Банкротство кредитных институтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 01:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является выявление особенностей процедур банкротства коммерческих банков в РФ. Для достижения поставленной цели автором решены следующие задачи:
· рассмотрены причины и факторы современных банковских кризисов
· проанализирован зарубежный опыт банкротства кредитных организаций
· исследованы особенности банкротства кредитных организаций в РФ
· выявлены функции и задачи конкурсного управляющего кредитных организаций при конкурсном производстве
· проанализированы оценочные технологии при банкротстве кредитных организаций.

Оглавление

Введение
Глава I. Банкротство как способ преодоления кризиса кредитной организации
1.1. Причины и факторы современных банковских кризисов
1.2. Зарубежный опыт банкротства кредитной организации
1.3. Особенности банкротства кредитных организаций в РФ
Глава II. Конкурсное производство в отношении кредитной организации: проблемы и пути их решения
2.1. Общие положения о конкурсном производстве
2.2.Функции и задачи конкурсного управляющего кредитной организации
2.3. Использование оценочных технологий при банкротстве кредитной организации
Заключение
Библиография 70

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА нужно.docx

— 94.88 Кб (Скачать)

Еще одна проблема для исчисления начального срока  предъявления требований кредиторов -- это дата публикации любого издания, кроме ежедневного (еженедельного, ежемесячного и т.п.). Но для исчисления срока нужна точная календарная дата.

В практике «Вестника  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», столкнувшегося одним из первых с указанным вопросом, было выработано следующее решение: непосредственно  в начале рубрики, где опубликованы объявления о банкротстве, указывали  конкретное число, когда публикация считалась вышедшей в свет. Возможно, практика и в будущем будет  прибегать к такому способу. Поэтому  в интересах кредиторов предлагается установить в Законе, что соответствующая  информация считается опубликованной в первый день периода, следующего за тем, к которому относится периодическое  издание. Например, информация, размещенная  в июльском номере, считается опубликованной 1 августа, а в еженедельнике на текущей неделе -- в понедельник следующей недели и так далее.

В целях обеспечения  равного доступа кредиторов к  информации о ходе конкурсного производства конкурсный управляющий опубликовывает информационные сообщения в периодическом  печатном издании по месту нахождения кредитной организации.

Не позднее 70 дней со дня признания кредитной  организации банкротом конкурсный управляющий опубликовывает: сведения о финансовом состоянии кредитной  организации и ее имуществе на день открытия конкурсного производства; баланс кредитной организации на последнюю отчетную дату со счетом прибылей и убытков; сведения о наличии свободных денежных средств, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, включая предварительные выплаты кредиторам первой очереди; смету текущих расходов кредитной организации.

Не позднее 10 дней до начала расчетов с кредиторами  каждой очереди, включая расчеты  в порядке предварительных выплат с кредиторами первой очереди, конкурсный управляющий опубликовывает информацию о порядке и сроках расчетов с  кредиторами.

Одновременно  с сообщением о начале расчетов с  кредиторами первой очереди в  порядке предварительных выплат конкурсный управляющий опубликовывает отчет об итогах инвентаризации и  оценке имущества кредитной организации  с указанием объектов стоимостью более одного миллиона рублей, а  также сведения о структуре и  размерах предъявленных требований кредиторов.

После начала расчетов с кредиторами первой очереди  в порядке предварительных выплат конкурсный управляющий не реже одного раза в три месяца опубликовывает текущую информацию о ходе конкурсного  производства.

Конкурсный управляющий  осуществляет полномочия руководителя кредитной организации и иных органов управления кредитной организации  в пределах, порядке и на условиях, которые установлены Федеральным  законом.

Конкурсный управляющий  обязан действовать добросовестно  и разумно с учетом прав и законных интересов кредиторов, кредитной  организации, общества и государства.

Конкурсный управляющий  обязан: принять в ведение имущество  кредитной организации, провести его  инвентаризацию; привлечь независимого оценщика для оценки имущества кредитной  организации, за исключением случаев, предусмотренных законом; уведомить  работников кредитной организации о предстоящем увольнении не позднее одного месяца со дня введения конкурсного производства; принять меры по обеспечению сохранности имущества кредитной организации; проанализировать финансовое состояние кредитной организации; предъявить к третьим лицам, имеющим задолженность перед кредитной организацией, требования о ее взыскании в порядке, установленном законом; установить требования кредиторов в порядке, предусмотренном законом; вести реестр требований кредиторов; принять меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества кредитной организации, находящегося у третьих лиц; передать в Архивный фонд Российской Федерации документы в порядке и в соответствии с перечнем, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере архивного дела, и Банком России; выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства.

Конкурсный управляющий  обязан по требованию арбитражного суда представлять в арбитражный суд  все сведения, касающиеся конкурсного  производства, в том числе отчет  о своей деятельности.

Конкурсный управляющий  устанавливает срок предъявления требований кредиторов, по истечении которого реестр требований кредиторов считается  закрытым.

Срок предъявления требований кредиторов не может быть менее 60 дней со дня опубликования  сообщения о признании кредитной  организации банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсный управляющий  рассматривает предъявленное в  ходе конкурсного производства требование кредитора и по результатам его  рассмотрения не позднее 30 рабочих  дней со дня получения такого требования вносит его в реестр требований кредиторов в случае обоснованности предъявленного требования. В тот же срок конкурсный управляющий уведомляет соответствующего кредитора о включении его  требования в реестр требований кредиторов, либо об отказе в таком включении  в указанный реестр, либо о включении  в этот реестр требования в неполном объеме. В случае внесения требования кредитора в реестр требований кредиторов в соответствующем уведомлении, направляемом кредитору, указываются  сведения о размере и составе  его требования к кредитной организации, а также об очередности его  удовлетворения.

Конкурсный управляющий  обязан использовать в ходе конкурсного  производства только один корреспондентский  счет кредитной организации, признанной банкротом, для денежных средств  в валюте Российской Федерации - основной счет кредитной организации, открываемый  в Банке России, а также в  зависимости от количества имеющихся  у кредитной организации видов  иностранной валюты - необходимое  количество счетов кредитной организации  для денежных средств в иностранной  валюте, открываемых в других кредитных  организациях в установленном Банком России порядке.

При осуществлении  Агентством полномочий конкурсного  управляющего счета кредитной организации  в ходе конкурсного производства открываются в Агентстве.

В ходе конкурсного  производства конкурсный управляющий  осуществляет инвентаризацию и оценку имущества кредитной организации  в порядке, предусмотренном Федеральным  законом «О несостоятельности (банкротстве)».

После составления  и закрытия реестра требований кредиторов конкурсный управляющий в срок не позднее шести месяцев со дня  открытия конкурсного производства составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой  кредитной организации, перечень предъявленных  кредиторами требований, а также  сведения об осуществленных предварительных  выплатах кредиторам первой очереди. Срок составления реестра требований кредиторов и срок составления промежуточного ликвидационного баланса могут  быть продлены арбитражным судом  по заявлению конкурсного управляющего.

Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс составляются в соответствии с нормативными актами Банка России и представляются в Банк России на согласование. Срок согласования Банком России промежуточного ликвидационного  баланса и ликвидационного баланса  не может превышать 30 дней со дня  поступления в Банк России документов, установленных нормативными актами Банка России.

После завершения расчетов с кредиторами, согласования ликвидационного баланса, конкурсный управляющий обязан представить  в арбитражный суд отчет о  результатах проведения конкурсного  производства.

Конкурсный управляющий  вправе: распоряжаться имуществом кредитной  организации в порядке и на условиях, которые установлены законом; увольнять работников кредитной  организации, в том числе руководителя кредитной организации, изменять условия  трудовых договоров, переводить работников на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены законом; заявлять отказ от исполнения договоров  и иных сделок в порядке, установленном  законом; предъявлять иски о признании недействительными или применении последствий недействительности ничтожных сделок; привлекать для решения задач, возникающих в связи с осуществлением конкурсного производства, бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов.

Вместе с тем  конкурсный управляющий несет ответственность  за свои действия.

Убытки, причиненные  конкурсным управляющим, аккредитованным  при Банке России, в результате неисполнения или ненадлежащего  исполнения им своих обязанностей лицам, участвующим в деле о банкротстве, возмещаются за счет его имущества  и страхования ответственности  на случай причинения таких убытков.

Конкурсный управляющий, аккредитованный при Банке России, в течение 10 дней со дня его утверждения  конкурсным управляющим по делу о  банкротстве кредитной организации  должен застраховать свою ответственность  на случай причинения им убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от оценочной  стоимости активов кредитной  организации на последнюю отчетную дату, рассчитанной временной администрацией на основании методик, установленных  нормативными актами Банка России.

2.3. Использование  оценочных технологий при банкротстве кредитной организации

На каждом этапе, предшествующему банкротству, проводится оценка имущества.

Оценка банка  предполагает расчет различных видов  стоимости, в том числе рыночной стоимости, стоимости при существующем использовании, ликвидационной и утилизационной стоимости, инвестиционной, стоимости  с ограниченным рынком. Таким образом, один и тот же банк в конкретный момент времени может быть оценен по-разному и иметь неодинаковую стоимость.

Так, величина рыночной стоимости действующего банка будет  значительно отличаться от величины ликвидационной стоимости того же банка (если оцениваемый банк успешно функционирует  на рынке). В первом случае стоимость  компонентов банка определяется на основе их вклада в общий бизнес, т.е. банк оценивается как единое целое, потенциально прибыльное в будущем. Во втором случае происходит реализация отдельных видов активов (или  имущественного комплекса) банка по цене , значительно ниже рыночной, поскольку в большинстве случаев использование метода ликвидационной стоимости подразумевает продажу активов в сжатые сроки.

Определение понятия  «рыночная стоимость» содержится в  международном стандарте МКСО (стандарт 1, п.п. 3.1 и 3.3.).

Рыночная стоимость -- это расчетная денежная сумма, за которой состоялся бы обмен актива на дату оценки между заинтересованным покупателем и заинтересованным продавцом в результате коммерческой сделки после проведения надлежащего маркетинга, при которой каждая из сторон действовали бы, будучи хорошо осведомленной, расчетливо и без принуждения. При этом, рыночная стоимость понимается как стоимость актива, определенная без учета затрат, связанных с продажей или покупкой, и без компенсации расходов по уплате любых сопутствующих налогов.

Имеется еще  одна модификация понятия рыночной стоимости. Это рыночная стоимость  для существующего использования, определение понятие которой  также приведено в международном  стандарте МКСО (стандарт 2, п.2.2 и  стандарт 3, п. 3.3.).

Рыночная стоимость  для существующего использования -- это специальный случай применения рыночной стоимости, когда речь идет об активах, использование которых на предприятии предполагается продолжить. При этом делается предположение, что данный актив может быть продан на открытом рынке для существующего использования при соблюдении условий, содержащихся в определении рыночной стоимости.

Все другие виды стоимости, которые не в полной мере удовлетворяют приведенному определению  понятия «рыночная стоимость», являются нерыночными видами стоимости.

Банкротство кредитной  организации в силу своей специфики  ограничивает оценщиков в выборе некоторых видов стоимости (см. табл.)

Балансовая  и остаточная стоимости в силу особенностей расчета (в основе их определения лежат только данные баланса) не показывают реальной стоимости бизнеса банка (или отдельных активов) на рынке и не могут использоваться в качестве критерия эффективности антикризисного управления.

Рассчитывать  стоимость воспроизведения или стоимость замещения представляется возможным, но не слишком целесообразным в нашем случае, поскольку главной целью работы временной администрации является эффективное управление существующим банком, а не строительство нового (данные виды стоимости широко используются в страховом бизнесе).

Обоснованная  рыночная стоимость банка -- один из самых широко используемых в оценочной практике, а также в антикризисном управлении видов стоимости. Временный управляющий должен начинать свою деятельность в кризисном банке с выяснения реальной рыночной стоимости данного бизнеса в целом и с определения рыночной стоимости отдельных активов и пассивов. В период работы временной администрации данный вид стоимости можно применять, при этом методы сравнительного подхода используются ограниченно. В условиях работы временной администрации определить рыночную стоимость достаточно сложно в силу следующих причин:

продажа бизнеса  банка или его имущества не может рассматриваться в качестве добровольной сделки;

реализуемый бизнес или имущество чаще всего продается  в сжатые сроки, которые ограничены периодом временного управления;

Информация о работе Банкротство кредитных институтов