Управленческий учет и аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 00:35, курс лекций

Краткое описание

Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия – с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине ХХ века развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учета управленческим учетом.

Файлы: 1 файл

Конспект лекций Управленческий учет и аудит.doc

— 814.00 Кб (Скачать)
  1. Определение бюджета, периодичность и принципы его составления.

Бюджет - это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.

Бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей. В результате его составления  становится ясно, какую прибыль получит  предприятие при одобрении того или иного плана развития.

В основе планирования и  контроля лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация, необходимая для планирования, собирается и обрабатывается в системе  бухгалтерского учета.

Период планирования - временной промежуток, на который составляются и в течение которого реализуются планы)

В зависимости от периодов планирования  выделяют следующие  виды планирования:

      • оперативное (текущее) - на период до года;
      • тактическое (среднесрочное) - на период 1-3 года;
      • стратегическое (долгосрочное) - на период свыше трех лет.

Целью бюджетного процесса является обеспечение руководителей  предприятия своевременной и  достоверной информацией для  принятия управленческих решений.

Пользователями информации, содержащейся в бюджетных отчетах и планах, являются руководители бюджетных единиц, бизнес-единиц и предприятия в целом.

Бюджетный процесс организации  базируется на следующих основных принципах.

1. Принцип единства  бюджетной системы и сопоставимости  бюджетов и отчетов предприятия подразумевает единство формы планов и бюджетной отчетности, стратегических и тактических целей предприятия.

2. Принцип взаимосвязи  оперативного и стратегического  планирования подразумевает, что  оперативное планирование деятельности предприятия направлено на реализацию его стратегических и тактических целей.

3. Принцип обязательности  исполнения бюджетов подразумевает,  что утвержденный бюджет является  директивным документом и обязателен  к исполнению для всех бюджетных  и бизнес-единиц.

4. Принцип сбалансированности  выгод и затрат предполагает, что выгоды, извлекаемые из использования  бюджетной информации, должны превышать  затраты на ее получение.

5. Принцип напряженности  и выполнимости бюджетов подразумевает  необходимость формирования бюджета при соблюдении условия реальности его исполнения с учетом оптимальной загрузки производственных мощностей и занятости трудовых ресурсов.

6. Принцип целевого  характера бюджетных лимитов  означает, что бюджетные средства  выделяются с обязательным обозначением направления их целевого использования.

7. Принцип достоверности  предполагает, что бюджетные данные  должны правдиво представлять  будущие операции и события.

8. Принцип существенности  подразумевает, что бюджет должен  содержать такие данные, что их  искажение или отсутствие может повлиять на управленческие решения, принимаемые на основе бюджетной отчетности. Существенность данных не всегда определяется их количественными характеристиками. В ряде случаев существенность данных определяется качественными характеристиками операций или событий.

9. Принцип осмотрительности  предполагает определенную степень  осторожности в процессе планирования  доходов, расходов, активов и обязательств  с тем, чтобы доходы и активы  не были завышены, а расходы  и обязательства не были занижены.

5. Статические  и гибкие бюджеты.

Существует два вида бюджетов - фиксированные (статические) и гибкие.

Фиксированный бюджет - бюджет, планирующий конкретные суммы доходов и расходов для каждой бюджетной статьи исходя только из заданного объема реализации. Называется также статическим бюджетом. Исполнение бюджета контролируется по фактическим показателям без каких-либо корректировок.

В таблице 1 показаны результаты исполнения статического бюджета.

Таблица 1

Исполнение  бюджета предприятия (фиксированного),(тыс. руб.)

п/п

Показатели

Бюджет

Выполнение

Отклонение

1

Объем реализации (шт.)

1000

800

-200

2

Выручка от реализации продукции

5000

4800

-200

3

Производственная себестоимость  продукции

3800

3200

-600

4

Прибыль от реализации

1200

1600

+400

5

Общехозяйственные расходы

750

750

-

6

Коммерческие расходы

70

150

+80

7

Прибыль

380

700

+320


 

Фиксированный (статический) бюджет позволяет оценить только абсолютные показатели исполнения бюджета. Можно отметить, что, хотя принятый объем реализации не был достигнут, выручка от реализации продукции недополучена и превышены расходы на реализацию, предприятие получило прибыль на 320 тыс. руб. больше запланированной.

Фиксированный (статический) бюджет отражает факт полученного результата. Статические бюджеты используются для внутрихозяйственных служб, в подразделениях, работа которых не зависит от объемов производства или реализации продукции. Статический бюджет, как правило, предназначен для определенного уровня деловой активности предприятия, он не может использоваться для контроля затрат при изменении уровня активности. Провести детальный анализ результатов деятельности предприятия, используя статический бюджет, невозможно. Поэтому на практике чаще используется гибкий бюджет.

Гибкий бюджет предусматривает несколько альтернативных вариантов объема реализации и всевозможные корректировки затрат и доходов в зависимости от изменения объемов. В таблице 2 представлено исполнение гибкого бюджета предприятия.

Таблица 2

Исполнение  бюджета предприятия (гибкого), (тыс. руб.)

п/п

Показатели

Бюджет

Выполнение

Скорректированный на выполнение бюджет

Отклонение от скорректированного бюджета

1

Объем реализации (шт.)

1000

800

800

-

2

Выручка от реализации продукции

5000

4800

4000

+800

3

Производственная 

себестоимость продукции

3800

3200

3040

+160

4

Прибыль от реализации

1200

1600

960

+640

5

Общехозяйственные

расходы

750

750

750

-

6

Коммерческие расходы

70

150

70

+80

7

Прибыль

380

700

140

+560


В рассматриваемом примере  фактический объем реализации меньше запланированного на 200 единиц; соответственно, следует принять во внимание, что  затраты на производство 800 единиц продукции  должны быть меньше предусмотренных  из расчета на 1000 единиц. Нужно скорректировать плановую себестоимость на фактический объем произведенной и реализованной продукции с использованием плановой нормы затрат на единицу продукции.

Для этого находим  плановую норму затрат:

3800 тыс. руб. : 1000 шт.=3,8 тыс. руб. 

и умножаем на количество фактически произведенной продукции:

3,8 тыс. руб. х 800 шт. = 3040 тыс. руб.

Предприятие планировало  получить от реализации 1000 единиц продукции 5000 тыс. руб., фактически реализовало 800 единиц, соответственно скорректированная  плановая выручка от реализации составит:

5000 тыс. руб. : 1000 шт. = 5,0 тыс. руб. 

5,0 тыс. руб. х 800 шт. = 4000 тыс. руб.

Таким же способом корректируется и прибыль от реализации: рассчитывается планируемая прибыль от реализации единицы продукции:

1200 тыс. руб. : 1000 шт. = 1,2 тыс. руб.

и умножается на количество фактически реализованной продукции:

1,2 тыс. руб. х 800 шт. = 960 тыс. руб.

Необходимо иметь в  виду, что общехозяйственные расходы  являются, как правило, условно-постоянными  и не зависят от объема производства, поэтому они не подлежат корректировке.

Коммерческие расходы  по своей структуре, в нашем случае, также являются условно-постоянными. Конечно, в состав этих расходов входят стоимость упаковки, некоторые транспортные расходы и др., но доля их незначительна. Поэтому коммерческие расходы в нашем примере корректировать не следует.

 

Анализируя фактические  показатели деятельности предприятия  и сопоставляя их с приведенными плановыми показателями, можно сделать  следующие выводы:

  • фактические коммерческие расходы на 80 тыс. руб. выше запланированных. Это результат принятого руководством предприятия решения о проведении рекламной кампании, которая, в свою очередь, повлияла на формирование спроса на продукцию и позволила предприятию поднять цены продаж;
  • выручка от реализации продукции превысила скорректированную плановую цифру на 800 тыс. руб. (в табл. 1 выручка от реализации ниже плановой на 200тыс. руб.);
  • затраты на производство продукции выше скорректированных плановых затрат, в расчете на единицу продукции они превысили плановые затраты на 0,2 тыс. руб. Именно по этой причине предприятие недополучило 160 тыс. руб. прибыли. Используя данные статического бюджета, можно отметить, что предприятие получило экономию по затратам на производство продукции 600 тыс. руб., и сделать неверные выводы.

Сравнивая статический  и гибкий бюджеты, можно сказать, что последний предоставляет  более объективные данные для  анализа выполнения плановых заданий. Гибкий бюджет можно использовать как  для планирования, так и для  анализа и оценки различных хозяйственных ситуаций в условиях возможных непредвиденных обстоятельств.

6. Главный (общий)  бюджет. Назначение и последовательность  его подготовки.

Общий (главный) бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям деятельности план работы предприятия.

Общий (главный) бюджет также  называют генеральным бюджетом.

В результате составления  главного бюджета создаются:

      • прогнозируемый баланс;
      • план прибылей и убытков;
      • прогноз движения денежных средств.

Общий (главный) бюджет любой организации состоит из двух частей:

1) операционного бюджета - включающего план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации;

2) финансового бюджета - включающего бюджеты капитальных вложений, движение денежных средств и прогнозируемый баланс.

Рассмотрим последовательность подготовки операционного бюджета.

Процедура планирования начинается с составления бюджета  продаж.

Бюджет  реализации (план продаж) показывает объем продаж по видам продуктов в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода (табл. 3).

Пример: Маркетинговые исследования показали, что предприятие сможет реализовать в следующем году три вида продукции по возможным ценам реализации и получить доход в сумме 28 000 тыс. руб.

Таблица 3

Бюджет продаж

Наименование

продукта

Количество на

реализацию

Цена реализации (тыс. руб.)

Планируемый

доход (тыс. руб.)

Пиджак

8 000

1,75

14 000

Брюки

10 000

1,0

10 000

Юбка

5 000

0,8

4 000

Итого

   

28 000


 

В таблице 1 бюджет продаж представлен упрощенно. На практике к этой программе будут прилагаться  многочисленные расчеты и таблицы  с информацией о продажах по сезонам, кварталам и месяцам с анализом сбыта по территориям.

Информация о работе Управленческий учет и аудит