Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 12:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное исследование функциональной роли Центрального банка российской Федерации в денежно-кредитном регулировании экономики посредством специфических инструментов денежно-кредитной политики.
Указанная цель определила необходимость решения следующих задач:
1. Дать общую характеристику роли Банка России в регулировании денежно-кредитной политикой
2. Изучить теорию и практику применения инструментов и методов денежно-кредитного регулирования Центральным банком (нормативы обязательных резервов, валютная интервенция, рефинансирования кредитных организаций, установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения; эмиссия облигаций от своего имени).
Построение общественных отношений, связанных с рефинансированием, представляет собой процесс, в котором условно можно выделить четыре организационные стадии. Первая стадия - стадия закрепления в федеральном законодательстве основ рефинансирования в рамках реализации денежно-кредитной политики Российской Федерации. В действующем законодательстве, как мы уже ранее отмечали, рефинансирование недостаточным образом регламентируется. Вторая стадия - стадия разработки и принятия нормативных правовых актов Банка России, регламентирующих рефинансирование. Третья стадия - стадия непосредственного осуществления Банком России рефинансирования, в рамках которого кредитным организациям предоставляется принципиально важная для них возможность получить кредитные ресурсы. Кредиты Банка России, выдаваемые кредитным организациям, представляют собой сделки, имеющие договорную форму (оформляются договоры о предоставлении кредитов Банка России, договоры о взаимодействии при осуществлении операций кредитования кредитных организаций и т.д.). Четвертая стадия - стадия банковского кредитования, характеризующаяся предоставлением кредитными организациями денежных средств для реализации конкретных инвестиционных программ конкретных хозяйствующих субъектов и применением системы банковского контроля за ходом инвестиционного процесса.
Банк России предоставляет кредитным организациям в автоматическом режиме внутридневные кредиты и кредиты овернайт и в режиме запроса (заявления на получение кредита по фиксированной процентной ставке/заявки на участие в ломбардном кредитном аукционе) - ломбардные кредиты. Кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг». [61] Банком России в контексте рефинансирования в отношении коммерческих банков осуществляется четыре вида кредитов: внутридневные кредиты (бесплатны для кредитных организаций – в 2011 г. общее количество составило 21 821 053,7 млрн. руб.); кредиты овернайт, (предоставляются на погашение оставшейся непогашенной к концу дня задолженности по внутридневному кредиту по ставке овернайт Банка России - в 2011 г. общее количество составило 147 590,7 млн. руб.); ломбардные кредиты (могут предоставляться на фиксированных условиях и на аукционной основе на любые банковские счета (корреспондентский счет и(или) корреспондентские субсчета) кредитной организации, открытые во всех территориальных учреждениях Банка России или в уполномоченных РНКО - в 2011 г. общее количество составило 29 106,4 млн. руб.).
Обеспечением по внутридневным кредитам, кредитам овернайт и ломбардным кредитам служит залог (блокировка) ценных бумаг. Перечень ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России, обеспеченным залогом (блокировкой) ценных бумаг включаются выпуски ценных бумаг, отвечающие следующим требованиям: выпуск включен в Ломбардный список Банка России; по выпуску установлен поправочный коэффициент Банка России, применяемый для расчета стоимости ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России; выпуск допущен к обращению на ЗАО ММВБ или на фондовой бирже, действующей на территории Российской Федерации, на которой Банк России выступает участником торгов; до погашения выпуска осталось не менее 7 рабочих дней. При этом под датой погашения выпуска ценных бумаг подразумевается ближайшая из следующих дат: дата, по состоянию на которую определяются владельцы ценных бумаг с целью выплаты в их пользу номинальной стоимости (части номинальной стоимости) ценных бумаг; дата, по состоянию на которую определяются владельцы ценных бумаг с целью выплаты в их пользу купонного дохода по ценным бумагам (если с указанной даты до даты выплаты купонного дохода депозитарные операции с соответствующими ценными бумагами в уполномоченных депозитариях не осуществляются); дата обратного выкупа выпуска Банком России.[62]
Касательно кредитования под обеспечение активами или поручительствами, то данный порядок возможен при заключении генерального кредитного договора на предоставление кредитов Банка России, обеспеченных активами или поручительствами.[63] В генеральном кредитном договоре по каждому кредитующемуся счету, на который кредитная организация вправе получать внутридневные кредиты и кредиты овернайт, устанавливается лимит кредитования. Лимит кредитования представляет собой максимально возможную единовременную задолженность кредитной организации перед Банком России по внутридневным кредитам. Лимит кредитования не ограничивает сумму кредитов Банка России по фиксированной ставке, которую может получить кредитная организация. Обеспечением кредитов Банка России, предоставляемых в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 № 312-П, являются нерыночные активы - векселя и кредитные требования, а также поручительства кредитных организаций. Общее количество кредитов, обеспеченных активами или поручительствами в 2011 г. - 21 821 053,7 млн. руб.
Таким образом, кредиты, выдаваемые Центральным банком, расширяя ресурсную базу коммерческих банков, способствуют активизации процесса кредитования и тем самым увеличивают денежную массу в обращении. На макроэкономическом уровне инструменты рефинансирования помогают центральному банку осуществлять ежедневное управление резервами банковской системы, направленное на достижение долгосрочных целей денежно-кредитной политики.[64] Наконец, изменяя параметры инструментов рефинансирования, центральный банк подает сигнал частному сектору о смене текущих целевых ориентиров денежно-кредитной политики. Именно поэтому рефинансирование относится к инструментам денежно-кредитной политики. Одновременно на макроуровне рефинансирование центральным банком коммерческих банков является важным инструментом развития межбанковского рынка.[65]
Установление ориентиров роста денежной массы (таргетирование) является относительно новым инструментом денежно-кредитного регулирования. Согласно ст. 42 ФЗ «О Центральном банке российской Федерации (Банке России), Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.[66] Банк России рассматривает темпы роста денежной массы как расчетный ориентир денежно-кредитной политики. При установлении таких ориентиров возможно отклонение фактической динамики денежной массы от ее первоначальных прогнозов. Поэтому Банк России не ставит своей целью безусловное соблюдение прогнозного диапазона, предусматривает возможность проведения корректировки в зависимости от динамики спроса на деньги. К числу основных показателей денежной массы относятся: уровень инфляции; скорость обращения денег; уровень спроса на денежную массу; динамика денежной массы; темпы роста денежной массы; уровень монетизации экономики; структура денежной массы; значение и динамика денежного мультипликатора; уровень спроса на кредитные ресурсы; скорость оборачиваемости денежных средств кредитных организаций по корреспондентским счетам, открытым в учреждениях Банка России; ликвидность в банковской системе, в том числе отношение остатков средств на корреспондентских счетах к депозитам нефинансового сектора экономики, объем остатков средств на корреспондентских счетах, объем депозитов коммерческих банков в Банке России.[67]
Существенное влияние на денежную массу оказывают два основных фактора — количество денег и скорость их оборота. Количество денег в обращении определяется государством — эмитентом денег, его законодательной властью. Рост эмиссии обусловлен потребностями товарного производства и дефицитом государственного бюджета.[68] Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за определенный период, так как одни и те же деньги в течение известного периода переходят из рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказание услуг. На скорость обращения денег влияют длительность технологических процессов (сельское хозяйство или промышленность), структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег), уровень развития кредитных операций, использование электронных технологий в банковском деле и др.
Ориентиры роста денежной массы как составная часть разрабатываемых направлений единой государственной денежно-кредитной политики рассматриваются и утверждаются в законодательном порядке.
Прямые количественные ограничения
относятся к числу
Установленные Банком России лимиты на рефинансирование, а также на проведение отдельных банковских операций должны в равной степени касаться всех без исключения кредитных организаций. Это означает невозможность для Банка России установления соответствующих лимитов для отдельных кредитных организаций либо отдельных типов кредитных организаций.[70] В этом смысле установленные Банком России лимиты на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций не следует путать с предусмотренными ст. 74 Закона ограничениями на проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до 6 месяцев и введение запрета на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций.[71] Лимиты на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций применяются Банком России ко всем кредитным организациям и не связаны с нарушениями банками законодательства.
Применять прямые количественные
ограничения Банк России может только
в исключительных случаях и в
целях проведения единой государственной
денежно-кредитной политики.[
Решения Совета директоров по вопросам прямых количественных ограничений подлежат обязательному опубликованию в официальном издании Банка России – «Вестнике Банка России» в течение 10 дней со дня принятия этих решений.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» эмиссия собственных облигаций относится к числу основных инструментов денежно-кредитной политики Банка России.[73] Статья 44 того же Закона определяет предельно допустимый объем облигаций Банка России (ОБР) в обращении как разницу между максимально возможной величиной обязательных резервов кредитных организаций и фактическим значением данного показателя, а также ограничивает круг потенциальных контрагентов Банка России по операциям с ОБР только кредитными организациями. Другой Федеральный закон – «О рынке ценных бумаг» - в ст. 27.5.1 определяет форму выпуска - документарные облигации на предъявителя с обязательным централизованным хранением сертификата.[74]
Эмиссия облигаций Банка России осуществляется на основании принятого Советом директоров Банка России решения о размещении облигаций Банка России и утвержденного Советом директоров Банка России решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России (далее - выпуск облигаций Банка России). Объем каждого выпуска облигаций Банка России определяется с учетом рассчитанного предельного размера общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров Банка России решения об утверждении соответствующего решения о выпуске облигаций Банка России.[75] Банк России присваивает выпуску облигаций Банка России идентификационный номер в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Выпуск облигаций Банка России оформляется сертификатом облигаций Банка России.[76] Размещение облигаций производится в порядке, устанавливаемом Комитетом Банка России по денежно-кредитной политике в соответствии с утвержденным Советом директоров Банка России решением о выпуске облигаций Банка России (в том числе в форме аукциона). Решением о выпуске облигаций Банка России может быть предусмотрено размещение облигаций Банка России отдельными частями (траншами) в течение срока размещения облигаций Банка России этого выпуска.[77]
Размещение облигаций Банка России начинается не ранее 3 дней с даты раскрытия Банком России информации, содержащейся в решении о выпуске облигаций Банка России, путем опубликования ее на странице Банка России в сети Интернет и осуществляется в течение срока, установленного в решении о выпуске облигаций Банка России. Размещение облигаций Банка России начинается не ранее 3 дней с даты раскрытия Банком России информации, содержащейся в решении о выпуске облигаций Банка России, путем опубликования ее на странице Банка России в сети Интернет и осуществляется в течение срока, установленного в решении о выпуске облигаций Банка России.
3. Денежно-кредитная политика
3.1 Сущность и виды
денежно-кредитной политики
С точки зрения экономической
теории – денежно-кредитная политика
– это совокупность государственных мероприятий
в области денежного обращения и кредита.
С позиции финансов - денежно–кредитная
политика представляет собой комплекс
взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых
Центральным банком в целях регулирования
совокупного спроса путем планируемого
воздействия на состояние кредита и денежного
обращения.
Целями денежно-кредитной
политики являются:
1) Экономические цели, направленные
на поддержание экономической активности
и сокращение безработицы:
-регулирование темпов экономического
роста;
- увеличение ВВП;
-смягчение циклических колебаний
на рынке товаров, капитала и рабочей силы;
-сдерживание инфляции;
-стимулировать рост объема
денежно-кредитных операций;
-достижение сбалансированности
платежного баланса и другие.
2) Социальные задачи:
-повысить уровень жизни населения;
-сделать различные услуги более
доступными и другие. [78]
Денежно-кредитная политика
тесно увязывается с внутриполитическими
и экономическими отношениями, особенно
темпами инфляции и экономического роста.
Причем она используется не как отдельный
элемент регулирования экономики, а в
совокупности с такими инструментами,
как финансовая политика, политика доходов
и другие.
Методы, используемые в денежно-кредитной
политике, разнообразны, но наиболее распространенными
из них являются:
- Изменение ставки учетного
процента или официальной учетной ставки
Центрального банка (учетная, или дисконтная
политика);
- Изменение норм обязательных
резервов банков;
- Операции на открытом рынке,
т.е. операции по купле-продаже векселей,
государственных облигаций и других ценных
бумаг;
- Регламентация экономических
нормативов для банков (соотношения между
кассовыми резервами и депозитами, собственным
капиталом и заемным, акционерным капиталом
и заемным, собственным капиталом и активами,
суммой кредита одному заемщику и капиталом
или активами и др.).[79]
Могут применяться также выборочные
(селективные) методы, направленные на
регулирование отдельных форм кредита
(например, потребительского) или кредитования
различных отраслей (жилищного строительства,
экспортной торговли). К выборочным методам
относятся:
- Прямое ограничение размеров
банковских кредитов для отдельных банков
или ссуд (так называемые кредитные потолки);
- Регламентация условий выдачи
конкретных видов кредитов, в частности,
установление размеров маржи, т.е. разницы
между суммой обеспечения и размером выданной
ссуды; ставками по депозитам и ставкам
по кредитам и т.п.
- Учетная политика.
В сфере кредитно-денежного
обращения государство проводит свою
политику, используя кооперацию с данным
соучастником регулирования. Образуются
своего рода партнерские отношения: "государство
— Центральный Банк". Практика показывает
высокую эффективность данного сотрудничества.
Необходимо отметить, что в
производственной сфере государство не
имеет такого мощного рычага влияния.
Производственному сектору должна быть
присуща максимально высокая степень
свободы и независимости, что требует
сама рыночная природа. В рамках производственной
сферы государство ориентируется на косвенные
пути воздействия - через систему кредитно-денежного
обращения, являющейся своего рода кровеносной
системой экономики.
Этот косвенный вариант регулирующего
влияния на производственный сектор построен
на компромиссах. Прямого вторжения в
планы предпринимателей не существует.
В то же время косвенные методы создают
предпосылки к тому, чтобы предприниматель
сам стремился поступать в соответствии
с целями экономической политики. Однако
внешне государственный замысел будет
реализовываться через принятие деловыми
кругами самостоятельных решений. Таким
образом, «косвенные методы регулирования
проявляются в сочетании необходимых
для рынка элементов свободы с мягкими,
но тонко рассчитанными и настойчивыми
действиями государства».
Информация о работе Центральный банк как главный эмиссионный и денежно-кредитный институт