Банкротство кредитных институтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 01:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является выявление особенностей процедур банкротства коммерческих банков в РФ. Для достижения поставленной цели автором решены следующие задачи:
· рассмотрены причины и факторы современных банковских кризисов
· проанализирован зарубежный опыт банкротства кредитных организаций
· исследованы особенности банкротства кредитных организаций в РФ
· выявлены функции и задачи конкурсного управляющего кредитных организаций при конкурсном производстве
· проанализированы оценочные технологии при банкротстве кредитных организаций.

Оглавление

Введение
Глава I. Банкротство как способ преодоления кризиса кредитной организации
1.1. Причины и факторы современных банковских кризисов
1.2. Зарубежный опыт банкротства кредитной организации
1.3. Особенности банкротства кредитных организаций в РФ
Глава II. Конкурсное производство в отношении кредитной организации: проблемы и пути их решения
2.1. Общие положения о конкурсном производстве
2.2.Функции и задачи конкурсного управляющего кредитной организации
2.3. Использование оценочных технологий при банкротстве кредитной организации
Заключение
Библиография 70

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА нужно.docx

— 94.88 Кб (Скачать)

разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение и другие согласно ст. 23 Закона.

При осуществлении  своих функций временная администрация  получает от руководителя, других работников кредитной организации, а также  иных лиц необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации; предъявляет  от имени кредитной организации  иски в суды общей юрисдикции, арбитражные  суды и третейские суды; назначает  представителей временной администрации  в филиалы кредитной организации, а также в органы управления ее дочерних организаций; согласовывает решения совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или общего собрания ее учредителей (участников), за исключением решений о совершении сделок, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи; вправе отстранить членов исполнительных органов кредитной организации от работы (освободить от занимаемой должности) и приостановить выплату им заработной платы; вправе собирать собрание учредителей (участников) кредитной организации в порядке, установленном федеральными законами (ст. 22 Закона).

Последней из 3-х  мер, призванных предотвратить банкротство  кредитной организации является реорганизация. Она осуществляется в форме слияния или присоединения.

Основные преимущества ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», заключаются, в том, что этот Закон:

признает необходимость  применения ряда мер по предупреждению банкротства кредитной организации  в ситуации, когда она еще не находится в состоянии неплатежеспособности (банкротства);

содержит достаточно объемную и достаточно тщательно  урегулированную систему мероприятий, направленных на предупреждение несостоятельности  кредитных организаций. Тосунян Г., Викулин А. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций. -- М.: Дело. 2002. С. 34.

Также следует  отметить особенности процедуры  банкротства кредитной организации  связанной с тем, что согласно действующему законодательству при  рассмотрении арбитражным судом  дел о банкротстве кредитной  организации применяется только процедура конкурсного производства. При банкротстве кредитной организации  наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое  соглашение, предусмотренное Федеральным  законом «О несостоятельности (банкротстве)»  не применяются.

Глава II. Конкурсное производство в отношении кредитной  организации: проблемы и пути их решения

2.1. Общие положения  о конкурсном производстве

Конкурсное  производство является конечной стадией  в процедуре банкротства кредитной  организации. В результате конкурсного  производства прекращается существование  кредитной организации как юридического лица. Данная процедура применяется  к кредитной организации, признанной банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов за счет реализации имущества должника и распределения полученных средств (конкурсной массы) между кредиторами  в определенной Законом о банкротстве  очередности. Таким, образом, принятие арбитражным судом решения о  признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства означает окончательную невозможность восстановления ее платежеспособности.

В целом указанная  процедура регламентируется в Законе о банкротстве, однако Федеральный  закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в главе 6 устанавливает особенности конкурсного  производства кредитной организации, признанной банкротом. Федеральный  закон о банкротстве кредитных  организаций специального определения  такой процедуре банкротства, как  конкурсное производство, не дает, но Федеральный  закон «О несостоятельности (банкротстве)»  в статье 2 дает определение конкурсного  производства, применимое в том числе и к кредитным организациям-должникам, так как в Законе о банкротстве кредитных организаций из понятия «несостоятельности (банкротства) банка» исключается возможность добровольного объявления им о своем банкротстве и ликвидации.

Ряд авторов  отмечают, что конкурсное производство является системой мероприятий, отмечают системный характер процедуры конкурсного  производства См.: Телюкина М.В. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Комментарий для специалистов / Отв. ред. А.Ю. Кабалкин. М., 1998. С. 162.. К числу элементов (или этапов) данной системы можно отнести: формирование конкурсной массы и реализация имущества должника в целях обращения его в денежные средства; выявление требований кредиторов, подлежащих удовлетворению, и соразмерное удовлетворение этих требований См.: Попондопуло В.Ф. Конкурсное право. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предпринимателей. СПб., 1995. С. 38; Правовое регулирование несостоятельности предпринимателей. СПб.: Лань, 2001. С. 154.. Также к числу этих мероприятий относят и ликвидацию юридического лица-банкрота См.: Белых В.С., Дубинич А.А, Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). М.: НОРМА, 2001. С. 178..

Каждый из данных этапов конкурсного производства характеризуется  наличием специфических правил, закрепленных законодательством о несостоятельности. Данные правила часто порождают  серьезные проблемы на практике, в  связи с чем необходимо остановиться на основных этапах процедуры конкурсного производства, установленных для кредитных организаций, а также проблем ее применения.

Согласно ст. 50.16 Закона о банкротстве принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства.

С момента признания  кредитной организации банкротом  Закон предусматривает ряд правовых последствий. Продолжают действовать последствия отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренные статьей 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в том числе в случае вступления после открытия конкурсного производства в законную силу решения арбитражного суда о признании недействительным приказа Банка России об отзыве у кредитной организации такой лицензии. Сведения о финансовом состоянии кредитной организации не относятся к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну. Совершение сделок, связанных с отчуждением имущества кредитной организации или влекущих за собой передачу ее имущества третьим лицам во владение и пользование, допускается исключительно в порядке, установленном законом. Все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании сделок недействительными, о применении последствий их недействительности, а также требований по текущим обязательствам могут быть предъявлены только в порядке, установленном законом. Исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями, а также органами и организациями, исполняющими требования судебных актов и актов других органов, конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом. Снимаются ранее наложенные аресты на имущество кредитной организации и иные ограничения распоряжения имуществом кредитной организации. Основанием для снятия ареста на имущество кредитной организации является решение арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество кредитной организации и иных ограничений распоряжения ее имуществом не допускается. Исполнение обязательств кредитной организации осуществляется в случаях и порядке, которые установлены законом.

Со дня принятия арбитражным судом решения о  признании кредитной организации  банкротом и об открытии конкурсного  производства прекращаются полномочия руководителя кредитной организации, иных ее органов управления, за исключением  полномочий органов управления в  части принятия решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения обязательств кредитной организации.

Все имущество  кредитной организации, имеющееся  на день открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного  производства, составляет конкурсную массу.

Из имущества  кредитной организации, которое  составляет конкурсную массу, исключается  имущество, составляющее ипотечное  покрытие в соответствии с Федеральным  законом от 11 ноября 2003 года № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах».

Ипотечным покрытием  согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных  ценных бумагах» могут быть обеспеченные ипотекой требования о возврате основной суммы долга и об уплате процентов  по кредитным договорам и договорам  займа, в том числе удостоверенные закладными, и(или) ипотечные сертификаты участия, удостоверяющие долю их владельцев в праве общей собственности на другое ипотечное покрытие, денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, а также государственные ценные бумаги и недвижимое имущество в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 13 данного Закона.

Требования кредиторов по облигациям с ипотечным покрытием  после исключения ипотечного покрытия из конкурсной массы удовлетворяются  в порядке, предусмотренном указанным  Федеральным законом. В ст. 15 урегулировано  обращение взыскания на ипотечное  покрытие в случае неисполнения обязательств по облигациям. Ст. 16 при банкротстве  кредитной организации также  может применяться, но с учетом того, что право потребовать досрочного погашения облигаций существует, направлять на расчеты с кредиторами -- владельцами облигаций какое-либо имущество кроме ипотечного покрытия кредитная организация не вправе, поскольку иначе произойдет преимущественное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими, что недопустимо.

Следующая проблема касается вопросов инвентаризации и  оценки имущества кредитной организации, которые должны быть произведены  не позднее 6 месяцев со дня признания  кредитной организации банкротом  и открытия конкурсного производства. А.Егоров А. Егоров Последние изменения  российского законодательства о  банкротстве банков // Хозяйство  и право. 2005. № 2, в комментарии  к закону считает этот срок излишне  длительным, аргументируя это следующим. Поскольку Закон о банкротстве  банков не устанавливает никаких  особенностей применительно к сроку  конкурсного производства, по истечении  указанных шести месяцев останется  еще полгода на реализацию имущества  кредитной организации и расчеты  с кредиторами. Срок конкурсного  производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в  деле, вплоть до шести месяцев, о  чем говорится в п. 2 ст. 124 общего Закона о банкротстве. Однако разъяснение данной нормы, которое содержится в п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 года № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», сформулировано достаточно четко: по истечении установленного годичного срока конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего.

В результате возможно жесткого подхода к сроку конкурсного  производства отведение на стадию оценки и инвентаризации имущества кредитной  организации половины годичного  срока выглядит явно преувеличенным, продолжает автор. Например, если банк обладает в большей части однородным имуществом (ценные бумаги), инвентаризация может произойти в течение  одного месяца. Чем раньше она завершится, тем быстрее управляющий перейдет к продаже конкурсной массы. А  норма, указанная выше, дает ему возможность  ждать еще пять месяцев. То же самое  касается оценки. Совершенно не обязательно  заказывать оценку у одного и того же оценщика, рынок оценочных услуг  в настоящее время в России достаточно развит, и если одновременно привлечь несколько оценщиков, общий  срок на оценку также составит не более  одного-двух месяцев. Автор полагает, что абз. 2 п. 1 ст. 5032 Закона нужно понимать следующим образом: инвентаризация и оценка имущества кредитной организации должны происходить в максимально сжатые (но при этом разумные) сроки, но в любом случае не позднее шести месяцев со дня признания кредитной организации банкротом.

На заседаниях Президиума ВАС РФ, посвященных рассмотрению не конкретных арбитражных дел, а  актуальных вопросов правоприменительной  практики, дважды рассматривалась проблема оспаривания заключений оценщиков. Это один из ключевых вопросов реализации конкурсной массы, поскольку пока не найдено эффективное средство борьбы с умышленным занижением оценки имущества. Основные сферы, где оценка является обязательной, -- исполнительное производства, корпоративные отношения (внесение вкладов в уставный капитал) и банкротство. Именно здесь наблюдается большинство злоупотреблений.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта  оценки, указанная в отчете, признается достоверной и рекомендуемой  для целей совершения сделки с  объектом оценки, если в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено  иное. Часть 3 ст. 6 указанного ФЗ допускает возможность обжалования результатов проведения оценки заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Спор о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете оценщика, подлежит рассмотрению судом в соответствии с установленной подведомственностью (ч. 1 ст. 13 названного Федерального закона).

Возможно ли предъявление и рассмотрение судом  самостоятельных требований об оспаривании  достоверности заключения оценщика? Неясно, как поступать в случае, если на основании данного заключения уже состоялась сделка отчуждения имущества. Повлияет ли на действительность данной сделки признание заключения оценщика недостоверным? Если да, то на каком основании, и не будет ли в таком случае иск об оспаривании сделки подменяться иском о признании оценки недостоверной?

Информация о работе Банкротство кредитных институтов