Ценные бумаги

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:19, курс лекций

Краткое описание

Для возникновения гражданских правоотношений с ценными бумагами, прежде всего, необходимо наступление предусмотренных нормами действующего законодательства обстоятельств.
Еще в начале прошлого века Г.Ф. Шершеневич разработал классическое определение юридического факта. Юридические отношения возникают, изменяются и прекращаются вследствие юридических фактов, то есть наступления таких обстоятельств, с которыми нормы объективного права соединяют определенные юридические последствия .

Оглавление

Введение……………………………………………………………………4
Лекция 1 КЛАССИФИКАЦИЯ СДЕЛОК С ЦЕННЫМИ БУМАГА-МИ, КАК ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНО-ШЕНИЙ……………………………………………..………………………….…6
Вопр. 1 Сущностный критерий классификации сделок с ценными бума-гами…………………………………………………………………………..6
Вопр. 2. Специфика правовой природы отдельных сделок с ценными бумагами (кроме срочных сделок)……………………………………….…17
Вопр. 3. Правовая природа отдельных сделок по оказанию услуг в сфере обращения ценных бумаг на фондовом рынке…………………………37
Лекция 2. ИНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГРАЖДАН-СКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГА-МИ………..……….49
Вопр. 1. Сложные юридические составы, как основания порождающие правоотношения с ценными бумагами……………………………….49
Вопр. 2. Административные акты, влияющие на правоотношения с ценными бумага-ми………………………………………………………………53
Вопр. 3. Судебные акты, воздействующие на правоотношения с цен-ными бумагами ……………………………………………………….……..57

Файлы: 1 файл

ценные бумаги лекции.doc

— 913.50 Кб (Скачать)

Понятие размещение ценных бумаг определяется ст. 2 ФЗ о РЦБ. В соответствии с положениями, закрепленными в этой статье, под размещением понимается отчуждение ценных бумаг их первым владельцам в течение срока, установленного для размещения.

В соответствии со Стандартами  эмиссии можно выделить следующие  способы размещения акций:

- распределение при  учреждении;

- распределение среди  акционеров;

- подписка;

- конвертация.

Кроме того, предусмотрены  два варианта размещения облигаций: подписка и конвертация.

Распределение акций  при учреждении акционерного общества представляет собой форму размещения, при которой ценные бумаги размещаются до государственной регистрации их выпуска78. Мнение о необходимости размещения акций среди акционеров до момента государственной регистрации их выпуска обусловлено анализом норм ГК РФ, регулирующих процедуру государственной регистрации хозяйственных обществ и товариществ. Стандарты эмиссии акционерных обществ предусматривают, что документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества при его учреждении, должны быть предоставлены в регистрирующий орган не позднее месяца со дня государственной регистрации акционерного общества.

Подписка на акции  представляет собой способ размещения ценных бумаг на основании договоров. Стандартами различается два вида подписки: открытая и закрытая.

Способы подписки ценных бумаг могут быть различными и  выбор их находится целиком в  компетенции эмитента79. Среди них можно выделить:

- аукцион (простой аукцион характерен тем, что при проведении торгов состязаются только покупатели);

- открытая продажа  - ценные бумаги продаются всем  желающим без исключения на  единых условиях, заявленных заранее;

- индивидуальное размещение  путем переговоров с одним или несколькими крупными инвесторами.

Установление каких-либо преимуществ на приобретение ценных бумаг одним потенциальным владельцем перед другими запрещается, за исключением специально предусмотренных законодательно случаев:

- эмиссии и размещения государственных ценных бумаг;

- при предоставлении  акционерам акционерных обществ  преимущественного права на выкуп ценных бумаг новой эмиссии в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им ценных бумаг данного общества;

- при введении ограничений на приобретение ценных бумаг нерезидентами.

Конвертация представляет собой преобразование ценных бумаг  одного вида в бумаги другого в  случае, если такая возможность предусмотрена  в самой ценной бумаге.

Один из разделов Стандартов эмиссии посвящен эмиссии ценных бумаг, размещаемых путем конвертации. Перечень этих ценных бумаг выглядит следующим образом:

- конвертация в дополнительные  акции или облигации конвертируемых  ценных бумаг;

- акций в акции с  большей или меньшей номинальной  стоимостью;

- акций в акции с иными правами;

- акций в акции,  по которым принято решение  об их дроблении или консолидации.

Анализ процессов, происходящих при конвертации, в том понимании, в котором она отражена в Стандартах, позволяет нам делать вывод о  том, что ценные бумаги, которыми были удостоверены права их собственников, заменяются другими ценными бумагами, содержащими в себе права отличные от инкорпорированных в ценные бумаги, подлежащие замене.

Следующим этапом эмиссии  является регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг. По своей сути процедуры регистрации выпуска ценных бумаг, проспекта эмиссии ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг представляют собой административные акты, являющиеся предпосылкой возникновения гражданских правоотношений с ценными бумагами. В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение их в качестве отдельного юридического факта, служащего основанием возникновения правоотношений с ценными бумагами.

Основанием рассмотрения эмиссии ценных бумаг как сложного юридического состава, выступающего в качестве основания возникновения гражданских правоотношений с ценными бумагами, является юридическая и фактическая общность всех входящих в процедуру эмиссии этапов и подчиненность их общей цели - возникновению гражданских прав и обязанностей, вытекающих из ценных бумаг.

Следующим сложным юридическим  составом являются так называемые срочные операции на фондовом рынке. К таким операциям традиционно относятся опционные и фьючерсные сделки.

Особенности правовой природы  опционных и фьючерсных контрактов, осуществляемых на фондовых рынках, подробно рассматривалась в предыдущей главе при характеристике специфики правовой природы сделок с ценными бумагами.

 

Параграф 2 Административные акты,

влияющие  на правоотношения с ценными бумагами

 

К административным актам, выступающим в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей с ценными бумагами, предлагается относить:

- акты ФКЦБ о государственной  регистрации эмиссии ценных бумаг,  включающие в себя акты о  регистрации эмиссии ценных бумаг, проспекта эмиссии, отчета о регистрации;

- акты саморегулируемых  организаций профессиональных участников  рынка ценных бумаг и организаторов  торгов об установлении правил  поведения профессиональных участников рынка ценных бумаг, обязательных для членов этих организаций, а так же правил торговли и допуска ценных бумаг к торгам, обязательных не только для профессиональных участников членов этих организаций.

В соответствии с п.2 Положения  о регистрирующих органах, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ от 4 марта 1997 г. № 1180, в число регистрирующих органов включена сама Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, ее региональные отделения, Банк России и его территориальные управления.

В актах регистрации проспекта эмиссии, регистрации выпуска ценных бумаг и регистрации отчета о выпуске ценных бумаг (далее акты государственной регистрации) проявляются административные полномочия ФКЦБ.

Кроме того, ФКЦБ вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а так же требовать предоставления документов, необходимых для разрешения вопросов в пределах компетенции комиссии.

Акт государственной  регистрации представляет собой документ, выдаваемый органом, в компетенцию которого согласно действующего законодательства входит принятие решения о регистрации.

Государственная регистрация  позволяет снизить вероятность  нарушений законодательства о ценных бумагах при их размещении. Однако было бы ошибочным рассматривать акт регистрации как гарантию отсутствия правонарушений при эмиссии. К такому выводу позволяет прийти анализ перечня документов, необходимых для предоставления органу, полномочному осуществлять регистрацию.

Перечни документов, необходимых  для регистрации, содержатся соответственно для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг в ст. 20 Закона РФ «О рынке ценных бумаг», необходимых для регистрации проспекта эмиссии в ст. 22 Закона, необходимых для регистрации отчета об итогах эмиссии в ст. 25 Закона.

Орган, осуществляющий регистрацию, рассматривает предоставленные  документы, определяя их соответствие по форме и содержанию действующему законодательству. Вместе с тем, на основе анализа положений, содержащихся в требованиях Закона и Стандартах эмиссии, можно прийти к выводу, что главной задачей мониторинга предоставленных документов является обеспечение полноты раскрытия информации об эмитенте и выпускаемых ценных бумагах, которая и должна в последующем послужить основанием для принятия решения о приобретении ценных бумаг.

После получения всех, предусмотренных требованиями стандартов эмиссии, документов, регистрирующий орган  обязан в предусмотренный законом срок произвести регистрацию либо принять решение об отказе в регистрации. Отказ в регистрации может быть обжалован в предусмотренном процессуальным законодательством порядке в суде или арбитражном суде.

В случае обнаружения  регистрирующим органом нарушений, перечисленных в ч. 4 ст. 26 Закона РФ «О рынке ценных бумаг», он вправе приостановить выпуск ценных бумаг или признать его несостоявшимся или недействительным. Осуществление этих полномочий регистрирующего органа производится путем принятия соответствующих актов признания выпуска недействительным, несостоявшимся или акта приостановления выпуска ценных бумаг. Вынесение указанных актов может быть обжаловано в суд или арбитражный суд в установленном процессуальным законодательством порядке.

Акты саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг могут выступать в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей по поводу ценных бумаг.

Под саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка  ценных бумаг в соответствии с  требованиями ст. 48 Закона РФ          «О рынке ценных бумаг» понимается добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, функционирующее на принципах некоммерческой организации и преследующее цели: обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдение стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиту интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов - профессиональных участников рынка ценных бумаг, установления стандартов и правил проведения операций с ценными бумагами.

Перечень правомочий саморегулируемых организаций в  области регулирования рынка ценных бумаг закреплен ст. 49 Закона. Саморегулируемая организация вправе, в частности, разрабатывать правила и стандарты осуществления операций с ценными бумагами и контролировать их соблюдение всеми членами организации.

В настоящее время  на российском рынке активно действуют  множество саморегулируемых организаций. Среди наиболее известных можно выделить ПАРТАД (профессиональная ассоциация регистраторов, трансфертагентов и депозитариев), ПАУФОР (профессиональная ассоциация участников фондового рынка), РТС-1 (Российская торговая сеть), РТС-2 и др.

В соответствии с положениями, закрепленными в ст. 50 Закона саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг могут выступать в качестве организаторов торговли на рынке.

Как организатору торговли, саморегулируемой организации вменено  в обязанность принять правила, регулирующие торговлю ценными бумагами, которые должны содержать, в частности, порядок допуска ценных бумаг к торговле и порядок и основания исключения ценных бумаг из котировки организатора торговли. Порядок допуска ценных бумаг и порядок исключения ценных бумаг из котировки именуются, соответственно, листингом и делистингом ценной бумаги.

Листинг представляет собой акт, принимаемый организатором торговли и открывающий ценной бумаге доступ к торгам на бирже или внебиржевой системе торговли. Отбор обращающихся ценных бумаг путем использования процедуры листинга объясняется двумя причинами: во-первых, множеством выпущенных в обращение ценных бумаг, знать которые затруднительно даже специалисту, а во-вторых, малой солидностью некоторых ценных бумаг, которые без такого отбора напрасно обременяли бы организованный рынок и мешали сосредоточению операций81.

Процедура листинга регламентирована «Временным положением о требованиях, предъявляемых к организаторам  торговли на рынке ценных бумаг», утвержденными Постановлением ФКЦБ № 23 от 19 декабря 1996 г.82 В соответствии с требованиями Временного положения правила листинга должны содержать в себе следующие положения:

- правила принятия  эмитентами ценных бумаг, участниками  торговли и организаторами торговли  конкретных обязательств по раскрытию  информации о деятельности эмитентов ценных бумаг, ценных бумагах и иных фактах и событиях, необходимых для принятия решений о заключении договоров купли-продажи ценных бумаг, а также обязательств по определению конкретных условий таких договоров;

- создание равных для  участников торговли и их клиентов  возможностей получения информации, которая должна раскрываться в соответствии с правилами листинга и делистинга ценных бумаг;

- своевременное исключение  из списка прошедших листинг  ценных бумаг тех, которые не  соответствуют установленным требованиям;

- необходимые меры, предотвращающие манипулирование ценами.

Положением также строго регламентированы основания делистинга - акта, принимаемого организатором  торговли, и заключающегося в исключении ценной бумаги, не соответствующей предусмотренным требованиям из котировального листа:

- заявление заявителя об исключении ценных бумаг из котировального листа;

- принятие органом,  осуществляющим государственную  регистрацию ценных бумаг, решения  о признании выпуска ценных  бумаг не состоявшимся;

Информация о работе Ценные бумаги