183,6%. Сумма стоимости всех предметов лизинга (без НДС) по вновь заключенным сделкам составила примерно 159 млрд. руб. (в 3,2 раза больше чем за 1 п. 2009г.), а суммарный портфель лизинговых компаний – 1037 млрд. руб. [37]
Таблица 1
Индикаторы развития рынка лизинга в России за период 2008 – 2011 гг.
Показатели | 2008г. | 1 пол. 2009г. | 2009г. | 1 пол. 2010г. | 2010г. | 1 пол. 2011г. |
Объем нового бизнеса, млрд.руб. (млрд.долл.) | 997,5 | 430 | 720 | 90,1 | 315 | 255,5 |
Объем полученных лизинговых платежей, млрд.руб. | 294 | 215,5 | 402,8 | 167,2 | 320 | 159 |
Объем профинансированных средств, млрд.руб. | 537 | 242 | 442 | 57,2 | 154 | 152 |
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд.руб. | 1202 | 1320 | 1390 | 992 | 960 | 1037 |
Номинальный ВВП России, млрд.руб. (по данным Росстата) | 33113,5 | - | 41540,4 | - | 39016,1 | - |
Доля лизинга в ВВП, % | 3,01 | - | 1,73 | - | 0,81 | - |
«Основной тенденцией в деятельности лизингодателей в 1 пол. 2011г. стал переход от работы с просроченной задолженностью к наращиванию объемов нового бизнеса, - отметил эксперт А. Коноплев, генеральный директор «ВТБ-Лизинг». - Деятельность ранее стабильных клиентов, просроченная задолженность у которых возникла в связи с кризисными явлениями в экономике, восстанавливается. В связи со стабилизацией экономики возросла потребность предприятий в обновлении и расширении основных фондов, и соответственно спрос на лизинговые услуги» [38].
По мнению большинства лизингодателей, проблема просроченной задолженности потеряла прежнюю остроту. С клиентами, временно испытывающими трудности, еще в 2009 году были проведены реструктуризации графиков лизинговых платежей. У лизингополучателей, с которыми не удалось договориться, либо имеющих неудовлетворительное финансовое состояние, техника была изъята и, по оценкам лизингодателей, в большинстве своем продана на вторичном рынке. В среднем по рынку продажа изъятой техники на вторичном рынке составила примерно 90%, а передача ее новым лизингополучателям - около и 10%.
«Несмотря на предоставление выгодных условий приобретения изъятого имущества в лизинг, потенциальным лизингополучателям, как правило, более интересна новая техника, не бывшая в эксплуатации», - мнение А. Голеницкого, заместителя начальника отдела реализации имущества ГК «Балтийский лизинг» [39]. Разовые сделки по передаче изъятого имущества новым клиентам имеют место, но это скорее исключение, чем правило, отмечают участники рынка.
Доля просроченной задолженности на 01.07.2011г., согласно данным, предоставленным 73 компаниями, составила 3,5% от суммы лизингового портфеля.
Хотя у отдельных лизингодателей еще остаются трудности с урегулированием просроченной задолженности, в целом рынок находится на стадии роста.
Представители компаний отмечают существенный рост спроса на свои услуги, более адекватную оценку собственных возможностей со стороны потенциальных клиентов. В отличие от предыдущих лет менее заметным стало снижение деловой активности в летний период.
«Если в 2009 году спрос можно было охарактеризовать в целом, как латание дыр, когда необходимость в обновлении парка оборудования была безотлагательной, то уже в нынешнем году на рынок вернулся спрос на инвестиции в расширение производственных мощностей, запуск новых направлений деятельности», – отметил эксперт С. Литвин, финансовый директор «МКБ Лизинг» [39].
Некоторые участники рынка не согласны с такой оценкой и уверены, что рост спроса нельзя считать значительным. По мнению Е.Сулимы, генерального директора ЛК «Альянсрегионлизинг», основное увеличение спроса произошло в сегменте клиентов, поддерживаемых государством, а в сегменте рыночных клиентов спрос является строго целевым, клиенты еще не готовы увеличивать свои мощности впрок. Кроме того, лизингополучатели стали осторожно подходить к наращиванию собственной долговой нагрузки, поэтому за лизингом клиент приходит, имея на руках выигранный тендер и заключенный договор с оговоренным объемом продаж, под который уже и привлекается финансирование в лизинговой компании [40].
Тройку лидеров рынка по объему новых сделок в 1 полугодии 2011 года сформировали дочерние компании крупнейших финансовых институтов страны – «ВТБ-Лизинг», «ВЭБ-Лизинг» и «Сбербанк Лизинг». Суммарно компании обеспечили 34,4% объема новых сделок. Наибольший объем контрактов (30,07 млрд. руб.) был заключен компанией «ВТБ-Лизинг» (Приложение 1). Примечательна жесткая конкуренция между указанными компаниями – впервые за последние пять лет между достигнутыми результатами ведущих лизингодателей образовался такой минимальный разрыв.
Концентрация на лизинговом рынке в 1 пол. 2011г. незначительно снизилась: если в первом полугодии 2010 года на крупнейшую компанию приходилось 12,7% объема новых сделок, то в нынешнем году – 11,8%. В 1 половине 2009 года доля новых сделок крупнейшего лизингодателя на рынке составляла 7%. При этом концентрация бизнеса на 10 крупнейших компаний увеличилась – с 43,8% в 1 п. 2010 году до 56,8% в 1 п. 2011г. Профиль участников исследования в первом полугодии 2011г. в разрезе собственников представлен на рисунке 1 [40].
Рис 1. Профиль участников исследования в первом полугодии 2011г. в разрезе собственников
В географическом разрезе существенный прирост объема новых сделок на рынке пришелся в основном на Москву и Центральный федеральный округ . Несмотря на то, что доля изношенного оборудования в столице ниже, чем в регионах, удельный вес регионального нового бизнеса сократился.
Доля Москвы в объеме заключенных в 1 полугодии 2011г. сделок увеличилась на 6,8 п.п. до 41,36%, доля Центрального ФО выросла на 0,8 п.п. до 14,02%. Наиболее сильно сократилась доля Уральского ФО – на 5,4 п.п. и Сибирского ФО – на 3,8 п.п.
В разрезе видов оборудования наибольший объем сделок в 1 полугодии 2011 года пришелся на железнодорожную технику – 37,14% (рис. 5). Рынок лизинга вагонов имеет большие перспективы и показал свою устойчивость в период кризисного 2009 года. Если в прошедшем году цены на вагоны упали почти в 3 раза, то сейчас они практически восстановились, а в ряде сегментов снова наблюдается дефицит вагонов. Одной из причин увеличения доли данного сегмента (примерно на 5 п.п.) стало также влияние проведенных компанией «Альфа-Лизинг» сделок по передаче изъятой техники новым лизингополучателям [37].
48
Рис. 2. Географическое распределение объема новых сделок в 1 п.2011г. | Рис. 3. Географическое распределение объема новых сделок в 1 п. 2010г. |