Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 00:35, курс лекций
Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия – с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине ХХ века развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учета управленческим учетом.
Бюджет - это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.
Бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей. В результате его составления становится ясно, какую прибыль получит предприятие при одобрении того или иного плана развития.
В основе планирования и контроля лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация, необходимая для планирования, собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета.
Период планирования - временной промежуток, на который составляются и в течение которого реализуются планы)
В зависимости от периодов планирования выделяют следующие виды планирования:
Целью бюджетного процесса является обеспечение руководителей предприятия своевременной и достоверной информацией для принятия управленческих решений.
Пользователями информации, содержащейся в бюджетных отчетах и планах, являются руководители бюджетных единиц, бизнес-единиц и предприятия в целом.
Бюджетный процесс организации базируется на следующих основных принципах.
1. Принцип единства
бюджетной системы и
2. Принцип взаимосвязи
оперативного и
3. Принцип обязательности
исполнения бюджетов
4. Принцип сбалансированности выгод и затрат предполагает, что выгоды, извлекаемые из использования бюджетной информации, должны превышать затраты на ее получение.
5. Принцип напряженности
и выполнимости бюджетов
6. Принцип целевого
характера бюджетных лимитов
означает, что бюджетные средства
выделяются с обязательным
7. Принцип достоверности предполагает, что бюджетные данные должны правдиво представлять будущие операции и события.
8. Принцип существенности
подразумевает, что бюджет
9. Принцип осмотрительности
предполагает определенную
5. Статические и гибкие бюджеты.
Существует два вида бюджетов - фиксированные (статические) и гибкие.
Фиксированный бюджет - бюджет, планирующий конкретные суммы доходов и расходов для каждой бюджетной статьи исходя только из заданного объема реализации. Называется также статическим бюджетом. Исполнение бюджета контролируется по фактическим показателям без каких-либо корректировок.
В таблице 1 показаны результаты исполнения статического бюджета.
Таблица 1
Исполнение бюджета предприятия (фиксированного),(тыс. руб.)
№ п/п |
Показатели |
Бюджет |
Выполнение |
Отклонение |
1 |
Объем реализации (шт.) |
1000 |
800 |
-200 |
2 |
Выручка от реализации продукции |
5000 |
4800 |
-200 |
3 |
Производственная |
3800 |
3200 |
-600 |
4 |
Прибыль от реализации |
1200 |
1600 |
+400 |
5 |
Общехозяйственные расходы |
750 |
750 |
- |
6 |
Коммерческие расходы |
70 |
150 |
+80 |
7 |
Прибыль |
380 |
700 |
+320 |
Фиксированный (статический) бюджет позволяет оценить только абсолютные показатели исполнения бюджета. Можно отметить, что, хотя принятый объем реализации не был достигнут, выручка от реализации продукции недополучена и превышены расходы на реализацию, предприятие получило прибыль на 320 тыс. руб. больше запланированной.
Фиксированный (статический) бюджет отражает факт полученного результата. Статические бюджеты используются для внутрихозяйственных служб, в подразделениях, работа которых не зависит от объемов производства или реализации продукции. Статический бюджет, как правило, предназначен для определенного уровня деловой активности предприятия, он не может использоваться для контроля затрат при изменении уровня активности. Провести детальный анализ результатов деятельности предприятия, используя статический бюджет, невозможно. Поэтому на практике чаще используется гибкий бюджет.
Гибкий бюджет предусматривает несколько альтернативных вариантов объема реализации и всевозможные корректировки затрат и доходов в зависимости от изменения объемов. В таблице 2 представлено исполнение гибкого бюджета предприятия.
Таблица 2
Исполнение бюджета предприятия (гибкого), (тыс. руб.)
№ п/п |
Показатели |
Бюджет |
Выполнение |
Скорректированный на выполнение бюджет |
Отклонение от скорректированного бюджета |
1 |
Объем реализации (шт.) |
1000 |
800 |
800 |
- |
2 |
Выручка от реализации продукции |
5000 |
4800 |
4000 |
+800 |
3 |
Производственная себестоимость продукции |
3800 |
3200 |
3040 |
+160 |
4 |
Прибыль от реализации |
1200 |
1600 |
960 |
+640 |
5 |
Общехозяйственные расходы |
750 |
750 |
750 |
- |
6 |
Коммерческие расходы |
70 |
150 |
70 |
+80 |
7 |
Прибыль |
380 |
700 |
140 |
+560 |
В рассматриваемом примере фактический объем реализации меньше запланированного на 200 единиц; соответственно, следует принять во внимание, что затраты на производство 800 единиц продукции должны быть меньше предусмотренных из расчета на 1000 единиц. Нужно скорректировать плановую себестоимость на фактический объем произведенной и реализованной продукции с использованием плановой нормы затрат на единицу продукции.
Для этого находим плановую норму затрат:
3800 тыс. руб. : 1000 шт.=3,8 тыс. руб.
и умножаем на количество фактически произведенной продукции:
3,8 тыс. руб. х 800 шт. = 3040 тыс. руб.
Предприятие планировало получить от реализации 1000 единиц продукции 5000 тыс. руб., фактически реализовало 800 единиц, соответственно скорректированная плановая выручка от реализации составит:
5000 тыс. руб. : 1000 шт. = 5,0 тыс. руб.
5,0 тыс. руб. х 800 шт. = 4000 тыс. руб.
Таким же способом корректируется и прибыль от реализации: рассчитывается планируемая прибыль от реализации единицы продукции:
1200 тыс. руб. : 1000 шт. = 1,2 тыс. руб.
и умножается на количество фактически реализованной продукции:
1,2 тыс. руб. х 800 шт. = 960 тыс. руб.
Необходимо иметь в виду, что общехозяйственные расходы являются, как правило, условно-постоянными и не зависят от объема производства, поэтому они не подлежат корректировке.
Коммерческие расходы по своей структуре, в нашем случае, также являются условно-постоянными. Конечно, в состав этих расходов входят стоимость упаковки, некоторые транспортные расходы и др., но доля их незначительна. Поэтому коммерческие расходы в нашем примере корректировать не следует.
Анализируя фактические показатели деятельности предприятия и сопоставляя их с приведенными плановыми показателями, можно сделать следующие выводы:
Сравнивая статический и гибкий бюджеты, можно сказать, что последний предоставляет более объективные данные для анализа выполнения плановых заданий. Гибкий бюджет можно использовать как для планирования, так и для анализа и оценки различных хозяйственных ситуаций в условиях возможных непредвиденных обстоятельств.
6. Главный (общий)
бюджет. Назначение и
Общий (главный) бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям деятельности план работы предприятия.
Общий (главный) бюджет также называют генеральным бюджетом.
В результате составления главного бюджета создаются:
Общий (главный) бюджет любой организации состоит из двух частей:
1) операционного бюджета - включающего план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации;
2) финансового бюджета - включающего бюджеты капитальных вложений, движение денежных средств и прогнозируемый баланс.
Рассмотрим последовательность подготовки операционного бюджета.
Процедура планирования начинается с составления бюджета продаж.
Бюджет реализации (план продаж) показывает объем продаж по видам продуктов в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода (табл. 3).
Пример: Маркетинговые исследования показали, что предприятие сможет реализовать в следующем году три вида продукции по возможным ценам реализации и получить доход в сумме 28 000 тыс. руб.
Таблица 3
Бюджет продаж
Наименование продукта |
Количество на реализацию |
Цена реализации (тыс. руб.) |
Планируемый доход (тыс. руб.) |
Пиджак |
8 000 |
1,75 |
14 000 |
Брюки |
10 000 |
1,0 |
10 000 |
Юбка |
5 000 |
0,8 |
4 000 |
Итого |
28 000 |
В таблице 1 бюджет продаж представлен упрощенно. На практике к этой программе будут прилагаться многочисленные расчеты и таблицы с информацией о продажах по сезонам, кварталам и месяцам с анализом сбыта по территориям.