Денежно - кредитная политика Республики Беларусь, ее развитие в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение кредитно-денежной сферы современной экономики, а также рассмотрение особенностей её функционирования в экономике Республики Беларусь.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
• раскрыть сущность кредитно-денежной сферы ;
• проанализировать основные цели ДКП;
• изучить инструменты ДКП;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....4
1 Теоретические основы денежно – кредитной политики…………………....7
1.1 Экономическая сущность и цели денежно – кредитной политики….….7
1.2 Представления о денежно – кредитном регулировании экономики
различными экономическими школами……………………………………....14
2 Механизм функционирования денежно – кредитной политики………....21
2.1 Виды денежно – кредитной политики (политика «дорогих» и
«дешевых» денег)……………………………………………………………...21
2.2 Инструменты регулирования денежно – кредитной политики…………27
2.3 Методы регулирования денежно – кредитной политики………………..31
3 Денежно-кредитная политика в Республики Беларусь и ее
совершенствование………………………………………………………….....35
3.1 Состояние денежно – кредитной политики в Республике Беларусь…...35
3.2 Проблемы денежно – кредитной политики в Республике Беларусь и
пути ее оптимизации…………………………………………………………...43
Заключение ……………………………………………………………………...49
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Кр_Ден_Пол.doc

— 341.50 Кб (Скачать)

     По мнению Н.И.Базылева, ДКП – это «совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно – кредитной сфере с целью регулирования экономики» [23, с.444]. При этом он отмечает, что она является частью общей макроэкономической политики.

     С точки зрения зарубежной терминологии, понятие «ДКП» Кэмбелл Р. Макконнелл рассматривает как « изменение предложения денег с целью достижения неинфляционного производства совокупного продукта при условиях полной занятости».[12,с.316 ]                                       

       Для определения объективной необходимости ДКП важно правильно понять ее сущность, цели, инструменты и механизм реализации. Всякая ДКП, которая проводится государством, одновременно реализует как политические, так и экономические цели. Политические цели определяются государственным устройством, существующей законодательной базой и социально-политическим направлением развития общества, которые реализуют органы государственной власти и государственного управления.

Таким образом, денежно-кредитная политика (ДКП) – это комплекс взаимосвязанных мероприятий , воздействующих на денежное обращение и состояние кредита. Основная цель такой политики подчиненная общеэкономической политике государства и направленная на достижение экономической стабильности и прогресса в условиях оптимального уровня основных макроэкономических показателей.

Нужно отметить, что с помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

Задача ДКП состоит в том, чтобы изменения в денежном предложении соответствовали основным целям экономического развития: повышению деловой активности, снижению инфляции, поддержанию платежного баланса и т.д. 

Хотя ДКП определяется правительством страны, ее  проводником является главный банк этой страны – центральный банк. Он   располагает набором  средств,  которые   называются   инструментами   ДКП. Эти инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом, в виде банковских депозитов, либо на процентные ставки.

В Республике Беларусь центральным банком является Национальный банк (НБ) Республики Беларусь. Далее в работе управление денежно-кредитной политикой будем рассматривать относительно НБ, проецируя его тем самым на Республику Беларусь.

Инструменты ДКП не обязательно используются по отдельности, а наоборот, обычно используется сразу два инструмента и более, чтобы их эффекты взаимно усиливали друг друга. Мероприятия подобного рода называются комплексной политикой.

ДКП базируется на принципах монетаризма и имеет ряд преимуществ перед фискальной политикой. Прежде всего, она обладает быстротой и гибкостью, а поскольку проводится Центральным Банком, а не парламентом страны, то в значительной мере изолирована от политического лоббизма.

Сильные стороны ДКП - быстрота и гибкость. По сравнению с фискальной политикой ДКП может быстро меняться.

Слабая зависимость от политического давления. По своей природе ДКП мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная политика. Изменения в государственных  расходах непосредственно влияет на распределение ресурсов, а налоговые изменения, без сомнения, могут иметь далеко идущие политические последствия. ДКП, наоборот. Действует тоньше, и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Монетаризм. Большинство экономистов считают как фискальную, так и ДКП действенными инструментами стабилизации, существуют монетаристы, которые полагают, что изменение денежного предложения – ключевой фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна.

Отрицательные моменты ДКП заключаются в том, что она оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие банки с целью регулирования динамики предложения денег и, соответственно, не может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты.

Недостатки и проблемы ДКП следующие. Циклическая асимметрия, т.е. если проводить политику дорогих денег, то будет достигнута такая точка, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов, что означает ограничение предложения денег. В то время как политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, т.е. возможность предоставлять ссуды, однако она не в состоянии гарантировать, что последние действительно выдадут ссуды и предложения денег увеличиться. Население тоже может сорвать намерения Национального банка. Деньги, направленные на покупку у населения облигаций, могут использоваться населением для погашения уже имеющихся ссуд.   Эта циклическая асимметрия является серьезной помехой кредитно-денежной политики лишь во время глубокой депрессии. В нормальные периоды повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым к увеличению денежного предложения.

Изменение скорости обращения денег. Так, с точки зрения денежного обращения общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. В связи с этим некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, чем ликвидирует изменения в последнем, вызванные ДКП. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой НБ, скорость обращения денег склонно к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения вероятно упадет.

Влияние инвестиций, то есть действие ДКП может осложниться и даже временно затормозиться в результате неблагоприятных изменений расположения кривой спроса на инвестиции. Например, политика сужения кредитоспособности банков, направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабое влияние на инвестиционные расходы, если одновременно спрос на инвестиции, вследствие делового оптимизма, технологического прогресса или ожидания в будущем более высоких цен на капитал растет. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов кредитно-денежная политика должна поднять процентные ставки чрезвычайно высоко. И наоборот, серьезный спад может подорвать доверие к предпринимательству, и тем самым свести на нет всю политику дешевых денег.

Осуществляя ДКП, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, центральный банк достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.

Воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних  инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае ДКП должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике «дорогих денег».

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться достаточно успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как  в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы. Данное регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, то есть их способности своевременно покрывать требования вкладчиков. Это производится, прежде всего, за счет учетной, или дисконтной политики, а также установления норм обязательных банковских резервов.  

Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов.

Политико-экономическое состояние в государстве, прохождение экономикой соответствующей фазы деловой активности создает определенную психологическую ситуацию, которое формирует психологию каждого субъекта, определяя при этом его интересы и потребности. Психологическое состояние в обществе влияет на поведение индивидуума, направляя его на активизацию предпринимательской деятельности и расширение производства, или наоборот, предопределяет его к вкладыванию денежных средств в недвижимость, государственные ценные бумаги, другие фиксированные активы.

Таким образом, денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики. Главной целью ДКП является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики                        различными экономическими школами

           

Проблема государственного регулирования рыночной экономики, в том числе и методами ДКП, не имела практического значения вплоть до 30-х гг. XX в., пока экономику ведущих стран Европы и Северной Америки не поразил разрушительный кризис.

Неоклассическая школа. Экономисты классической (неоклассической) школы последней трети XIX — начала XX в. верили в эффективную саморегулирующуюся и саморазвивающуюся рыночную экономику, отрицали необходимость широкомасштабного государственного вмешательства в экономические процессы, а деньги рассматривали лишь как оболочку для номинального выражения реальных величин, таких, как выпуск продукции, доходы, инвестиции и пр .Они считали, что реальный объем производства определяется имеющимися у общества основными факторами производства: трудовыми ресурсами, производственными мощностями, природными ресурсами, т. е. факторами, изменяющимися лишь в долгосрочном периоде. Многие экономисты этой школы полагали, что объем производства и скорость обращения денег имеют тенденцию стремиться к естественному уровню и не зависят от воздействия денег и денежной политики. Изменение количества денег в экономике способно оказать влияние лишь на уровень внутренних цен.                     

Неоклассики доказывали, что пропорциональное изменение номинального количества денег вызовет лишь пропорциональное изменение абсолютного уровня цен. Поэтому они делали вывод о неэффективности денежной политики и призывали правительство заботиться прежде всего о сбалансированном государственном бюджете, не допуская его дефицита.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. поставил под сомнение основные положения неоклассической теории, которая фактически исключала возможность затяжных кризисов и вынужденной безработицы в рыночной экономике. Он обнаружил также, что классическая количественная теория денег и цен, оперирующая на долгосрочных временных интервалах, оказалась неспособной разрешить проблемы, вызванные кризисом.

Кейнсианская теория денег. Цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП такова: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект - к изменению номинальном ВНП.

      Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство:

 

                                                Y = C + G + I + NX,                                 ( 1.1)  

  где Y ­­­− номинальный объем ВНП, 

         С − потребительские расходы,

         G − государственные расходы на покупку товаров и услуг,

          I – частные плановые инвестиции,

  NX – чистый экспорт [7, c.270].

       Кейнсианцы отмечают, что цель причинно-следственных связей между предложением денег и номинальным ВНП достаточно велика, а Центральный Банк при проведении ДКП должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, как изменится величина ВНП). Наращивание денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику, помимо прочего, в так называемую «ликвидную ловушку»: процентная ставка может снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности. (Напомним: низкая процентная ставка свидетельствует о том, что ценные бумаги слишком дороги, следовательно, люди отказываются от их приобретения, держат сбережения в виде денег.) Если при этом предложение денег продолжает увеличиваться, то процентная ставка может уже не реагировать на это, так как ниже определенного уровня она не может опуститься. Если же ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.

Информация о работе Денежно - кредитная политика Республики Беларусь, ее развитие в РБ