Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 01:20, курсовая работа
Целью настоящей работы является выявление особенностей процедур банкротства коммерческих банков в РФ. Для достижения поставленной цели автором решены следующие задачи:
· рассмотрены причины и факторы современных банковских кризисов
· проанализирован зарубежный опыт банкротства кредитных организаций
· исследованы особенности банкротства кредитных организаций в РФ
· выявлены функции и задачи конкурсного управляющего кредитных организаций при конкурсном производстве
· проанализированы оценочные технологии при банкротстве кредитных организаций.
Введение
Глава I. Банкротство как способ преодоления кризиса кредитной организации
1.1. Причины и факторы современных банковских кризисов
1.2. Зарубежный опыт банкротства кредитной организации
1.3. Особенности банкротства кредитных организаций в РФ
Глава II. Конкурсное производство в отношении кредитной организации: проблемы и пути их решения
2.1. Общие положения о конкурсном производстве
2.2.Функции и задачи конкурсного управляющего кредитной организации
2.3. Использование оценочных технологий при банкротстве кредитной организации
Заключение
Библиография 70
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему:
«Банкротство кредитных институтов»
Содержание
Введение
Тема дипломной работы «Особенности процедур банкротства в кредитных организациях» была выбрана с учетом перехода России к рыночным методам экономики , важнейшим из которых является наличие современной и эффективной банковской системы. Создание большого числа коммерческих банков на данном этапе развития страны неизбежно влекло за собой и определенные отрицательные последствия, вытекающие из отсутствия капиталов, необходимого опыта осуществления банковских операций, неустойчивости экономики, недоверия физических лиц к банковской системе в целом. Эти последствия усугублялись тем, что в стране отсутствовало законодательство, подробно регулирующее банкротство кредитных организаций.
За 16 лет своего существования банковская система РФ не раз сталкивалась с кризисными явлениями: «черный» вторник 1994 г., системный банковский кризис в августе 1998 г.
Эти обстоятельства
вызвали необходимость
Актуальность
совершенствования механизма
Несмотря на
то, что в последнее время
нельзя считать, что эта тема разработана достаточно полно.
Целью настоящей работы является выявление особенностей процедур банкротства коммерческих банков в РФ. Для достижения поставленной цели автором решены следующие задачи:
· рассмотрены причины и факторы современных банковских кризисов
· проанализирован зарубежный опыт банкротства кредитных организаций
· исследованы
особенности банкротства
· выявлены функции
и задачи конкурсного управляющего
кредитных организаций при
· проанализированы оценочные технологии при банкротстве кредитных организаций.
Структурно дипломная работа состоит из Введения, 2-х глав, разбитых на несколько параграфов, объединенных общей идеей исследования, Заключения и библиографии.
В первой главе
рассматривается необходимость
антикризисного управления кредитными
организациями в России. Первый параграф
главы посвящен причинам и факторам
современных банковских кризисов. В
нем рассматриваются
Зарубежный опыт
банкротства рассмотрен автором
во 2-м параграфе. В нем изучен
и проанализирован опыт Австрии.
Это связано с рядом
Анализ теоретического и фактического материала данных параграфов показывает, что типичные причины банковских кризисов, которые существовали практически во всех развитых странах характерны и для России, и в связи с этим, российская банковская система должна строится и развиваться с учетом мирового опыта.
Третий параграф
данной главы посвящен теоретическим
и практическим аспектам банкротства
кредитных организаций в РФ. В
ней автор останавливается на
роли ЦБ РФ по развитию и укреплению
банковской системы, а также на надзорных
функциях ЦБ, в частности, на примере
системы показателей-
Во 2-й главе
работы рассматриваются теоретические
и практические вопросы конкурсного
производства, проблемы и пути их решения.
Первый параграф дает характеристику
конкурсного производства как конечной
стадии в процедуре банкротства
кредитной организации, отмечается
системный характер мероприятий
указанной процедуры. В данном параграфе
анализируется понятие
Параграф 2 главы 2 посвящен функциям и задачам конкурсного управляющего. В ней рассматриваются права, обязанности, ответственность конкурсного управляющего, указывается на новацию закона №121-ФЗ, в котором говорится о 2-х видах конкурсных управляющих: конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию ЦБ РФ на привлечение денежных средств физических лиц во вклады -- ими в силу закона является Агентство по страхованию вкладов, а также о конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии ЦБ РФ на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, -- в этом качестве утверждаются арбитражные управляющие, аккредитованные при ЦБ РФ.
Третий параграф 2-й главы посвящен анализу возможности и необходимости использования оценочных технологий при банкротстве кредитной организации.
Глава I. Банкротство
как способ преодоления
1
1.2. Зарубежный
опыт банкротства кредитной
Воздействие норм национального законодательства на процесс антикризисного управления в банках будет охарактеризовано на основании изучения и анализа законодательной базы республики Австрия. Поскольку оно, во-первых, в течении последних 10 лет было приведено в полное соответствие с нормами общеевропейского законодательства и, следовательно, является репрезентативным, и, во-вторых, имеет репутацию создающего базу для эффективного взаимодействия органов государственного контроля и высшего менеджмента банка в рамках процесса антикризисного управления.
В современной
теории антикризисного управления является
общепринятой точка зрения, согласно
которой невозможно ни дать объективную
оценку качеству антикризисного менеджмента
в конкретной ситуации ни, тем более,
адекватно проанализировать особенности
практического опыта
Австрия располагает
передовой, логично структурированной
законодательной базой в
Существенной особенностью банковского антикризисного менеджмента в Австрии является наличие четких законодательных норм, предписывающих минимальный комплекс мер, которые менеджер обязан осуществить в целях предотвращения кризисной ситуации. Требования, предъявляемые органами государственного надзора к банковскому менеджменту, в значительной степени определяют вышеупомянутый минимальный комплекс мер. Требования, предъявляемые органами государственного надзора (Министерство Финансов, Комитет Финансового Надзора) к кредитным организациям закреплены в законодательных актах (Закон о Банковской Деятельности), а также в подзаконных актах (инструкциях, указах, директивах; в первую очередь директивы №2000/28, 91/308 и 86/635). Анализ позволяет разделить данные нормативные акты на три группы:
Нормативы, фиксирующие
требования к индивидуальным качествам
и профессиональным навыкам менеджера
(негативный и позитивный каталоги
параграфа 5 Закона о банковской деятельности),
а также нормативы, фиксирующие
требования, предъявляемые к общему
порядку осуществления
Нормативы, фиксирующие требования к резервной политике банка, к которым, в особенности, относится параграф 22 Закона о банковской деятельности, и порядок взаимодействия между менеджментом и органами государственного надзора, в особенности в рамках учета и регистрации крупных капиталовложений (GVA), такие как параграфы 27 и 74 Закона о банковской деятельности.
Нормативы, фиксирующие минимальные требования, предъявляемые к внутрибанковской системе организации учета и оценки рисков (инструкция КФН от 9 декабря 1998 года).
При несоблюдении указанных требований менеджер может привлечен к ответственности через суд. Кроме того, регистрация повторных грубых нарушений предписанных нормативов может являться основанием для отказа утверждения менеджера Комитетом Финансового Надзора в случае его перехода на руководящую позицию в другую кредитную организацию.
Согласно параграфу 4 ЗОБД, государственный контроль за деятельностью кредитных организаций осуществляется Комитетом Финансового Надзора (Finanzmarktaufsicht -- FMA). КФН был образован в апреле 2002 года в результате слияния отделов Министерства Финансов, осуществляющих соответственно функции банковского и страхового надзора, а также Комитета по надзору за Рынком Ценных Бумаг. КФН является независимым органом. В рамках КФН существует департамент, отвечающий непосредственно за банковский надзор. Национальный Банк Австрии осуществляет валютный контроль на территории республики, и осуществлять надзор за деятельностью банков может исключительно в этом качестве. НБ может также оказывать кредитным организациям консультационные услуги.
Осуществленный
анализ нормативных актов позволил
выделить четыре уровня контроля КФН
за деятельностью кредитных
Уровень контроля | Полномочия | Законодательная база | |
Предварительный контроль | КФН отвечает за выдачу полных и ограниченных лицензий на осуществление банковской деятельности. Выдаче лицензии предшествует не менее чем двухмесячная проверка соответствия банка требованиям австрийского законодательства, в свою очередь, отражающих требования директив ЕС. | Параграф 5 ЗоБД | |
Текущий контроль | КФН требует
от кредитных организаций Особо пристальное внимание уделяется кадровым вопросам. Помимо информации о членах правления, банк должен сообщать КФН информацию о сотрудниках, отвечающих за внутренний контролинг; о критериях, применяемых при назначении сотрудников, отвечающих за торговлю ценными бумагами, а также об их изменении. КФН проводит самостоятельный анализ полученных материалов. КФН имеет право проводить внеочередные проверки банковской документации на месте. К каждому крупному банку КФН прикрепляется «государственный комиссар» (Staatskommissar), которого правление банка должно приглашать на все заседания совета директоров. Государственный комиссар обладает правом вето, возможности правления преодолеть вето достаточно ограничены. КФН и после выдачи лицензии следит за выполнением условий параграфа 5 ЗоБД. |
Директива №2000/28, параграфы 11 и 73 ЗоБД | |
Антикризисное управление | Если анализ
предоставленной отчетности позволяет
органу надзора сделать вывод
о долгосрочном ухудшении финансового
состояния банка, Комитет имеет
права потребовать от руководства
банка принятия мер, которые ему
представляются необходимыми для восстановления
финансовой устойчивости кредитной
организации. В случае если менеджмент
банка отказывается принять требуемые
меры, КФН может либо отозвать лицензию
у банка, либо отозвать у одного или нескольких
членов правления права занимать соответствующие
посты, либо направить в банк «Правительственного
комиссара» (Regierungskommissar)
Отзыв у менеджеров
банка права заниматься управленческой
деятельностью в кредитной |
Параграфы 78-80 ЗоБД | |
Инициация процесса банкротства кредитной организации и участие в нем | КФН -- единственная инстанция, имеющая право обращаться в суд с требованием начала процесса банкротства банка. Менеджмент кредитной организации этим правом не обладает. Следует отметить, что в отличие от обыкновенных коммерческих организаций, в рамках процесса банкротства кредитных организаций законом не допускается подача заявок на замену процедуры банкротства процедурой зачета (Ausgleich) или на досрочное прекращение процедуры банкротства в результате принудительного зачета (Zwangsausgleich). Это означает, что КО не могут выйти из процедуры банкротства, достигнув мирового соглашения с кредиторами, предусматривающие лишь частичное погашение задолженности. После начала процедуры банкротства сохраняются лишь три варианта развития событий: ликвидация кредитной организации, полное восстановление ее платежеспособности в течение срока временного управления и ее покупка другой кредитной организацией, приобретающей все обязательства. Последний вариант -- наиболее часто встречающийся в практике, второй -- чисто теоретический, поскольку прецедентов до сих пор не было. КФН является стороной в процессе банкротства кредитной организации на всем его протяжении. | Параграф 82 ЗоБД | |