разрабатывает
мероприятия по финансовому оздоровлению
кредитной организации, организует
и контролирует их исполнение и другие
согласно ст. 23 Закона.
При осуществлении
своих функций временная администрация
получает от руководителя, других работников
кредитной организации, а также
иных лиц необходимую информацию
и документы, касающиеся деятельности
кредитной организации; предъявляет
от имени кредитной организации
иски в суды общей юрисдикции, арбитражные
суды и третейские суды; назначает
представителей временной администрации
в филиалы кредитной организации,
а также в органы управления ее
дочерних организаций; согласовывает
решения совета директоров (наблюдательного
совета) кредитной организации или общего
собрания ее учредителей (участников),
за исключением решений о совершении сделок,
предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи;
вправе отстранить членов исполнительных
органов кредитной организации от работы
(освободить от занимаемой должности)
и приостановить выплату им заработной
платы; вправе собирать собрание учредителей
(участников) кредитной организации в
порядке, установленном федеральными
законами (ст. 22 Закона).
Последней из 3-х
мер, призванных предотвратить банкротство
кредитной организации является
реорганизация. Она осуществляется
в форме слияния или присоединения.
Основные преимущества
ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций», заключаются,
в том, что этот Закон:
признает необходимость
применения ряда мер по предупреждению
банкротства кредитной организации
в ситуации, когда она еще не
находится в состоянии неплатежеспособности
(банкротства);
содержит достаточно
объемную и достаточно тщательно
урегулированную систему мероприятий,
направленных на предупреждение несостоятельности
кредитных организаций. Тосунян Г.,
Викулин А. Несостоятельность (банкротство)
кредитных организаций. -- М.: Дело. 2002. С.
34.
Также следует
отметить особенности процедуры
банкротства кредитной организации
связанной с тем, что согласно
действующему законодательству при
рассмотрении арбитражным судом
дел о банкротстве кредитной
организации применяется только
процедура конкурсного производства.
При банкротстве кредитной организации
наблюдение, финансовое оздоровление,
внешнее управление и мировое
соглашение, предусмотренное Федеральным
законом «О несостоятельности (банкротстве)»
не применяются.
Глава II. Конкурсное
производство в отношении кредитной
организации: проблемы и пути их решения
2.1. Общие положения
о конкурсном производстве
Конкурсное
производство является конечной стадией
в процедуре банкротства кредитной
организации. В результате конкурсного
производства прекращается существование
кредитной организации как юридического
лица. Данная процедура применяется
к кредитной организации, признанной
банкротом, в целях соразмерного
удовлетворения требований кредиторов
за счет реализации имущества должника
и распределения полученных средств
(конкурсной массы) между кредиторами
в определенной Законом о банкротстве
очередности. Таким, образом, принятие
арбитражным судом решения о
признании кредитной организации банкротом
и об открытии конкурсного производства
означает окончательную невозможность
восстановления ее платежеспособности.
В целом указанная
процедура регламентируется в Законе
о банкротстве, однако Федеральный
закон «О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций» в главе
6 устанавливает особенности конкурсного
производства кредитной организации,
признанной банкротом. Федеральный
закон о банкротстве кредитных
организаций специального определения
такой процедуре банкротства, как
конкурсное производство, не дает, но Федеральный
закон «О несостоятельности (банкротстве)»
в статье 2 дает определение конкурсного
производства, применимое в том числе
и к кредитным организациям-должникам,
так как в Законе о банкротстве кредитных
организаций из понятия «несостоятельности
(банкротства) банка» исключается возможность
добровольного объявления им о своем банкротстве
и ликвидации.
Ряд авторов
отмечают, что конкурсное производство
является системой мероприятий, отмечают
системный характер процедуры конкурсного
производства См.: Телюкина М.В. Федеральный
закон «О несостоятельности (банкротстве)».
Комментарий для специалистов / Отв. ред.
А.Ю. Кабалкин. М., 1998. С. 162.. К числу элементов
(или этапов) данной системы можно отнести:
формирование конкурсной массы и реализация
имущества должника в целях обращения
его в денежные средства; выявление требований
кредиторов, подлежащих удовлетворению,
и соразмерное удовлетворение этих требований
См.: Попондопуло В.Ф. Конкурсное право.
Правовое регулирование несостоятельности
(банкротства) предпринимателей. СПб.,
1995. С. 38; Правовое регулирование несостоятельности
предпринимателей. СПб.: Лань, 2001. С. 154..
Также к числу этих мероприятий относят
и ликвидацию юридического лица-банкрота
См.: Белых В.С., Дубинич А.А, Скуратовский
М.Л. Правовые основы несостоятельности
(банкротства). М.: НОРМА, 2001. С. 178..
Каждый из данных
этапов конкурсного производства характеризуется
наличием специфических правил, закрепленных
законодательством о несостоятельности.
Данные правила часто порождают
серьезные проблемы на практике, в
связи с чем необходимо остановиться на
основных этапах процедуры конкурсного
производства, установленных для кредитных
организаций, а также проблем ее применения.
Согласно ст.
50.16 Закона о банкротстве принятие
арбитражным судом решения о признании
должника банкротом влечет открытие конкурсного
производства.
С момента признания
кредитной организации банкротом
Закон предусматривает ряд правовых
последствий. Продолжают действовать
последствия отзыва у кредитной организации
лицензии на осуществление банковских
операций, предусмотренные статьей 20 Федерального
закона «О банках и банковской деятельности»,
в том числе в случае вступления после
открытия конкурсного производства в
законную силу решения арбитражного суда
о признании недействительным приказа
Банка России об отзыве у кредитной организации
такой лицензии. Сведения о финансовом
состоянии кредитной организации не относятся
к сведениям, признанным конфиденциальными
или составляющими коммерческую тайну.
Совершение сделок, связанных с отчуждением
имущества кредитной организации или
влекущих за собой передачу ее имущества
третьим лицам во владение и пользование,
допускается исключительно в порядке,
установленном законом. Все требования
кредиторов по денежным обязательствам,
об уплате обязательных платежей, иные
имущественные требования, за исключением
требований о признании права собственности,
о компенсации морального вреда, об истребовании
имущества из чужого незаконного владения,
о признании сделок недействительными,
о применении последствий их недействительности,
а также требований по текущим обязательствам
могут быть предъявлены только в порядке,
установленном законом. Исполнительные
документы, исполнение по которым прекратилось
в соответствии с Федеральным законом,
подлежат передаче судебными приставами-исполнителями,
а также органами и организациями, исполняющими
требования судебных актов и актов других
органов, конкурсному управляющему в порядке,
установленном федеральным законом. Снимаются
ранее наложенные аресты на имущество
кредитной организации и иные ограничения
распоряжения имуществом кредитной организации.
Основанием для снятия ареста на имущество
кредитной организации является решение
арбитражного суда о признании кредитной
организации банкротом и об открытии конкурсного
производства. Наложение новых арестов
на имущество кредитной организации и
иных ограничений распоряжения ее имуществом
не допускается. Исполнение обязательств
кредитной организации осуществляется
в случаях и порядке, которые установлены
законом.
Со дня принятия
арбитражным судом решения о
признании кредитной организации
банкротом и об открытии конкурсного
производства прекращаются полномочия
руководителя кредитной организации,
иных ее органов управления, за исключением
полномочий органов управления в
части принятия решения о заключении
соглашений об условиях предоставления
денежных средств третьими лицами для
исполнения обязательств кредитной организации.
Все имущество
кредитной организации, имеющееся
на день открытия конкурсного производства
и выявленное в ходе конкурсного
производства, составляет конкурсную
массу.
Из имущества
кредитной организации, которое
составляет конкурсную массу, исключается
имущество, составляющее ипотечное
покрытие в соответствии с Федеральным
законом от 11 ноября 2003 года № 152-ФЗ
«Об ипотечных ценных бумагах».
Ипотечным покрытием
согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона
от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных
ценных бумагах» могут быть обеспеченные
ипотекой требования о возврате основной
суммы долга и об уплате процентов
по кредитным договорам и договорам
займа, в том числе удостоверенные
закладными, и(или) ипотечные сертификаты
участия, удостоверяющие долю их владельцев
в праве общей собственности на другое
ипотечное покрытие, денежные средства
в валюте Российской Федерации или иностранной
валюте, а также государственные ценные
бумаги и недвижимое имущество в случаях,
предусмотренных ч. 1 ст. 13 данного Закона.
Требования кредиторов
по облигациям с ипотечным покрытием
после исключения ипотечного покрытия
из конкурсной массы удовлетворяются
в порядке, предусмотренном указанным
Федеральным законом. В ст. 15 урегулировано
обращение взыскания на ипотечное
покрытие в случае неисполнения обязательств
по облигациям. Ст. 16 при банкротстве
кредитной организации также
может применяться, но с учетом того,
что право потребовать досрочного
погашения облигаций существует,
направлять на расчеты с кредиторами
-- владельцами облигаций какое-либо имущество
кроме ипотечного покрытия кредитная
организация не вправе, поскольку иначе
произойдет преимущественное удовлетворение
требований одних кредиторов перед другими,
что недопустимо.
Следующая проблема
касается вопросов инвентаризации и
оценки имущества кредитной организации,
которые должны быть произведены
не позднее 6 месяцев со дня признания
кредитной организации банкротом
и открытия конкурсного производства.
А.Егоров А. Егоров Последние изменения
российского законодательства о
банкротстве банков // Хозяйство
и право. 2005. № 2, в комментарии
к закону считает этот срок излишне
длительным, аргументируя это следующим.
Поскольку Закон о банкротстве
банков не устанавливает никаких
особенностей применительно к сроку
конкурсного производства, по истечении
указанных шести месяцев останется
еще полгода на реализацию имущества
кредитной организации и расчеты
с кредиторами. Срок конкурсного
производства может продлеваться по
ходатайству лица, участвующего в
деле, вплоть до шести месяцев, о
чем говорится в п. 2 ст. 124 общего
Закона о банкротстве. Однако разъяснение
данной нормы, которое содержится в п.
16 постановления Пленума ВАС РФ от 8 апреля
2003 года № 4 «О некоторых вопросах, связанных
с введением в действие Федерального закона
«О несостоятельности (банкротстве)»,
сформулировано достаточно четко: по истечении
установленного годичного срока конкурсное
производство может быть продлено судом
в исключительных случаях с целью завершения
конкурсного производства по мотивированному
ходатайству конкурсного управляющего.
В результате возможно
жесткого подхода к сроку конкурсного
производства отведение на стадию оценки
и инвентаризации имущества кредитной
организации половины годичного
срока выглядит явно преувеличенным,
продолжает автор. Например, если банк
обладает в большей части однородным
имуществом (ценные бумаги), инвентаризация
может произойти в течение
одного месяца. Чем раньше она завершится,
тем быстрее управляющий перейдет
к продаже конкурсной массы. А
норма, указанная выше, дает ему возможность
ждать еще пять месяцев. То же самое
касается оценки. Совершенно не обязательно
заказывать оценку у одного и того
же оценщика, рынок оценочных услуг
в настоящее время в России
достаточно развит, и если одновременно
привлечь несколько оценщиков, общий
срок на оценку также составит не более
одного-двух месяцев. Автор полагает,
что абз. 2 п. 1 ст. 5032 Закона нужно
понимать следующим образом: инвентаризация
и оценка имущества кредитной организации
должны происходить в максимально сжатые
(но при этом разумные) сроки, но в любом
случае не позднее шести месяцев со дня
признания кредитной организации банкротом.
На заседаниях
Президиума ВАС РФ, посвященных рассмотрению
не конкретных арбитражных дел, а
актуальных вопросов правоприменительной
практики, дважды рассматривалась проблема
оспаривания заключений оценщиков.
Это один из ключевых вопросов реализации
конкурсной массы, поскольку пока не
найдено эффективное средство борьбы
с умышленным занижением оценки имущества.
Основные сферы, где оценка является
обязательной, -- исполнительное производства,
корпоративные отношения (внесение вкладов
в уставный капитал) и банкротство. Именно
здесь наблюдается большинство злоупотреблений.
Согласно ст.
12 Федерального закона от 29 июля 1998 года
№ 135-ФЗ «Об оценочной деятельности
в Российской Федерации» итоговая величина
рыночной или иной стоимости объекта
оценки, указанная в отчете, признается
достоверной и рекомендуемой
для целей совершения сделки с
объектом оценки, если в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации,
или в судебном порядке не установлено
иное. Часть 3 ст. 6 указанного ФЗ допускает
возможность обжалования результатов
проведения оценки заинтересованными
лицами в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации. Спор о достоверности
величины рыночной или иной стоимости
объекта оценки, установленной в отчете
оценщика, подлежит рассмотрению судом
в соответствии с установленной подведомственностью
(ч. 1 ст. 13 названного Федерального закона).
Возможно ли
предъявление и рассмотрение судом
самостоятельных требований об оспаривании
достоверности заключения оценщика?
Неясно, как поступать в случае,
если на основании данного заключения
уже состоялась сделка отчуждения имущества.
Повлияет ли на действительность данной
сделки признание заключения оценщика
недостоверным? Если да, то на каком основании,
и не будет ли в таком случае иск об оспаривании
сделки подменяться иском о признании
оценки недостоверной?