Денежно - кредитная политика Республики Беларусь, ее развитие в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение кредитно-денежной сферы современной экономики, а также рассмотрение особенностей её функционирования в экономике Республики Беларусь.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
• раскрыть сущность кредитно-денежной сферы ;
• проанализировать основные цели ДКП;
• изучить инструменты ДКП;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....4
1 Теоретические основы денежно – кредитной политики…………………....7
1.1 Экономическая сущность и цели денежно – кредитной политики….….7
1.2 Представления о денежно – кредитном регулировании экономики
различными экономическими школами……………………………………....14
2 Механизм функционирования денежно – кредитной политики………....21
2.1 Виды денежно – кредитной политики (политика «дорогих» и
«дешевых» денег)……………………………………………………………...21
2.2 Инструменты регулирования денежно – кредитной политики…………27
2.3 Методы регулирования денежно – кредитной политики………………..31
3 Денежно-кредитная политика в Республики Беларусь и ее
совершенствование………………………………………………………….....35
3.1 Состояние денежно – кредитной политики в Республике Беларусь…...35
3.2 Проблемы денежно – кредитной политики в Республике Беларусь и
пути ее оптимизации…………………………………………………………...43
Заключение ……………………………………………………………………...49
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Кр_Ден_Пол.doc

— 341.50 Кб (Скачать)

ФРС независимая организация. Она не может быть упразднена по прихоти президента, конгресс тоже не может изменить ее роль и функции иначе, как специальным законодательным актом.

Если рассматривать деятельность ФРС подробнее, нетрудно выявить и сформулировать две наиболее важные и взаимосвязанные её функции:

1 Упорядочение деятельности банков и поддержание банковской системы в целом на уровне, достаточном для полноценного функционирования. Это происходит путём регулирования финансового состояния каждого банка и облегчения проведения зачёта взаимных банковских требований. Кроме того, будучи по сути своей центральным банком страны, а именно «банком банков», ФРС является кредитором в последней инстанции для коммерческих банков.

2 Контроль за предложением денег в экономике. Принимая решения связанные с контролем денежной массы, ФРС является основным исполнителем кредитно-денежной политики США. Совокупность решений в отношении предложения денег составляет суть кредитно-денежной политики.

ФРС осуществляет достаточно успешный контроль над предложением денег. Это осуществляется с помощью инструментов кредитно-денежной политики, а именно: операций на открытом рынке, изменении нормы учётной ставки и установлении нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Однако, по причине того, что абсолютный контроль над денежными потоками физически невозможен, ФРС сталкивается с двумя проблемами, способными повлиять на нормальное функционирование кредитно-денежной системы.

Первая проблема состоит в том, что ФРС не контролирует размеры средств, которые население собирается держать на вкладах в банках. А чем больше сумма вкладов населения, тем выше резервы банков и тем больше денег генерирует банковская система. Иными словами, объём денежной массы в экономике может изменяться без вмешательства ФРС.

Вторая проблема состоит в том, что ФРС не контролирует объёмы выдаваемых банками ссуд. Средства, помещённые в банк, создают новые деньги только при условии, что они выдаются в виде кредитов. Однако банки могут иметь в резервах больше средств, чем это определено требованиями ФРС, то есть обладать избыточными резервами. Поэтому ФРС не в состоянии предугадать действия этих экономических агентов или существенно повлиять на их действия, она лишена возможности осуществлять абсолютный контроль за предложением денег.

В 1978 году Конгресс США принял законодательство, обязывающее ФРС установить пределы роста денежной и кредитной массы. Также был принят «Акт о полной занятости и сбалансированном росте». В нем указывались цели кредитно-денежной политики: обеспечение высокого уровня занятости и поддержания стабильности цен. Для достижения этого ФРС предписывалось ежегодно объявлять величину денежной массы и кредитных ресурсов на следующий год, что должно воздействовать на ожидаемое функционирование экономики и темпы инфляции.

Признавая, что не всегда можно поддерживать желаемое соотношение между ростом денежной массы и темпами экономического развития, закон не обязывает ФРС точно соблюдать заявленные параметры денежной массы. Величины денежной массы и кредитной эмиссии объявляются в феврале каждого года и корректируются в докладе, представляемом в конгресс в июне.

Кроме того, монетарная политика не единственная политика, воздействующая на ставку процента. Фискальная политика также воздействует на процентные ставки. Этот факт даёт ей право на жизнь в монетаристской модели, несмотря на то, что уравнение обмена M×V=P×Y не содержит среди своих переменных ни государственных расходов (G), ни налогов (T). Высокие G и низкие T – увеличивают ставку процента. А растущая ставка процента увеличивает скорость денежного обращения, так как люди хотят держать у себя как можно меньше наличности в то время, как процент, который они могли бы заработать в альтернативных источниках растёт. И наоборот, инструменты сдерживающей фискальной политики (увеличение T и уменьшение G) снижают количество денег, на которые предъявляется спрос, и снижают процентные ставки.

Совместная работа монетарной и фискальной политик принесла экономике США существенные экономические результаты: ограничения бюджетных расходов в стране поддержали национальные сбережения и позволили Федеральной Резервной Системе сохранить пониженные ставки процента, которые иначе не могли быть возможны. Стремительное расширение производственного потенциала, в свою очередь, способствовало удержанию инфляции на низком уровне даже тогда, когда совокупный спрос стремительно увеличивался, а рынки труда переживали упадок.

Таким образом, существуют политика  «дорогих  денег»  (рестрикционная)  и политика «дешевых денег» (экспансионистская).   

ДКП часто применяется для смягчения циклических колебаний.

Так, при подъеме может проводиться политика «дорогих денег», основной целью которой является борьба с инфляцией.

В условиях кризиса основное внимание уделяется занятости. Центральный банк проводит политику «дешевых» денег, обеспечивая поступление денег в экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                2.2 Инструменты денежно-кредитной политики

        В Республике Беларусь Национальный банк и Правительство взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, финансовой и ДКП государства. ДКП в Республике Беларусь регламентируется Банковским кодексом Республике Беларусь.                                                              Правовой основой ДКП Республики Беларусь являются  « Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь », ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь. «Основные направления ДКП Республики Беларусь» содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля. Разработка ДКП опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и др.

  Рассмотрим основные инструменты с помощью которых Центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. В первую очередь это изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке , а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

Операции на открытом рынке – это покупка или продажа государственных облигаций. Покупая государственные облигации , центральный банк тем самым « продает » денежные знаки и добивается увеличения резервов коммерческих банков, что позволяет увеличить кредитование, т.е.создавать деньги.  Продавая  облигации , центральный банк  стремится уменьшить банковские резервы и , следовательно , уменьшить создание новых денег .

По мнению Л.П. Зеньковой, «одна из причин использования данного инструмента заключается в том , что центральный банк может точно предсказать влияние этих операций на денежную базу . Операции на открытом рынке отличаются  высокой оперативностью , обеспечивают быстрое достижение необходимого результата . Они являются наиболее гибким инструментом ДКП и широко используются в тех странах , где существует единый рынок государственных ценных бумаг. Следует , однако , отметить , что эффективность данного инструмента снижается , если коммерческие банки в структуре активов имеют незначительный пакет ценных бумаг или не проявляется особого интереса к ценным бумагам государства из – за их низкой доходности либо в силу недоверия к правительству . В  последние годы в Республике Беларусь этот инструмент стал активно использоваться» [13, c.137-138].

              Политика учетной ставки (дисконтная политика) . Главный банк страны предоставляет кредиты коммерческим банкам. Учетная ставка – это процент, который уплачивают коммерческие банки  центральному за предоставление ссуды. При поднятии учетной ставки коммерческие банки вынуждены сократить объем кредитов ,что приводит к уменьшению их резервов.

В Республике Беларусь в качестве ДКП используется ставка рефинансирования. Она представляет собой процент , который взимает центральный банк при предоставлении краткосрочного кредита коммерческому банку под залог государственных ценных бумаг .Это минимальная процентная ставка , по которой центральный банк проводит свои активные операции. Ставка рефинансирования привязывается к уровню доходности по государственным ценным бумагам и всегда ниже учетной ставки. Учетная ставка (ставка рефинансирования ) выступает своеобразным индикатором намерений денежных властей в ближайшем будущем .Данный инструмент имеет ряд недостатков.       Снижение учетной ставки может привести к оттоку капитала из страны. Невозможно точно предугадать ,как повлияет изменение учетной ставки на денежную базу. Уменьшение учетной ставки создает лишь благоприятные условия для вливания денег, однако не может заставить коммерческие банки взять кредит у центрального банка и увеличить объем собственных кредитных операций в периоды неблагоприятной экономической конъюнктуры. Эффективность данного инструмента зависит и от возможности отыскать другие источники кредита , кроме средств центрального банка.

Норма обязательных резервов . Центральный банк имеет возможность прямо воздействовать на размер резервов коммерческих банков через изменение резервной нормы . Повышение резервной нормы увеличивает обязательные резервы и сокращает избыточные , уменьшая тем самым способность банков создавать новые деньги . Следует отметить , что данный инструмент оказывает воздействие на все коммерческие банки . За счет него невозможно обеспечить точную настройку денежного предложения ( например, добиться небольших изменений денежной массы). Кроме того , обязательные резервы представляют собой упущенные возможности банковской системы. В ряде стран резервные требования отменены (Великобритания) или их нормы существенно снижены (Германия , Франция). В последнее время данный инструмент используется достаточно редко , активно он использовался в Беларуси в середине 90-х гг. в качестве антиинфляционного инструмента.

Также НБ может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков

Таким образом, основные инструменты ДКП – это:

-   операции на открытом рынке – метод, который заключается в том, что Главный банк страны осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот;

- политика учетной ставки (дисконтная политика).Учетная ставка – это процент, который уплачивают коммерческие банки  центральному за предоставление ссуды. При поднятии учетной ставки коммерческие банки вынуждены сократить объем кредитов ,что приводит к уменьшению их резервов.

-   посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии;

-   ограничение (контингентирование) кредитования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    2.3 Методы регулирования кредитно-денежной политики

 

Механизм денежно-кредитного регулирования во многом зависит от форм организации банковской деятельности в стране и полномо­чий НБ. Государство может использовать как прямые (администра­тивные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые НБ в отно­шении разнообразных параметров деятельности банков по различным направлениям: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ре­сурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений, определение процентных ставок, а также лицензирование отдельных направлений бан­ковской деятельности (например, лицензирование операций с валю­той и драгоценными металлами).

Административные методы, как правило, используются в стра­нах с развитой системой государственного планирования экономики. Довольно часто административное регулирование вводилось в странах с рыночной организацией хозяйственной жизни, но лишь на период глобального кризиса. Так, в США такие денежно-кредит­ные инструменты ФРС применяла в эпоху Великой Депрессии, а также во время корейской войны. Национальный банк Республики Беларусь практически всегда делает упор именно на административные методы.

К экономическим методам регулирования совокупного денежного оборота относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие на решения, принимаемые хозяйс­твующими субъектами и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три основные группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие. В основном используются лишь - нормативные и корректирующие методы.

К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэф­фициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива.  Основным нор­мативным инструментом является изменение нормы обязательных ре­зервов, которая во многом определяет размер денежного мультипли­катора.

Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций Нацбанком (когда НБ выступа­ет в качестве кредитора в последней инстанции) и операций с цен­ными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Нацбанка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро.

Информация о работе Денежно - кредитная политика Республики Беларусь, ее развитие в РБ