Денежно - кредитная политика Республики Беларусь, ее развитие в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение кредитно-денежной сферы современной экономики, а также рассмотрение особенностей её функционирования в экономике Республики Беларусь.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
• раскрыть сущность кредитно-денежной сферы ;
• проанализировать основные цели ДКП;
• изучить инструменты ДКП;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....4
1 Теоретические основы денежно – кредитной политики…………………....7
1.1 Экономическая сущность и цели денежно – кредитной политики….….7
1.2 Представления о денежно – кредитном регулировании экономики
различными экономическими школами……………………………………....14
2 Механизм функционирования денежно – кредитной политики………....21
2.1 Виды денежно – кредитной политики (политика «дорогих» и
«дешевых» денег)……………………………………………………………...21
2.2 Инструменты регулирования денежно – кредитной политики…………27
2.3 Методы регулирования денежно – кредитной политики………………..31
3 Денежно-кредитная политика в Республики Беларусь и ее
совершенствование………………………………………………………….....35
3.1 Состояние денежно – кредитной политики в Республике Беларусь…...35
3.2 Проблемы денежно – кредитной политики в Республике Беларусь и
пути ее оптимизации…………………………………………………………...43
Заключение ……………………………………………………………………...49
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Кр_Ден_Пол.doc

— 341.50 Кб (Скачать)

В большинстве стран в целях управления и регулирования государство ориентируется в основном на использование экономических методов, работая, впрочем, и с адми­нистративными инструментами. Согласно установкам официальной ДКП разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, оп­ределяются наиболее эффективные в данный момент методы управле­ния и инструменты воздействия на деятельность банков.

Рестрикционная  ДКП (ранее описанная нами политика «дорогих денег») направлена на ужесто­чение условий и ограничение объема кредитных операций коммерчес­ких банков и повышение уровня процентных ставок. Ее проведение обычно также предполагает и сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприя­тиями, направленными на преодоление инфляции. Рестрикционная ДКП может быть использована не только в це­лях борьбы с инфляцией, но и для сглаживания циклических колеба­ний деловой активности.

Экспансионистская  ДКП сопровождается расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, понижением уровня про­цента. Иначе эту систему методов называют еще политикой дешевых денег.

Таким образом, выделяют следующие методы ДКП:

-   административные. При использовании административных методов воз­действия наиболее широко используются следующие виды ограниче­ний: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ре­сурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений, определение процентных ставок, а также лицензирование отдельных направлений бан­ковской;

-   экономические. Выделяют три основные группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие;

-   нормативные. К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэф­фициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива. 

Резюмируя вышесказанное, можно отметить следующее. Существуют политика  дорогих  денег  (рестрикционная)  и политика дешевых денег (экспансионистская). При дешевых деньгах скорость обращения  денег  снижается, при обратном  ходе  событий  политика  дорогих  денег  вызывает  увеличение скорости обращения. Так как, общие расходы могут  рассматриваться как  денежное  предложение,  умноженное  на  скорость  обращения  денег, следовательно, при политике дешевых денег скорость обращения денежной массы падает, а, значит,  и  общие  расходы  сокращаются, что  противоречит  целям  политики.  Аналогичное  явление   происходит   при политике дорогих денег.

Основные инструменты ДКП – это:

-   операции на открытом рынке : главный банк страны осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Не исключены периодические изменения в указанный метод кредитного регулирования, банк может менять интенсивность своих операций, их частоту;

-   политика учетной ставки . Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями Нацбанка. Главный банк страны предоставляет кредиты коммерческим банкам;

-   изменение норм обязательных резервов, которые выполняют две основные функции: они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов и являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии;

-   ограничение кредитования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков.

Выделяют следующие методы регулирования ДКП:

- административные .

- экономические. 

Выделяют три основные группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие. В основном используются лишь - нормативные и корректирующие методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ

БЕЛАРУСЬ И ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

             

    3.1Состояние денежно-кредитной политики в Республике Беларусь

    ДКП Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

      В 1996 г.разработаны « Основные направления социально- экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000 гг.» . Осуществление указанных мероприятий позволили, начиная с 1996 г., преодолеть спад производства, достигнуть положительной динамики макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты валового внутреннего продукта, производства промышленной продукции, потребительских товаров. В определенной мере удалось стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке. Была восстановлена система управления экономикой, отвечающая реалиям переходного периода, улучшена система социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ. Экономическое положение страны, за исключением сельскохозяйственного производства, стабилизировалось, а по важнейшим макроэкономическим параметрам достигнут существенный рост.

С 2000 г. в РБ стала проводиться достаточно жесткая ДКП , обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке, а также росту склонности к сбережениям в национальной валюте.

В последние годы в РБ проводится ДКП, основная цель которой-обеспечение стабильности и предсказуемости обменного курса белорусского рубля. Эта цель фигурировала в качестве первостепенной в «Основных направлениях ДКП» за все последние годы. Она же отмечена и в Банковском кодексе РБ - защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля ,в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.

        Согласно «Основных направлений ДКП РБ на 2010г.», ДКП в течение 2009 года проводилась НБ с учётом типичного для нашей экономики сезонного падения деловой активности, а также внешнего инфляционного шока, связанного с ростом цен на поставляемые из России газ и нефть. В соответствии с основными направлениями ДКП на 2009 год (ОНДКП-2009) действий НБ и правительства страны направлены на ограничение темпов инфляции, измеряемой приростом индекса потребительских цен (ИПЦ), на уровне 6-8%.Отметим, что ресурсная база банков с 2003 года выросла более, чем в 4 раза. По состоянию на начало 2009 года собственный оборотный капитал составил 5150,2 млрд. рублей (1,83 млрд. евро). Основными источниками формирования ресурсной база стали средства населения, предприятий и банковского капитала[18.с.4 ].

Cтавка рефинансирования уверенно снижалась с 11, до 9, потом до 7% в 2007 г.. Однако, присутствовала тенденция развития всемирного экономического кризиса, что препятствовало дальнейшему ее снижению. В результате в 2009 гг. ставка рефинансирования уже составляла 14%. На сегодняшний день происходит ее снижение  и ставка рефинансирования составляет   – 11,0%. Прогнозируется дальнейшее ее снижение.

Уже пятый год подряд белорусский рубль системно укрепляется по отношению к доллару США. Здесь следует иметь в виду, что долл.США является для нас главной валютой в международных расчётах и основной валютой, которая находится в руках у населений.

В тоже время за отчётный год белорусский рубль в запланированном пределе девальвировал по отношению к российскому рублю и евро. Такая политика содействовала развитию экспорта отечественных товаров, поскольку наши главные торговые партнёры – РФ и страны СНГ.

Согласно «Основных направлений ДКП РБ на 2010г.», ДКП Республики Беларусь на 2010 г. направлена на формирование условий стабильного экономического развития государства, выполнения показателей его социально-экономического развития и повышения благосостояния населения преимущественно путем:

-   обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательской способности и курса относительно к иностранным валютам;

-   развития и укрепления банковской системы;

-   повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы [18, c.2].

«Основные направления денежно-кредитной политики на 2010 г.» разработаны с учетом указов президента Республики Беларусь:

-   от 12 июня 2006 г. № 384 «Об утверждении программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.», что прописано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 2006 г. № 92 1/7667;

-   от 15 января 2007 г. № 27 «Об утверждении Программы развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006-2010 гг., что прописано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 2007 г. № 16 1/8268 [16, c.2].

            В январе - октябре 2009 г. под влиянием внешних факторов, связанных с мировым финансово-экономическим кризисом, макроэкономическая ситуация в стране по сравнению аналогичным периодом предшествующего года характеризовалась замедлением темпов экономического роста, снижением инвестиционной активности (рисунок 3.1), замедлением темпов роста реальных денежных доходов населения (рисунок 3.2), а также увеличением отрицательного сальдо внешнеторговых операций (таблица 3.1).

Как видно из рисунка 3.1, за январь-сентябрь 2009 г. наблюдается отрицательное сальдо счета капитала платежного баланса в то время, как по итогам того же периода, но за 2008 и даже 2006 года прослеживалось положительное сальдо.

Рис. 3.1 – Структура счета операций с капиталом и финансовых операций за январь-сентябрь 2005-2009 гг.

         Источник:[18, с.25]

 

Основной проблемой при этом является снижение прямых инвестиций почти в два раза, их размер по итогам января-сентября 2009 г. чуть превышает 1000 млн долл. США.

Как видно из рисунка 3.2, к концу 2009 г  происходит замедление темпов роста реальных денежных доходов населения.

 

Рис. 3.2. – Реальные денежные доходы населения

                    в сопоставимых ценах к декабрю 2006 г., %

Источник:[24]

Структура сальдо внешней торговли по укрупненным группам товаров характеризуется данными, приведенными в таблице 3.1 [24].

Из данных таблицы 3.1 следует, что основным источником формирования отрицательного сальдо внешней торговли товарами являются экспортно-импортные операции с промежуточными товарами (энергоносители, сырье, материалы и комплектующие).

 

Таблица 3.1

                Сведения о структуре сальдо внешней торговли Республики Беларусь    по укрупненным группам товаров в 2009 году, млн долл США

 

Показатели

Январь-сентябрь

2008 г.

Январь-сентябрь

2009 г.

Прирост (+),

уменьшение (-)

Сальдо внешней торговли товарами – всего

-1376,8

-2621,7

-1244,9

в том числе по группам товаров:

 

 

 

инвестиционные

469,7

-243,4

-713,1

промежуточные

-1626,7

-2120,1

-493,4

потребительские

-205,6

-236,2

-30,6

Информация о работе Денежно - кредитная политика Республики Беларусь, ее развитие в РБ