Банкротство кредитных институтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 01:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является выявление особенностей процедур банкротства коммерческих банков в РФ. Для достижения поставленной цели автором решены следующие задачи:
· рассмотрены причины и факторы современных банковских кризисов
· проанализирован зарубежный опыт банкротства кредитных организаций
· исследованы особенности банкротства кредитных организаций в РФ
· выявлены функции и задачи конкурсного управляющего кредитных организаций при конкурсном производстве
· проанализированы оценочные технологии при банкротстве кредитных организаций.

Оглавление

Введение
Глава I. Банкротство как способ преодоления кризиса кредитной организации
1.1. Причины и факторы современных банковских кризисов
1.2. Зарубежный опыт банкротства кредитной организации
1.3. Особенности банкротства кредитных организаций в РФ
Глава II. Конкурсное производство в отношении кредитной организации: проблемы и пути их решения
2.1. Общие положения о конкурсном производстве
2.2.Функции и задачи конкурсного управляющего кредитной организации
2.3. Использование оценочных технологий при банкротстве кредитной организации
Заключение
Библиография 70

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА нужно.docx

— 94.88 Кб (Скачать)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

«Банкротство кредитных институтов»

 

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Банкротство как способ преодоления кризиса кредитной организации
    • 1.1. Причины и факторы современных банковских кризисов
    • 1.2. Зарубежный опыт банкротства кредитной организации
    • 1.3. Особенности банкротства кредитных организаций в РФ
  • Глава II. Конкурсное производство в отношении кредитной организации: проблемы и пути их решения
    • 2.1. Общие положения о конкурсном производстве
    • 2.2.Функции и задачи конкурсного управляющего кредитной организации
    • 2.3. Использование оценочных технологий при банкротстве кредитной организации
  • Заключение
  • Библиография 70
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 73

Введение

Тема дипломной  работы «Особенности процедур банкротства  в кредитных организациях» была выбрана с учетом перехода России к рыночным методам экономики , важнейшим из которых является наличие современной и эффективной банковской системы. Создание большого числа коммерческих банков на данном этапе развития страны неизбежно влекло за собой и определенные отрицательные последствия, вытекающие из отсутствия капиталов, необходимого опыта осуществления банковских операций, неустойчивости экономики, недоверия физических лиц к банковской системе в целом. Эти последствия усугублялись тем, что в стране отсутствовало законодательство, подробно регулирующее банкротство кредитных организаций.

За 16 лет своего существования банковская система  РФ не раз сталкивалась с кризисными явлениями: «черный» вторник 1994 г., системный  банковский кризис в августе 1998 г.

Эти обстоятельства вызвали необходимость законодательного урегулирования вопросов, связанных  с антикризисным управлением, то есть с возможностью предупреждения банкротства, а также с проведением  процедур банкротства, направленных на удовлетворение требований кредиторов. Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» был принят 25.02.1999 г., он заложил основу таких  понятий как признаки банкротства  кредитных организаций, меры по предупреждению банкротства и других.

Актуальность  совершенствования механизма банкротства  кредитных организаций привела  в настоящее время к принятию Закона от 20 августа 2004 г. №121-ФЗ, вступившего  в силу 26 ноября 2004 г. Данный закон  привел к существенной реформе отечественного законодательства. Эту реформу можно  охарактеризовать двояко. С одной  стороны решены некоторые вопросы, остро возникшие на практике. С другой -- само их решение не всегда оказывается безупречным, поскольку и в законе, и в практике его применения сохраняются системные противоречия.

Несмотря на то, что в последнее время появились  работы, посвященные указанной проблеме (в частности Белых Л.П., Белякова А.П., Львова В.С., Тазихиной Т.В., Таля Г.К. и других)

нельзя считать, что эта тема разработана достаточно полно.

Целью настоящей  работы является выявление особенностей процедур банкротства коммерческих банков в РФ. Для достижения поставленной цели автором решены следующие задачи:

· рассмотрены  причины и факторы современных  банковских кризисов

· проанализирован  зарубежный опыт банкротства кредитных  организаций

· исследованы  особенности банкротства кредитных  организаций в РФ

· выявлены функции  и задачи конкурсного управляющего кредитных организаций при конкурсном производстве

· проанализированы оценочные технологии при банкротстве  кредитных организаций.

Структурно дипломная  работа состоит из Введения, 2-х глав, разбитых на несколько параграфов, объединенных общей идеей исследования, Заключения и библиографии.

В первой главе  рассматривается необходимость  антикризисного управления кредитными организациями в России. Первый параграф главы посвящен причинам и факторам современных банковских кризисов. В  нем рассматриваются внешнеэкономические  факторы, рыночные реформы, их влияние  на кризисные процессы в банковской системе. В этом же параграфе анализируются  типы банковских кризисов, а также  их факторы.

Зарубежный опыт банкротства рассмотрен автором  во 2-м параграфе. В нем изучен и проанализирован опыт Австрии. Это связано с рядом обстоятельств: во-первых, законодательство Австрии  в течение последних 10 лет было приведено в полное соответствие с нормами общеевропейского права  и, следовательно, является репрезентативным. И, во-вторых, оно имеет репутацию  законодательства, создающего базу для  эффективного взаимодействия органов  государственного контроля и высшего  менеджмента банка в рамках процесса антикризисного управления. В результате данного исследования автор делает вывод о том, что высокий уровень антикризисного управления в банках Австрии во многом объясняется жесткими законодательными требованиями к банковскому менеджменту в этой стране и высоким уровнем контроля за их исполнением со стороны Министерства финансов и Национального банка, что, безусловно, может быть использовано в опыте антикризисного управления России.

Анализ теоретического и фактического материала данных параграфов показывает, что типичные причины банковских кризисов, которые  существовали практически во всех развитых странах характерны и для России, и в связи с этим, российская банковская система должна строится и развиваться с учетом мирового опыта.

Третий параграф данной главы посвящен теоретическим  и практическим аспектам банкротства  кредитных организаций в РФ. В  ней автор останавливается на роли ЦБ РФ по развитию и укреплению банковской системы, а также на надзорных  функциях ЦБ, в частности, на примере  системы показателей-нормативов. Рассматриваются  меры по предупреждению банкротства, их значимость для кредитных организаций. Автор делает вывод о том, что  эти меры представляют собой достаточно объемную и тщательно урегулированную  систему мероприятий, направленных на предупреждение банкротства кредитных  организаций.

Во 2-й главе  работы рассматриваются теоретические  и практические вопросы конкурсного  производства, проблемы и пути их решения. Первый параграф дает характеристику конкурсного производства как конечной стадии в процедуре банкротства  кредитной организации, отмечается системный характер мероприятий  указанной процедуры. В данном параграфе  анализируется понятие конкурсной массы (с изменениями, внесенными законом  №121-ФЗ); проблемы, возникающие при  оценке имущества должника, вопросы, связанные с установлением в  Законе очередности удовлетворения требований кредиторов и другие.

Параграф 2 главы 2 посвящен функциям и задачам конкурсного  управляющего. В ней рассматриваются права, обязанности, ответственность конкурсного управляющего, указывается на новацию закона №121-ФЗ, в котором говорится о 2-х видах конкурсных управляющих: конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию ЦБ РФ на привлечение денежных средств физических лиц во вклады -- ими в силу закона является Агентство по страхованию вкладов, а также о конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии ЦБ РФ на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, -- в этом качестве утверждаются арбитражные управляющие, аккредитованные при ЦБ РФ.

Третий параграф 2-й главы посвящен анализу возможности  и необходимости использования  оценочных технологий при банкротстве  кредитной организации.

 Глава I. Банкротство  как способ преодоления кризиса  кредитной организации

1

1.2. Зарубежный  опыт банкротства кредитной организации

Воздействие норм национального законодательства на процесс антикризисного управления в банках будет охарактеризовано на основании изучения и анализа  законодательной базы республики Австрия. Поскольку оно, во-первых, в течении последних 10 лет было приведено в полное соответствие с нормами общеевропейского законодательства и, следовательно, является репрезентативным, и, во-вторых, имеет репутацию создающего базу для эффективного взаимодействия органов государственного контроля и высшего менеджмента банка в рамках процесса антикризисного управления.

В современной  теории антикризисного управления является общепринятой точка зрения, согласно которой невозможно ни дать объективную  оценку качеству антикризисного менеджмента  в конкретной ситуации ни, тем более, адекватно проанализировать особенности  практического опыта антикризисного управления в определенной стране, не зная, в каких условиях осуществляется антикризисный менеджмент в этой стране, какие конкретные правовые и деловые требования предъявляются  к его качеству.

Австрия располагает  передовой, логично структурированной  законодательной базой в области  регулирования управленческих процессов  в банках; обстоятельство, в значительной степени являющееся причиной более  чем положительной статистики банкротств в этой стране.

Существенной  особенностью банковского антикризисного менеджмента в Австрии является наличие четких законодательных  норм, предписывающих минимальный комплекс мер, которые менеджер обязан осуществить  в целях предотвращения кризисной  ситуации. Требования, предъявляемые  органами государственного надзора  к банковскому менеджменту, в значительной степени определяют вышеупомянутый минимальный комплекс мер. Требования, предъявляемые органами государственного надзора (Министерство Финансов, Комитет Финансового Надзора) к кредитным организациям закреплены в законодательных актах (Закон о Банковской Деятельности), а также в подзаконных актах (инструкциях, указах, директивах; в первую очередь директивы №2000/28, 91/308 и 86/635). Анализ позволяет разделить данные нормативные акты на три группы:

Нормативы, фиксирующие  требования к индивидуальным качествам  и профессиональным навыкам менеджера (негативный и позитивный каталоги параграфа 5 Закона о банковской деятельности), а также нормативы, фиксирующие  требования, предъявляемые к общему порядку осуществления управленческой деятельности в кредитных организациях, в частности, параграф 39 Закона о  банковской деятельности определяет минимально необходимый уровень добросовестности менеджера кредитной организации, - Sorgfaltspflicht des Geschaftsleiters.

Нормативы, фиксирующие  требования к резервной политике банка, к которым, в особенности, относится параграф 22 Закона о банковской деятельности, и порядок взаимодействия между менеджментом и органами государственного надзора, в особенности в рамках учета и регистрации крупных  капиталовложений (GVA), такие как  параграфы 27 и 74 Закона о банковской деятельности.

Нормативы, фиксирующие  минимальные требования, предъявляемые  к внутрибанковской системе организации учета и оценки рисков (инструкция КФН от 9 декабря 1998 года).

При несоблюдении указанных требований менеджер может привлечен к ответственности через суд. Кроме того, регистрация повторных грубых нарушений предписанных нормативов может являться основанием для отказа утверждения менеджера Комитетом Финансового Надзора в случае его перехода на руководящую позицию в другую кредитную организацию.

Согласно параграфу 4 ЗОБД, государственный контроль за деятельностью кредитных организаций осуществляется Комитетом Финансового Надзора (Finanzmarktaufsicht -- FMA). КФН был образован в апреле 2002 года в результате слияния отделов Министерства Финансов, осуществляющих соответственно функции банковского и страхового надзора, а также Комитета по надзору за Рынком Ценных Бумаг. КФН является независимым органом. В рамках КФН существует департамент, отвечающий непосредственно за банковский надзор. Национальный Банк Австрии осуществляет валютный контроль на территории республики, и осуществлять надзор за деятельностью банков может исключительно в этом качестве. НБ может также оказывать кредитным организациям консультационные услуги.

Осуществленный  анализ нормативных актов позволил выделить четыре уровня контроля КФН  за деятельностью кредитных организаций. Результаты анализа отражены в таблице

 
Уровень контроля Полномочия Законодательная база  
Предварительный контроль КФН отвечает за выдачу полных и ограниченных лицензий на осуществление банковской деятельности. Выдаче лицензии предшествует не менее  чем двухмесячная проверка соответствия банка требованиям австрийского законодательства, в свою очередь, отражающих требования директив ЕС. Параграф 5 ЗоБД  
Текущий контроль КФН требует  от кредитных организаций регулярного  предоставления документов финансовой отчетности, документации по особо  крупным кредитным сделкам, об изменении  устава и т.д.

Особо пристальное  внимание уделяется кадровым вопросам. Помимо информации о членах правления, банк должен сообщать КФН информацию о сотрудниках, отвечающих за внутренний контролинг; о критериях, применяемых при назначении сотрудников, отвечающих за торговлю ценными бумагами, а также об их изменении.

КФН проводит самостоятельный  анализ полученных материалов.

КФН имеет право  проводить внеочередные проверки банковской документации на месте. К каждому  крупному банку КФН прикрепляется  «государственный комиссар» (Staatskommissar), которого правление банка должно приглашать на все заседания совета директоров. Государственный комиссар обладает правом вето, возможности правления преодолеть вето достаточно ограничены. КФН и после выдачи лицензии следит за выполнением условий параграфа 5 ЗоБД.

Директива №2000/28, параграфы 11 и 73 ЗоБД  
Антикризисное управление Если анализ предоставленной отчетности позволяет  органу надзора сделать вывод  о долгосрочном ухудшении финансового  состояния банка, Комитет имеет  права потребовать от руководства  банка принятия мер, которые ему  представляются необходимыми для восстановления финансовой устойчивости кредитной  организации. В случае если менеджмент банка отказывается принять требуемые  меры, КФН может либо отозвать лицензию у банка, либо отозвать у одного или нескольких членов правления права занимать соответствующие посты, либо направить в банк «Правительственного комиссара» (Regierungskommissar)

Отзыв у менеджеров банка права заниматься управленческой деятельностью в кредитной организации не означает их ухода со своих постов, поскольку снять их может лишь совет акционеров либо учредительное собрание, но осуществление ими любой деятельности на своем посту будет, с момента отзыва, либо административно либо уголовно наказуемо. Назначение правительственного комиссара также не означает смещения действующего менеджмента; комиссар лишь участвует в текущем процессе управления банком наряду с менеджментом. Правительственный комиссар назначается, как правило, на незначительный срок времени - не более чем на два месяца.

Параграфы 78-80 ЗоБД  
Инициация процесса банкротства кредитной  организации и участие в нем КФН -- единственная инстанция, имеющая право обращаться в суд с требованием начала процесса банкротства банка. Менеджмент кредитной организации этим правом не обладает. Следует отметить, что в отличие от обыкновенных коммерческих организаций, в рамках процесса банкротства кредитных организаций законом не допускается подача заявок на замену процедуры банкротства процедурой зачета (Ausgleich) или на досрочное прекращение процедуры банкротства в результате принудительного зачета (Zwangsausgleich). Это означает, что КО не могут выйти из процедуры банкротства, достигнув мирового соглашения с кредиторами, предусматривающие лишь частичное погашение задолженности. После начала процедуры банкротства сохраняются лишь три варианта развития событий: ликвидация кредитной организации, полное восстановление ее платежеспособности в течение срока временного управления и ее покупка другой кредитной организацией, приобретающей все обязательства. Последний вариант -- наиболее часто встречающийся в практике, второй -- чисто теоретический, поскольку прецедентов до сих пор не было. КФН является стороной в процессе банкротства кредитной организации на всем его протяжении. Параграф 82 ЗоБД  
       

Информация о работе Банкротство кредитных институтов