Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 11:39, курсовая работа
Цель курсовой работы – предложить основные направления поддержки лизингового рынка, направленной на то, чтобы лизинговые услуги стали устойчивым, стабильным и эффективным инструментом в обеспечение инновационного экономического роста.
В задачи курсовой работы входит следующее: изучение теоретических основ рынка лизинга, анализ рынка лизинговых услуг в период прохождения экономического кризиса и разработка предложений по преодолению кризиса в отрасли.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ 5
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛИЗИНГА В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭКО-НОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 13
2.3. Анализ рынка лизинга в первом полугодии 2011 г.: выход из кризиса 20
ГЛАВА III. ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕ-НИЯ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Основы обязательств из лизинга были введены с 1 марта 1996 года во второй части Гражданского кодекса РФ, содержащей в главе 34 нормы о договоре финансовой аренды (лизинга) - ст. 665-670 Гражданского кодекса РФ. Итогом современного развития российской правовой базы лизинга стал принятый в 1998 г. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)».
Закон о лизинге является нормативным актом гражданско-правового характера. На данном этапе в законе выведены нормы, раскрывающие экономическое содержание лизинговых правоотношений, состав лизинговых платежей. Нормы Закона о лизинге относятся к материальным нормам внутреннего законодательства, непосредственно регулирующим гражданские правоотношения [21, С. 90].
В концепции построения Гражданского кодекса РФ лежит принцип исчерпывающего регулирования включенных в него поименованных гражданско-правовых договоров. Исключительность в приоритете ведения федеральным законодателем сферы гражданского права в полной мере распространяется на нормы, регулирующие договоры, в том числе договор финансовой аренды (лизинга). В настоящий момент нормы, регулирующие лизинг как гражданско-правовое обязательство, сосредоточены в главе 34 ГК РФ, в параграфе, именуемом «Финансовая аренда (лизинг)».
Основным законодательным актом, определяющим понятие лизинга и регулирующим лизинговую деятельность на территории Российской Федерации, является Федеральный закон № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», вступивший в силу 5 ноября 1998 года. В нем предпринята попытка детально определить правовые и организационные особенности лизинга, заложить основу для реформирования налогового, валютного, таможенного законодательства в части лизинговой деятельности.
Целями Закона являются развитие форм собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования в реальный сектор экономики. Закон позволяет квалифицировать лизинг:
- по типам имущества;
- по участникам (или по формам проведения);
- по срочности заключаемых договоров;
- по характеру приобретения и владения предметом лизинга;
- по участию в процессе эксплуатации предмета лизинга.
Семенихин В.В. отмечает, что в этом законе определены правовые и организационно-экономические особенности лизинга. Сферой применения Закона является лизинг имущества, относящегося к непотребляемым вещам (кроме земельных участков и других природных объектов), передаваемым во временное владение и в пользование физическим и юридическим лицам [18, С. 84].
В Законе использованы следующие основные понятия:
- лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем;
- лизинговая сделка - совокупность договоров, необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга.
Объектами лизинга в России могут выступать любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться в предпринимательской деятельности. Из текста ст. 665 Гражданского кодекса РФ явствует, что в отношениях финансовой аренды участвуют, как правило, не менее трех лиц – арендодатель, арендатор и продавец. Такой «тройственный союз» накладывает особый отпечаток на взаимоотношения сторон, отличая арендодателя и арендатора по договору финансовой аренды от арендодателя и арендатора по договору аренды и продавца, участвующего в отношениях финансовой аренды, от продавца в обычном договоре купли-продажи.
Особенности прав и обязанностей каждого из участников и их взаимоотношения изложены в статьях § 6 гл. 34 Гражданского кодекса РФ. Статья 665 Гражданского кодекса РФ определяет, что инициатором заключения договора лизинга является арендатор, который указывает арендодателю, в каком имуществе он нуждается, а также называет продавца этого имущества. Стороны могут договориться об ином, что предусмотрено в ч. 2 этой статьи. Вопрос о том, кто определяет продавца имущества - арендодатель или арендатор, важен в связи с различными правовыми последствиями, о чем идет речь в ст. 670 Гражданского кодекса РФ. Такое распределение ролей участников лизинга объясняется тем, что, несмотря на разнообразие видов лизинговых соглашений, роль арендодателя, как правило, ограничивается финансированием сделки [26, С. 116].
Арендодатель в подавляющем числе случаев лишь оплачивает имущество, которое впоследствии передает арендатору во временное пользование, и никаких технических и иных проблем, связанных непосредственно с ним, не решает и не может решить. Более того, арендодатель чаще всего не видит оборудования, собственником которого является (оно передается, как правило, непосредственно арендатору). В этой ситуации возлагать на арендодателя ответственность, в частности, за качество, комплектность имущества, своевременность его доставки было бы нелогично и нереально.
Выводы:
1. В условиях обострения мирового финансового кризиса лизинг является перспективной формой для хозяйственной практики и внешнеэкономической деятельности российских предприятий, позволяющей модернизировать производство с минимумом затрат валютных средств.
2. Множество разновидностей лизинга, специфика каждой из которых зависит от конкретных условий, позволяет заключать сложные многоступенчатые сделки, высоко-адаптированные к потребностям и возможностям участвующих сторон и российской стороны.
3. При умелом структурировании сделок лизинг с успехом может быть использован как при импорте, так и российскими фирмами-экспортерами как форма стимулирования сбыта поставляемой за рубеж машинно-технической продукции отечественного производства.
Анализ состояния лизингового рынка России за период 2008-2010 гг. в настоящей работе будет проводиться на основе исследования вторичных данных: экспертных опросов, опубликованных в СМИ, а также исследований рынка, проводившихся исследовательским центром «Эксперт РА» [37].
Российский рынок лизинга в своем развитии прошел несколько этапов. На стадии роста (до начала 2008 года) показатель объема нового бизнеса отражает перспективу того, каким будет положение лизинговой компании в будущем – поскольку показывает задел новых контрактов. На падающем рынке (который наблюдается со второй половины 2008 года) новый бизнес не является адекватным индикатором положения компании, поскольку в кризисных условиях многие компании могут заморозить новые сделки, чтобы переоценить риски и выработать новую политику работы (что и происходило в 1 полугодии 2009 года).
И.А. Зарипов отмечает, что в то время как крупные лизингодатели могли приостановить активное заключение новых сделок, переключившись на реструктуризацию действующих договоров, небольшие лизинговые компании, прорабатывавшие долгое время крупную сделку, и подписавшие ее в исследуемый период, могут занять нехарактерно высокое для себя место в рэнкинге («разовый взлет») [24, С. 28].
На основании указанных факторов была изменена методология исследования рынка лизинга исследовательским центром «Эксперт РА». Так в исследовании рынка с 1 полугодия 2009 года был изменен основной показатель при построении рэнкинга крупнейших лизингодателей. Вместо объема нового бизнеса использовали сумму лизингового портфеля (платежей к получению). Не меняя методики исследований, исследователи посчитали, что в нынешних условиях показатель лизингового портфеля более адекватно отражает положение компании, чем объем нового бизнеса [37].
Использование показателя портфеля в качестве основного критерия ранжирования представляется более верным. Во-первых, он позволяет избежать резких скачков компаний в рэнкинге, во-вторых, в условиях падающего рынка он показывает наличие у компании актива, который генерирует денежный поток, и наличие как правило широкой базы потенциальных будущих лизингополучателей, которые позволят лизинговой компании при восстановлении рынка значительно увеличить объемы новых сделок.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» проводит исследования рынка лизинга и составляет списки крупнейших лизинговых компаний по итогам каждого года, полугодия и девяти месяцев.
Исследование в проекте «Российский лизинг» проводится путем анализа анкетных данных, предоставленных лизингодателями-участниками исследования.
В исследовании по итогам 1 полугодия 2009 года приняли участие 86 лизинговых компаний, оборот которых, по мнению экспертов, составляет около 70% всего лизингового рынка. При расчете объемных показателей рынка сделана корректировки в соответствии с этой предпосылкой.
Под основными терминами, используемыми в исследовании, понимается следующее:
Объем нового бизнеса (объем рынка лизинга) – это объем сделок, по которым наиболее раннее из двух событий: (1) закупка оборудования для передачи в лизинг по договору лизинга, (2) получение аванса лизингополучателя (если аванс ненулевой) – наступило не ранее первого дня исследуемого периода и не позднее его последнего дня.
Объем профинансированных средств – средства, потраченные лизинговой компанией в рассматриваемом периоде по текущим сделкам для их исполнения (закупка оборудования, получение лицензий, монтаж и прочие расходы произведенные лизингодателем).
Объем полученных лизинговых платежей – это общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода.
Текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению) – объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам за вычетом задолженности, просроченной более чем на 2 месяца[37].
Показатели объема полученных лизинговых платежей и объема текущего портфеля компаний характеризуют эффективность деятельности компании в предыдущих исследуемому периодах.
Все показатели по компаниям указываются с учетом НДС.
Для проверки правильности предоставляемых компаниями данных используются процедуры сравнения запрашиваемых показателей с данными финансовой отчетности и результатами предыдущих периодов. В процессе обработки данных из анкет показатели анкеты соотносятся с показателями баланса, в результате чего выявляются компании с нехарактерными соотношениями, у которых запрашиваются уточнения и разъяснения. Кроме этого, сопоставляется динамика развития компании за несколько временных периодов, что тоже показывает нехарактерные сдвиги в объемах деятельности. Также соотносятся показатели портфеля, нового бизнеса и полученных платежей. Очевидно, что рост или падение объемов деятельности в предыдущих периодах влекут соответствующее изменение в денежных потоках (полученных платежах). Данные изменения также анализируются нами как критерий оценки достоверности предоставляемой информации.
Российский рынок лизинга с 2000 года демонстрировал уверенный рост, увеличивая темпы развития, вплоть до четвертого квартала 2008 года, когда произошло значительное сокращение объемов и количества сделок в результате глобального экономического кризиса. Указанный период стал наиболее сложным и охарактеризовался падением рублевой ликвидности и ростом просроченной задолженности по лизинговым платежам. В результате объем рынка лизинга в 2008 году сократился на 27,8% и составил 720 млрд. рублей [37].
В первом полугодии 2009 года падение рынка продолжилось: наблюдалось повсеместное закрытие программ, сокращение объема заключаемых сделок. В течение года было опубликовано около 40 заявлений о банкротствах лизинговых компаний. Лишь в середине 2009 года рынок начал постепенно восстанавливаться, благодаря стабилизации на финансовых рынках, наращиванию ликвидности, росту рубля по отношению к другим валютам.
В 2009 году объем нового бизнеса составил 315 млрд. руб., что на 56,3% ниже аналогичного показателя 2008 года. При этом 41% всех сделок 2009 года было заключено в 4 квартале, традиционно характеризующимся повышением активности на рынке лизинга [36].
Нехватка заемных средств и рост просроченной задолженности наложили свой отпечаток на развитие рынка в 2009 году. Значительные усилия лизинговых компаний были направлены не на привлечение новых клиентов, а на работу с проблемными лизингополучателями. Процесс оценки платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий стал играть ведущую роль в работе с потенциальными лизингополучателями и повлек за собой значительное ужесточение критериев по отбору клиентов лизинговыми компаниями. Если в 2007 году большая часть заявок получала одобрение лизинговыми компаниями, в 2008 году было одобрено чуть более 50% заявок, то в 2009 году количество одобренных заявок сократилось до одной трети. При этом спрос на услуги лизинга в 2009 году сократился по сравнению с 2008 годом на 9,4%.
В 2009 году произошло изменение структуры рынка по типу лизингополучателей. Произошло значительное смещение лизинговых сделок в пользу крупного бизнеса. На его долю в 2009 году пришлось 64,4% сделок, что на 14,6 п.п. больше значения 2008 года.
В структуре рынка лизинга по отраслям лидирующие позиции занимают сегменты железнодорожной техники (26,02%), авиационного транспорта (15,3%) и легкового автотранспорта (9,05%). Рост объема сегментов лизинга железнодорожной техники и авиационного транспорта был ожидаем аналитиками и обусловлен тем, что основные сделки на них совершаются компаниями, связанными с государственным капиталом. Кроме того, в сегменте железнодорожной техники основными факторами роста стали привлекательные цены на вагоны и отложенный спрос конца 2008 – начала 2009 гг.