Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 11:39, курсовая работа
Цель курсовой работы – предложить основные направления поддержки лизингового рынка, направленной на то, чтобы лизинговые услуги стали устойчивым, стабильным и эффективным инструментом в обеспечение инновационного экономического роста.
В задачи курсовой работы входит следующее: изучение теоретических основ рынка лизинга, анализ рынка лизинговых услуг в период прохождения экономического кризиса и разработка предложений по преодолению кризиса в отрасли.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ 5
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛИЗИНГА В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭКО-НОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 13
2.3. Анализ рынка лизинга в первом полугодии 2011 г.: выход из кризиса 20
ГЛАВА III. ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕ-НИЯ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Снижение просроченной задолженности по лизинговым платежам имеет крайне важное значение для рынка. Сейчас рынок проходит важный этап своего развития – никогда раньше у лизинговых компаний не возникала необходимость в столь масштабной реструктуризации лизинговых договоров, а также изъятии ранее переданного в лизинг имущества (с последующей реализацией или сдачей в аренду новым клиентам). Поэтому дальнейшие перспективы рынка и будущие условия работы с лизингополучателями очень сильно зависят от того, как быстро и с какими потерями лизинговые компании пройдут данный этап.
Третья угроза – взаимоотношения с налоговыми органами. Возникшие в отчетности компаний «бумажные» убытки (в связи с изменением курса валют и отрицательной переоценкой валютных обязательств) вызывают повышенное внимание ИФНС к отчетности компании и, как следствие, являются причиной более пристального рассмотрения вопросов, связанным с возмещением НДС из бюджета. Участники рынка опасаются, что после нескольких лет постепенного улучшения ситуации с возвратом НДС, она может снова резко ухудшиться, причем в условиях сокращения бюджетных поступлений государство (то есть суды), может реже вставать на сторону налогоплательщика.
Обесценение предметов лизинга – острая проблема, стоящая перед рынком. Лизинговые компании столкнулись с тем, что зачастую изъятие с последующей продажей предмета лизинга не способно покрыть издержки компаний понесенных по договору лизинга. Значительной ценовой коррекции подвергся рынок грузовой и специальной техники. Распродажа прошлогодних остатков и значительное увеличение предложения бывшей в эксплуатации техники привели к падению цен по широчайшему спектру наименований. Обесценивание предметов лизинга означает снижение стоимости залогов и ведет к демотивации некоторых лизингополучателей поддерживать платежную дисциплину.
Наконец, пятая угроза – неопределенность дальнейшего развития экономики. Сегодня мы наблюдаем сокращение спроса в связи со сложным положением в отраслях, которые традиционно являются основными потребителями лизинговых услуг, а также в целом снижение спроса на услуги лизинга, связанное с непрогнозируемым развитием экономической ситуации и неуверенностью компаний в завтрашнем дне. Это не просто ставит лизинговую отрасль на грань выживания, но и угрожает всей экономике потерей конкурентоспособности – в результате остановки инвестиций в модернизацию основных фондов.
В этих условиях лизинговые компании и их клиенты нуждаются в усилении государственной поддержки, как в части финансирования, так и в плане улучшения законодательной базы. В частности необходимо:
Законодательное упрощение процедуры изъятия имущества в случае нарушения лизингополучателем лизингового договора;
Ужесточение ответственности за невозврат предмета лизинга;
Компенсация части процентных ставок по привлекаемым банковским кредитам;
Субсидирование государством части затрат компаний на лизинговые платежи по определенным видам оборудования (парк которого в стране требует скорейшей замены). При этом получение субсидий должно быть организовано на принципе равных возможностей, но с учетом ряда требований к финансовому состоянию лизингополучателя;
Применение механизмов госгарантий.
Ожидать чрезмерных темпов роста лизингового рынка до конца 2011 года, очевидно, не приходится. Восстановление экономики после кризисных явлений не может быть слишком быстрым, а меры государственной поддержки, если они будут приняты, потребуют некоторое время на проработку механизмов их реализации. По оценкам экспертов, в случае улучшения общеэкономической ситуации в стране, улучшение в лизинговой отрасли должно стать устойчивым с 2012 года, при позитивной ситуации в экономике и отсутствии внешних шоков. Лизинговый рынок должен быстро набрать прежние темпы роста, как только восстановятся деловая активность и денежные потоки, а также разморозятся крупные инвестпроекты. Основными драйверами роста могут стать реализация приоритетных госпрограмм, а также крупные сделки, замороженные сегодня на стадии планирования или одобрения.
Среди ключевых структурных мер по всестороннему развитию рынка лизинга можно порекомендовать следующее: повышение суммы страхового возмещения вкладчикам-физическим лицам, введение беззалогового кредитования кредитных организаций, рефинансирование внешних кредитов при посредничестве российских банков, меры по участию государства в повышении капитализации отечественного финансового рынка и т.д. Вместе с тем, следует констатировать, что практически все использованные предложения касаются в основном банковского сектора, так как именно там в момент прихода экономического кризиса сложилась наиболее острая ситуация.
На законодательном уровне касательно лизингового сектора, частично реализовано только одно мероприятие по его поддержке – а именно принят Федеральный Закон «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» (вступил в силу в сентябре 2009 г.). Следует отметить, что очень важно, чтобы впредь мероприятия по развитию финансовых рынков носили упреждающий и системный характер.
В текущих условиях наиболее заметно проявляются все недостатки сложившейся системы. Именно сейчас необходимо закладывать основу для дальнейшего развития лизинговой отрасли как залога инновационного роста всей российской экономики.
На основе анализа ситуации, сложившейся на рынке лизинга в России по итогам 2008-2011 гг., рекомендуются следующие основные направления развития российского лизингового рынка:
1. Усилить государственную поддержку лизингополучателей, в частности сделать лизинг доступным инструментом для стратегических отраслей национальной экономики, субъектов малого и среднего бизнеса и компаний, ориентированных на инновационный тип развития.
Способствовать достижению поставленной задачи могут следующие меры:
– Субсидирование части затрат по лизинговым платежам – возмещение субъектам малого бизнеса, инновационным компаниям, а также предприятиям стратегических отраслей части лизинговых платежей при покупке нового технологического оборудования, произведенного в России (либо импортного при условии, что аналогичное оборудование не производится на территории России).
– Разделение рисков и дополнительное обеспечение сделок со стороны государства – предоставление государственных гарантий субъектам малого бизнеса, инновационным компаниям, а также предприятиям инфраструктурных отраслей при покупке нового технологического оборудования, произведенного в России.
– Ввиду отсутствия на лизинговом рынке специального регулятора, определяющего направления его развития, активную роль в развитии лизинга должны играть профильные министерства отраслей, наиболее нуждающихся в лизинге. Использование лизинга как основного инструмента промышленной политики даст мощный импульс развития как отраслям-лизингополучателям, так и отраслям – производителям предметов лизинга.
– Развитие лизинговых услуг в сложных капиталоемких сегментах – лизинг должен стать одним из важнейших элементов промышленной, региональной и кластерной политики. Для этого профильными министерствами должны быть разработаны программы модернизации соответствующих отраслей, с определением роли лизинга в данных программах и составлением индикативных планов, указывающих объемы средств, которые должны быть направлены на модернизацию с использованием лизинговых механизмов финансирования.
Необходима активизация применения лизинга в сегментах недвижимости и авиатранспорта путем устранения несовершенства законодательной базы. Для этого требуется:
Разработка нормативной базы по регулированию вопросов государственной регистрации договоров лизинга недвижимости, не входящей в противоречие с другими нормами регистрации прав на недвижимое имущество;
Снижение налоговой нагрузки на собственников воздушных судов (устранение двойного налогообложения – налогом на имущество и транспортным налогом).
2. Оказать государственную нефинансовую поддержку лизинговых компаний, в частности: создать прозрачные условия осуществления деятельности и снизить административную нагрузку на лизингодателей.
Достижению поставленной задачи должны способствовать следующие меры:
– Решение проблемы возмещения НДС. Для этого целесообразно введение для лизинговых компаний уведомительного характера зачета НДС, а не разрешительного. Предоставить право налоговым органам предъявлять претензии по зачету НДС только по результатам проведения последующих проверок, если при этом будет выявлен факт неправомерного зачета НДС.
– Обеспечение единой позиции и согласованности действий различных государственных органов. Необходима синхронизация действий Министерства Финансов с действиями ФНС, в частности, автоматическое принятие сотрудниками налоговых органов писем МинФина без сопроводительных писем самой ФНС.
– Улучшение механизмов защиты прав лизингодателей: ужесточение ответственности лизингополучателя за невозврат предмета лизинга и законодательное упрощение процедуры изъятия имущества в случае нарушения лизингополучателем лизингового договора, в частности введение исполнительной надписи нотариуса.
– Повышение надежности и прозрачности рынка:
- Формирование сильного устойчивого лизингового рынка не осуществимо без повышенного внимания лизингодателей к уровню собственной финансовой устойчивости.
- Высокий уровень транспарентности лизинговых компаний должен способствовать повышению доверия между лизингодателями и их клиентами.
3. Совершенствование законодательства, регулирующего лизинговую деятельность, должно способствовать формированию благоприятной институциональной среды и снижению транзакционных издержек. В эту группу задач входит повышение инвестиционной привлекательности лизинговых компаний с помощью снижения рисков их деятельности.
Рекомендуется разработка следующих мер:
– По снижению кредитного риска: предоставление государственных гарантий и снижение рисков в рамках механизмов государственно-частного партнерства.
– По снижению валютного риска: введение контроля за открытой валютной позицией лизинговых компаний.
– Совершенствование правил бухгалтерского учета для предотвращения возникновения «бумажных» убытков лизингодателей, связанных с резкими колебаниями курсов валют.
– По снижению риска мошенничества лизингополучателей: создание единой базы данных лизингополучателей (бюро лизинговых историй клиентов) позволит минимизировать случаи мошенничества и снизить риски лизинговых компаний
4. Финансирование лизинговых компаний, а именно обеспечить лизинговые компании достаточным объемом финансовых ресурсов для реализации масштабных долгосрочных проектов.
Возможна реализация следующих мероприятий:
– Повышение капитализации лизингодателей: для обеспечения возможности лизингового финансирования наиболее масштабных и долговременных проектов следует значительно повысить уровень капитализации российских лизинговых компаний. Для этого требуется:
Разрешение включения в собственные средства лизинговых компаний субординированных кредитов по аналогии с банками;
Снижение налоговой нагрузки на реинвестирование прибыли;
В будущем возможно введение требований к достаточности уставного капитала.
– Государственная финансовая поддержка:
Фондирование лизинговых компаний через банки развития
Субсидирование части затрат на оплату процентов по привлеченным кредитам.
Чтобы нивелировать последствия кризиса, лизинговая компания вынуждена идти навстречу лизингополучателю с помощью реструктуризации долгов для минимизации потерь обеих сторон. В такой ситуации у лизинговой компании выбор невелик. В силах лизингодателя лишь принять меры для недопущения подобных ситуаций в будущем. Это выражается в более пристальном внимании к каждому клиенту и каждому договору - как со стороны лизинговой компании, так и со стороны финансирующего сделку банка. Во-первых, тщательнее анализируются экономические показатели лизингополучателей, ситуация в их отраслях и кредитная история каждого конкретного клиента. Во-вторых, ужесточились условия предоставления имущества в лизинг, которые в каждом конкретном случае уникальны.
Сейчас у российского лизинга всё ещё впереди, он только начал восстанавливаться. В какой-то период кризиса лизинговые компании заняли выжидательную позицию, этому есть несколько причин. Во-первых, банки либо перестали выдавать кредиты под финансирование лизинговых сделок, либо финансировали по очень высоким ставкам. Сейчас финансирование возобновилось в прежнем объёме, ставки постепенно возвращаются на прежний уровень. Во-вторых, риски, связанные с каждым клиентом, стали высоки и трудно предсказуемы, связаны с отраслевыми рисками, и оценить, а тем более спрогнозировать, такую ситуацию сложно. Надёжных, заслуживающих доверия клиентов несоизмеримо мало. Конкуренция при этом между выжившими компаниями обострилась, лизинговые компании борются за каждого надёжного платёжеспособного клиента. Только лизингодатели с господдержкой не так остро ощущают на себе и последствия кризиса, и ужесточившуюся конкуренцию за счёт бюджетного финансирования и обеспеченности госзаказами.