Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 11:39, курсовая работа
Цель курсовой работы – предложить основные направления поддержки лизингового рынка, направленной на то, чтобы лизинговые услуги стали устойчивым, стабильным и эффективным инструментом в обеспечение инновационного экономического роста.
В задачи курсовой работы входит следующее: изучение теоретических основ рынка лизинга, анализ рынка лизинговых услуг в период прохождения экономического кризиса и разработка предложений по преодолению кризиса в отрасли.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ 5
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛИЗИНГА В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭКО-НОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 13
2.3. Анализ рынка лизинга в первом полугодии 2011 г.: выход из кризиса 20
ГЛАВА III. ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕ-НИЯ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
В число лидирующих сегментов вошли также грузовой и легковой автотранспорт и авиатехника. Несмотря на значительные темпы прироста сегментов автотехники (грузовой – 179,9%, легковой – 53,4%), их совокупная доля составила лишь 15,9%, в то время как до кризиса (в 2007г.) она достигала 19,3%.
В сегменте железнодорожной техники наибольший объем сделок был реализован компаниями «ВТБ-Лизинг» (25,7 млрд. руб., компания приобрела более 16 тыс. вагонов), «Альфа-Лизинг» (13,4 млрд. руб.) и «Сбербанк Лизинг» (11,97 млрд. руб.).
По итогам 1 половины 2011 года сократились в объеме лишь 9 сегментов рынка по видам оборудования из 38 выделяемых «Экспертом РА» в рамках исследований (по сравнению с 33-мя по итогам 1 пол. 2011г.). При этом положительные темпы прироста в нынешнем году наблюдались в 29 сегментах рынка. На рисунке 6 отражены ТОП-10 сегментов рынка по доле в лизинговом портфеле [38].
Рис. 4. ТОП-10 сегментов рынка по доле в лизинговом портфеле
На 01.07.2011г. сумма валютной задолженности лизинговых компаний по заемным средствам составляла, по оценке «Эксперт РА», не менее 80 млрд. руб.
Рис. 5. Источники финансирования деятельности лизинговых компаний в 2011 г.
В источниках финансирования лизинговых сделок за 1 половину 2011г. вновь увеличилась доля банковского кредитования и сократилась доля авансов (рис. 5). Доля долгосрочных кредитов составила 63,1%, доля краткосрочных кредитов – 13,4%.
В структуре нового бизнеса в 1 полугодии 2011г. около 9% составили сделки оперативного лизинга. По оценкам «Эксперт РА», это чуть больше, чем в начале кризиса: в 2008 году доля оперативного лизинга составляла 5-8% (40-60 млрд. руб.). В структуре контрактов оперативного лизинга по видам оборудования 97% приходится на железнодорожную технику, авиатранспорт и легковые автомобили (рис. 6).
Рис.6. Структура сделок оперативного лизинга в 1 п.2011г. по видам оборудования
Спецификой предметов лизинга объясняется и географическое распределение сделок: во-первых, наибольшее количество автомобилей сконцентрировано в крупных городах, во-вторых, подвижной состав и самолеты, хотя и перемещаются постоянно по территории России и за ее пределами, учитываются по месту регистрации лизингополучателей, головные офисы которых зачастую расположены в Москве. В результате этого более 90% сделок оперативного лизинга приходятся на Москву, Центральный ФО и Санкт-Петербург.
Российский рынок лизинга не имеет ни специализированного регулятора, ни ощутимо значимых лоббистов, в результате чего его законодательное регулирование осуществляется в хаотичном режиме. При этом, если меры поддержки рынка реализуются точечно, то негативные законодательные новации носят значительно более масштабный характер.
Позитивное влияние на рынок в последнее время оказала проводимая государством поддержка отдельных отраслей экономики, а именно возмещение части затрат лизингодателей (по привлеченным кредитам) и лизингополучателей (по лизинговым платежам) при осуществлении лизинговых сделок с отечественной авиатехникой, оборудованием для рыбопереработки и автотранспортом российского производства.
В то же время вопреки проводимой государством поддержке спроса на автотранспорт, в 2008 году был принят закон, отменивший возможность применения ускоренной амортизации имущества 1-3 амортизационных групп (куда в частности входят автомобили с объемом двигателя до 3,5 литров). Принятие указанного закона обусловило целый ряд негативных последствий.
Во-первых, произошло снижение спроса на лизинг имущества 1-3 амортизационных групп (в том числе и на автомобили).
Во-вторых, по действующим договорам лизингодателям пришлось вручную менять норму амортизации, пересчитывать для клиентов графики платежей. При этом возможности пересчета графика лизинговых платежей в сторону увеличения минимальны не только согласно условиям договоров, но и в связи с ухудшением платежеспособности клиентов в целом. Лизингодатели, старавшиеся удержать клиентов и сохранить тарифы без изменений, столкнулись с сокращением собственной маржи.
В-третьих, отмена ускоренной амортизации привела к дополнительным расхождениям налогового и бухгалтерского учета в лизинговых компаниях, увеличению налоговой нагрузки за счет роста налога на прибыль, формированию налогового убытка при передаче предмета лизинга в собственность лизингополучателя по окончании договора лизинга.
По данным Росстата, уровень износа основных средств в российской экономике на конец 2008 года составлял 45,3%, при этом объем полностью изношенных фондов оценивался в 13,1%. Исходя из общей стоимости основных фондов (74,47 трлн. руб. по данным Росстата на конец 2008г.), немедленной замене подлежит имущество на сумму 9,7 трлн. руб.! Даже при условии восстановления докризисных объемов рынка, для обновления этих фондов потребовалось бы 9 лет [40].
Высокая степень износа основных фондов в России означает колоссальный потенциал развития лизинговой отрасли. При этом доля лизинга в ВВП России в 2009 году составляла всего 0,81%.
В случае отмены ускоренной амортизации рынок лизинга хотя и не исчезнет полностью, однако кардинально сократится, а значит, затормозится и процесс модернизации основных фондов в стране. Неизбежное удорожание лизинговой услуги и лишение лизингополучателей возможности сократить отвлечение оборотных средств на оплату НДС, которую предоставляет лизинг, снизит их заинтересованность в обновлении производственного оборудования.
При сохранении прочих положений финансовой аренды, за исключением порядка начисления амортизации, лизинг превратится в разновидность банковского кредитного продукта с некоторой спецификой в части технологии финансирования и перехода права собственности на имущество. В отсутствие возможности у лизингополучателей экономить средства с помощью специального режима налогообложения, лизинговые компании вынуждены будут конкурировать с банками без явных конкурентных преимуществ. Фактически лизинговый бизнес полностью переформатируется, а рынок резко уменьшится как по объемам, так и по числу участников.
Прямым следствием отмены повышающих коэффициентов амортизации будет снижение интереса со стороны предприятий, легально ведущих свой бизнес. Ведь именно для этой части бизнеса лизинг наиболее эффективен и способствовал выходу предприятий из теневого учета. Если будет ликвидирована законная возможность оптимизации налоговой нагрузки, бизнес будет искать другие пути, возможно даже вне рамок закона.
Любой бизнес в принципе заинтересован в применении наиболее подходящего по стоимости финансового инструмента. При отмене повышающих коэффициентов к норме амортизации лизинг потеряет свои финансовые преимущества. Можно говорить о том, что интерес к лизингу останется только со стороны тех компаний, которые будут рассматривать его не как финансовый инструмент, а как сервисную услугу, позволяющую приобретать имущество с минимальным взносом и широким набором сопутствующих услуг.
Влияние отмены ускоренной амортизации на спрос на лизинговые услуги со стороны различных субъектов бизнеса будет разным.
Менее всего сократится спрос со стороны малого бизнеса, а также сделки розничного лизинга. Для малых предприятий лизинг привлекателен во многом благодаря большей доступности по сравнению с кредитом. Более жесткие требования к малому бизнесу со стороны банков и краткосрочность предлагаемых ими ресурсов, обусловят сохранение у субъектов МСП интереса к лизингу.
Наибольшее сокращение спроса можно ожидать со стороны крупного бизнеса. Эффективность лизинга лучше всего проявляется в рамках долгосрочных и крупных проектов с большими объемами поставок оборудования. Полное исключение ускоренной амортизации удорожит лизинг и сделает его менее привлекательным для применения крупным бизнесом в рамках масштабных проектов. При этом именно со стороны крупного и среднего бизнеса предъявляется наиболее масштабный спрос на новейшую технику и технологии.
Помимо снижения спроса лизингодатели могут пострадать и от технических особенностей отмены ускоренной амортизации. В частности, в случае принятия соответствующего нормативного акта и придания ему обратной силы, как это произошло с законом 158-ФЗ от 22.07.2008г., масса лизинговых компаний будет похоронена под невообразимым количеством бумажной работы по переоформлению графиков лизинговых платежей, а также пострадает в результате убытков от увеличения налоговой нагрузки из-за невозможности ускоренного списания затрат.
В настоящее время отмена повышающих коэффициентов к норме амортизации при лизинге прямо противоречит заявленному курсу страны на модернизацию экономики. Важно, чтобы подобные инициативы не реализовывались без соответствующего глубокого анализа последствий, а также чтобы была обеспечена прозрачность общественной дискуссии по вопросам законодательного регулирования лизинговой отрасли.
Динамика заключения новых сделок на рынке лизинга в 1 половине 2011 года превзошла прогнозы участников рынка и обусловила оптимистичные ожидания в отношении второго полугодия 2011г.
Выводы по итогам II главы курсовой работы:
Объем новых сделок на рынке лизинга в 1 полугодии 2011г. вырос в 2,8 раза по сравнению с 1 пол. 2010г. Предпосылками быстрого роста рынка стали стабилизация в экономике, существенное снижение процентных ставок, рост доступности финансирования, а также эффект «низкой базы» после значительного сокращения рынка в 2009 г. Лизинговый портфель в целом по рынку увеличился на 4,5% и составил 1037 млрд. руб.
Просрочка под контролем: проблема просроченной задолженности потеряла прежнюю остроту, уровень высокорисковых сделок снижается. У неплатежеспособных предприятий оборудование изъято, с остальными клиентами, испытывавшими трудности, проведены реструктуризации графиков лизинговых платежей. В среднем по рынку соотношение продаж изъятой техники и передачи ее новым лизингополучателям составило примерно 9:1. Улучшение ситуации подтверждают и лизингодатели: согласно данным, предоставленным 73 компаниями, доля просроченной задолженности снизилась в 1 полугодии на 1 п.п. и составила на 01.07.2011г. 3,5% от суммы лизингового портфеля.
Оперативный транспорт: доля сделок оперативного лизинга в 1 пол. 2011г. составила около 9% нового бизнеса, при этом 97% контрактов приходится на автотранспорт, железнодорожный подвижной состав и воздушные суда. Спецификой предметов лизинга объясняется и географическое распределение сделок: более 90% сделок оперативного лизинга приходятся на Москву, Центральный ФО и Санкт-Петербург.
Лизингодатели проявляют оптимизм: набранные темпы заключения сделок в 1 полугодии могут позволить рынку лизинга вырасти более чем на 50% в 2011г. По итогам 2010г. участниками рынка прогнозировался рост нового бизнеса в 2011г. на уровне 10-15%. Однако уже сейчас большинство респондентов (60%) придерживаются оптимистичных прогнозов и ожидают увеличения суммы контрактов не менее чем на 30%.
На основе анализа данных лизингового рынка можно отметить, что 2011 год стал для российских лизингодателей временем проверки на прочность: как руководства компаний в части умения управлять компанией в неблагоприятное время, так и систем риск-менеджмента в плане качества анализа надежности лизингополучателей в предкризисные годы. Компании, использовавшие более качественные системы управления рисками и более консервативные оценки, менее болезненно переживают кризис. В настоящее время можно выделить пять основных угроз лизинговому рынку России на макро- и микроуровне, успешное преодоление которых является условием дальнейшего выживания лизингодателей.
Первая угроза – потеря платежеспособности, может быть вызвана двумя факторами. Во-первых, это угроза снижения ликвидности (объема денежных средств в компании), которая обусловлена ростом плохих долгов со стороны клиентов в связи с их низкой платежеспособностью. В условиях кризиса субъекты рынка сталкиваются с ситуациями, когда поступления запланированных денежных средств от партнеров и контрагентов задерживаются. В результате даже добросовестные лизингополучатели вынуждены нарушать свои обязательства по договору лизинга. В таких случаях лизинговая компания старается реструктурировать лизинговые платежи, чтобы вернуть клиента в график. Но, несмотря на это, наблюдается рост просроченной дебиторской задолженности.
Во-вторых, это угроза снижения ликвидности, связанная с необходимостью уплаты НДС. Дело в том, что при растущем рынке лизинговые компании всегда имели денежные потоки по НДС к зачету в сумме, значительно превышающей потоки по НДС к уплате. Это обусловлено тем, что лизингодатель предъявляет к зачету НДС сразу со всей стоимости приобретенного предмета лизинга, а уплачивает только с лизингового платежа, который составляет порядка 1-5% от стоимости приобретенного имущества. Таким образом, в текущей ситуации, когда снижение объемов нового бизнеса происходит значительно быстрее снижения объемов получаемых лизинговых платежей, лизингодатели будут вынуждены начать выплаты по НДС, что может еще более усугубить нехватку ликвидности у некоторых лизинговых компаний.
Вторая угроза – ухудшение качества лизингового портфеля. В сложившейся ситуации, на фоне роста объема просроченной задолженности нарастает и объем обязательств лизингодателей перед банками, поскольку почти все лизинговые компании прибегают к реструктуризации графиков кредитных договоров, перенося нагрузку на последующие периоды. Однако все эти средства когда-нибудь будет нужно отдать. При этом нужно учитывать, что с течением времени доля обязательств лизингополучателей, способных платить по графику, в портфеле лизинговых компаний снижается (так как если лизингополучатель платит - он завершит свой договор вовремя). Таким образом, даже после того как выправится ситуация в реальном секторе и платежная дисциплина вырастет, объем обязательств лизинговых компаний перед банками может оказаться выше, чем объем ежемесячных поступлений.