Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:35, курсовая работа
Целью исследования является анализ современного состояния системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, выявление основных проблем, сдерживающих ее развитие на современном этапе и возможностей их решения.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
рассмотреть организационно-правовые основы, созданные для развития ипотечного жилищного кредитования;
проанализировать отечественный и зарубежный опыт ипотечного кредитования;
выявить основные проблемы и возможные перспективы развития ипотеки в нашей стране;
изучить опыт Сбербанка по Нижегородской области в сфере ипотечного кредитования;
рассчитать конкретный ипотечный кредит
Введение
Глава 1. Организационно-правовые аспекты ипотечного кредитования в России
1.1. Система ипотечного кредитования в России
1.2. Ипотечный рынок
1.2.1. Модели рынка
1.2.1. Роль АИЖК в системе ипотечного жилищного кредитования
1.3. Развитие рынка ипотечного жилищного кредитования
1.3.1. Текущее состояние ипотечного кредитования в России
1.3.2. Региональные модели ипотечного кредитования
Глава 2. Ипотечное кредитование в Городецком районе
2.1. Кредитные программы Сбербанка РФ
2.1.1. Ипотечный кредит «Молодая семья», расчет кредита.
2.2. Кредитная программа НБД Банка
2.3.Анализ ипотечных программ кредитования (на примере НБД – Банка и АИЖК)
Глава 3. Проблемы ипотечного кредитования и основные пути их решения
3.1. Проблемы и пути их решения ипотечного кредитования в России
3.3.Проблемы и пути совершенствования системы ипотечного кредитования в Нижегородской обл.
Заключение
Список использованной литературы
Лишь по мере роста доходов российских семей система ипотечного жилищного кредитования сможет занять то доминирующее положение, какое она занимает в большинстве экономически развитых стран47.
Дальнейшее развитие ипотеки будет напрямую зависеть от динамики экономического роста. На сегодня более 60% россиян хотели бы улучшить свои жилищные условия, поэтому в долгосрочном плане рынок ипотечного кредитования имеет огромный потенциал. В то же время в условиях ужесточения фондирования со стороны западных банков, ограничений, накладываемых со стороны ипотечных агентств в России (прежде всего АИЖК), и общего ужесточения кредитной политики коммерческих банков представляется сомнительным, что рынок ипотечного кредитования будет расти прежними высокими темпами48.
Проблемы развития ипотечного кредитования в Нижегородской обл. тесно связаны с проблемами ипотечного кредитования в России. К началу 2009 года в результате ужесточения условий выдачи жилищных кредитов (роста ставок, увеличение первоначальных взносов и др.) количество домохозяйств, способных получить кредит на покупку квартиры сократилось в три раза. Продолжающиеся негативные тенденции в российской экономике только уменьшают это количество, а значит и базу потенциальных клиентов для банков, занимающихся ипотечным кредитованием.
Простой расчет, основанный на данных Росстата, показывает, что 3-4 процента российских семей, с доходами на каждого члена семьи свыше 25000 рублей в месяц, могут приобрести квартиры по социальным нормам жилья и выше при ипотечном кредите сроком на 20 лет. 5-6 процентов российских семей, с доходами на каждого члена семьи от 15000 до 25000 рублей могут приобрести в собственность дополнительно порядка 40 кв.м. (при 20-летнем ипотечном кредите). 6-7 процентов российских семей, члены которых обладают доходами от 10000 до 15000 рублей на человека, могут приобрести дополнительную жилую площадь порядка 20 кв. метров (при 20-летнем кредите). Для остальных граждан ипотечное жилищное кредитование недоступно.
Жилищное кредитования операций по улучшению жилищных условий в 2010 году будет в наиболее благоприятном положении, в отличие от рынка кредитования жилья в новостройках, который находится в глубоком кризисе. Банки настроены применять механизмы целевого кредитования на первичном рынке жилья, т.е. давать кредиты только на покупку квартир в объектах, с застройщиками которых их связывают кредитные и иные отношения.
Развитие жилищного кредитования будет сдерживаться не только снижением количества платежеспособных заемщиков, но и отсутствием «длинных» кредитных ресурсов у банковской системы, которые ранее она получала в основном у зарубежных финансовых институтов49.
Количество заемщиков, которые не смогут в полном объеме и своевременно расплачиваться по жилищным кредитам, может достичь 22% от их общего количества.
Как-то положительно изменить сложившуюся ситуацию сможет только эффективная и быстрая реализация властями страны программ по поддержке государственного агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), системы жилищного кредитования в целом и банковской системы. АИЖК уже получило от государства на нормализацию рынка жилищного кредитования, рефинансирование кредитов и поддержку заемщиков 60 млрд рублей и ждет еще 200 млрд обещанных Правительством страны. В случае претворения разработанных программ поддержки в жизнь, объем выдачи новых кредитов по итогам года может составить до 450 млрд рублей50.
Агентство
по ипотечному и жилищному кредитованию
РФ определило объёмы рефинансирования
ипотечных кредитов в регионах страны.
Всего планируется
Между тем, сами клиенты, взявшие ипотечный кредит, перемен на себе не почувствуют, т.е. для них ставка остаётся прежней. АИЖК рефинансирует кредиты в регионах исходя из активности работы корпораций, помогая тем самым, увеличивать объёмы ипотечного кредитования. В Нижегородской области данный объём далеко не самый большой. К примеру, в Воронежской области рефинансируют кредиты на 420,25 млн.рублей, в Курской – на 120 млн, а в Липецкой – на 137,51 млн.рублей.
Лимиты на выкуп закладных являются своеобразным ответом и оценкой активности регионов в ипотечном кредитовании. Нижегородской область в этом отношении лидером не является, однако это объясняется не столько непопулярностью ипотеки в области, а очень высокой конкуренцией со стороны областных программ, способствующих строительству и покупке жилья, которые зачастую оказываются куда более выгодными для нижегородцев в финансовом отношении51, что сдерживает развитие рыночных отношений в сфере ипотечного кредитования.
Объем жилищного кредитования в валюте будет оставаться на низком уровне, поскольку неопределенность в дальнейшей судьбе национальной валюты будет отпугивать многих потенциальных заемщиков, несмотря на то, что ставки по таким кредитам будут на 3-5% ниже, чем ставки по кредитам в рублях. Доля валютных кредитов может сократиться до 10%.
Объемы выдачи новых жилищных кредитов в рублях во многом будут зависеть от темпов снижения цен на жилье и динамики доходов населения. Если текущие темпы снижения цен на жилье (в среднем на 1,5-2% в месяц в рублях) сохранятся, а уровень доходов населения стабилизируется, то уже во второй половине 2010 года может начаться рост количества выдаваемых рублевых жилищных кредитов, даже без государственной поддержки.
После адаптации населения к кризисной экономике, предлагаемые сейчас банками проценты по жилищным кредитам во многом перестанут казаться неадекватными. Особенно на фоне высокого уровня инфляции, которая по итогам года может превысить 20%. В Нижегородской области продолжают работать программы по субсидированию процентных ставок и льготной ипотеке, а в некоторых такие программы собираются внедрить в 2010 году. Однако роль этих программ будет существенно ограничена сокращающимися возможностями местного бюджета.
Анализ существующего в регионе подхода к жилищному финансированию позволяет сделать вывод о том, что в Нижегородской области по мере расширения масштабов ипотечного жилищного кредитования и спроса на ипотечные жилищные кредиты нужно начинать переходить к рыночным формам привлечения средств в сферу ипотечного жилищного кредитования, созданию вторичного рынка ипотечных кредитов.
Основное решение задачи рефинансирования региональных банков заложено в активизации, прежде всего, внутреннего инвестиционного и организационного потенциала и создании тем самым предпосылок для привлечения внешних инвестиций в дальнейшее развитие ипотечного кредитования в регионе.
Государство должно способствовать организации внутреннего спроса на ипотечные ценные бумаги. В этих целях необходима государственная поддержка в области законодательного регулирования, направленная на расширение базы внутренних инвесторов за счет включения ипотечных ценных бумаг в перечень разрешенных объектов для инвестирования средств пенсионных накоплений, находящихся в управлении у государственной управляющей компании, средств государственных корпораций, а также расширения возможностей инвестирования в ипотечные ценные бумаги страховых резервов и включения ипотечных ценных бумаг в ломбардный список Банка России.
Основной стратегической задачей дальнейшего развития строительства жилья в Нижегородской области является создание наиболее благоприятных условий для улучшения качества жизни населения области как с точки зрения строительства и развития производственно-экономической базы, так и обеспечения жителей области жильем и его благоустройство социальной инфраструктурой.
В связи с этим для достижения поставленной задачи в части проведения жилищной политики планируется реализация следующих мероприятий:
Для
дальнейшего развития строительства,
с точки зрения обеспечения населения
области жильем и его благоустройства,
продолжится реализация мероприятий,
осуществляемых в рамках областных
программ.
3.3. Пути совершенствования операций ипотечного кредитования в ОАО Сбербанка России
При
определении перспектив своего развития
Сбербанк России исходит, прежде всего,
из анализа текущей
Складывающиеся внешние условия: усиление конкурентной борьбы на внутреннем и международном финансовом рынке, углубление неопределенности перспектив дальнейшего развития мировой экономики − формируют предпосылки для постановки перед банком стратегической задачи по активному наращиванию темпов роста объема бизнеса и диверсификации направлений деятельности.
При этом Сбербанк России видит в качестве своей основной стратегической цели сохранение инвестиционной привлекательности и вхождение в группу крупнейших банков мира по объему рыночной капитализации.
Увеличение рыночной капитализации будет связано с экономическим эффектом, полученным в результате совершенствования, а при необходимости, перестройки внутренних процессов банка, оптимизации системы корпоративного управления с учетом современных тенденций в национальной и мировой экономике.
Другой важной задачей, стоящей перед банком на пути к наращиванию рыночной капитализации, является сохранение и упрочнение положения на российском рынке финансовых услуг. В этих целях Сбербанк России планирует построить принципиально новую систему работы с клиентами, ориентированную на наиболее эффективное обслуживание основных клиентских групп. Для предоставления клиентам полного спектра финансового обслуживания банк планирует выход на новые сегменты финансового рынка, создание новых банковских продуктов. Работа персонала непосредственно с клиентом является первостепенным фактором успешности рекламно-информационных мероприятий. С учетом вышесказанного большое внимание необходимо уделить повышению уровня специалистов работающих непосредственно с клиентами в отделениях и филиалах банка.
В целях повышения качества обслуживания Сбербанк России будет активно развивать и совершенствовать каналы продаж финансовых продуктов и услуг. Будет оптимизирована филиальная сеть банка, получат развитие удаленные каналы банковского обслуживания.
Успешная работа Сбербанка России по данным направлениям во многом будет определяться усилиями по развитию технической и технологической платформы ведения бизнеса, дальнейшим совершенствованием системы обмена информацией между подразделениями банка.
В складывающихся условиях неопределенности развития мирового финансового рынка особое внимание будет уделено совершенствованию и поддерживанию в актуальном состоянии системы управления рисками. Существует ряд вопросов, постановка которых сможет помочь решению проблемы кредитных рисков. В нашей стране отсутствует пока отлаженная система сбора информации о кредитоспособности клиентов, а также сведений о полученных и не погашенных ими кредитах.