Денежно - кредитная политика Республики Беларусь, ее развитие в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение кредитно-денежной сферы современной экономики, а также рассмотрение особенностей её функционирования в экономике Республики Беларусь.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
• раскрыть сущность кредитно-денежной сферы ;
• проанализировать основные цели ДКП;
• изучить инструменты ДКП;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....4
1 Теоретические основы денежно – кредитной политики…………………....7
1.1 Экономическая сущность и цели денежно – кредитной политики….….7
1.2 Представления о денежно – кредитном регулировании экономики
различными экономическими школами……………………………………....14
2 Механизм функционирования денежно – кредитной политики………....21
2.1 Виды денежно – кредитной политики (политика «дорогих» и
«дешевых» денег)……………………………………………………………...21
2.2 Инструменты регулирования денежно – кредитной политики…………27
2.3 Методы регулирования денежно – кредитной политики………………..31
3 Денежно-кредитная политика в Республики Беларусь и ее
совершенствование………………………………………………………….....35
3.1 Состояние денежно – кредитной политики в Республике Беларусь…...35
3.2 Проблемы денежно – кредитной политики в Республике Беларусь и
пути ее оптимизации…………………………………………………………...43
Заключение ……………………………………………………………………...49
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Кр_Ден_Пол.doc

— 341.50 Кб (Скачать)

          Источник:[24]

 

Величина отрицательного сальдо внешней торговли промежуточными товарами увеличилась с 1626,7 млн долларов в январе-сентябре 2008 г. до 2120,1 млн долларов в январе-сентябре 2009 г., а потребительскими товарами увеличилась с 205,6 млн долларов  в январе-сентябре 2008 г. до 236,2 млн долларов в январе-сентябре 2009 г.

      Индекс реального курса белорусского рубля за январь октябрь 2009 г. к соответствующему периоду 2008 г. укрепился на 2,3%, что обусловлено резким снижением в январе-феврале курса российского рубля.

Характеризуя показатели ДКП в 2010 г. следует отметить увеличение рублевой денежной массы, включая  рефинансирование банков . Данное увеличение оценивается на уровне 36-43%; чистой рублевой денежной массы – 35-42%; широкой денежной массы – 34-42% [16, c.4].

При этом прогнозируется, что депозиты физических лиц в текущем году возрастут на 5,6-7,2 трлн р., юридических – на 5,1-6,2 трлн р.

Реализация мер ДКП, бюджетно-налоговой и экономической позволит в текущем 2010 г. увеличить коэффициент монетаризации экономики по рублевой денежной массе до 14,6-14,8 %, по широкой денежной массе до 26,2-27,6 %.

Прогнозируется, что международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2010 г. увеличатся на 0,5-1,83 млрд долл. США.

В 2010 г. основными направлениями развития банковского сектора Республики Беларусь станут также преодоление негативных последствий Мирового финансово-экономического кризиса и обеспечение устойчивости функционирования банков.

За 2010 г. прирост нормативного капитала банковского сектора составит 24-25 %, а доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску не превысит 10%.

Прогнозируется, что прирост активов банков сложится на уровне 31-36 %, что составит 63% к ВВП. Требования банков к экономике возрастут на 36-40 % и достигнут 51% к ВВП.

При этом доля кредитов, выдаваемых банками в рамках государственных программ, в общем объеме требований банков в текущем 2010 г. снизится по отношению к 2009 г. на 2-3 процентных пункта [16, c.5].

Отмечается, что в 2010 г. Национальный банк Республики Беларусь собирается обеспечить эффективное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов в экономике Республики Беларусь и, соответственно, сокращения доли расчетов посредством наличных денег.

       В соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны на 2010 год рост реального валового внутреннего продукта (далее –ВВП) составит 111 – 113 %, инвестиций в основной капитал –123 – 125 %. Индекс потребительских цен (инфляция) оценивается на уровне 108 – 110 %. Дефицит республиканского бюджета в 2010 году не превысит 1,5 % к ВВП.

    Курсовая политика сохранит роль важнейшего инструмента достижения

внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля. В 2010 году сохранится привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль). Для обеспечения необходимой гибкости реагирования обменного курса на изменение ситуации на внешних рынках будет использоваться коридор колебаний стоимости корзины иностранных валют плюс/минус 10 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины,сложившейся к началу 2010 года.

   К концу 2010 года при прогнозируемом уровне инфляции ставка рефинансирования составит 9 – 12 % годовых. Процентная политика ориентирована на доступность кредитов субъектам экономики и стимулирование привлечения в банковские депозиты средств юридических и физических лиц.

Таким образом, в последние годы в РБ проводится ДКП, основная цель которой - обеспечение стабильности и предсказуемости обменного курса белорусского рубля.

Стратегической целью ДКП в настоящее время и ближайшем будущем остается обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений. В свою очередь, ДКП будет направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Проблемы  денежно – кредитной политики в Республике   Беларусь и пути ее оптимизации

 

          В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов ДКП особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.

       ДКП Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово- экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом НБ Республики Беларусь (НБ) исходит из того, что оптимальным является такой вариант ДКП, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

Оценивая сегодняшнее состояние экономики нашей страны необходимо указать, что одной из главных предпосылок создания социально-рыночной экономики является её структурная перестройка, которая оказывает непосредственное влияние на стабилизацию производства, сбалансированность рынка, другие наиболее весомые макроэкономические показатели, даёт возможность национальному производителю войти в процесс международного разделения труда, создать адекватную социальную базу.

Важным фактором, который определяет структурную перестройку экономики в Беларуси и является ДКП, которая  разрешает аккумулировать свободные средства государства, предприятий, населения и использовать наиболее рационально и эффективно. Это прежде всего, предопределяется тем, что продукция предприятий слабо конкурирует с аналогичными товарами импортного производства. Основные причины две:

-   устаревшая технология производства, а также, высокие дополнительные затраты, связанные с сохранением, транспортированием, процессом реализации, делают отечественную продукцию намного более дорогой, чем импортную;

-   недостаточно высокий уровень жизни населения не приводит к высокому росту покупательной способности. В основном население покупает низкокачественные, но дешевые импорте товары, в то время как отечественная продукция не имеет сбыта.

Поэтому основной задачей  ДКП  государства является создание условий для прорыва отечественного производителя на национальный и международный товарные рынки. Особая роль в этом процессе принадлежит ДКП  НБ, которая должна с одной стороны, оказывать содействие привлечению иностранных инвестиций, а с другой , осуществлять государственный контроль за их целевым и эффективным использованием.

С  помощью фискальной и ДКП  государство регулирует объемы инвестиционных поступлений, осуществляет  перераспределение доходов с необходимым учетом интересов социально-экономического развития страны.

Отметим, что ДКП  Беларуси в современных условиях преодолела много преобразований и препятствий. Несмотря на это, Беларусь является одной из немногих стран бывшего СССР , которой удалось избежать системного банковского кризиса. Конечно, случались и банкротства банков, и определенные сбои в работе. Но даже во время российского дефолта августа 1998 г., оказавшего весьма существенное негативное влияние на банковскую систему и всю экономику РБ, платежи осуществлялись стабильно, вкладчики при желании беспрепятственно могли получить свои деньги.

В целом положение в денежно-кредитной сфере и на валютном рынке в нашей стране в течение этого года характеризовалось позитивными тенденциями. Применительно к Беларуси, переживающей кризис переходного периода, который характеризуется устойчивой инфляцией, задача денежно-кредитной политики состоит в таком управлении денежной массой, которое способствовало бы финансовой стабилизации, постепенному снижению инфляции и в то же время сдерживало спад производства.

Основной целью ДКП Республики Беларусь является содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы. Предусматривается повысить роль банковского сектора как эффективного механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики. Предполагается обеспечить укрепление финансовой устойчивости банковской системы, расширение ресурсной базы банков и повышение ее качества, приближение принципов и практики банковского надзора к международным стандартам.

Для поддержки приоритетных отраслей и производств государство будет использовать экономические методы, включая средства бюджетов для льготирования процентных ставок, налоговые льготы, бюджетные ссуды и гарантии. Намечается обеспечить развитие финансово-кредитной системы страны за счет привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, более полного использования возможностей свободных экономических зон. Особое внимание будет уделяться созданию условий гарантирования вкладов населения в банках. Оно будет обеспечиваться за счет соответствующей законодательно-нормативной базы, повышения роли в этом централизованных фондов банков и создания фондов гарантирования вкладов.

Отметим также, что в Республике Беларусь продолжается дедолларизация экономики, что обусловлено стабильным обменным курсом национальной валюты, устойчивым снижением инфляции и действующей курсовой политики. Применительно к Беларуси, переживающей кризис переходного периода, который характеризуется устойчивой инфляцией, задача ДКП состоит в таком управлении денежной массой, которое способствовало бы финансовой стабилизации, постепенному снижению инфляции и в то же время сдерживало спад производства.

Важнейшие инструменты денежно-кредитной политики (обязательные резервы, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, депозитные операции, процентная политика) будут формироваться на уровнях и в пропорциях, обеспечивающих поддержание целевых параметров инфляции и курса доллара. Ужесточение ДКП будет главным фактором обеспечения последовательного снижения темпов инфляции.

Политика обменного курса белорусского рубля будет ориентирована на снижение инфляции, пополнение официальных валютных резервов страны. Важно не забывать, что стратегической целью Республики Беларусь является обеспечение социально-экономической стабильности в республике, проведение взвешенных реформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Это означает, что ДКП должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы не допускать или, по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчение возможных «шоков». Стремительный рост безработицы, «революционная ломка» производственных структур, сложившихся в течение десятилетий в рамках индустриального комплекса СССР и стран СЭВ, которая сопряжена с остановкой крупнейших предприятий и которую пережили или до сих пор переживают некоторые страны СНГ и Восточной Европы, не должны повториться в Беларуси .

Таким образом, стратегической целью ДКП в в настоящее время и ближайшем будущем остается обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений. В свою очередь, ДКП будет направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики.

По мнению П.П.Прокоповича, «предусматривается обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам, как одной из мер поддержания экономической стабильности и снижения уровня инфляции» [19, c.6-8].

Согласно  «Основных направлений ДКП РБ на 2009год», темпы наращивания денежного предложения в национальной валюте будут выдерживаться в соответствии со спросом экономики на деньги и целевым параметром инфляции, допустимый уровень которой в текущем – 2010 году не должен превысить 5%. Основными каналами наращивания денежного предложения со стороны НБ РБ будут покупка иностранной валюты, операции рефинансирования банков на рыночных принципах. В инструментах рефинансирования банков предпочтение будет отдаваться операциям на аукционной основе [18, c.4-5].

Долгосрочная стратегия на укрепление реального курса белорусского рубля должна способствовать повышению покупательной способности национальной валюты, стимулировать процесс трансформации валютных сбережений населения и хозяйствующих субъектов (включая наличную валюту, которая хранится вне банковской системы) в рублевые вклады и их вовлечение в хозяйственный оборот.

Стратегическими направлениями развития банковской системы Республики Беларусь остаются повышение устойчивости банков, доверия к ним со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, интеграция банков в региональную и мировую банковскую систему.

Реализация указанных направлений будет обеспечиваться посредством:

-   совершенствования политики государства в развитии банковского сектора, повышения эффективности институциональной и функциональной структур банковской системы;

-   совершенствования корпоративного управления;

-   повышения конкуренции в банковском секторе;

-   увеличения капитала и ресурсной базы банков, оптимизации структуры их пассивов и активов;

-   расширения состава и улучшения качества банковских услуг, развития информационных и новых банковских технологий.

Государственная политика по развитию банковской системы направлена на обеспечение стабильного функционирования банковского сектора страны посредством совершенствования нормативной и правовой баз в области денежно-кредитного регулирования, налогообложения банков, усиления надзора за их деятельностью.  А также ведётся работа в области уменьшения участия государства в уставных фондах  банков, невмешательства в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Информация о работе Денежно - кредитная политика Республики Беларусь, ее развитие в РБ