Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение кредитно-денежной сферы современной экономики, а также рассмотрение особенностей её функционирования в экономике Республики Беларусь.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
• раскрыть сущность кредитно-денежной сферы ;
• проанализировать основные цели ДКП;
• изучить инструменты ДКП;
Введение……………………………………………………………………….....4
1 Теоретические основы денежно – кредитной политики…………………....7
1.1 Экономическая сущность и цели денежно – кредитной политики….….7
1.2 Представления о денежно – кредитном регулировании экономики
различными экономическими школами……………………………………....14
2 Механизм функционирования денежно – кредитной политики………....21
2.1 Виды денежно – кредитной политики (политика «дорогих» и
«дешевых» денег)……………………………………………………………...21
2.2 Инструменты регулирования денежно – кредитной политики…………27
2.3 Методы регулирования денежно – кредитной политики………………..31
3 Денежно-кредитная политика в Республики Беларусь и ее
совершенствование………………………………………………………….....35
3.1 Состояние денежно – кредитной политики в Республике Беларусь…...35
3.2 Проблемы денежно – кредитной политики в Республике Беларусь и
пути ее оптимизации…………………………………………………………...43
Заключение ……………………………………………………………………...49
Список использованных источников
Дж. М. Кейнс, полагал, что с помощью государственного вмешательства на денежном рынке можно регулировать ставку процента в долговременной перспективе и тем самым влиять на совокупный спрос. Для этого он предлагал проводить политику дешевых денег. Увеличение количества денег дает возможность более полно удовлетворять потребность в ликвидных резервах. Когда их количество становится избыточным, склонность к ликвидности и норма процента понижаются. Избыточные резервы (сбережения) частично используются для покупки потребительских товаров, чем повышают потребительский спрос, и частично – для приобретения ценных бумаг, что расширяет инвестиционный спрос. В результате растет совокупный спрос, а национальный доход и занятость достигают равновесия на более высоком уровне. Рост доходов в свою очередь означает увеличение сбережений и инвестиций вследствие снижения нормы процента.
Однако практика показала, что в условиях глубокого спада, когда инвестиции слабо или почти не реагируют на понижение ставки процента, денежно-кредитное регулирование является малоэффективным методом, стимулирующим приток инвестиций.
Монетаристский подход. В целом, в 70-х годах прошлого столетия в экономической науке преобладающим стало неоклассическое направление, в том числе его современная форма – монетаризм .Главный теоретик современного монетаризма – известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридман.
Монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика –внутренне устойчивая система. Все негативные моменты – результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму. Корреляция между денежным фактором (массой денег в обращении) и номинальным объемом ВНП обнаруживается более тесная, чем между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег. Монетаристы отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег :
М × V = P × Q, (1.2)
Где М − количество денег в обращении;
V − скорость обращения денег;
Р − средняя цена товаров и услуг;
Q − количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной
экономики в течение определенного периода времени (обычно за год) [7,
c.306].
Произведение Р • Q равно совокупному объему денежных средств, обернувшихся в течение года. Количество проданных товаров и услуг за определенное время (Q) примерно равно объему производства за тот же период (Yt). Тождества здесь нет, так как за период t могут перепродаваться товары, которые были созданы ранее, скажем, за период (t-1). Эти товары войдут в показатель Qt, но не войдут в показатель текущего объема производства Yt. Поскольку доля таких товаров в общем, кругообороте достаточно мала, экономисты допускают равенство Qt=Yt.
Если Р − средняя цена единицы произведенной продукции, тогда уравнение примет вид ( 1.3 ) :
M × V = P × Y,
где Р • Y − объем производства в денежном выражении, или номинальный
объем ВНП;
Y − тогда можно рассматривать как реальный объем ВНП;
P − как дефлятор ВНП [7, c.307].
Отсюда Y − номинальный объем ВНП.
Сторонники количественной теории денег полагают, что вполне корректно сделать допущение о постоянстве скорости обращения денег. Такое допущение является абстракцией, поскольку показатель Y, конечно, меняется, но очень незначительно, а существенные изменения могут быть обусловлены качественными преобразованиями в организации денежного обращения, что происходит не часто и вполне предсказуемо (например, широкое внедрение «пластиковых» денег, расширение сети банкоматов и т.п.).
Кредитные карточки рассматриваются многими экономистами не как новый вид денег, а как новый момент в организации денежного обращения. Кредитная карточка – это документ, облегчающий, по сути, заем для владельца. Покупка товара по кредитной карточке означает, что вы дали распоряжение банка о переводе кредита в магазин. Позже банк пошлет деньги в магазин (в форме перевода денег на счет магазина или в форме чека). Именно этот перевод будет означать, что покупка реально оплачена.
Если величина V постоянна, ее можно заменить определенным коэффициентом K, тогда уравнение количественной теории денег примет вид :
K × M = P × Y (1.4)
Как отмечает Г.А.Шмарловская, «…в такой записи это уравнение выражает зависимость номинального объема ВНП от денежного предложения, т.е. изменение количества денег в обращении должно вызывать пропорциональное изменение объема номинального ВНП, или, иначе, объем производства в денежном выражении определяется количеством денег в обращении при допущении постоянной скорости их обращения. Реальный объем производства определяется имеющимися на данный момент в экономике факторами производства (заданная величина). Следовательно, изменение номинального объема ВНП обусловлено только изменением цен. Таким образом, в соответствии с количественной теорией денег уровень цен пропорционален количеству денег в обращении. Но если это так, то изменение уровня цен будет находиться также в определенной зависимости от изменения денежного предложения»[6, c.308].
В свою очередь, изменение уровня цен – это показатель темпа инфляции. Следовательно, прирост денежной массы будет определять, согласно количественной теории денег, темп инфляции.
Причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным объемом ВНП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым известны как бы «входные и выходные данные» влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния денег скрыт.
Монетарное правило М. Фридмана предполагает строгое контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3- 5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливании в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать.
Основным объектом анализа монетаристов выступают деньги и количество денег в обращении. Резкие изменения величины денежной массы в обращении могут явиться источником нестабильности. Превышение предложения денег над спросом на них вызывает инфляцию. В случае, если их количество меньше, чем потребность для нужд общества, возможен кризис.
Сдвиги в денежной сфере также выступают основной причиной нарушения естественного хозяйственного развития. В долгосрочном периоде нестабильность денег сопровождается нестабильностью экономического роста.
Таким образом, современные теоретические модели «современной» денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.
Резюмируя сказанное, отметим следующее.
Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
Главной целью ДКП является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом деловой активности.
Отрицательные моменты ДКП заключаются в том, что она оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие банки с целью регулирования динамики предложения денег и, соответственно, не может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты.
Кейнсианский и классический концептуальные подходы по-разному оценивают рычаги ДКП . Основным инструментом кейнсианской модели ДКП является ставка банковского процента . Монетаристская модель ДКП основывается на количественной теории денег. Ее основным инструментом является регулирование денежной массы. На практике избирается комплекс рычагов , действенный в данной ситуации. Как правило, ДКП применяется комплексно с инструментами фискальной политики.
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1_Основные виды ДКП (политика « дорогих» и « дешёвых денег»)
Различают два основных вида ДКП , каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования .
В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (рестрикционная). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков , т.е. на сокращение предложения денег .
Центральный банк , проводя рестрикционную политику , предпринимает следующие действия :
- продает государственные ценные бумаги на открытом рынке ;
- увеличивает норму обязательных резервов ;
- повышает учетную ставку.
Если эти меры оказываются недостаточно эффективными , центральный банк использует административные ограничения :
- понижает потолок предоставляемых кредитов ;
- лимитирует депозиты ;
- сокращает объем потребительского кредита и т.д.
Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования .
В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская) , Она заключается в расширении масштабов кредитования , ослаблении контроля над приростом денежной массы , увеличении предложения денег .
Проводя экспансионистскую политику , центральный банк предпринимает следующие действия :
- покупает государственные ценные бумаги у коммерческих банков и населения;
- снижает резервную норму ;
- снижает учетную ставку .
Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.
Центральный банк выбирает тот или иной тип ДКП исходя из состояния экономики страны .
Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом.
Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. НБ и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше.
Но существует и ряд негативных моментов. Политика «дорогих денег», если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег.
Политика «дешевых денег» может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.
Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.
Как отмечает С.С.Носова, «при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег»[17, c.286].
Примером для экономики развивающихся стран является кредитно-денежная политика США. В течение последнего столетия американская экономика явила собой пример наиболее успешного и удачного экономического развития после экономической катастрофы (Великая Депрессия), став в конце века самой процветающей (в экономическом смысле) страной, переживающей пик своего развития. Таким институтом явилась Федеральная Резервная Система (ФРС). ФРС по своей сути эквивалентна центральным эмиссионным банкам других стран, однако её организация отражает дух федеральной политической системы США.
Информация о работе Денежно - кредитная политика Республики Беларусь, ее развитие в РБ