Содержание:
Вопрос 1. Центральный банк Российской
Федерации и денежно кредитная
политика.
Основные направления денежно-кредитной
политики на 2014-2016 гг…………3
Задача………………………………………………………………………………..20
Список использованных источников……………………………………………...21
Вопрос 1. Центральный банк Российской
Федерации
и денежно кредитная политика.
Основные направления денежно-кредитной
политики на 2014-2016гг.
1.1. Особенности
правового статуса Центрального
банка
Российской Федерации
Центральный банк Российской Федерации
- системообразующий и центральный орган
управления, контроля и надзора
за деятельностью в денежно-кредитной
сфере.
Усиление государственности в деятельности
Центрального банка было закреплено в
декабре 1993 года Конституцией Российской
Федерации, в статье 75 которой предусматривается
осуществление Центральным банком
функции обеспечения устойчивости
и защиты национальной валюты независимо
от иных органов государственной власти. 1
Правовой статус Центрального банка
Российской Федерации (Банка России) законодательно
определяется Конституцией РФ, ФЗ № 86-ФЗ
«О Центральном банке Российской Федерации»
(Банке России)2 и другими федеральными законами.
Банк России является юридическим
лицом. Банк России имеет печать с изображением
Государственного герба Российской Федерации
и со своим наименованием.
Местонахождение центральных
органов Банка России - город Москва.
Целями деятельности Банка
России являются:
- защита и обеспечение устойчивости
рубля;
- развитие и укрепление банковской
системы Российской Федерации;
- обеспечение стабильности
и развитие национальной платежной системы;
- развитие финансового рынка
Российской Федерации;
- обеспечение стабильности
финансового рынка Российской Федерации.
Получение прибыли не является
целью деятельности Банка России.
Банк России выполняет следующие
функции:
1) во взаимодействии с Правительством
Российской Федерации разрабатывает и
проводит единую государственную денежно-кредитную
политику;
1.1) во взаимодействии
с Правительством Российской Федерации
разрабатывает и проводит политику развития
и обеспечения стабильности функционирования
финансового рынка Российской Федерации;
2) монопольно осуществляет
эмиссию наличных денег и организует
наличное денежное обращение;
2.1) утверждает графическое
обозначение рубля в виде знака;
3) является кредитором
последней инстанции для кредитных
организаций, организует систему их рефинансирования;
4) устанавливает правила
осуществления расчетов в Российской
Федерации;
4.1) осуществляет надзор
и наблюдение в национальной
платежной системе;
5) устанавливает правила
проведения банковских операций и др.
Банк России подотчетен Государственной
Думе Федерального Собрания Российской
Федерации.
Государственная Дума:
- назначает на должность и освобождает
от должности Председателя Банка России
по представлению Президента Российской
Федерации;
- назначает на должность и освобождает
от должности членов Совета директоров
Банка России (далее - Совет директоров)
по представлению Председателя Банка
России, согласованному с Президентом
Российской Федерации;
- направляет и отзывает представителей
Государственной Думы в Национальном
финансовом совете в рамках своей квоты;
- рассматривает основные
направления единой государственной
денежно-
кредитной политики и принимает
по ним решение;
- рассматривает годовой отчет
Банка России и принимает по нему решение;
- принимает решение о проверке
Счетной палатой Российской Федерации
финансово-хозяйственной деятельности
Банка России, его структурных подразделений
и учреждений. Указанное решение может
быть принято только на основании предложения
Национального финансового совета;
- проводит парламентские слушания
о деятельности Банка России с участием
его представителей;
- заслушивает доклады Председателя
Банка России о деятельности Банка России
(при представлении годового отчета и
основных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики).
Банк России не имеет права:
- осуществлять банковские операции
с юридическими лицами, не имеющими лицензии
на осуществление банковских операций,
и физическими лицами;
- приобретать акции (доли) кредитных
и иных организаций;
- осуществлять операции с недвижимостью,
за исключением случаев, связанных с обеспечением
деятельности Банка России и его организаций;
- заниматься торговой и производственной
деятельностью;
- изменять условия предоставленных
кредитов. Исключение может быть сделано
по решению Совета директоров.
Банк России представляет в
Государственную Думу и Президенту Российской
Федерации информацию в порядке, установленном
федеральными законами.
Во взаимодействии с Правительством
Российской Федерации Банк России разрабатывает
и проводит политику развития и обеспечения
стабильности функционирования финансового
рынка Российской Федерации.
Также Банк России не менее
двух раз в год публикует обзор финансовой
стабильности.
Согласно ст. 23 Федерального
закона «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)» Банк России
осуществляет операции со средствами
федерального бюджета, государственных
внебюджетных фондов, бюджетов субъектов
РФ и местных бюджетов, а также операции
по обслуживанию государственного долга
РФ и операции с золотовалютными резервами
без взимания комиссионного вознаграждения.
Согласно п. 9 ст. 4 Федерального
закона № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской
Федерации (Банке России) одной из функций
главного банка страны является осуществление
надзора за деятельностью кредитных организаций
и банковских групп.
Банк России осуществляет мониторинг
состояния финансового рынка Российской
Федерации, в том числе для выявления ситуаций,
угрожающих финансовой стабильности Российской
Федерации.
С целью предупреждения возникновения
ситуаций, угрожающих финансовой стабильности
Российской Федерации, Банк России разрабатывает
меры, направленные на снижение угроз
финансовой стабильности Российской Федерации.
Один раз в три года Банк России
представляет в Государственную Думу
проект основных направлений развития
и обеспечения стабильности функционирования
финансового рынка Российской Федерации.
Предварительно проект основных
направлений развития и обеспечения стабильности
функционирования финансового рынка Российской
Федерации представляется Банком России
Президенту Российской Федерации и в Правительство
Российской Федерации.
Государственная Дума рассматривает
проект основных направлений развития
и обеспечения стабильности функционирования
финансового рынка Российской Федерации
на парламентских слушаниях и направляет
в Банк России соответствующие рекомендации.
Банк России ежегодно не позднее
15 мая года, следующего за отчетным, представляет
в Государственную Думу годовой отчет
Банка России.
Годовой отчет Банка России
включает:
- отчет о деятельности Банка
России, в том числе перечень мероприятий
по реализации единой государственной
денежно-кредитной политики, проведенных
Банком России, и анализ выполнения основных
параметров единой государственной денежно-кредитной
политики;
- анализ состояния экономики
Российской Федерации, в том числе анализ
денежного обращения и кредита, финансового
рынка Российской Федерации, валютного
положения и платежного баланса Российской
Федерации, национальной платежной системы;
- годовую финансовую отчетность
Банка России;
- аудиторское заключение по
годовой финансовой отчетности Банка
России;
- заключение Счетной палаты
Российской Федерации по результатам
проверки счетов и операций Банка России,
на которые распространяется действие
Закона Российской Федерации «О государственной
тайне»;
- информацию о применении к
кредитным организациям, некредитным
финансовым организациям и их должностным
лицам мер, предусмотренных законодательством
Российской Федерации за нарушение требований
Федерального закона от 7 августа 2001 года
№ 115-ФЗ «О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма».
Отметим, что под годовой финансовой
отчетностью Банка России понимаются:
- годовой баланс, отчет о финансовых
результатах, в том числе отчет о полученной
прибыли и ее распределении;
- отчет о формировании и об
использовании резервов и фондов Банка
России;
- отчет об управлении Банком
России ценными бумагами и долями участия
в капиталах организаций, входящими в
состав имущества Банка России;
- отчет о расходах на содержание
служащих Банка России;
- отчет об исполнении сметы
капитальных вложений;
- отчет об объеме сделок, совершенных
Банком России с ценными бумагами на организованных
торгах.
Государственная Дума направляет
годовой отчет Банка России Президенту
Российской Федерации, а также в Правительство
Российской Федерации.
Государственная Дума рассматривает
годовой отчет Банка России до 1 июля года,
следующего за отчетным, и принимает решение.
Годовой отчет Банка России
публикуется не позднее 15 июля года, следующего
за отчетным.
Банк России ежемесячно публикует
свой баланс, данные о денежном обращении,
включая динамику и структуру денежной
массы, обобщенные данные об операциях
Банка России.
1.2. Понятие денежно-кредитной
политики
Денежно-кредитная политика – действия
специализированных государственных
учреждений на денежном и валютном рынке,
направленные на контроль обменного курса,
уровня инфляции, занятости, стабильности
экономического роста. Как правило, за
проведение денежно-кредитной политики
отвечают центральные банки.
Под денежно-кредитной политикой Российской
Федерации понимается комплекс мер государственного
воздействия, приемов и инструментов,
направленных и использующихся для повышения
эффективности государственного управления
в денежной и кредитной сферах.3
Денежно-кредитная политика - очень действенный
инструмент воздействия на экономику
страны, не нарушающий суверенитета большинства
субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная
политика призвана обеспечить стабильность
цен, полную занятость и экономический
рост - таковы ее высшие и конечные цели.
В качестве проводника денежно-кредитной
политики выступает Банк России. Без верной
денежно-кредитной политики, проводимой
Банком России, экономика не может эффективно
функционировать.
Объектами денежно-кредитной политики являются
спрос и предложение на денежном рынке.
Субъектами денежно-кредитной политики выступают
банки, прежде всего центральный банк
в соответствии с присущими ему функциями
проводника денежно-кредитной политики
государства и коммерческие банки.
Для непосредственного регулирования
массы денег в обращении центральный банк
использует различные денежные агрегаты,
уменьшая или увеличивая их объем, меняя
структуру денежных агрегатов в общей
массе денег в денежном обороте.
Денежный оборот регулируется центральным
банком и в процессе осуществления кредитной
политики, выражаемой в кредитной экспансии
или кредитной рестрикции.
Главные стратегические цели денежно-кредитной политики выражаются
в повышении благосостояния населения
и обеспечении максимальной занятости.
Исходя из этой долгосрочной стратегии,
основными ориентирами макроэкономической
политики Правительства РФ обычно выступают
обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.4
В современных условиях государства с
рыночными моделями экономики используют
одну из двух концепций денежно-кредитной политики:
- политика кредитной экспансии, или «дешевых»
денег;
- политика кредитной рестрикции, или
«дорогих» денег.
Кредитная экспансия Центрального банка
увеличивает ресурсы коммерческих банков,
которые в результате выдаваемых кредитов
повышают общую массу денег в обращении.
Кредитная рестрикция влечет за собой
ограничение возможностей коммерческих
банков по выдаче кредитов и тем самым
по насыщению экономики деньгами.
Методы денежно-кредитной политики –
это совокупность приемов и операций,
посредством которых субъекты денежно-кредитной
политики – Центральный банк как государственной
орган денежно-кредитного регулирования
и коммерческие банки как «проводники»
денежно-кредитной политики – воздействуют
на объекты (спрос на деньги и предложение
денег) для достижения поставленных целей.
Методы проведения повседневной денежно-кредитной
политики называют также тактическими
целями денежно-кредитной политики.
Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить
по различным признакам:
1. Прямое и косвенное регулирование денежно-кредитной
сферы.
Прямые методы имеют характер административных
мер в форме различных директив Центрального
банка, касающихся объема денежного предложения
и цены на финансовом рынке.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной
сферы воздействуют на мотивацию поведения
хозяйствующих субъектов с помощью рыночных
механизмов.
2. Общие и селективные методы денежно-кредитного
регулирования.