Центральный банк как главный эмиссионный и денежно-кредитный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование функциональной роли Центрального банка российской Федерации в денежно-кредитном регулировании экономики посредством специфических инструментов денежно-кредитной политики.
Указанная цель определила необходимость решения следующих задач:
1. Дать общую характеристику роли Банка России в регулировании денежно-кредитной политикой
2. Изучить теорию и практику применения инструментов и методов денежно-кредитного регулирования Центральным банком (нормативы обязательных резервов, валютная интервенция, рефинансирования кредитных организаций, установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения; эмиссия облигаций от своего имени).

Файлы: 1 файл

Курсовая всё вместе.docx

— 158.94 Кб (Скачать)

Введение

Актуальность тематики курсового  исследования обусловлена тем, что  кредитная и денежная системы  как важнейшие звенья системы  финансов призваны способствовать выполнению целого ряда задач публичного характера. Политика любого государства напрямую связана с процессом аккумуляции, распределения и использования денежных средств. Именно поэтому финансовая политика и ее реализация напрямую зависят от достижения тех задач, которые решаются в процессе денежно-кредитного регулирования.

В современных условиях деятельность центрального банка имеет решающее влияние на стабильность национальной валюты, надежность банковских учреждений, действенность платежно-расчетного механизма, активизацию рыночной конъюнктуры, выравнивание платежного баланса, который вообще определяет эффективность функционирования всей экономики страны.

Указанные обстоятельства обуславливают  необходимость изучения вопросов, связанных с изучением механизма воздействия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в сфере денежно-кредитного регулирования, поскольку место центрального банка в рыночной экономике во многом определяет ход и направление экономического развития страны.

Целью курсовой работы является комплексное исследование функциональной роли Центрального банка российской Федерации в денежно-кредитном регулировании экономики посредством специфических инструментов денежно-кредитной политики.

Указанная цель определила необходимость решения следующих  задач:

1. Дать общую характеристику роли Банка России в регулировании денежно-кредитной политикой

2. Изучить теорию и практику применения инструментов и методов денежно-кредитного регулирования Центральным банком (нормативы обязательных резервов, валютная интервенция, рефинансирования кредитных организаций, установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения; эмиссия облигаций от своего имени).

3.  Определить понятие, структура и сущность денежно-кредитной системы

Объектом исследования выступила  финансово-административная деятельность Центрального банка Российской Федерации по реализации основных направлений единой государственной денежно–кредитной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Центральный  банк как главный эмиссионный  и денежно-кредитный институт

1.1 Основные положения  о Центральном Банке

Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является главным  банком страны. Уставный капитал и  иное имущество Банка России является федеральной собственностью. Он подотчетен Государственной Думе.[1] Деятельность Банка России регламентируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями) и другими федеральными законами. В соответствии с законом Банк России является юридическим лицом, освобожденным от уплаты всех налогов, пошлин, сборов и других платежей на территории РФ. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не были приняты или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Центральный Банк РФ представляет собой единую централизованную систему  с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры (РКЦ), вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России. Национальные банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные главные управления являются обособленными подразделениями, осуществляющими часть его функций на определенной территории. Территориальные главные управления подчиняются Банку России и ему подотчетны. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров.

Высший орган Банка  России - Совет директоров. Это коллегиальный  орган, определяющий основные направления  деятельности Банка России и управляющий  ею. В Совет директоров входят: Председатель Банка России и 12 членов Совета. Члены  Совета директоров работают на постоянной основе. Они утверждаются Государственной  Думой по представлению Председателя Банка, который является одновременно председателем Совета директоров. Совет  директоров во взаимодействии с правительством разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику и обеспечивает ее выполнение. Структуру и штаты Центрального аппарата Банка России, а также уставы его других структурных подразделений утверждает Совет директоров. К его полномочиям также отнесены:

  • · изменения ставок по централизованным кредитам, норм резервирования, экономических нормативов;
  • · определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему России;
  • · другие решения по вопросам, имеющим большое значение как для Банка России, так и для банковской системы страны.

Решение Совета директоров считается принятым, если за него проголосовало большинство членов. Таким образом, Совет директоров не только возглавляет и организует работу Банка России, но и регулирует деятельность коммерческих банков в стране. Наряду с Советом директоров вне банка функционирует и Национальный банковский совет. В его состав включаются представители президента, представители высших органов законодательной и исполнительной власти и эксперты. Общая численность Совета не превышает 15 человек. Члены Банковского совета утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Совет регулярно, не реже 1 раза в квартал, обсуждает концепцию развития банковской системы и вопросы единой государственной денежно-кредитной политики, включая регулирование денежных ресурсов [3]

1.2 История формирования Центрального Банка

31 мая 1860 г. (по старому стилю)  Александр II подписал Указ о  создании Государственного банка  Российской империи и утвердил  его первый устав. Ниже мы  еще вернемся к этой точке  отсчета, а пока отметим следующее  историческое обстоятельство. Итак, 31 мая 1860 г. вместо прежнего Государственного коммерческого банка был учрежден новый Государственный банк. Первым его управляющим стал барон A.Л. Штиглиц – последний “придворный банкир” Российского императорского дома. В дореволюционной деятельности Государственного банка можно выделить два периода: 1860-1894 и 1894-1917 гг. Свои операции Государственный банк начал осуществлять 2 июня 1860 г. Согласно уставу он учреждался “для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы”. Основной капитал ему “назначался” в 15 млн.руб. Это была очень небольшая сумма, если учесть, что 59% переданных Государственному банку пассивов ликвидированных банков состояли из вкладов, подлежащих возврату преимущественно по требованию. В активе же находились исключительно долгосрочные ссуды. В то же время на Государственный банк возлагалась обязанность выплаты процентов и возврата капитала по вкладам, внесенным в бывшие государственные кредитные учреждения. Операции государственного банка заключались в учете векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и иностранных тратт, покупке и продаже золота и серебра, получении платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, приеме вкладов, предоставлении ссуд (кроме ипотечных), покупке государственных бумаг за свой счет.

Согласно уставу 1860 г. управление всеми  операциями и делами возлагалось на Правление банка, которое состояло из управляющего, его товарища, 6 директоров и 3 депутатов от Совета государственных кредитных установлений. Управление банком возлагалось на Совет банка и на управляющего банком. С середины 80-х годов основное внимание Государственного банка было сосредоточено на подготовке денежной реформы. Его задачами в это время были накопление золотого запаса и борьба с колебаниями валютного курса с помощью девизной политики. Госбанк справился с этой задачей к 1895 г. На 1 января 1895 г. золотой запас России составил 911,6 млн.руб. Рыночный курс кредитного рубля стабилизировался в 1893-1895 гг. Разница между его высшим и низшим курсом в 1895 г. составила 1,59%. 90-е годы XIX века в России были годами подъема железнодорожного и промышленного строительства. В связи с этим было принято решение превратить Государственный банк в универсальное кредитное учреждение, стимулирующее подъем во всех отраслях хозяйства. Это требовало внесения изменений в устав Государственного банка. Значительный рост операций Государственного банка наблюдался в период предвоенного промышленного подъема. Банк стал одним из влиятельнейших европейских кредитных учреждений. Он имел огромный золотой запас, выполнял функции “банка банков”, осуществлял регулирование денежного обращения и валютных расчетов России, принимал активное участие в кредитовании промышленности и торговли. С 1905 по 1914 г. за счет выпуска кредитных билетов (800 млн.руб.) и средств казны (600 млн.руб.) баланс Государственного банка увеличился вдвое. 7/8 эмиссии направлялось на покупку золота и иностранной валюты. Оставшаяся часть эмиссии и средства казны шли на кредитование промышленности и торговли. Технически это кредитование осуществлялось на 2/3 через коммерческие банки. Коэффициент золотого запаса Госбанка постоянно поддерживался на очень высоком уровне, вплоть до первой мировой войны в среднем он был выше 100%. Во время первой мировой войны деятельность Государственного банка в основном была направлена на ее финансирование за счет выпуска кредитных билетов. Большая часть активов Государственного банка к октябрю 1917 г. состояла из обязательств казначейства и ссуд под процентные бумаги. Золотой запас банка уменьшился с 1604 млн.руб. (16 июля 1914 г.) до 1101 млн.руб. (8 октября 1917 г.), сократился и заграничный золотой фонд.

Обращает на себя внимание широкий  размах коммерческой деятельности Госбанка, особенно в первые десятилетия его существования. В этой связи целесообразно более пристально рассмотреть, как, собственно, данный банк становился центральным. Главным источником средств Государственного банка России до середины 80-х годов XIX века являлись оплачиваемые процентами вклады и текущие счета, позже – средства государственного казначейства. Этим он отличался от Центральных банков других стран, которые прекратили прием платных вкладов и сосредоточили у себя лишь денежные резервы других банков, развивая свои операции в основном за счет банкнот и собственных средств. Первый период деятельности Государственного банка (до 90-х годов) характеризуется большой централизацией его управления. Одна из главных специфических особенностей Госбанка России состояла в том, что министр финансов являлся “непосредственным главным начальником” банка с широкими распорядительными правами и возможностью направлять всю деятельность банка. Это также было существенным отклонением от статуса основной деятельности центральных банков стран Западной Европы, где до наступления общего кризиса они были организационно отделены от министерства финансов, действуя как частные акционерные общества, подчиненные в той или иной степени государственному контролю. Вразрез с уставом шло не только предоставление банкам долгосрочного кредита, но и прием в залог недвижимого имущества заемщика по векселям. Однако еще одной отличительной особенностью Госбанка России было широкое развитие неуставных ссуд, т.е. операций, производимых по специальной докладной министра финансов и с разрешения Государя и которые по своему назначению, размерам и срокам не были предусмотрены уставом или прямо ему противоречили. Эти ссуды имели ярко выраженный характер некоммерческого финансирования, направленного на поддержку крупного капитала, в особенности крупнейших предприятий. Постепенно Госбанк все более и более становился центральным банком в полном смысле этого слова. В связи с денежной реформой 1895-1897 гг., известной в истории под названием реформы Витте, он, наконец, становится эмиссионным. Указ от 29 августа 1897 г. устанавливал, что кредитные билеты выпускаются Госбанком в размере, строго ограниченном настоятельными потребностями денежного обращения под обеспечение золотом. Сумма золота, обеспечивающего билеты, должна была быть не менее 1/2 общей суммы выпущенных в обращение кредитных билетов.

С середины 90-х годов основным источником развития коммерческих операций Госбанка становятся уже не вклады частных  лиц. частных и казенных учреждений, как это было до 1894-1895 гг., а казначейские средства.  Новый устав не предоставлял банку самостоятельности в эмиссионных и коммерческих операциях и даже усиливал подчиненность Госбанка министру финансов. С.Ю.Витте, не идя на. предоставление Госбанку самостоятельности, внес некоторые существенные изменения в его деятельность: в ходе подготовки денежной реформы Госбанк освобождался от несвойственной ему функции в 1885 г. были переданы казначейству операции по ликвидации старых казенных банков, а в 90-х годах – выкупная функция). Кроме того, указом от 29 августа 1897 г. Госбанк России был превращен в центральный эмиссионный институт с монопольным правом эмиссии кредитных билетов. Однако Госбанку так и не удалось полностью освободиться от ряда чуждых ему операций. Прежде всего, его кредитная политика продолжала находиться в противоречии с выполнением функций центрального эмиссионного института. К тому же правительство делало все возможное для того. чтобы сохранить Госбанк в полном своем распоряжении и оградить его деятельность даже от вмешательства Государственной думы вплоть до октября 1917 г. Определяющую роль в его деятельности играли государственный капитал и правительственная политика. Царские власти рассматривали Государственный банк не как институт рыночного хозяйства, а как орудие осуществления своей хозяйственной политики, и для банка повеление царя было высшим, обязательным к исполнению законом. Отмеченная традиция не только сохранилась, но получила еще больше развитие в советское время, когда банки, включая Государственный, ничего не решали и ничем не рисковали, т.е. в том смысле, в каком они исторически сложились во всем мире, были просто ликвидированы. Вместе с тем прав Н. Барковский, когда утверждает, что Госбанк СССР во всем мире считался одним из крупнейших и авторитетнейших кредитных учреждений, а его универсальность состояла в том, что, выполняя функции, присущие государственным и коммерческим банкам, он был эмиссионным и валютным центром страны, проводил активную политику по защите ее валютных интересов.[82]

Понятно, что такая историческая традиция не могла исчезнуть в  одночасье даже тогда, когда Россия решила приступить к рыночным реформам. Как известно, за последние 5 лет банковское дело в России в значительной степени реорганизовано, создана двухуровневая система банков (и кредитных учреждений), в основном определены и разграничены функции Центрального и коммерческих банков. Вместе с тем принятые меры сами по себе не обеспечивают автоматического повышения эффективности банковской деятельности, в особенности воздействия Центрального банка на экономическое развитие страны. Создание двухуровневой банковской системы само по себе не решает проблемы оздоровления финансово-банковской системы. Оздоровление финансов зависит прежде всего от системы мер, направленных на создание стабильной экономики в целом и, как следствие, устойчивой денежной единицы. Однако в условиях непрерывного экономического спада и высокой инфляции эти определяющие цели недостижимы с помощью только регулирующего воздействия Центрального банка на поведение своих “подопечных”. Для этого нужна экономическая стратегия модернизации экономики, ее структурной перестройки в соответствии с потребностями перехода к экономически и социально эффективной рыночной экономике. Но такой стратегии и политики в стране нет. В результате не финансы оздоровлялись на базе стабилизации экономики (производства), а наоборот, с помощью чисто монетаристских мер пытались стабилизировать экономику. В рамках такого понимания была проведена так называемая либерализация цен. Помимо резкого снижения уровня жизни абсолютного большинства народа эта “либерализация” цен привела к взрывному их росту, который вместе с обесценением оборотных средств предприятий и организаций положил начало грандиозному кризису неплатежей. Перед этим кризисом беспомощными оказались все, в том числе Центральный банк. А между тем случившееся можно и нужно было предвидеть.

Денежные инструменты регулирования  экономики, поведения экономических субъектов эффективны лишь в условиях сложившегося и налаженного рыночного хозяйства, чего у нас пока нет. Так, один из решающих инструментов в руках центральных банков – операции на открытом рынке – предполагает наличие развитой системы торговли ценными бумагами, и как минимум – доверие к таким бумагам, государственным и негосударственным, со стороны массы потенциальных инвесторов. Однако в наших условиях покупка (продажа) ценных бумаг пока еще более чем ограниченно регулирует экономику. Структура центрального аппарата Банка России и его территориальных подразделений подвергается существенным изменениям, носящим прежде всего качественный характер и ориентированным на приведение ее в соответствие с условиями деятельности и ролью банковской системы в реформируемой экономике. Эти и подобные изменения призваны обеспечить эффективную реализацию законодательных инициатив в работе Центрального банка и всей банковской системы, ускорить принятие решений и повысить их обоснованность, укрепить существующие и создать новые каналы взаимодействия между Банком России, законодательными и исполнительными органами государственного управления, а также органами территориального управления. В целях рационализации работы Центрального банка была создана комиссия по разработке типовой структуры Главных управлений. Комиссия подготовила проект типового положения, в котором учтены изменения функций ГУ и приказы по Центробанку о создании новых служб в центральном аппарате и на местах. Проект одобрен Советом директоров Банка России и после доработки будет доведен до всех подразделений и составит основу для дальнейшей перестройки их деятельности. В начале 1995 г. укрупненная организационная структура Банка России имела следующий схематический вид. Центральный аппарат – это, конечно, еще не весь Центробанк. То, что называется системой ЦБР, включает в себя также 60 главных территориальных управлений  и 19 национальных банков (в национально-территориальных образованиях РФ), 1356 РКЦ,  26 региональных центров информатизации, 2 вычислительных центра, 13 банковских школ и 17 прочих организаций (данные на середину 1994 г.).[4]

Информация о работе Центральный банк как главный эмиссионный и денежно-кредитный институт